Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Пропаганда систематических занятий физической культурой и спортом

Автор:
Паймолов Николай Алексеевич

Аннотация:

Пропаганда систематических занятий физической культурой и спортом

 

 

В настоящее время проблема здоровья  обучающихся  приобретает все большую актуальность. Основными причинами сложившегося положения является отсутствие у них мотивации к систематическим занятиям физической культуры с целью поддержания и укрепления здоровья. Поэтому в своей работе я широко разрабатываю вопросы  пропаганды здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой по спроектированному учебно-воспитательному процессу.

 

 

Паймолов Николай Алексеевич: учитель физической культуры II категории МБОУ Маломоршевский филиал Устиньской СОШ

 

Статья:

Пропаганда систематических занятий физической культурой и спортом занятий

 

 

В настоящее время проблема здоровья обучающихся  приобретает все большую актуальность: увеличивается число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, возрастает количество обучающихся специальной медицинской группы. Основными причинами сложившегося положения является отсутствие у них мотивации к систематическим занятиям физической культуры с целью поддержания и укрепления здоровья. Поэтому в своей работе я широко разрабатываю вопросы  пропаганды здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой по спроектированному учебно-воспитательному процессу. Отличительной чертой  занятий физической культуры в школе является то, что они вытекает из глубоко продуманной, творческой работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов формирования знаний, умений, навыков в этой области. В физкультурно-оздоровительной работе нельзя опираться на стандартные  решения, а зачастую следует решать их творчески, осознанно, с использованием новых технологий физкультурного воспитания. Вместе с тем эффективность разрабатываемой работы обуславливается не только ее содержанием, но и взаимосвязью составляющих ее компонентов.

Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с областной программой «Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2007-2015 годы» и программой развития нашего образовательного учреждения».

Занятия физкультурой являются хорошим средством организации досуга школьников. Это необходимо для того, что незанятость  в свободное время нередко ведет к таким формам поведения, как бесцельное хождение по улицам, магазинам, выпивки, азартным играм, хулиганству и т.п. Кроме того занятия физической культурой являются хорошим средством физического развития и всестороннего воспитания, средством отвлечения от влияния улицы.

 

 

Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа.

 

 

Предмет исследования: пропаганда систематических занятий физической культурой для поддержания здоровья.

 

 

Цели физкультурно-оздоровительной-работы:

-пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой;

-содействия всестороннему развитию личности;

-сохранение здоровья;

 

 

 Задачи физкультурно-оздоровительной работы: -физическое, интеллектуальное и нравственное развития учащихся.

 

Средства:

-соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, армреслингу;

-подвижные и спортивные игры на переменах;

-дни здоровья,

-викторины на спортивную тему;

-просмотры кинофильмов на спортивную тему;

-конкурсы рисунков и докладов т.д. 

    Практическое решения  задач в процессе занятий позволяет выделить зависимость морально-волевого развития  от физического, а также определить эффективность процесса становление личности обучающихся от повышения уровня физического и волевого развития. Очень важно в процессе обучения создать условия, в которых обучающиеся имели бы возможность упражняться в преодолении трудностей. Преодоление трудностей всегда связано с самооценкой способностей, которые в свою очередь могут быть стимулом, своеобразной психологической предпосылкой к самовоспитанию. Движущими силами поведения обучающихся в этом случае становятся высоконравственные мотивы - долг, честь, ответственность за коллектив, чувство сопереживания, гордости. Таким образом, в процессе работы я решаю не только спортивную и образовательную, но  и воспитательную направленность, от которой во многом зависит успех  в достижению моей цели.

В физкультурно-оздоровительная работе есть наличие некоторых штампов. Это заготовки бланков заявок участника соревнований, протоколы различных видов  школьных и районной соревнований, проекты приказов, календарных годовых, четвертных поурочных планов, планов конспектов уроков, это и сценарий спортивных праздников, “Дней здоровья”. Материально-техническая база нашего образовательного учреждения для занятий физической культурой  обеспечена средне, ежегодно приобретаем необходимый  инвентарь. В школе имеется помещение приспособленное под спортивный зал. Внешкольные занятия проводятся  рядом в парке. Хотелось бы отметить  удобное месторасположение школы, для проведения занятий по легкой атлетике, что обеспечивает комфортность обучения. Рядом с школой расположен медицинский пункт в котором учащиеся ежегодно проходят медицинский контроль с целью определения группы  развития для занятий физической культурой.    

В  работе  стараюсь избегаю  стереотипов, прогнозирую результаты, применяю новые педагогические технологии. Все это является результатом моих наработок. Основной формой организации физкультурно-оздоровительная работы, является урок, которому отводится приблизительно 98% учебного времени. По-моему, современный урок – это прежде всего урок, на котором  использует все возможности для развития личности, ее активного умственного роста,  усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков, потребности занятиями физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни. Для обеспечения интереса к урокам стораюсь чтобы каждый обучающийся получил посильную нагрузку. Вследствие различий  интеллектуальных и физических возможностей,  заинтересованности,  темпы усвоения учебного материала не одинаковы. Опыт показывает, что чрезмерные или недостаточные требования, могут быстро погасить интерес к занятиям, а ведь это является одной из целей моей работы: «пропаганда систематических занятий физической культурой».

Одновременно следует отметить, что  часто ошибочно основное внимание уделяют работе с подготовленными обучающимися, которые опережают в развитии своих сверстников. Стараюсь работать на занятиях и с отстающими. Большинство из них имеют отклонения в физическом развитии и в следствии этого не уверены в своих физических возможностях. Разрабатываю для них индивидуальные программы, так как действующая программа  школы не учитывает ряд особенностей их физического развития. Для подготовленных обучающихся ставлю новые более сложные задачи, отвечающих уровню их развития. Обучающимся освобожденным от занятий даю на уроках теоретические задания. Например: подготовить сообщение о последних спортивных новостях, доклад, изучить правила игры в волейбол, разработать комплекс упражнений направленных на развитие физических качеств необходимых в волейболе. Для диагностики результативности и корректировки работы  отслеживаю динамику изменений за несколько лет. Со всеми у меня доверительные отношения и полное взаимопонимание. Обучающиеся, безразлично или отрицательно относящиеся к занятиям физической культурой, находятся под моим постоянным вниманием. В  противовес их отрицательным качествам  вырабатываю: положительную целеустремленность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, привычку к систематическим занятиям физической культурой и отрицательному отношению к вредным привычкам. Применяю систему поощрений, способствующую утверждению личности путем создания ситуаций успеха. В этом случае интерес к занятиям у них не пропадет. Формирование положительных эмоций на учебных занятиях, как показывает практика, является одним из условий достижения положительной направленности личности обучающихся на занятия физической культурой. Вопрос, шутка, реплика, содействуют установлению взаимопонимания. Овладение этими методами, мне кажется, и означает по новому подходить к уроку физической культуры. Это мое видение проблемы.  Совершенно очевидно то, что исходные идеи современного урока физической культуры –  это единство обучения, воспитания, развития и оздоровления. Основное внимание на занятиях уделяю развитию двигательной сферы у обучающихся, овладение техникой двигательных действий свободно, ненапряженно, на полной амплитуде в соответствии с заданной программой, развитие умения управлять своими двигательными действиями. Важной  остается  развитие сенсорной сферы (глазомера, ориентировке в пространстве и во времени, точности, звуков)..  Занятие эффективно в том случае, если (при прочих равных условиях) в нем соблюдаются оптимальные для каждого обучающихся темпы. Навязывание ему более высоких или более низких темпов (относительно его возможностей) неизбежно приводит к снижению развивающего эффекта обучения. Дифференцированно подхожу к оценке освоения новых упражнений учащимися и оценке уровня их физической подготовленности. Опыт показывает, что лучше всего оценивать прирост к исходному результату. Если что-то не получается, неудовлетворительную оценку сразу не выставляю, приглашаю на дополнительные занятия или даю домашние задания, определяю время повторного испытания, никогда не забываю о "долгах". Например: обучающийся 7 класса в октябре подтянулся на перекладине девять раз, тогда в ноябре если: подтянулся десять раз или больше - получил "5"; подтянулся девять раз - получил "4"; подтянулся восемь раз - получил "3". Важна не сама оценка, а то, что ученик, в конце концов, сделал это упражение, выполнил норматив или улучшил свои показатели. Обучающиеся должны понимать, что хорошую оценку необходимо заработать и что это им по силам, т.е. реально.  Это укрепляет  веру в себя, в свои силы, поддерживает стремление к занятиям. Важно создавать "ситуацию успеха". Используя вышеуказанные методы, хотелось бы отметить перспективность их применения, а также положительной динамики в повышении качества знаний и уровня  физической подготовленности обучающихся. Обучаю детей анализировать свои двигательные умения, выделять главное в двигательном действии, сравнивать, строить аналогии (разбег в прыжках в длину и спринтерский бег начинаются с максимального усилия), обобщать и систематизировать (игры, атлетика, водные виды спорта), ставить и разрешать проблемы (почему не получается подтянуться, почему была проиграна игра?). Если обучающийся что-то делает за счет одного показа, но не осознает и не мыслит, это обычно быстро забывается и уже на следующем занятии упражнение не выполняется или выполняется с ошибками. Неосознанное выполнение упражнений одна из основных причин, которая не позволяет добиться успехов в физическом воспитании, а главное сделать его спутником жизни, сформировать привычку к систематическим занятиям. При изучении, объясняя новое упражнение, не разрешаю выполнять во время моего рассказа и показа. Привлекаю старшеклассников, которые это умеют и быстро показывают. Приглашаю их для показа во время перемен, пусть не всему классу, а тем, кто успел переодеться. Они, в свою очередь, показывают во время моего объяснения на уроке. Иногда договариваюсь с дежурными по школе, и ребята приходят на несколько минут в спортивный зал во время урока. Это помогает в обучении младших, т.к. они видят к чему нужно стремиться. С другой стороны, старшеклассники видят мало, что умеющих  и понимают, что преподаватель их чему-то научил...Провожу мониторинг физического развития и физической подготовленности  куда заношу результаты выполнения контрольных нормативов, которые принимаю 2 раза в год (осень, весна) на протяжение всего периода обучения.

 

 

Справка о состоянии здоровья учащихся.

Статистические данные количества обучающихся 1-3 групп здоровья таковы:

- учащихся с 1 группой здоровья

в 2007 – 2008 учебном году – 81,7%

в 2008 – 2009 учебном году – 83 ,4%

в 2009 – 2010 учебном году – 85,7%

- со 2 группой здоровья:

   в 2007 - 2008 учебном году – 12,2%

   в 2008 – 2009 учебном году – 11,3%

   в 2009 – 20010 учебном году – 9,7%

- с 3 группой здоровья:

   в 2007 – 2008 учебном году – 4,6%

   в 2008 – 2009 учебном году -  4,2%

   в 2009 – 2010 учебном году – 3,9%.

 

Вывод: обучающиеся  с 1 группой здоровья значительно преобладают, и этот показатель вырос за период с 2007 по 2010 учебный год на 4% .  Со 2 группой количество обучающихся уменьшилось с  2007по 2010 учебный год на 2,5% . Уменьшилось количество обучающихся с 3 группой здоровья на 0,7%  , что является положительным результатом работы  школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

Динамика уровня физической подготовленности обучающихся

Виды

деятельности

                 2007 год

                     2008 год

                  2009 год

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Бег 100 м.

19%

66%

15%

17%

66%

17%

14%

64%

22%

Челночный

бег 30х10

13

69

18

11

66

23

12

62

26

Прыжки в длину с места

14

71

15

13

68

18

13

66

21

6-минутный бег

17

66

17

16

55

29

12

56

32

Наклоны

10

59

31

9

58

33

8

57

35

Подтягивание

12

69

19

10

58

32

10

56

34

Среднее значение

14

66

19

12

62

25

11

60

28

                       

 

Диаграмма уровня физической подготовленности учащихся

 

 

Вывод: высокий уровень физической подготовленности возрастает, а низкий и средний понижается.

 

В начале учебного года и перед выполнением упражнения сообщаю обучающимся их предыдущие результаты, что приводит их к стремлению тот норматив улучшить, и многие ищут возможность дополнительно потренироваться. На мой взгляд применяемый подходы достаточно эффективны и перспективны. При этом, оценивая деятельность каждого обучающегося, вступаю с ним непосредственный контакт. Уроки физической культуры не удовлетворяют суточную потребность обучающихся в движении. Они выполняют функцию обучения и стимуляции к занятиям физической культурой и спортом. Большое внимание уделяя организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в каникулы, в программе дней здоровья. В нашей школе работает спортивная секция, где занимаются не только подготовленные обучающиеся, но и те, у кого есть свободное время, тоже приходят заниматься. Я тщательно разрабатываю и очень подробно расписываю программу дня здоровья, положение о соревнованиях, участию, судейству, рассчитываю время на различные виды деятельности, назначаю ответственных. Каждый должен знать: «что делать? Как? Когда? Где?» Спортивные соревнования позволяют лучше узнать самого себя, а достигая определенного уровня мастерства, обучающиеся обретают чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в своих силах. Заранее готовим грамоты. Награждение, в обязательном порядке, проводит директор или завуч школы. Своевременно вывешиваем протоколы с результатами. Оформляем стенд с фотографиями. Не буду перечислять все проводимые мероприятия, предлагаю вниманию некоторые:

«Стенка на стенку».

Цели проведения: пропаганда занятий физической культурой и спортом.

Участники: команды обучающихся 7-9 классов.

Представление команды: песня, девиз, стихи.

Построение команд: по команде ведущего необходимо построиться в колонну по одному в алфавитном порядке (по начальной букве имени каждого участника команды). Участвуют все команды одновременно. Оценивается быстрота и правильность построения..

Разминка: в течении двух минут участником следует назвать как можно больше спортивных терминов на определенную букву ( буквы - по жребию). Оценивается кол-во названных терминов.

«Дальше – дальше» : в течении двух минут нужно ответить на возможное большее число вопросов по теме «Физическая культура и спорт». Если игроки не знают ответа на вопрос, они говорят: «Дальше», и ведущий читает следующий вопрос. Участвует по три игрока от команды.

Пантомима: участвуют игроки (по одному человеку от команды). В течении двух минут надо показать виды спорта из предложенного списка. Оценивается кол-во отгаданных видов спорта.

«Парад грамотеев»: в течении двух минут нужно исправить ошибки в спортивных терминах. Участвует по два человека от команды. Оценивается кол-во исправленных ошибок в словах-терминах.

«Угадай вид спорта»: участвует вся команда. Один из игроков команды садится на стул спиной к зрителям. Ведущий показывает команде фотографию с изображением одного из видов спорта. Игрок должен, задавая наводящие вопросы, угадать этот вид спорта. Вопросы должны быть заданы таким образом, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Отвечает на вопросы ведущий. Не следует выбирать мало известные виды спорта; предупредить о наказании команды штрафом в случае подсказок. Оценивается кол-во отгаданных видов спорта.

«Скульптурная группа»: вся команда без предварительной подготовки выстраивает «скульптурную группу» по выбранной по жребию теме. Оценивается оригинальность, юмор, соответствие теме.

Формула оценки: первое место - одно очко, второе место – два очка, ничья – полтора очка. Результаты конкурсов записываются в протокол. Итоговые места команд определяются по наименьшей сумме очков, набранных за участие во всех конкурсах.

Немалую роль в  работе занимает самообразование, поэтому изучаю новейшую  педагогическую литературу, собираю, обрабатываю и анализирую информации, использую систему Интернет. Стараюсь быть современным высококвалифицированным педагогом, прошел обучение на курсах ТОИПКРО «INTEL – обучение будущего», Периодически выступаю на школьных методических объединениях: «Характеристика здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», участвую в областных соревнованиях по туризму за команду РОНО.

Мой опыт обобщен и апробирован на базе работы в Хлыстовской ООШ и  Маломоршевском филиале МОУ Устиньской СОШ, в котором сейчас  работаю. Конечно же, в работе возникают разного рода трудности, главная из которых отдаленность от города, плохое транспортное снабжение с близлежащими населенными пунктами. Все равно стараюсь чтобы мои обучающиеся участвовали во многих  соревнованиях, поддерживаю связь с коллегами из соседних школ и договариваюсь с ними о проведении матчевых встреч по волейболу. Назначив встречу через две недели, я знаю, что мои обучающиеся будут готовиться, т.е. лучше работать на уроках, посещать дополнительные занятия и секцию. Поддерживаю связь с тренерами ДЮСШ города. От четкой грамотной подготовки к соревнованиям во многом зависит  интерес обучающихся к  достижению в них хороших результатов и, как правило, улучшается отношение к своему здоровью и физическому развитию. Хотелось бы отметить и выразить благодарность коллективу школы за помощь и содействие в организации учебного процесса. Достижение цели и решение задач не возможно без поддержки единомышленников, в которых всегда поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудничества. Сотрудничество с которыми, посредством совместного участии в семинарских занятиях, совещаниях, школьных культурно-оздоровительных мероприятиях делает мою педагогическую деятельность продуктивной, насыщенной и интересной.

 

 

Моя деятельность в школе позволила решить следующие вопросы и получить результаты:

-уменьшилось количество пропусков в школе из-за простудных заболеваний;

-улучшаются процентные показатели участия школьников в школьных и вне школьных соревнованиях и плотность показанных в них результатов;

-выпускники выполняют программные требования к уровню физической подготовленности в основном на «4» и «5», процент качества обучения у них составляет более 90%;

-отмечается улучшение показателей физической подготовленности в соответствии с периодами развития физических качеств. Программные требования не всегда совпадают с этими периодами;

-на высоком организационно-методическом уровне провожу уроки, спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования.

Несомненно, работа предстоит большая, поскольку для пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой необходимо: ставить четкие, хорошо осознаваемые обучающимися задачи; избегать шаблонов на занятиях, однообразия используемых средств; вводить элементы новизны в используемые упражнения, применять оптимальные нагрузки, применять музыку; регулировать взаимоотношения обучающихся; создавать подгруппы в зависимости от особенностей и состояния физического развития и подготовленности обучающихся. Решая эти задачи, я создам условия, при которых физический компонент будет находится в равновесии с образовательным психическим и компонентами образования, поэтапно достигну основную цель – пропаганды здорового образа жизни и занятий физической культурой.

Директор школы                                                                   /А.М. Шиндин/

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010