Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

« Выборы в демократическом обществе».

Автор:
Коробейникова Любовь Анатольевна

Аннотация:

:  « Выборы в демократическом обществе».

Статья:

Тема урока: « Выборы в демократическом обществе».

 

Цель урока.

Учащиеся, вступая в самостоятельную политическую жизнь должны формировать доверие к институту выборов, развивать навыки электоральной культуры, проявлять интерес   к вопросам управления государством  и местными делами посредством выборов.

Задачи:

1. Работая   в группах,  учащиеся должны  разобраться   сложных вопросах правового регулирования  выборной системы.

2. Научиться разрешать сложные ситуации, возникающие в реальной жизни.

3. Готовится к роли  избирателя. Формировать свою гражданскую позицию.

4. Продолжить развитие умений  и навыков работы с источниками,

применять теоретические знания на практике, рассуждать, делать выводы из предлагаемой информации.

 

Подготовительная работа:

Для повышения эффективности, необходимо провести со школьниками работу, способствующую  их восприятию материала урока.

а) Пригласить на урок представителей территориальной избирательной комиссии

б) подготовить презентацию с соответствующими материалами  по теме  (Принципы выборной системы, таблицы результатов предыдущих выборов президента и депутатов Государственной думы, информацию для размышления)                                                                              в)Приготовить для урока дидактический материал (Конституция РФ,  Выдержки  из Закона Забайкальского края о муниципальных выборах от 30 июня 2010года)

(Приложение №1)

г) На каждого ученика приготовить рабочий лист для рефлексии изучаемого материала (Приложение № 2), анкету (Приложение №3)

Оборудование:

1.     Конституция РФ,  Закон Забайкальского края о муниципальных выборах.

2.     Набор дидактических материалов по уроку.

3.     Мультимедийная установка.

4.     Избирательные бюллетени

Ход урока

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

В чем заключается  смысл этой притчи?   Вопрос классу.

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с  тем  мы неумело пользуемся ее плодами. За право выбирать люди сражались, сегодня по федеральному закону отменен  процент явки на избирательные участки.

Всегда мы стоим перед выбором: как поступить,  что сделать и как? Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее,  когда от вашего выбора зависит судьба государства.

Это значит,  что вы будете решать судьбу нашей Родины,  то каким путем она будет развиваться в дальнейшем

Что вы должны знать, прежде чем пойти или не пойти на выборы?

Прежде всего – что такое выборы   в демократическом обществе,  как они организуются и проходят, по каким принципам. Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем занятии.

А в конце нашего занятия подведем итог – готовы ли вы к этому сами.

Представляю вам наших гостей: председатель и  секретарь территориальной избирательной комиссии, которым вы можете задать  интересующие вас вопросы.

Перед вами все необходимое для работы (характеризую документы по теме), а самое главное – это рабочий лист, который и станет итогом вашей работы в течение наших уроков.

(характеристика рабочего листа)

Запишите тему урока.

(учащиеся в рабочем листе записывают тему)

1 этап. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка.

Для работы нам потребуется вспомнить некоторых политические термины, процессы, характерные черты и т.д.

1. Назвать источники, нормативные документы о выборах.

2.Дать характеристику основных положений  избирательного права опираясь на статьи Конституции ( ст.3, 19, 32)

Вывод: Конституция РФ представляет гражданам  большие возможности для проявления  активности в политической жизни.

3.Что такое избирательная система, из каких структурных компонентов она состоит?

4.Назвать принципы избирательного права.

5. Типы избирательных систем, выработанные мировой практикой и какие применяются в нашей  стране.

6.Достоинства и недостатки пропорциональной  и мажоритарной системы.

7. Можно ли разработать  идеальную систему выборов?

(Учащиеся дают ответы, опираясь на знания, полученные в 11классе)

2 этап. Стадии избирательного процесса.

Работа в группах. Ученики получают задания  с теоретическими вопросами  и информацией для размышления и практического применения знаний.

Характеристика и анализ организационного этапа.

 

Вопросы и задания для первой группы

 

А). Что служит началом  избирательной кампании?

Б)  За  сколько времени объявляют о начале выборов?

В) Перечислите организационные мероприятия.

Г.)Каков численный состав избирательного участка и где они располагаются?

Д) Кто и как в России  осуществляет подготовку и проведение выборов?

Е) Как вы считаете,  так ли это важно  строго придерживаться столь строгой и системной процедуры? Свое мнение аргументируйте.

Информация к размышлению.

Многие граждане высказывают мнение о необходимости снижения возраста, с которого устанавливается право избирать и быть избранным в государстве. Так,  многие считают, что, получив в 14 лет паспорт, они являются  вполне грамотными для решения политических вопросов в государстве.

Объясните  свою позицию, используя известные вам нормы  права.

Характеристика и анализ регистрации кандидата в депутаты или на выборную должность.

 

Вопросы и задания для второй группы

 

1.Кому принадлежит право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы?

2.Охарактеризуйте и проанализируйте новые подходы выдвижения кандидатур  на выборах в Госдуму РФ.

3.Считаете ли вы эти изменения демократичным?  Свое мнение подтвердите.

4.Кто и как должен регистрировать выдвинутый список кандидатов?

5.Опишите процедуру выдвижения кандидатуры на пост Президента РФ.

6.В чем вы видите сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных  объединений и высшего должностного лица?

 

n     Гражданин Белотов подал в Центральную избирательную комиссию  РФ заявление и все необходимые документы для регистрации в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако ему было отказано в регистрации по следующим причинам:

1) Его фамилия неизвестна широкой общественности.

2) в ЦИК РФ поступило заявление от гражданина Петрова о том, что Белотов до последнего времени был связан с городской организацией скинхедов  и являлся негласным её руководителем.

n     Являлся ли законным отказ ЦИК РФ в регистрации в качестве кандидата на пост Президента России гражданина Белотова?

 

Характеристика и  анализ предвыборной агитации.

 

 

Вопросы и задания  для третьей группы

 

 

1.Когда начинается предвыборная агитация?

2.В чем ее смысл?

3.Назовите формы проведения предвыборной агитации.

4.Какую роль играют СМИ в этом  процессе?

5.Считаете ли вы корректными сравнение конкурентной борьбы между политическими соперниками с традиционным рынком ? Свое мнение аргументируйте.

6.Что такое политический маркетинг?

7.Приведите примеры технологий, которые используют имиджмейкеры для того, чтобы кандидат выглядел привлекательно и набирал большее количество голосов.

8.Как вы к ним относитесь?  Почему?

10.Можно ли в предвыборной кампании использовать принцип «для победы все средства хороши»?  Свое мнение аргументируйте.

n     В 11классе на уроке по праву активно обсуждались предстоящие в текущем месяце выборы депутатов в Государственную Думу. Большинство ребят пришли к мнению, что надо поддержать одну из партий, предвыборная программа, которой отвечала их интересам больше других. Было решено своими силами изготовить плакаты в её поддержку и расклеить их около подъездов жилых домов, приписанных к избирательному участку, которой находился около школы.

n     Как вы думаете, не будут ли нарушены в данном случае правила ведения предвыборной агитации?

 

Характеристика и анализ этапа голосования и результатов выборов.

Вопросы и задания для четвертой группы.

1.Когда заканчивается предвыборная агитация?

2.Для чего государство устанавливает этот срок?

3.Что такое абсентеизм?

4.Считаетели вы абсентеизм серьезной проблемой избирательных кампаний? Почему?

5.Какие последствия имеет это явление для избирателя, для общества ?Ответ поясните.

6.В чем кроются причины абсентеизма?

7.Почему, по вашему мнению, молодежь проявляет равнодушие к выборам?

8.Какую закономерность установили социологи?  Согласны ли вы с их выводами?

9.Чем определяются результаты выборов?

10.Опишите механизм голосования на выборах Президента РФ.

11.Когда считается, что выборы закончены?

n     На избирательном участке был организован пункт профилактического осмотра здоровья. Каждый желающий избиратель мог там измерить давление, температуру, проверить зрение, пройти компьютерную диагностику,  получить консультацию терапевта. На вопрос одного избирателя, будет ли такое обслуживание проводиться впредь на каждых выборах, председатель участковой избирательной комиссии ответил, что будет, если победит главврач больницы, которой идёт кандидатом в депутаты.

n     Как вы можете расценить поступок кандидата

в депутаты, который  является главным врачом больницы?

3 этап. Политический диалог.

Вы знаете, что в 2011 году предстоят выборы в Государственную Думу РФ. Партии активно включаются в предвыборную борьбу, объединяют электорат, готовят агитационные материалы, встречаются с избирателями.  К выборам также готовятся представители территориальных избирательных комиссий.

Выступление  председателя  и секретаря территориальной избирательной комиссии в форме диалога вопрос – ответ. Учащиеся задавали интересующие их вопросы.

-Сколько партий  официально зарегистрировано в стране?

-Если победит одна партия, мы вернемся к тоталитаризму?

-Могут ли в избирательной комиссии быть родственники кандидата  в депутаты?

-  Федеральный закон отменил порог явки избирателей, и теперь независимо  от количества явившихся избирателей, выборы признаются  состоявшимися. Отменен порог явки избирателей в крае?

-Могут ли в предстоящих выборах участвовать представители духовенства?

-Если гражданин не состоит  в партии, может он стать депутатом, ведь в парламент избирают по пропорциональной системе?

-Как голосуют люди с ограниченными возможностями, в частности лишенные зрения.

-С какого возраста можно стать  губернатором?

-С 2005 года  изменился порядок выборов губернаторов: произошел переход от прямых выборов глав субъектов РФ к их выборам законодательными собраниями субъектов по представлению Президента страны. Нет ли здесь ущемления прав избирателей?

4этап

Мое мнение

« Нарисовать» политический портрет депутата Государственной думы. Какими качествами он должен обладать.

Ответы звучали следующие:

-честность

-ответственность

-политическая культура

-умение отстаивать интересы граждан

-отчитываться постоянно перед избирателями и не забывать  о своих обещаниях.

5этап. Проверь себя. Тесты «Лидерский потенциал»

-Теряетесь ли вы в трудных ситуациях?

-Легко ли вы можете  убедить людей?

-Удается ли вам добиться, чтобы все вокруг вас хорошо работали?

-Оцениваете вы сами свою работу? Успехи? Неудачи?

-Чувствуете ли вы настроения партнеров?

-Достигаете ли цели, к которой стремитесь?

-Принимая решения, выбираете из множества вариантов?

-Готовы ли вы идти на риск, чтобы получить нужный результат?

За каждый положительный ответ 1 балл. Эти вопросы выявляют лидерский  потенциал школьника, сможет ли он в будущем  стать кандидатом  в депутаты.

Ключ

1-3 балла: небольшой лидерский потенциал;

4-6 баллов: вы сами определяете ход вашей жизни, но еще есть над чем поработать;

7-8 баллов: вы полностью контролируете жизненную ситуацию, лидерские наклонности притягивают к вам людей.

По результатам теста выявляются лидеры, отдельные из которых в будущем могут о себе заявить.

6 этап.     Практикум. Голосование.

Все учащиеся получают избирательные бюллетени, в которых записаны  наиболее популярные партии и выявляется мнение учащихся. В этом году,  большинству ребят из  класса предстоит принять участие в выборах, это был первый  опыт заполнения бюллетеней.

7этап. Заполнение анкеты

 

Учитель. «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не хочет участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Свобода становится все более пассивной, и в 21 веке  она может обернуться  новым тоталитаризмом»  Пятигорский А.М.

 

Учащиеся приходят к выводу о том, что каждый просто обязан участвовать  в этом процессе. Наше общество еще не приблизилось к той стабильности, которая существует на западе и поэтому от выбора каждого зависит  состав парламента,  его законодательная деятельность, и наша стабильность в завтрашнем дне.

(учащиеся заполняют рабочий лист) и сдают учителю.

Учитель:  Выбор депутатов Государственной думы и президента это ответственный шаг, готовиться к этому надо сейчас.  Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас бесследно. Вы многому сегодня научились, многое поняли, но все-таки у вас ещё все впереди, потому что лучший опыт – это опыт, полученный самими на практике. И ваше домашнее задание пусть поможет вам закрепить то, что вы узнали сегодня!

8 этап    (идет объяснение домашнего задания)

1.     Объясните слова: Джона Кеннеди « Неосведомленность одного избирателя в демократическом  обществе наносит ущерб безопасности всех»

2.     Людвига Бернса «Нельзя утверждать, что  в странах с представительным правлением царствует  вечная весна, но снег там ежегодно тает».

3.     «Плохие государственные деятели  избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании.»  Ж.Примо

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 1

Глава VII. Гарантия прав граждан на получение и распространение информации о выборах  и референдуме

Ст. 48 п.6

Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет...

 

Ст. 49 п.1

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов местного времени за одни сутки до дня голосования

 

Ст. 54 п.4

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

 

Ст. 56 п.2

… Запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности…

 

ст. 56 п. 3

В период избирательной компании не допускается проведение лотерей и .

других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов, зависит от результатов голосования…


Приложение 2

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________     Класс ______

Дата урока: _______________________

Тема урока: ________________________________________________________

I.                Политическая разминка

 

Источники, нормативные документы о выборах____________________ __________________________________________________________________

Права избирателей________________________________________________________

 

Принципы избирательного права ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы избирательных систем __________________________________________________________________

 

Достоинства и недостатки  выборных систем в стране _______________________ ___________________ _____________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

II.

Ситуация 1-_______________________________________________________________

Ситуация 2-_________________________________________________________________

Ситуация 3-____________________________________________________________

Ситуация 4-

 

4.     Задание на выбор. Объясните слова: Джона Кеннеди «Неосведомленность одного избирателя в демократическом  обществе наносит ущерб безопасности всех»

Людвиг Бернс «Нельзя утверждать, что  в странах с представительным правлением царствует  вечная весна, но снег там ежегодно тает»

 

Приложение 3

 

Анкета.

1.Вам 18 лет. Будете ли вы  участвовать в выборах, голосовать за кандидатов  в депутаты  Государственной думы?

 

2. Что бы вы пожелали кандидату в депутаты.

 

3.Доверяете ли вы парламенту?  Если да, то почему. Если нет, объясните свою позицию.

 

4.Доверяете ли вы президенту?  Какими качествами он должен обладать?

 

 

5.Доверяетели вы представительному органу Забайкальского края?

 

6.Назовите имя председателя Законодательного собрания. 

        

7.Назовите имя представителя  Забайкальского края в Совете Федерации.

 

8.Доверяете ли вы местной власти?   Что необходимо сделать,   чтобы улучшить жизнь  в поселке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература, использованная при подготовке к уроку.

1.     Боголюбов Л. Н. Лазебниковой А.Ю. Обществознание  М., Просвещение, 2010.

2.     Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Право. М. ВИТА. 2010.

3.     Конституция  Российской Федерации М. Юридическая литература, 1993.

4.     Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11классы М. Глобус. 2008

5.     Пугинский Б.И. Правоведение М. ЮРАЙТ.2008.

6.     Певцова Е.А. Основы правовой культуры М.Русское слово. 2009.

7.     Сорокина Е.Н. Обществознание М.ВАКО. 2010.

 

 

 

:  « Выборы в демократическом обществе».

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010