Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Подготовка к ЕГЭ по истории

Автор:
Сторожук Елена Павловна

Аннотация:

Материал, представляемый на открытый педагогический форум

«НОВАЯ ШКОЛА 2012»

 

Фамилия автора: Сторожук Е.П., учитель истории   / э.адрес: s6124@rambler/ru

Код автора: SC-4863

Направление:

Второе направление — гуманитарное — для учителей истории, МХК, а также учащихся 5–11 классов.

Модуль:

Подготовка к ЕГЭ

Вопросы  подготовки  к ЕГЭ волнуют учителей по всем предметам, история также не является исключением. На протяжении всего существования итоговой аттестации в данной форме,  задания, связанные  с изучением вопросов истории культуры, выполняются  выпускниками  значительно хуже, чем  задания по другим темам, что подтверждается материалами аналитических отчетов по результатам ЕГЭ, на протяжении нескольких лет.

Причин несколько: одна из них это то, что многие учителя истории считают вопросы истории культуры второстепенными и нацелены скорее на изучение социально-экономических и политических аспектов истории. Вторая причина заключается в  сокращении количества часов, отведенных на изучение уроков истории, третья, на мой взгляд, причина – это недостаточное количество материала для подготовки выпускников по вопросам культуры. Специфика вопросов культуры состоит в необходимости усвоить значительное количество сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Один из вариантов решения этой проблемы - это  эффективное изучение с использованием иллюстративного материала.

Материал,  который я предлагаю, охватывает вопросы культуры XVIII века-начало XIX века, составлен он по нескольким направлениям: архитектура, живопись, скульптура, исторические имена. Данный дидактический материал позволяет сочетать проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену. Помимо этого, возможно  использование  представленного материала в рамках изучения МКХ  в 10-11 классах.

 В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. Работа с иллюстративным материалом, как известно, является неотъемлемым компонентом преподавания истории в школе. Роль нетекстовой информации для понимания истории также растет в условиях расширения возможностей для путешествий, общения через сеть Интернет. Ее необходимо правильно воспринимать и понимать. В процессе обучения в школе у учащихся должен сформироваться определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории. В этот запас должны войти образы произведений мировой и национальной культуры, символы разных эпох мировой и национальной истории.

Сторожук Е.П.

Статья:

РУССКАЯ КУЛЬТУРА  XVIII в. – начало  XIX века

 

Задание №1

Тема: архитектура       

Какие суждения о памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти  предложенных и запишите их.

 

  1. Местонахождение в Москве.
  2. Памятник культуры выполнен в стиле классицизма.
  3. Создан в период  «дворцовых переворотов».
  4. Автор архитектор Иван  Зарудный. 
  5. Называется  Смольным собором.

 

                 

                   Ответ: 1,4 

                      

  1. Усыпальница русских императоров.
  2. Автор архитектор Б. Ф. Растрелли
  3. Колокольня увенчана  фигурой летящего ангела.
  4. Здание находится на территории Московского Кремля.
  5. Основатель Екатерина вторая.

 

Ответ: 1,3

 

 

  1. Автор архитектор Аристотель Фиораванти.
  2. Здание выполнено в стиле классицизма.
  3. В настоящее время здесь  государственный университет -  объявленный Указом Президента России Б. Ельцина - Достоянием народов России.
  4. Здание Двенадцати коллегий.
  5. Местонахождение в Москве.

Ответ: 3,4

 

 

 

  1. Архитектор Доменико Трезини.
  2. Построено  в честь победы в Северной войне.
  3. Здание было создано в период правления Елизаветы Петровны
  4. Летний дворец Петра первого.
  5. Здание выполнено в стиле классицизма.

Ответ:  1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Строительство осуществлялось 1762-1796 г.
  2. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» был перестроен  по модели Версаля.
  3. Большой Петергофский дворец.
  4. Автор архитектор Матвей Казаков.
  5. Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц.

                                        Ответ:2,3.

 

 

1. 9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих  к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что явилось началом Революции 1905—1907 г.

2. Автор архитектор Доменико Трезини.

3. Архитектурный памятник создан в 1703 году.

4. Здание выполнено в стиле классицизма.

5. Находиться на берегу Невы.

                                                Ответ: 1,5

 

 

  1. Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц.
  2. Здание выполнено в стиле классицизма
  3. Автор архитектор Василий  Баженов
  4. Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.
  5. Местонахождение в Москве.

Ответ:1,5

 

 

  1. Автор архитектор Иван  Зарудный.
  2. Современники называют восьмым чудом света.
  3. Глубины  холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана IV
  4. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село)
  5. Основатель Екатерина первая. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл

                                                          свой нынешний вид и стиль

       Ответ: 4,5

 

 

 

 

 

 

                                 

1. Здание выполнено в стиле «петровское барокко».

2. Автор архитектор Василий  Баженов

3. Архитектурный памятник был создан во время Северной войны.

4. Дом Пашкова.

5. Был построен графом Николаем Петровичем Шереметевым на собственные деньги.

Ответ: 2,4

 

                                                

1. Заложен по повелению императрицы Екатерины II

2. Царицыно.

3. Это было и благотворительное заведение, в котором лечили всех страждущих и больных.

4. Автор архитектор Доменико Трезини.

5. Петровский путевой дворец.

 

Ответ:1,2

 

 

 1.Сенатский дворец  находится

   на территории   Московского Кремля                                                                                                    

2. Архитектор Матвей  Казаков.

3. Расположено  на берегу Невы.

4.Здание Двенадцати коллегий.

5. Построено в годы правления Петра первого.

                                               Ответ: 1,2

 

1. Здание исторического музея.

2. Дворец расположен на въезде в Москву со стороны Петербурга;

3. Монумент посвящен победам русского оружия в войне с Наполеоном.

4. Построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ.

5. Автор архитектор Доменико Трезини.

                                        Ответ: 2,4

 

 

  1. Был построен графом Николаем Петровичем Шереметевым  на собственные деньги.
  2. Один из крупнейших в мире театральных зданий.
  3. Памятник посвящен рано умершей, горячо любимой супруге  Прасковье, бывшей крепостной актрисе.
  4. Автор архитектор А.Д. Захаров.

                                       5.  Построен в период правления Екатерины Первой.

                             Ответ:1,2

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

Тема: живопись

 

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Дата жизни

Художник

Работы художников

(1735 — 1808) — русский художник, портретист стиля рококо.  Крепостной художник

А?

Коронационный портрет Екатерины II, Портрет И. И. Воронцова,

Портрет Г. Г. Орлова в латах,

1735-1822, Санкт-Петербург, художник-живописец

Б?

Портрет Е. А. Воронцовой Портрет Урсулы Мнишек.

1757—1825 — российский художник, украинец по происхождению, мастер портрета.

В?

Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина, Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных,

1729—1802, Москва) — русский живописец, портретист.

Г?

Портрет крестьянки в русском костюме, Портрет калмычки Аннушки

(1716—1795) — русский живописец, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

Д?

Портрет императора Петра III,

Портрет Петра I

 

Пропущенные элементы:

 

1.В. Л. Боровиковский;

2. Д. Г.Левицкий;

3. А.П. Антропов

4. Ф.С. Рокотов;

5. И.П. Аргунов

6. А.А. Иванов.

 

Ответ: 4,2,1,5,3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3

 

                           Установите соответствие между художниками и их работами.

1.   2.     3.  4.  5.

                                               А) Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина

                                                 Б) Коронационный портрет Екатерины II

                                               В) Портрет П. А. Демидова

                                               Г) Портрет М.И. Лопухиной

                                               Д) Портрет крестьянки в русском костюме

                                               Е) Портрет императора Петра III

                                               Ж) Портрет Урсулы Мнишек.

 

№ Картины

Название картины

Ф.И.О. художника

 

 

А.П. Антропов А.П.

 

 

В.Л. Боровиковский

 

 

Д.Г. Левицкий

 

 

Ф.С. Рокотов

 

 

П.И. Аргунов

 

Ответ: 5Е; 3Г; 2В;1А; 4Д.

 

 

 

 

Задание №4

Тема: скульптура                   

                                      Установите соответствие между скульпторами и их работами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   2.   3.  4.   5.

 

 

Скульптура

Кем создано

1. Бюст  Г.А. Потемкина-Таврического

 

2. Памятник императору Петру I у Михайловского Замка

 

3.«Анна Иоанновна с арапчонком»/

 

4. «Медный всадник» — памятник Петру I./

 

5. Памятник Минину и Пожарскому

 

 

Пропущенные элементы:

А) И. П. Мартос ;  Б) Карло Растрелли;  В) Э. М. Фальконе;

Г) Ф. И. Шубин;   Д) М.М. Антокольский.

Ответ: Г,Б,В,А.

 

 

Задание№5

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Время

Направление деятельности, труды

Автор

XVIII век

Основатель русского театра

А

 

1743-1816 г.

Поэт оде «Фелица» стихотворение «Снигирь

Б

1782 г.

Комедия «Недоросль»

В

 

II половина XVIII века

«Плач холопов»

Г

1766-1826 г.

Писатель и историк

Д

Е

1717-1777 г.

Русский поэт, писатель, отец русской драмы

Ж

1790 г.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

З

1711-1765 г.

«Русская грамматика»

И

 

1703-1769 г.

«Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» поэт

К

 

 

Пропущенные элементы:

 

1)Н. М. Карамзин; 2)М. В. Ломоносов;  3)Д. И. Фонвизин; 4) А. П. Сумароков;

5)С. М. Соловьев; 6) В. К.Тредиаковский; 7) Народное творчество;

8) Ф.Г. Волков; 9) Г. Р. Державин; 10) А. Радищев.

 

 

Ответ: 8,9,3,7,1,4,10,2,6.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010