Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок словесности в 8 классе «Экспрессивность синтаксических конструкций в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

Автор:
Коваленко Наталья Георгиевна

Аннотация:

Ключевые слова:  композиция, экспрессивный, экспрессивность, анафора, метафора, эпитет, синтаксические конструкции, фигура умолчания.

 

Урок направлен на развитие умения анализировать художественное произведение, его языковую форму, производить стилистический анализ текста, выделять изобразительно- выразительные средства языка в их единстве  с идейным смыслом рассказа. Погрузившись в язык Л.Н. Толстого, учащиеся наблюдали, как работают в произведении различные синтаксические конструкции, помогающие писателю в создании яркого портрета, в передаче тончайших душевных переживаний героев.

 

Статья:

Ключевые слова:  композиция, экспрессивный, экспрессивность, анафора, метафора, эпитет, синтаксические конструкции, фигура умолчания.

 

 На уроках литературы мы знакомились с содержанием рассказа Л.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. Поэтому сегодня на уроке попытаемся раскрыть нравственный смысл рассказа, идя не от рассуждений, не от общего анализа содержания  и проблематики, а от стиля, языка, слова писателя. Мы понаблюдаем, как используются экспрессивные возможности различных синтаксических конструкций в языке Л.Н.Толстого для выражения авторской идеи в рассказе.

 Произведение начинается с реплики героя, в которой как будто определена  тема.

 В чем старается убедить своих молодых слушателей Иван Васильевич?

Что определяет жизненную позицию человека: среда или сам человек, который решает, «что хорошо, что дурно»?

Запись на доске: Не знаю, хорошо или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились.

Найдите односоставные предложения, определите их  вид. Какую функцию они выполняют?

Характеристика образа жизни дворянского общества, к которому принадлежит Иван Васильевич по рождению и воспитанию. Молодые люди  беспечны, не задумываются над проблемами, которые выходят за круг их интересов.

Это важно нам знать?

Да, Иван Васильевич не подготовлен к встрече с незнакомой ему жизнью, это стало причиной растерянности не только тогда, когда он становится свидетелем наказания татарина, но и тогда, когда ему предстоит сделать выбор жизненного пути.

Итак, мы говорим, что рассказ построен на антитезе по своему идейному содержанию и художественной форме. В чем это проявляется?

 Комментированное письмо.

когда я вышел, было уже светло… был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало... Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно.

За счет чего создается эмоциональный тон эпизода?

Все увиденное дается глазами Ивана Васильевича. Точность безличных предложений, простых оборотов, которые придают тексту эмоциональность за счет выразительности предложения с однородными членами, соединенными тремя союзами и. Мотив мазурки, кадрили постоянно звучит в голове Ивана Васильевича.

Лингвистический эксперимент.

Перестройте это предложение по схеме:  О, О, О.

Что меняется?

 Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению – тогда неоправданно будет употребление слов мило, значительно.

Этот эпизод занимает незначительное место в художественном пространстве рассказа? Можно ли его исключить?

 Нет, нарушается единство.  Писатель  показывает, что  рядом с беззаботной, веселой жизнью  проходит  другая  -  трудовой  народной России, о которой, может быть, Иван Васильевич и не догадывался.

Какому эпизоду в рассказе противопоставлена эта сцена?

 Описание бала. Звучат звуки вальса Свиридова.

Я вас приглашаю в дом губернского предводителя. Войдем туда вместе с главным героем. Каким вы представляете себе этот бал?

Веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, мазурка создают радостное настроение. И в центре внимания красавица Варенька в белом платье с розовым  поясом, в белых лайковых перчатках и белых атласных башмачках.

 На доске:

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и белых атласных бащмачках. 

Какую конструкцию использует Толстой?

Предложение с однородными членами, которое дает возможность ярко описать героиню, используя эпитеты – прилагательные со значением оценки. Конструкции с однородными   членами  встречаются чаще при описании портрета.

 Найдите в тексте описание отца Вареньки. В чем его особенность?

…Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. (Далее по тексту).

И вновь  повторяющийся союз «и» усиливает  экспрессию и, кроме того, помогает смысловому выделению однородных членов.

Выбор Толстым синтетических  конструкций с однородными членами не случаен. Сам писатель определил своеобразие своего синтаксиса термином «мелочность», когда он постоянно расчленяет изображенный предмет на простые составляющие элементы. Синтаксически это реализуется в предложениях с однородными членами. В рассказе Толстого эта «мелочность» приобретает необычайную выразительность. Чувство героя оказывается сотканным из психологических мелочей.

Подумайте, за счет каких еще средств создается такая эмоциональная приподнятость эпизода танца Вареньки с отцом?

 Это многочисленные повторы: улыбка, улыбались, смотрел с умилением, умиленно. Это тоже характерный толстовский прием.

С помощью какой синтетической конструкции Толстой передает настроение героя в цепи этих ключевых слов? Найдите это предложение в тексте.

На доске:

Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова.

Снова  предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и, который усиливает его эмоциональность.

Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все с восторженным умилением?

 Он влюблен, захвачен атмосферой праздничного вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости, красоты.

Вы почувствовали, как бережно и умело Толстой умеет обращаться с языком, как точно он выбирает единственно нужную ему синтаксическую конструкцию? И, наверное, неслучайно он использует короткий экспрессивный диалог между Варенькой и Иваном Васильевичем. Вы помните, когда они, провальсировав в сотый раз, усталые и счастливые, остановились у стены.

…Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Далее по тексту).

Найдите этот эпизод. Так, разговор ни о чем, правда? Короткие реплики. Что они собой представляют? Какое душевное состояние героя мы угадываем за ними?

Он взволнован, захвачен праздничной атмосферой вечера, опьянен близостью любимой девушки. Он  наверное догадывается о чувствах Вареньки к нему. Герой своими  намеками как бы интригует ее, хочет добиться ответного переживания.

 И добивается?

Да, она подарила ему перышко от своего веера. И это вызвало бурю эмоций в душе героя. Он буквально утопает в блаженном сладостном чувстве.

Как Толстой передает это приподнятое настроение влюбленного юноши?

На доске:

Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое- то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

В чем особенность строения предложения? Как называется этот прием? Синтаксическая анафора усиливает выразительность, эмоциональность эпизода, полнее передает душевное состояние героя.

Изменение в настроении героя было отмечено не только лексикой, но и синтаксисом. Так же точно передано состояние Ивана Васильевича после бала, когда он становится свидетелем наказания. Ворвавшаяся в рассказ и жизнь героя тревога передана всего лишь одной фразой. Найдите это предложение в тексте.

…Но это была какая- то другая, жесткая, нехорошая  музыка. (Далее по тексту).  

Что определяет смену внутреннего состояния героя?

 Меняется не только эмоциональный тон, меняется и синтаксис повествования.

Давайте проведем небольшое исследование. Выписать глаголы-сказуемые с однородными обстоятельствами из эпизода наказания солдата.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. (Далее по тексту).

 Синтаксис динамичен.  Писатель сопровождает глаголы-сказуемые чередой оценочных обстоятельств и уточнений, насыщая текст  причастными и деепричастными оборотами, стремясь сделать картину наказания более наглядной. Это помогает созданию напряженности действия, хорошо передает как внешнюю динамику событий, так и внутреннее состояние героя. 

Как заканчивается эпизод наказания?

Анафорой «Будешь мазать?» Трижды повторенная, она хорошо передает зловещую размеренность, бездушие и ужас совершаемого, сама фраза звучит как барабанная дробь.

 Прямая речь также способствует динамичности эпизода. И в изображении полковника во время наказания прямая речь выполняет именно эту функцию.

Что испытывает герой после того, как он стал свидетелем наказания?   Читаем эпизод. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и  поторопился уйти домой. (Далее по тексту).

Как автору с помощью однородных членов удалось выразить переживания Ивана Васильевича?

 Он использует однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении – отвращение, чувство, вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространенные однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают духовный разлад, беспокойство.

Толстой здесь использует чуть ли не единственную в рассказе метафору вырвет ужасом. Почему?

Все, что герой видел, несовместимо с его нравственными принципами.

Что стало итогом нравственного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.

- Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. (Далее по тексту).

Почему Толстой соединяет в ряду однородных «неловко и неприятно»? Когда мы испытываем такие чувства?

Вся жизнь переменилась от одного утра. Что стало причиной?

Какой фразой заканчивается рассказ Толстого?

А вы говорите - …закончил он.

 Вдумайтесь, что стоит за этим многоточием? Как называется такой прием?

Итак, сегодня на уроке мы с вами наблюдали, как работают в рассказе «После бала» различные синтаксические конструкции, помогая писателю в создании яркого портрета, в передаче душевных переживаний героя. Бережное отношение Толстого к слову помогло нам понять  авторскую идею. В злом мире у человека отнимают главное его право – право на счастье, на любовь. И чтобы люди стали счастливы, надо сделать мир добрым.

Домашнее задание: Сочинение: «Утро, изменившее жизнь».             

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010