Автор:
Дорожкина Светлана Петровна
Проблемы контрольно-оценочной системы в школе всегда была объектом психолого-педагогических исследований. Особенно актуальными они стали с принятием ФГОС, определяющего новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель данной статьи - показать, что существующая в школе традиционная контрольно-оценочная система не может отразить степень эффективности развивающих технологий обучения. Ее результаты в виде качества, успеваемости и обученности давно устарели, равно как и объекты оценивания - знания, умения, навыки.
Автор опирается на свой опыт работы с использованием крупноблочных технологий и нетрадиционных методов обучения, показывая несоответствие между нетрадиционным подходом к оценке результатов учебной деятельности ребенка и традиционной отметкой в журнале.
С введением нового стандарта необходимо разработать многобалльную шкалу оценивания, позволяющую оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для детей определенной возрастной группы.
В статье на основании педагогических исследований и собственного опыта работы есть попытка определить направления совершенствования методики оценивания образовательных результатов:
- от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания ребенка по результатам его собственного продвижения;
- критерии, по которым проводится оценивание, должны быть открыты для ученика, он должен понимать и принимать их;
- разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими системами. При этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. На определенном этапе в оценку можно включать сравнительные характеристики, позволяющие учащемуся оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников;
- введение открытой защиты учеником своей деятельности (отчета о ней) не только как формы итоговой аттестации за определенный период (полгода, год), но и как итогов достигнутого на уроке (системы уроков);
- введение системы индивидуальных образовательных планов, как основы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов ученика и способа его контроля.
Это должен быть постепенный процесс, соответствующий темпам и особенностям развития ребенка. Ведь каждый ребенок в образовательном процессе движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно время.
Контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса, поэтому она должна быть универсальной, чтобы по возможности ее могли использовать учителя разного профиля, с любым уровнем подготовки и опыта. А главное, чтобы она была понятна детям и их родителям.
Статья: