Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся 2 ступени в процессе изучения предмета «Православная культура»

Автор:
Круговых Наталья Дмитриевна

Аннотация:

Данная работа представляет собой исследовательский труд, который складывался на основе обучения школьников 2 ступени, а все обучение зиждилось на позиции духовно-нравственного воспитания.
Главная цель исследования – «…постоянно стремиться к нравственному совершенствованию». Для достижения нужных результатов мною, Круговых Натальей Дмитриевной, были поставлены 4 задачи, главная из которых: «Создание эмоционально-положительной атмосферы творчества и доброжелательности для наиболее полного и всестороннего ознакомления обучающихся с традициями православной культуры». На практике – поиск, отвергающий стандартные схемы уроков. Поэтому я выбрала эмпирический и интегративный подходы к проведению уроков.
В изучении эффективности воспитательного процесса придаю особое значение поисковой исследовательской деятельности. Образование и воспитание – это 2 составляющие национальной культуры, а совершенствование духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности.


учитель Православной культуры
Круговых Наталья Дмитриевна

Статья:

Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношения к труду, его мышления, веры, совести, этики и эстетики.

Большинство родителей заботится в первую очередь о материальной стороне, что отодвинуло на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость.

Не случайно уже в течение нескольких лет по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в образовательных учреждениях Белгородской области преподается курс православной культуры, а в августе 2005 года на педагогическом форуме в Белгороде был принят документ «Образ выпускника Белгородской области». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и вся ее сфера глубоко связана с ним. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь историческим ядром традиционной российской культуры, она тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Это обуславливает познавательную значимость предмета для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

Для многих сегодня стала очевидной необходимость серьезного переосмысления нравственных и культурных ценностей. Хочется поделиться опытом своей работы и его результатами. Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса вижу в преподавании школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей и праздников; в воспитании школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании. Сможем ли мы победить малодушие, жестокость, безнравственность? Хватит ли нам сил воспитывать патриотов, граждан России, которым не чужды трудолюбие, любовь и уважение к ближнему, милосердие?

Опыт общения с учащимися позволяет сделать вывод о том, что массовый приток народа в Храмы скорее свидетельствует не о вере, а об отсутствии опоры в жизни – вдруг ушедшей из-под ног почвы, и в связи с этим горячим желанием обрести уверенность. С таким духовно-нравственным настроением живут сейчас семьи, из которых к нам, педагогам, приходят дети с такими же устоями и взглядами на жизнь.

Несколько лет работаю над темой «Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 9 классов в процессе изучения предмета «Православная культура». Почему именно в 5 – 9 классах? Именно на этой ступени обучения осуществляется переход к многопредметному преподаванию в условиях кабинетной системы, замена учителя начальной школы классным руководителем. Особенностями этой возрастной группы обучающихся являются разноуровневое усвоение программного материала по гуманитарным дисциплинам и такой же разный уровень воспитанности.

Диапазон моего опыта достаточно широк. Центральное место в нем занимает урок. Полноценный урок православной культуры – это урок мысли и чувства. Творческая атмосфера – одна из его составляющих. Она создается как увлеченным отношением учителя к предмету, так и постановкой нравственных, эстетических и духовных проблем, волнующих учеников. Главное, чтобы обучающимся было интересно. Ребенка я привожу к поиску ответов на вопросы или путей разрешения проблем.

Определила цель исследования: «Формирование у каждого обучающегося II ступени стремления быть строгим к себе, ответственным за судьбы других, бережно относиться к историческому и духовному наследию страны, постоянно стремиться к нравственному совершенствованию».

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

  1. Создание эмоционально-положительной атмосферы творчества и доброжелательности для наиболее полного и всестороннего ознакомления обучающихся с традициями православной культуры.

  2. Развитие нравственного чувства сопереживания, ответственности за другого человека, чувства благодарения.

  3. Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.

  4. Создание условий для укрепления нравственного здоровья обучающихся путем взаимодействия с духовным наставником школы и приходскими Храмами города.

Условиями, которые способствовали успешности проведения исследования, стали:

  1. Введение во всех образовательных учреждениях Белгородской области, в том числе и в школе № 14 им. А.М. Мамонова, курса православной культуры.

  2. Формирование школьной программы духовно-нравственного воспитания.

  3. Создание школьных традиций приобщения обучающихся и их родителей к православной культуре: проведение Рождественских чтений, праздников Светлой Пасхи, Рождества Христова, Сретенья Господня; выставок детских рисунков, конкурсов чтецов, творческих работ на православные темы, исследовательских работ.

  4. Создание в школе кабинета православной культуры, достаточного библиотечного фонда, музеев этнографии Белгородчины и истории школы.

Главными направлениями совершенствования духовно-нравственного воспитания учащихся II ступени стали такие установки в работе:

  • положительно оценивать православную культуру;

  • знать психологические и возрастные особенности учащихся;

  • использовать различные педагогические технологии организации учебно-воспитательного процесса;

  • учитывать специфику содержательных компонентов программы;

  • изучать и внедрять традиции православной культуры из истории России;

  • развивать творческие способности школьников.


Данные установки я определила на основании социальных запросов современного общества, реальных потребностей практики и педагогических затруднений руководителей и педагогов школы № 14 им. А.М. Мамонова.

1. Отсутствие глубоких и всесторонних знаний истории православия и православной культуры длительное время порождало поверхностное восприятие фундаментальной основы развития духовной жизни общества.

2. Разрушенные в советское время православные традиции и их возрождение в настоящее время потребовали пересмотра всей системы духовно-нравственного воспитания школьников для восстановления нарушенных связей.

3. Распространение негативных явлений в духовной жизни общества привело к необходимости формирования системного подхода к осознанию каждым ребенком своего духовного совершенствования.

Суть моей исследовательской деятельности связана с двумя основными категориями – православие и культура. Я понимаю православие как признак, отличающий Православную Церковь от других религий и включающий в себя истинное учение о Боге.

Под понятием «культура» я подразумеваю форму общественного сознания и отражения действительности, среду обитания человека, представленную продуктами его деятельности. Духовный компонент культуры включает в себя идеологию, искусство и религию, которые определяют систему духовных ценностей и социальных норм.

Моя педагогическая практика строится на этой основе, способствует формированию интеллектуального, духовно развитого человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; готовит социально-адаптированного гражданина, способного принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях, не унижая и не уничтожая ни национального, ни культурного достояния общества. Это соответствует одной из целей «Национальной доктрины образования Российской Федерации» – «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

Используемые мною формы, методы и средства учебно-воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам исследования.

Приоритетные методы обучения и воспитания:

  • эвристические (проблемно-поисковые);

  • информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные);

  • исследовательские;

  • практические.

Методы обучения и воспитания, используемые мною, имеют следующие преимущества, как отмечают те, кто знакомился с результатами моей работы:

  • включение школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем;

  • использование результативных форм совместной творческой работы: «мозгового штурма», ролевых игр, групповой исследовательской работы;

  • оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.

Применяемые мною формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.

Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, пресс-конференции, тематические вечера, акты милосердия, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, вечера вопросов и ответов, выпуск информационных материалов для педагогов, обучающихся и родителей, проведение индивидуальных консультаций, совместных коллективных творческих дел родителей и детей.

Мои наблюдения показывают, что современные школьники, в большинстве случаев, отвергают стандартные схемы уроков. В силу этого меня всегда привлекал поиск наиболее рациональных путей и методов преподавания, где бы сочетались глубокий научный уровень обучения и эмоционально-личностное отношение к предмету, поэтому я выбрала эмпирический и интегративный подходы к проведению уроков и внеклассных занятий, предполагающие философское осмысление материала, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, приближение к пониманию окружающего мира и самих себя.

Преобладающие виды деятельности в моей практике:

  • раскрытие на уроках духовно-нравственного аспекта изучаемых религиозных и исторических документов;

  • стимуляция собственных размышлений и личностно-нравственных оценок учащихся;

  • осмысление личностных характеристик выдающихся религиозных деятелей, святых, а также понятий как одной из форм отражения мира с помощью слова;

  • формирование эстетических вкусов через использование в урочной и внеурочной работе репродукций картин, иллюстраций известных художников, через просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание звукозаписей;

  • активное изучение русских народных традиций.

Главное, чтобы образом будущего для учащихся стали образованность, целеустремленность, любознательность, умение получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло; ответственность за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России; торжество любви, доброты и милосердия, уважения и сострадания.

Мои концептуальные позиции в работе по совершенствованию духовно-нравственного воспитания в работе с учащимися II ступени таковы:

  1. Политика быстрого реагирования.

  2. Совместное решение проблемных ситуаций.

  3. Предельная честность и справедливость.

Для меня имеет большое значение:

  1. Развитие творческой самостоятельности учащихся.

  2. Активная познавательная деятельность обучающихся, поиск и решение сложных вопросов.

  3. Дифференцированные и разноуровневые задания. Обращение к субъективному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к любой жизненной ситуации).

  4. Опора на индивидуальные возможности учащихся.

  5. Создание атмосферы взаимопомощи, взаимообучения.

  6. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

  7. Побуждение к поиску альтернативных решений.

  8. Рефлексия деятельности, поведения и отношений на уроке и внеклассном занятии.

  9. Отсутствие прямого принуждения.

  10. Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ученику самому искать и находить истину.

  11. Формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки каждого обучающегося на уроке и внеклассных занятиях.

В ходе исследовательской работы на основе идей учёных Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, бакалавра теологии А.В. Суровой я разработала для себя ряд принципов, которых придерживаюсь в своей педагогической деятельности:

1) принцип ненасилия («Бог создал нас свободными. Не совершай насилия над душой! Но не забывай, что это не есть вседозволенность»);

2) принцип своевременности (соотнесение библейских сюжетов с действительностью);

3) принцип единства педагогических влияний (интеграция с учителями-предметниками, чтобы уберечь каждого ребенка от негативного влияния распространенных пороков современного общества);

4) антропологический принцип (увидеть каждого ученика, понять его, ставить для себя требования – чтобы учить, но и учиться самой);

5) реальное осознание объектов православной культуры в соответствии с их воспитательной значимостью; предупреждение агрессии иллюзорных настроений через постоянное разрешение противоречий в толковании понятий, отношений и поведения;

6) принцип любви (в соответствии с высказыванием М. Цветаевой: «…любить – это видеть человека таким, каким его создал Бог, а не только осуществили родители»).

Для получения обратной связи исследования в моей практике наиболее эффективными были:

  • эвристическая беседа (изучение уровней развития навыков эмоционального, грамотного, личностного построения высказываний);

  • интегративные экскурсы в содержание различных учебных предметов (хорошо показывают живое восприятие объектов православной культуры);

  • дидактические игры (анализ умения обучающихся искать и находить выход из критических ситуаций на основе «мозгового штурма» и выполнять разноуровневые виды контрольных заданий).

В изучении эффективности воспитательного процесса придаю особое значение поисковой исследовательской деятельности.

Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Здесь опираюсь на мнение доктора педагогических наук В.А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура, Духовность.

Изучение национальных традиций, святынь русского народа, расширение кругозора в области познания истоков национальной культуры, формирование духовности – это ценности, которые входят в нашу школу.

На своих уроках и во внеурочной работе я ввожу своих учеников в мир познания национальных традиций русского народа через осознание роли православия в русской литературе, искусстве, открываю перед ними мир вечных ценностей.

С этой целью разработаны уроки, исследовательская работа «Светоч земли Старооскольской», сценарии православных праздников. (См. приложения).

Я думаю, что результаты моей работы в будущем зависят от изменений, которые произойдут в политической, социально-культурной жизни общества, что может существенно повлиять на состояние семейного и школьного воспитания. Но нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, что у моих выпускников в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло. Это, во-первых. А во-вторых, они проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания.

Нравственные ценности прошлого, накопленные предшествующими поколениями, призвана передавать система образования. Образование – это не только преподавание суммы определенных знаний, но и воспитание нравственного, духовно совершенного человека. 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010