Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Воспитание внимательного читателя и вдумчивого зрителя

Автор:
Богатырева Инна Вениаминовна

Аннотация:

 

Воспитание внимательного читателя и вдумчивого зрителя

Работу по воспитанию внимательного читателя и вдумчивого зрителя можно начать в младших классах, организовав ее с учетом возрастных особенностей учащихся. В статье описана система работы, результатом которой будет знакомство младших школьников с замечательными литературными произведениями и прекрасными отечественными кино- и мультипликационными фильмами, дающими пищу для ума, способствующими воспитанию лучших человеческих качеств, раскрывающими горизонты для развития.

                                                                                      

                                                                                           

 

Статья:

Воспитание внимательного читателя и вдумчивого зрителя

 

 

В 70 – 80 гг. XX века нашу страну называли «самой читающей страной мира». По многолетним наблюдениям в последнее время снизился интерес детей и подростков к серьезной литературе: в большинстве случаев ребята читают журнальные статьи или книги, не требующие особого умственного  напряжения.

Чтение – это труд, который делает человека мыслящим. «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела», - отмечал  английский просветитель конца XVII –начала XVIII века Джозеф Аддисон.  При отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не формируется привычка к концентрации внимания, не развивается умение интеллектуально трудиться.

Отбор книг для детского чтения часто опирается на учебные программы, где содержатся списки произведений, рекомендованных для текстуального изучения, и списки дополнительной литературы для внеурочного чтения. Не всегда произведения, представленные в них, соответствуют интересам учащихся, а задания по дополнительному чтению даются на летние каникулы в виде огромных списков. Но что означает для ребенка в летнее время необходимость обязательного прочтения книги, которая неинтересна?  В основном, это воспринимается, как наказание, лишающее свободы выбора занятий, общения со сверстниками, просмотра интересного фильма. «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия», - говорил Цицерон. Даже если ребенок и возьмет книгу под нажимом взрослого или из уважения к нему, это не принесет читателю ни пользы, ни радости.

Происходящее падение интереса к чтению сопровождается повышением интереса к продукции видео-индустрии. Это объясняется тем, что видео-материалы легче усваиваются и запоминаются, требуют меньших мыслительных усилий, чем печатная информация. При этом информация в виде текстов – основа любого процесса образования.

Параллельно с этим деятели кино ставят вопрос о необходимости прививать  детям и подросткам интерес с высокохудожественным произведениям кинематографического искусства. Это связано в настоящее время с повышенным вниманием школьников и молодежи к продукции зарубежной киноиндустрии не всегда высокого качества. «Проблема не только в отсутствии качественного массового отечественного кинопродукта, российский зритель не знает традиций русского кино и «не умеет» его смотреть,» - подчеркивают в Союзе кинематографистов Российской Федерации. Подобран и опубликован на сайте Министерства культуры РФ список из 100 лучших фильмов. 

Однако, если взрослые люди (учителя, родители) будут в назидательной форме, как это часто делается, добиваться прочтения какой-либо книги или  просмотра какого-нибудь кинофильма, это может вызвать нежелание, а иногда и протест со стороны ребенка.

Думаю, что работу по воспитанию внимательного читателя и вдумчивого зрителя можно начать в младших классах, организовав ее с учетом возрастных особенностей учащихся. Первоначально литературные произведения и кинофильмы могут служить материалом или иллюстрацией на уроках математики, русского языка или ознакомления с окружающим миром.

Приведу фрагменты комбинированного урока математики.

I. Проверка домашнего задания.

Давайте знакомиться с первым героем (видеофрагмент из художественного фильма «Старик Хоттабыч» режиссера Г.Казанского, Ленфильм, 1956 г.).

А вот как об этом волшебнике  говорит писатель Лазарь Лагин: «Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

Волька Костыльков помог Старику Хоттабычу освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору, поэтому джин решил быть его слугой.

Мальчик выполнял домашнее задание, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради: (на доске записаны примеры, в записи которых допущены ошибки)

Так ли записаны выражения у вас?

  Учащиеся проверяют и исправляют ошибки в примерах.

II. Упражнение в записи и решении простых уравнений.

(Фрагмент из мультипликационного фильма «Маугли» режиссера Р.Давыдова, студия Союзмультфильм, 1973 г.)

А вот как этого героя описал Редьярд Киплинг: «Перед Волком, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, - мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек.

Вы узнали его?

Давайте побольше узнаем о друзьях Маугли: пантере Багире и удаве Каа. Для этого решим задачи, составив уравнения.

  1. Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры (ответ выразите в дециметрах).

Учащиеся записывают и решают уравнение, а затем 1 ученик читает отрывок из произведения: «Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету … Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна … , бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха.» (Показ фрагмента из мультфильма)

  1. Если длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м увеличить в несколько раз, то получим длину тела удава Каа – 9 м. Во сколько раз длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела удава Каа?

Учащиеся записывают и решают уравнение.

III. Решение задач.

Еще один литературный герой – мужчина в английском платье XVIII века. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей. Чтобы лучше его представить посмотрите фрагмент фильма … («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», режиссер Ст. Говорухин, Одесская киностудия, 1972 г.).

О ком же шла речь?

Да, это Робинзон Крузо, а рассказал о нем в своей книге Даниель Дефо.

  1. Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 12 колосков ячменя. Из них он получил 96 зерен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 30 колосков ячменя?
  2. Когда Робинзон сумел получить 240 зерен, решил из полученного урожая ¼ часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько зерен он мог съесть?

Учащиеся решают задачи.

Такое соединение математики, литературы и кинематографии сделает все составляющие интересными для ребят, позволит «оживить» математические задания, вызовет желание продолжить знакомство с литературными произведениями и их экранизациями.

Продолжение этой работы возможно в каникулярное время. Младшие школьники любят участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, особенно тех, которые имеют логическое завершение в виде подведения итогов и поощрения (оно тоже должно быть направлено на развитие ребенка). Перед каникулами можно предложить ребятам поучаствовать в конкурсе «Самый внимательный». Для этого надо прочитать книгу  и посмотреть соответствующий фильм, а затем сравнить их. Если будут отличия, то постараться понять:

  1. Почему режиссер фильма отступил от литературного образца?
  2. Где конкретный эпизод интересней: в книге или в фильме?

Свои наблюдения учащиеся могут записать.

Конечно, в первый раз участников конкурса может быть немного.

Подведение итогов можно организовать в форме семинара и отметить работу наибольшего числа учащихся. Тогда в следующий раз желающих принять участие в таком конкурсе будет больше.

Результатом такой систематической работы будет знакомство младших школьников с замечательными литературными произведениями и прекрасными отечественными кино- и мультипликационными фильмами, дающими пищу для ума, способствующими воспитанию лучших человеческих качеств,   раскрывающими горизонты для развития.

Вот примерный, но далеко не полный, список литературных произведений и фильмов, которые можно было бы рекомендовать младшим школьникам:

Литературное произведение

Художественный или мультипликационный фильм

Шарль Перро «Золушка»

Х/ф «Золушка», режиссеры Н.Кашеверова и М.Шапиро киностудия «Ленфильм», 1947 г.

Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»

М/ф «Дюймовочка», студия «Союзмультфильм», 1964 г.

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

М/ф «Гадкий утенок», студия «Союзмультфильм», 1956 г.

В.Катаев «Цветик Семицветик»

М/ф «Цветик Семицветик», студия «Союзмультфильм», 1948 г.

А.П.Чехов «Каштанка»

М/ф «Каштанка», студия «Союзмультфильм», 1952 г.

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Х/ф  «Двенадцать месяцев», режиссер А.Граник, киностудия «Ленфильм», 1972 г.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Х/ф «Сказка о потерянном времени», режиссер А.Птушко, киностудия «Мосфильм», 1964 г.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

М/ф «Чебурашка и крокодил Гена», студия «Союзмультфильм», 1969 -1974

Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

М/ф  «В стране невыученных уроков»,

студия «Союзмультфильм», 1969 г.

А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Х/ф   «Приключения Буратино» , режиссер Л.Нечаев    студия Беларусьфильм, 1975 г.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Х/ф «Два друга», режиссер В.Эйсымонт, киностудия им. Горького, 1954 г.

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

М/ф «Волшебник Изумрудного города», творческое объединение «Экран», 1974

В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

Х/ф «Королевство кривых зеркал», режиссер А.Роу , киностудия им. М.Горького, 1963 г.

Редьярд Киплинг «Маугли»

М/ф «Маугли», студия «Союзмультфильм», 1973 г.

Джанни Родари «Приключения Чипполино»

Х/ф «Чипполино», режиссер Т.Лисициан, киностудия «Мосфильм», 1972 г.

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Х/ф «Старик Хоттабыч», режиссер Г.Казанский, киностудия «Ленфильм», 1956 г.

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

М/ф «Малыш и Карлсон», студия «Союзмультфильм», 1968 г.

Даниель Дефо «Жизнь и удивительные приключения  морехода Робинзона  Крузо»

Х/ф «Жизнь и удивительные приключения  Робинзона  Крузо», режиссер С.Говорухин, Одесская киностудия, 1972 г.

В.Катаев «Сын полка»

Х/ф «Сын полка», режиссер В.Пронин, студия «Союздетфильм», 1946 г.

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Х/ф «Повесть о настоящем человеке», режиссер А.Столпер, киностудия «Мосфильм», 1948 г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010