Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Открываем таланты

Автор:
Гулишевская Лидия Евгеньевна

Аннотация:

Открываем таланты

Вопросу выявления талантливых и одаренных детей и подростков в настоящее время уделяется большое внимание. Чтобы раскрыть талант ребенка, требуются желание, большие усилия и высокое профессиональное мастерство со стороны педагога и стремление, положительная мотивация, готовность много работать со стороны учащегося.  В статье на примере двух творческих объединений ГБОУ ЦВР «Ясенево» рассматривается работа в этом направлении.

Статья:

Открываем таланты

 

 

Вопросу выявления талантливых и одаренных детей и подростков в настоящее время уделяется большое внимание. Подтверждением важности такой работы является Общероссийская программа «Одаренные дети». Являясь членом Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Одаренные дети – будущее России», могу отметить, что с каждым годом увеличивается количество учреждений, работающих с детьми и молодежью, включающихся в это важное дело. Ведь педагогам и наставникам приходится решать основную задачу - вовремя разглядеть талант, помочь ему раскрыться, проявить себя и, конечно, идти вперед, к новым вершинам интеллектуального и творческого Олимпа.

Каждый ребенок индивидуален, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Педагоги и психологи выделяют такие особенности познавательного развития, как: любознательность, познавательная самодеятельность и активность, оригинальность, нестандартность, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию и оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, интенсивность умственного труда. Отмечается также, что уже в детстве по интересам  и склонностям человека можно судить об уровне творческой одаренности. У талантливых детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, поэтому хочется попробовать себя в самых разных сферах.

В 2006 году в Центре внешкольной работы «Ясенево» разработано и успешно внедряется Положение о работе с одаренными детьми. Основной целью является создание системного подхода к работе по раннему выявлению и дальнейшему продвижению юных дарований. В творческие объединения и студии  Центра принимаются все желающие без каких-либо конкурсных испытаний, занимаются у нас дети разного возраста, преимущественно от 5 до 18 лет. Многие из них имеют достаточно высокий уровень достижений. Все они прошли начальный курс обучения с опережением своих сверстников. В связи с этим в имеющиеся образовательные программы учреждения были внесены необходимые дополнения, учитывающие возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. Хорошо понимая, что от уровня самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, инициативности наших воспитанников, от качества человеческих взаимоотношений с преподавателем в огромной степени зависят результаты обучения, администрация и педагогический коллектив Центра создают максимально  благоприятный морально – психологический климат. У нас царит атмосфера творческого содружества учащихся и педагогов. Об этом свидетельствует не только желание, с которым приходят на занятия наши ребята,

но и отзывы родителей. Умение расположить к себе ученика, стать его старшим товарищем – первый шаг на пути выявления творческого начала.  Продолжением является сотворчество. Конечно, специфика работы в объединениях различная, но цель одна: при обучении и развитии способностей всех, выявление и поддержка талантливых и одаренных.

В студии эстрадного вокала «Молодые москвичи» разучивание песенного материала строится не на простом заучивании текстов и воспроизведении

мелодий.  Педагог тщательно подбирает репертуар каждому учащемуся с учетом его индивидуальных данных, эмоционально – психологических особенностей и уровня развития певческих навыков в конкретный момент обучения. Работа над каждым произведением представляет собой экскурс в историю песни, проникновение в ее содержание, знакомство, если это необходимо, со страницами истории страны, погружение в эмоциональный мир. В итоге, исполняя песню, ребенок хорошо понимает, о чем поет и какие чувства должен донести до зрителя. Выступления учащихся анализируются педагогом вместе с ребятами на занятиях, отмечаются положительные моменты и намечаются пути устранения недочетов. Благодаря такой работе, не смотря  подчас на сложность музыкального и лексического материала, песни в исполнении наших детей звучат, как откровения. У каждого обучающегося этой студии есть свое портфолио, состоящее из индивидуального репертуара, фотографий с выступлений, наград: дипломов и грамот за победы в конкурсах различного уровня и благодарственные письма за участие в культурных мероприятиях города. Это своеобразный стимул и предмет гордости для владельца портфолио, ориентир для тех, кто только начинает заниматься в студии.

Наши обучающиеся – ежегодные лауреаты всероссийских и международных конкурсов, выступали на таких площадках Москвы, как Государственный Кремлевский дворец, Колонный зал, Концертный зал  им. П.И.Чайковского,  Международный  Дом музыки,  КЗ «Крокус Сити»,  Поклонная гора (с оркестром им. Осипова), ВЦ «Новый Манеж»,  выставочный  комплекс «Рабочий и колхозница» (с оркестром им. Л.Зыкиной),   Московский  Дом кино, Театр Российской Армии, Московский городской Дом Учителя и многих других.

Чтобы раскрыть талант ребенка, требуются желание, большие усилия и высокое профессиональное мастерство со стороны педагога и стремление, положительная мотивация, готовность много работать со стороны обучающегося.

Многолетняя работа учреждения подтвердила, что наши педагоги правильно ориентируют своих воспитанников на достижение высоких результатов. В 2013 году учащиеся заняли призовые места на Московском Международном Форуме «Одаренные дети». Занимаются они в студии изобразительного и декоративно – прикладного творчества «Город мастеров».  Прежде, чем приступить к выполнению работы по теме занятия, учащиеся под руководством педагога подробно разбирают ее содержание, получают информацию о том, чему будет посвящена работа, составляют план ее выполнения, при необходимости, получают историческую справку. Учащиеся, если это не предусмотрено темой занятия, получают право выбора техники выполнения работы, ее сюжета. Ребята знают, что педагог контролирует их работу и при возникновении затруднения придет на помощь. Общение наставника с обучающимися строится на взаимном уважении, внимательном отношении к мнению каждого. Результатом этого являются успехи наших воспитанников в различных конкурсах и выставках.

Необходимо отметить, что учащиеся, добивающиеся высоких результатов обучения в студиях, о которых речь шла выше, с не меньшим удовольствием занимаются в творческих объединениях других направленностей. При этом ребята демонстрируют стремление к познанию в разных областях и достойные результаты.

Достижения учащихся – не  только прекрасное доказательство одаренности наших детей и молодежи, но и показатель высокого интеллектуального уровня и профессионализма педагогов, отдающих все свои знания на развитие талантов своих учеников.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010