Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Что хорошего или плохого в применении гаджетов?

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Ефремов Валерий Валерьевич

Аннотация:

Ефремов В.В., Кириллина М.М. «Что хорошего или плохого в применении

гаджетов?»

      В данной статье речь идёт о гаджетах. Это устройство,

недавно появившееся на рынке, которое содержит значительную долю развлекательных функций, предназна-

чено в основном для развлечения.

      Описывается положительное и отрицательное воздей-

ствие гаджетов на здоровье, поведение, развитие и общее

состояние ребенка.

       Даны результаты научных исследований, направленное

на определение воздействия гаджетов на психику детей.

      Приведены полезные советы и рекомендации педагогам,

родителям по преодолении и устранении зависимости детей

от электронных игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

смартфоны, порта-

тивные игровые

приставки, андрои-

ды, айфоны, план-

шет, Whats App,

социальные сети,

спам, Компания

Google, Всемирная

паутина, игры со

сложной электро-

никой, онлайн-про-

странство, кибер-

буллинг.

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что хорошего или плохого в применении гаджетов?»

 

 

 

 

 

 

 

 

            Жизнь с гаджетами становится интересней и увлекательней с каждым днем. Чтение, игры, общение заменяют новые устройства. Всю информацию, которая нам нужна, мы ищем в Интернете. Детям гаджеты заменяют обычные игрушки, т.к. они совмещают в себе множество разнообразных игр и всегда под рукой. При этом мы все чаще стали задумываться, не повредят ли здоровью, поведению и развитию наших детей новые приборы? Что хорошего или плохого в применении гаджетов? Давайте попробуем разобраться в этом.

         Гаджет (англ.Gadget – приспособление, прибор), - устройство, недавно появившееся на рынке, которое содержит значительную долю развлекательных функций, предназначено в основном для развлечения. При этом, как правило, имеет компактные размеры. В качестве примера можно привести смартфоны, музыкальные плееры, портативные игровые приставки и т.д.

         Мы живем во время компактных электронных устройств, которые называются гаджетами. Список данных приборов достаточно широк, они завораживают своим дизайном, разнообразием функций и удобством в использовании. Они созданы для развлечения, общения, творчества, обучения, ведения бизнеса и, конечно, для быстрого поиска и получения информации. Невозможно представить современный, динамичный ритм жизни без этих маленьких помощников.

         Сейчас уже трудно представить мир без существования сотовых телефонов, андроидов, айфонов, айпадов, электронных дистанционных игрушек и т.д. Дома, на работе, на улице, в развлекательных центрах – где бы мы ни находились – везде нас сопровождают гаджеты.

         Поражает, что дети, едва научившись ходить, быстрее нас разбираются в этих чудесах техники. Им не нужны инструкции в использовании. Будь то малыш, или подросток, они берутся за них с таким интересом, азартом, как будто эти знания рождены вместе с ними.

 

 

 

Что делать?

 

         Наверняка, большинство родителей знают рекомендации врачей: дети не должны проводить больше 1-2 часов в день перед любым электронным прибором. Но на практике большинство подростков проводит за компьютером от 25-30 часов в неделю. Подсчитайте сами: если ваш школьник проводит за планшетом и телефоном (отправляя СМС или сообщение в WhatsApp) в общей сложности по 3-5 часов в день – а это так и есть, согласятся многие родители, - то в неделю выходит устрашающая цифра.

Что же делать? Как идти в ногу со временем и при этом уберечь ребенка от проблем современной «цифровой» и «сетевой» жизни? С учетом мнения разных экспертов, мы составили некоторые рекомендации.

 

Не надо отбирать айпад! Установите простые правила

 

Так как работающим родителям подсчитать точное время, которое ребенок проводит перед экраном, невозможно, вместо того, чтобы отбирать планшет или ограничивать время его использования, лучше установить правило не использовать игровые гаджеты в определенных местах. Например, в школе, в общественных местах, в машине и пр. Никаких компьютеров, телевизора, сотового телефона во время завтрака-обеда-ужина. Никаких телефонов, IPad или плееров во время домашних уроков. Никакой техники за час – полчаса до сна, а еще лучше вынести ее всю из спальни ребенка до утра, выключить или поставить на беззвучный режим. Если все эти правила будут четко озвучены, ребенок примет их.

 

 

 

 

 

Говорите о правилах безопасности в Сети

 

Говорите с ребенком о правилах безопасности в Сети. Многие крупные ИТ – компании создают специальные технологии для того, чтобы оградить ребенка от опасностей, которые могут подстерегать его в Интернете.

Так, к примеру, Компания Google создала целый «Справочник по детской безопасности в Интернете» (google.ru/familysafety). Здесь можно узнать, как сделать время препровождение вашего ребенка в Сети максимально безопасным, получить рекомендации от партнеров и посмотреть видео, в котором известные родители рассказывают, как они обучали своих детей поиску во Всемирной паутине. Изучите эти рекомендации вместе с ребенком.

К опасностям Сети относится такое явление, как кибербуллинг – травля, нападение подростков друг на друга через электронную почту, социальные сети и пр. Объясните своему ребенку, что так себя вести нельзя, и покажите «на пальцах», как обезопасить себя от таких террористов.

Научите подростка пользоваться настройками в социальных сетях. Объясните, как сделать профиль в социальной сети доступным только для друзей, и объясните, почему это необходимо сделать. Научите блокировать сообщения от незнакомых людей. Покажите, как блокировать нежелательную рекламу или спам.

Четко разъясните, что его действия в Интернете не являются полностью анонимными, последствия могут привести к проблемам в реальности.

Будьте в курсе того, с кем ваш ребенок общается в Сети: регулярно проверяйте списки контактов, научите его не разглашать информацию личного характера, не выкладывать в сеть и не пересылать личные фотографии незнакомым людям. Не стесняйтесь спросить, что ему пишут друзья и знакомые.

 

 

 

Польза

 

ü    С помощью гаджетов мы все время на связи со своими близкими и родными и даже можем на расстоянии контролировать своих детей.

ü    Можно обучать ребенка с использованием множества разнообразных красочных и увлекательных приложений.

ü    С помощью компьютерных игр можно учить малыша цветам, формам, буквам, цифрам и другим знаниям, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Решение задач с помощью сказочных или забавных персонажей облегчает обучение, так как дети занимаются с интересом. При этом родителю не надо приобретать множество наглядных материалов для обучения ребенка – в виртуальном мире есть все.

ü    Можно занять ребенка в длинной дороге, например, просмотром любимых мультфильмов. В длинной очереди в поликлинике, когда малыш начинает капризничать, телефон с игрой может помочь маме отвлечь малыша.

ü    Гаджеты используются в качестве награды за старание в учебе, безупречное поведение, самостоятельную помощь в быту. Например, за хорошую успеваемость позволяется поиграть дольше обычного. У ребенка вырабатывается при этом осознание, что развлечения и удовольствия надо заработать.

ü    Умеренное использование цифровой техники, в частности компьютера, способствует развитию когнитивных и социальных навыков ребенка.

 

 

 

 

 

 

Вред

 

ü    Врачи считают, что постоянное многочасовое сидение за монитором или планшетом наносит вред здоровью, могут возникнуть ухудшение зрения, нарушения осанки, проблемы с лишним весом из-за малоподвижного образа жизни.

ü    Зависимость от данных игрушек проявляется так же, как и любая другая зависимость со всеми последствиями и негативными поведенческими изменениями, потерей интереса к реальной жизни, затруднениями в общении с родителями и ровесниками. Чем больше времени дети проводят за компьютером и другими гаджетами, тем слабее эмоциональная связь с родителями.

ü    Любой родитель согласится, что компьютерные игры, бесконтрольные многочасовые просмотры мультфильмов отнимают массу энергии, ребенок устает, и у  него элементарно не хватает сил на уроки и другие занятия.

ü    Последние исследования ученых говорят о том, что постоянное пребывание в виртуальной реальности, в Интернете, могут привести к осложнениям кризисов подросткового возраста, а повышенная активность в социальных сетях стать причиной перепадов настроения и даже депрессивных состояний.

ü    Большое опасение вызывает обилие рекламы в онлайн-пространстве и сайтов, которые могут нанести вред психическому здоровью ребенка. Невозможно стопроцентно проконтролировать и уследить за тем, куда ребенок может «забрести» в Сети.

 

            Для того, чтобы у ребенка не появилась зависимость от электронных игрушек, родителям надо быть очень внимательными и не пускать на самотек их использование. Они не должны заменять общение с семьей, друзьями, сверстниками, отчуждать от реальной жизни, ограничивать его пространство в реальном мире.

         Игры со сложной электроникой нужно сочетать с традиционными живыми играми, общением, прогулками, занятиями в кружках и секциях, каждодневным совместным домашним трудом. Следует ограничивать время виртуальных игр и просмотра мультфильмов и подростковых сериалов. Интересоваться тем, что смотрят ваши дети. Объяснять, что плохо и что хорошо, что может нанести вред и как от этого уберечься. Применяйте гаджеты с умом, и они не нанесут вреда детям, а помогут их дальнейшему развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что думают родители о гаджетах?

 

         Представьте, пожалуйста, на минутку вот такую картину: в маршрутном автобусе сидят мать и ребенок. Ребенок начинает хныкать, и чтобы быстро успокоить малыша, молодая мама вручает маленькому человечку мобильный телефон или планшет. И диву даешься, как такая кроха умело управляется с гаджетом. Может, из-за очередного витка эволюции это умение у них врожденное? Как бы то ни было, приходится констатировать, что маленькие дети уже с самого раннего возраста начинают с удовольствием изучать все эти интересные и продвинутые «штучки».

         Что думают обо всем этом родители? В чем они видят плюсы и минусы такого «общения» детей с цифровой техникой?

            Чтобы прояснить картину, мы провели опрос среди друзей в сети «Вконтакте» и выявили следующие моменты:

ü    У детей половины опрошенных родителей есть планшеты и другие электронные игрушки. Почти все, у кого их нет, собираются приобрести в ближайшем будущем. Никто не сказал, что планшет им не нужен или не понадобится.

ü    Дети всех возрастов больше используют планшеты (компьютеры) для игр и просмотра видео, например, мультфильмов и киносериалов, нежели в образовательных целях.

ü    Почти все опрошенные родители интересуются тем, в какие игры играет их ребенок. Но не все могут сказать, что знают, на каких сайтах «зависают» их дети-школьники.

ü    Многие, чтобы контролировать виртуальные связи своих детей, регистрируются в социальных сетях, чтобы войти в число их «друзей».

ü    Есть родители, которые стараются ограничивать время использования компьютерных игрушек, когда находятся дома вместе с детьми. Так, одна мама написала, что разрешает своему малышу-дошкольнику смотреть мультфильмы не более 15 минут «за один присест».

ü    Многих родителей пугает то, что из-за компьютерных игрушек у детей может испортиться зрение, а длительное сидение в одной позе за монитором неблагоприятно отразиться на осанке и вызвать искривление позвоночника.

ü    Почти все родители школьников отмечают, что гаджеты «съедают» время, сужают интересы детей, обедняют общение, вызывают апатичное состояние и лень, а также дают психологическую установку на получение быстрых результатов без особых стараний и усилий (например, при поиске информации при подготовке к урокам).

ü    Многие отмечают, что после многочасового сидения перед монитором дети становятся рассеянными, не могут сконцентрироваться на уроках. Есть родители, которые считают, что современные гаджеты способствуют всестороннему развитию ребенка. Благодаря обилию развивающих игр для всех возрастов, различных приложений и программ для развития речи, мышления, логики, дети-дошкольники легко учатся различать цвета, числа и буквы.

ü    Компьютер является незаменимым помощником в учебе. У всех опрошенных, у кого есть дети-школьники, планшеты и другие гаджеты с доступом в Интернет используются для поиска материалов к докладам и рефератам, при подготовке к олимпиадам и семинарам.

ü    Молодые родители с детьми дошкольного возраста признаются, что гаджеты стали для них своего рода палочками-выручалочками: помогают занять ребенка в пробках, в очередях в детской поликлинике или выкроить время для домашних дел.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010