Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Малая родина. Связь эпох через судьбы человеческие»

Автор:
Лещинский Евгений Львович

Аннотация:

(Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции НОУ)

Статья представляет собой описание опыта работы автора в течение 12 лет. Показаны система привлечения юных исследователей в НОУ, критерии выбора темы и этапы работы над ней, результаты исследовательской деятельности и ее влияние на становление личности обучающихся.

 

Подпись автора: Лещинский Е. Л.

Статья:

 «Малая родина. Связь эпох через судьбы человеческие»

(Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции НОУ)

 

 

Статья преподавателя общественных дисциплин

ГБОУ СПО ССУЗ «Магнитогорский технологический колледж»

Лещинского Евгения Львовича

 

 Почти двенадцать лет в нашем образовательном учреждении, Магнитогорском технологическом колледже (МТК), действует историко-краеведческая секция научного общества учащихся (НОУ). Краеведческий уклон работы нашей секции НОУ выбран не случайно. Основной принцип исторического краеведения — диалектическая взаимосвязь истории страны и малой родины. Краеведение вошло в учебные планы профессиональных училищ и колледжей и является действенным средством повышения качества знаний по истории, способствует развитию кругозора и мышления обучающихся, формированию научного мировоззрения, активной жизненной позиции, любви к родной земле. Молодежь осознает неразрывную связь Родины, родного города, семьи.

Краеведение в учебном заведении позволяет использовать исследовательские, экскурсионные и другие активные методы обучения, приобщать обучающихся к творческому труду в науке. Хотя мы и не чураемся исторических тем, отмечу, что краеведение дает более благодатный материал для исследовательской работы.

Обычно в сентябре, в самом начале учебного года, я в каждой учебной группе рассказываю о НОУ, о важности для обучающихся работы в нем. Приглашаю членов секции НОУ выступить перед первокурсниками с презентацией своей работы. Они делятся с младшими товарищами своими впечатлениями от участия в конкурсах, говорят о том, что им дает нелегкий, но интересный исследовательский труд.

Я внимательно наблюдаю за первокурсниками на уроках, и активным подросткам с живым мышлением предлагаю вступить в НОУ. Обращаюсь к коллегам — преподавателям, мастерам производственного обучения, кураторам — за рекомендациями по подбору кандидатов. Опыт показывает, что чаще всего успешными исследователями становятся те обучающиеся, которые обладают знаниями по гуманитарным дисциплинам, трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью, которую иногда называют волей к победе.

С кандидатом проводится обстоятельная беседа об особенностях работы исследователя, обсуждаются варианты будущих тем . При выборе темы следует учитывать следующее:

1) тема должна быть интересна автору;

2) тема должна ориентировать на результат, в ней должны быть заложены вопросы, ответы на которые выведут обучающегося на новый уровень понимания рассматриваемых процессов и явлений;

3) тема должна быть оригинальной, необычной;

4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

5) помогая обучающимся подготовить исследование, необходимо самому быть компетентным в рассматриваемых проблемах;

6) педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Рассмотрим это на нескольких примерах.

Одной из первых наших работ стала «Отвечать буду Я!» о деятельности директора ММК Г.И. Носова в годы Великой Отечественной войны. Я рассказал будущему автору Елене Новиковой о Григории Ивановиче Носове как об особой фигуре в истории Магнитогорска. В годы войны говорили, что от Челябинска до Карталов власть советская, а от Карталов до Магнитки — власть Носова. Давно нет цензуры, ушла в прошлое КПСС с ее огромной, повсюду проникающей властью, много развелось в СМИ охотников посмаковать подробности из жизни выдающихся людей, но нигде за всю сорокалетнюю трудовую жизнь я не встречал ни одной критической публикации о Григории Ивановиче. А ведь ему приходилось руководить градообразующим предприятием Магнитогорска в сложные предвоенные и тяжелейшие военные годы. Я подробно описал девушке несколько эпизодов из жизни этого выдающегося человека. Мы вместе изучали статьи и речи Носова, читали литературу о работе и жизни, беседовали с его современниками... А вскоре в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО) нам предложили с очерком о Носове поучаствовать во всероссийском конкурсе на лучшие журналистские произведения, посвященные труженикам тыла. Я не филолог, девушка тем паче. Я вспомнил, что, когда я был в 11-м классе, мы изучали очерк Максима Горького «Ленин». Мы с моей ученицей подробно рассмотрели структуру этого очерка по школьному, еще советскому учебнику литературы и написали очерк «Король черной металлургии». Это не оговорка — мы действительно писали очерк вместе.

Автор работы была удостоена диплома за третье место, а с учетом того, что первое и второе места в этом всероссийском конкурсе не присуждались, Елена Новикова оказалась лучшей.

Большой интерес вызывают темы исследований, связанные с историей своего учебного учреждения. Это связано и с тем, что еще живы люди, учившиеся и работавшие в то время, что сохранились документы того времени. Иногда бывало так, что учащиеся тех лет преподавали спецпредметы нынешним исследователям, работали мастерами в нашем учебном заведении. Одна из таких работ — «Листая старые приказы (о школе торгово-кулинарного ученичества Магнитогорска в 1959-1965 годах)». В архивах сохранились протоколы заседаний педсоветов, приказы, учебные журналы... Автор нашла выпускников первых лет, их педагогов, взяла у них интервью, побеседовала с преподавателями и мастерами — выпускниками тех лет. И не случайно автор работы, занявшая первое место на областном конкурсе НОУ, Ольга Сергеевна Гришко, ныне — преподаватель нашего колледжа.

Бывшее профессиональное училище № 121, 1 января 2011 года вошедшее в состав Магнитогорского технологического колледжа, готовило в основном кулинаров. И не случайно некоторые темы исследования были связаны с будущей профессией членов НОУ. Одной из первых подобных тем в нашей практике — «Организация питания в блокадном Ленинграде». Она позволяет добиться нескольких целей в обучении и воспитании юных исследователей. Это и воспитание патриотизма, и расширение и углубление знаний о Великой Отечественной, и овладение учебными компетенциями.

            В этом контексте нельзя не упомянуть и такие темы как «Организация питания на Магнитострое (1929-1935 гг.)», «Продуктовые карточки в Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны», «Особенности русской трапезы в XVI веке по описаниям российских историков и чужеземцев» и «Питание магнитогорских детей в годы Великой Отечественной войны».

В постановке каждой темы заложена проблема, вызывающая интерес у авторов. Один из вариантов работы о питании на Магнитострое мы назвали словами из популярной песни о металлургах: «Главное на свете — это сталь...» Всё, и питание в том числе, подчинялось в тридцатые годы именно этому. Строителей и металлургов обеспечивали продуктами по карточкам в зависимости от их вклада в производство.

Изучая документы при подготовке работы о продуктовых карточках в Магнитогорске в годы войны, мы выясняли, какой была государственная система общественного питания, как выживали люди при таких нормах, какую роль играл «второй хлеб « (картошка) в выживании горожан.

Большой интерес представляет исследование, посвященное питанию магнитогорских детей в годы войны. Действительно ли советская власть следовала лозунгу «Всё лучшее — детям»?

Ранее я отмечал, что важную, если не определяющую роль играет целеустремленность. Автор этой работы, Алина Мухаметкильдина, четыре месяца работала в городском архиве безрезультатно, пока не нашла первые документы советской власти об организации детского питания. Дважды в неделю после занятий она упорно перелистывала пыльные, часто неразборчивые архивные дела — и это при крайне сложных семейных обстоятельствах. Нашла 42 документа о питании в яслях и детских садах, в школах, в детских больницах, даже о питании беспризорников, задержанных милицией...

Особый интерес для обучающихся представляют исследования, связанные с судьбой родных, историей рода. В работу часто вовлекаются близкие родственники, авторы начинают видеть, насколько интересна и необычна жизнь вроде бы обыкновенных людей, воочию видят те огромные перемены, которые происходят с каждым поколением. Не случайно Алексей Антропов, автор работы о своем деде «”Жил-был художник один…” (о жизни и деятельности художника Ниязбаева Р.Р.)», привел в ней строки Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

Алексей надеется, что его работа послужит началом истории рода.

Добрая половина работ, написанных членами нашей историко-краеведческой секции НОУ, связана с Великой Отечественной войной. И среди них особняком стоят исследования о поисковом отряде «Рифей». Их авторы настолько прониклись темой, что сами вступили «Рифей» и стали поисковиками. Одна из моих выпускниц, Дарья Галанина, — единственный автор двух (!) работ — участвовала в Вахтах памяти шесть раз, стала одной из помощниц командира отряда.

Дарья захотела написать вторую работу уже после окончания училища. Название работы символично: «”Я не участвую в войне — война участвует во мне...” (о командире поискового отряда «Рифей» Любови Викторовне Щербине)». Когда Даша прошла заочный этап российского конкурса «Национальное достояние России» и ее пригласили на очный, деньги на дорогу в Москву и на взнос участника собирал весь отряд. Девушка заняла первое место и была удостоена Серебряного креста — этот памятный знак давали только самым лучшим.

Каждое исследование требует особого сочетания методов, которое обсуждается с автором в самом начале творческого пути и корректируется по ходу работы. Первый шаг — знакомство с исторической эпохой. Затем обучающиеся составляют анкеты для участников событий, берут интервью, выясняют, сохранились ли личные исторические документы (свидетельства об образовании, дневники, удостоверения к наградам, фотографии), изучают публикации в СМИ.

При подготовке исследования «Кто вы, доктор Нейланд?» об одном из создателей технологии получения броневой стали на ММК в годы Великой Отечественной войны Петру Тарасюку пришлось перечитать обширную литературу советского периода и современные материалы об этом достижении металлургов Магнитки, перелопатить подшивки газеты «Магнитогорский рабочий» за 30-е годы, где публиковались статьи инженера Кристапа Кришьяновича Нейланда, встретиться с его современниками, поработать в городском архиве с его личным делом, рассекреченным только в конце 80-х... Цель работы — выяснить причину замалчивания заслуг одного из основных разработчиков технологии, которая помогла противостоять фашизму: более половины их 100 с лишним тысяч советских танков было одето в магнитогорскую сталь. Было выдвинуто и рассмотрено четыре гипотезы и сделан мотивированным вывод. Эта тема так увлекла автора, что он написал хорошую работу за четыре месяца и получал призовые места на всех конкурсах, где принимал участие.

Часто исследовательские работы предполагают субъект-субъектные отношения между авторами и научным руководителем. Для меня важен процесс товарищеского общения с моим учеником, я всегда говорю: «Мы с тобой коллеги, мы на равных», приучаю высказывать собственные суждения, проявлять инициативу. По мере того, как обучающийся осваивает формы и методы исследовательской работы, он начинает использовать их в других сферах учебной деятельности. И постепенно помощь педагога требуется ему все в меньшей степени. И тогда мы выходим на новый уровень сложности исследования...

Участие в конкурсах — важная составляющая работы секции НОУ. Выступление на конкурсах требует серьезной подготовки. Автор работы должен обладать навыками монологической речи, уметь уверенно держаться во время выступления, использовать различные средства наглядности, уметь отвечать на незапланированные вопросы и так далее. Я использую систему поэтапной подготовки, а именно: сначала автор исследования составляет текст выступления. Я как руководитель и педагог помогаю ему в этом, что включает и работу над содержательной частью, и приведение текста в соответствие с Положением того или иного конкурса.

Затем мой ученик «обкатывает» работу: сначала выступает передо мной, после чего мы проводим разбор полетов: как он держался, говорил, уложился ли во временные рамки, как отвечал на вопросы по теме работы. Следующий этап — создание презентации выступления. Прежде чем выйти с работой на конкурс, обучающийся выступает перед студентами своей и других групп, что требует уже большего сосредоточения и психологического напряжения, позволяет совершенствовать ораторское мастерство. Все это вместе помогает выработать презентационные умения и навыки, без которых даже самая интересная работа рискует остаться незамеченной жюри конкурса. После этого работа представляется на суд  специалистов: методической службы, коллег историков, краеведов, научных работников.

Таким образом, на конкурсы юные исследователи выходят уже с опытом публичных выступлений. Мои ученики постоянно участвуют в научно-практической конференции учреждений начального и среднего профессионального образования Южного территориально-методического объединения Челябинской области, краеведческих чтениях «Наследие», научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века» и других городских, областных и всероссийских  конкурсах.

Автор каждой работы по несколько месяцев собирает и систематизирует материал, анализирует, обобщает, делает выводы, получает навыки самоорганизации и работы в коллективе (иногда у работы два автора), учатся принимать решения в нестандартных ситуациях.

При наличии серьезной подготовительной работы всегда можно найти студентов, которые хотят стать исследователями, разгадывать загадки прошлого, научиться искусству публичной речи, то есть овладеть общими компетенциями выпускника образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования — это требование, которое само время предъявляет к современной молодежи.

Бывают ли неудачи? Безусловно. Но даже те студенты, кто не довел исследование до конца, успевают научиться чему-то новому, взглянуть на мир иначе — глазами первооткрывателя.

Подводя итоги сказанному, можно отметить: работа в секции НОУ многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю. Деятельность куратора исследования напоминает работу тьютора, дает огромное моральное удовлетворение. Учитель вместе с учеником открывает новые горизонты.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010