Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Классный час «Отчизну навеки прославил ты подвигом славным своим»

Автор:
Лихачёва Анна Антоновна

Аннотация:

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях,  происходящих в ней; в молодёжной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальными противостоянием. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно- патриотического воспитания детей.

 Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Ежегодно в России отмечается День космонавтики. Ни одному событию в мире не отводилось столько места и времени в средствах массовой информации, как полёту в космос первого человека  Ю.А. Гагарина. Годы идут, но интерес к личности первого космонавта Земли не угасает.

Накануне празднования Дня космонавтики каждый год в нашей школе проходят традиционные  внеклассные мероприятия, которые готовят и проводят учителя школы.  Я разработала внеклассные мероприятия  по теме «Отчизну навеки  прославил ты подвигом славным своим».

Цель: формирование патриотизма под влиянием идейно- воспитательной работы в школе, классе.

Статья:

Цель:

1) образовательная- формирование представления об освоении космического пространства человеком;

2) развивающая- формирование  элементарной эрудиции обучающихся, их общей культуры;

3) воспитывающая- воспитание эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.

 

На уроке рекомендуется использовать фотографии космонавт, иллюстрации по теме урока, выставка книг, посвящённая космосу и космонавтике.

При проведении внеклассного мероприятия следует учитывать возраст обучающихся, степень их знакомства с историей космонавтики. В 7 классе можно опереться на знания, полученные детьми в начальной школе.

Возможны приёмы работы на уроке: беседа, рассказ, объяснение, сообщение детей     , игра.

Важным результатом обсуждения является понимание школьниками того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских  и иных подвигов во славу Отечества.

 

 

 

 

 

Классный час «Отчизну навеки  прославил ты подвигом славным своим»

 

 

 

 

Оформление доски

1. Портреты Ю.А. Гагарина, С.П. Королёва, К.Э. Циолковского.

2.Выставка книг  о Ю.А. Гагарине.

3. Плакат «Космонавтом хочешь стать? Надо много, много знать».

Действующие лица

учитель, ведущие (1-2),  чтецы (1)- (3).

 

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой

- Прозвенел звонок, мы начинаем урок.

Рада встрече с вами!

Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

 

2. Работа по теме

--Идёт весна, месяц апрель.

- Какой праздник отмечает в апреле наша страна?

-Значит, какая тема нашего классного часа?

-Кто может сказать?

-Правильно, День космонавтики.

-Изучать новый материал начнём с речевой разминки.

 

2.1. Речевая разминка.

Обучающиеся и учитель встают в круг и по очереди придумывают по одному слову на тему «Космос»

Звучат слова: звезда, небо, экипаж, космонавт, ракета, планета и т.д.

 

- Задайте мне вопросы по теме «Космос» так, чтобы я могла ответить на них словами «да» или «нет»

 

Например:

-Наши космонавты были первыми?

-Лететь в космос опасно?

-В космосе были животные?

-Земля- это планета?

-Наша Земля имеет плоскую форму?

-Наша Земля единственная планета в Солнечной системе? и т. д.

 

Чтец (1):

Людей всегда манили дали,

Их вечно звали океаны.

Колумбы земли открывали,

Мир обходили Магеланы.

 

А космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен,

И только звёзды наших башен

Держали с ним прямую связь.

                           (А. Алдан- Семёнов. «Гагарин»)

 

Учитель: Ребята! Наш классный час посвящается 50-й годовщине подвига лётчика ЮБ. А. Гагарина, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества полёт в космос. Это праздник высокой мечты и исканий. Глазами Ю.А. Гагарина человечество впервые увидело манящие голубые дали, родную планету из космоса.

 

Песня «В гости к звёздам» (муз. С. Туликова, слова М. Пляцковского)

 

Ведущий: (1):

Рассвет. Ещё не знали ничего,

Обычные «Последние известия»,

А он уже летит через созвездия,

Земля проснётся с именем его.

                                            (К. Симонов «Самый первый»)

Ведущий (2): Никогда не забудется солнечный день 12 апреля 1961 года. Все радиостанции страны, прервав передачи, сообщили неожиданное: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время- 10 часов 02 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль- спутник «Восток2 с человеком на борту. Пилотом –космонавтом космического корабля- спутника «Восток» является гражданин Советского Союза лётчик Гагарин Юрий Алексеевич»

 

Ведущий (1): «Кедр» (Это позывной Гагарина), пролетая над землёй, сообщал в Центр управления полётом: «9 часов 07 минут- Пуск! Слышны свист и нарастающий гул. Началась борьба с силой земного притяжения. Растут перегрузки. Чувствую, как какая-то сила всё больше вдавливает меня в кресло»

 

Ведущий (2): «Полёт продолжается хорошо». Вижу Землю, лес, облака. Красота-то какая! Земля окружена ореолом нежно- голубого цвета».

 

Ведущий (1): «Наступила невесомость. Я оторвался от кресла и как бы повис между потолком и полом кабины. Все незакреплённые предметы парят в воздухе: и планшет, и карандаш, и блокнот».

 

Ведущий (2): «10 часов 25 минут. Наступил заключительный этап полёта- возвращение на Землю. Корабль входит в плотные слои атмосферы, его наружная оболочка раскаляется, вижу пламя, бушующее вокруг корабля. Корабль начало вращать. Включена тормозная система».

 

Ведущий (1): 10 часов 55 минут- космический корабль «Восток» с человеком на борту благополучно приземлился через 108 минут после старта.

 

Ведущий (2): Всего 108 минут длился  этот полёт, но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полёты человека в космос возможны.

 

Чтец (2):

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

 

Какой гремел он музыкой вселенной,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын Земли смоленской

Землёй- планетой был усыновлён.

                  (А. Твардовский. «Памяти Гагарина»)

 

Учитель: Полёт Гагарина в космос считают подвигом. Ребята, как вы думаете,  почему? (Ответы детей)

Да, вы правы. Полёт Ю.А. Гагарина- это подвиг. Этот полёт мог совершить только смелый и мужественный человек, так как это был полёт в неизвестность, полёт, связанный с большим риском: космическая радиация, метеоритные потоки, невесомость, перегрузки были незнакомы человеку. Никто не мог предсказать, чем закончится встреча человека с космосом.

 

Чтец (3):

Вы шли в пространство мирное,

Как идут в атаку. в полный рост.

И, когда, безумствуя и воя,

Скорость звука поджимает хвост,

Вы не знали страха и унынья,

Перед грозным рыком не склоняясь.

Будет ваше мужество отныне

Эталоном мужества для нас.

 

Ведущий (2): Во всех странах мира люди восхищались полётом Юрия Гагарина, повторяя незнакомые слова: космонавт, Гагарин, Юрий.  Он стал героем всей планеты.

 

Ведущий (1): 27 мая 1968 года Ю.А. Гагарина погиб во время тренировочного полёта на реактивном самолёте МИГ-15. После полёта Гагарина в космосе побывало более 4000 землян, но всегда космонавтом №1 в памяти благодарного человечества будет он- гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин.

 

Да, это верно- не забудем

Ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю- год за годом. день за днём.

                                 (В. Туркин. «Юрию Гагарину»)

Ведущий (2): Прошлое всегда близко, если мы помним о нём. И хотя 50 лет отделяют нас от первого полёта человека в космос, мы помним  Ю. Гагарина, гордимся им как пионером Космоса, прославившими нашу страну.

 

Но будет вечно чистый образ Юры

Безумство храбрых ввысь благословлять.

                                  (Ф. Чуев. «Минута молчания»)

 

Ведущий (1): В заключение нашего урока проведём небольшую космическую викторину «В космос всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь!»

 

Вопросы

1.Назовите день и месяц, когда отмечается День космонавтики. (12 апреля.)

2. Сколько времени продолжался полёт Ю.А. Гагарина?  (108 минут.)

3. Как назывался космический корабль Ю.Гагарина?  («Восток-1».)

4.С какого космодрома стартовал первый пилотируемый космический корабль?  (Байконур.)

5. Назовите дублёра Ю. Гагарина.  (Герма Иванович Титов.)

6. Назовите фамилию первой женщины-космонавта. (Валентина Владимировна Терешкова.)

7. Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов.)

8. Кто из женщин-космонавтов первой вышла в открытый космос?  (Светлана Евгеньевна Савицкая)

9. Как называется защитный костюм космонавта?   (Скафандр.)

10. Как звали собак, летавших в космос?  (Белка и Стрелка.)

11.В каком городе живут и работают космонавты?  (Звёздный.)

12.Назовите фамилию Главного конструктора космических кораблей.  (Сергей Павлович Королёв.)

 

 

Учитель: Ребята! Многие из вас мечтают стать космонавтами- сильными и смелыми. Но чтобы ваша мечта осуществилась, уже сейчас вам надо знать главные космические правила. Я буду говорить начало правило, а вы его должны продолжить:

 

1.Главным правилом у нас-

Выполнять любой…..  (приказ)

 

2. Космонавтом хочешь стать-

Должен много, много ….(знать).

 

3. Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит… (труд).

 

4. Только дружных

И умелых звездолёт

Может взять с собой ….(в полёт).

 

Это в будущем, а сейчас…

 

Вы не спешите, ребята, в свой класс,

Без учёбы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут.

                                   (Г. Бойко. «Мечта»)

 

Звучит фонограмма песни «14 минут до старта» (сл. В. Войнича, муз. О. Фельцмана)

 

 

Список литературы

1. Журнал «История в школе» №4. 2001 г.

2. Журнал «Уроки КЛИО» Москва 1999г.

3. Справочник классного руководителя №3, 2008г.

4.Журнал «Начальная школа» №4, 2006г.

5. Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «ВАКО» 2007г.

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010