Автор:
Поспелова Марина Анатольевна
В статье представлен опыт работы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области по организация внеклассной и внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Автором статьи раскрыто понятие «внеурочная деятельность», описаны основные направления, формы организации внеклассной и внеурочной деятельности, приведены результаты анкетирования обучающихся 1-5 классов и их родителей (законных представителей), цели которого - изучение уровня удовлетворенности респондентов работой кружков, секций, объединений, созданных на базе Мончегорского МБОУ лицей имени В.Г.Сизова в 2014/2015 учебном году, и изучение их запросов на внеурочную деятельность в 2015/2016 учебном году; подробно проанализированы предложенные респондентами формы организации внеурочной деятельности с уже открытыми на базе образовательного учреждения кружками, секциями, объединениями.
2015-26-08
Журнал: Открытый педагогический форум-2015,
Направление: Воспитание , Модуль: Организация внеклассной работы
Статья:Открытый педагогический форум «Новая школа» (Москва, 2015г.).
Направление «Воспитание», модуль «Организация внеклассной работы».
Название статьи:
«Организация внеклассной и внеурочной деятельности
в образовательном учреждении в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Автор статьи: Поспелова Марина Анатольевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ лицей имени В.Г.Сизова
г.Мончегорска Мурманской области
(персональный код автора: SC-3191)
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Согласно федеральным стандартам организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций. Внеурочная деятельность рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха.
В материалах федеральных государственных образовательных стандартов понятие «внеурочная деятельность», характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы в соответствии с 6-м пунктом 9-й статьи Закона РФ «Об образовании».
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время на организацию внеурочной деятельности, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы. Сегодня наша задача – найти эти оптимальные формы организации внеурочной деятельности, которые позволяют: персонифицировать обучение; повышать активность обучаемых; помогать самореализации творческого «Я» школьников; повышать мотивацию обучающихся; создавать условия для самостоятельной работы; создавать комфортную среду обучения.
Мы уже знаем, что в материалах сопровождения стандартов нового поколения (в частности, в Основных образовательных программах начального и основного общего образования, разработанных в МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Опыт работы в этом направлении у нас есть. В модели интеллектуально-творческого лифта, разработанной в МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области, чётко представлен блок «Организация внеклассной и внеурочной деятельности» по ступеням обучения, куда входят:
На педагогическом совете по теме «Результативность и эффективность воспитательной работы в свете стандартов второго поколения. Проблемы и перспективы», проведенном в октябре 2013 года, творческие группы представили активные формы работы с обучающимися. Инициативная группа обработала эти материалы. Что получилось? (Приложение 1) Представим одно из направлений – духовно-нравственное. На схеме видно, что мероприятия сгруппированы по ступеням. Верхняя часть образовательной лестницы – традиционные мероприятия, а в нижней части жирным шрифтом обозначены те мероприятия, которые предложили педагоги и ученики лицея; в скобках указаны социальные партнеры – управление образования администрации города Мончегорска, городской Центр развития творчества детей и юношества «Полярис», Мончегорская Централизованная библиотечная система, музеи города.
Например, общие традиционные мероприятия по духовно-нравственному направлению: книжкина неделя «Читай и удивляйся!», тематические экскурсии и встречи в музее истории школы; праздники «Мама – слово дорогое», «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Ёлочка, живи!», «Их стихия – небо», «Мы – друзья природы»; конкурс «Семья года»; мероприятия в рамках Дня лицея и городской инновационной площадки «Возрождение». Кроме этого, для учеников начальной и основной школы традиционным мероприятием является праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», а для старшеклассников – Пушкинский вечер и митинг «Яркий свет идей Сизова». Среди новых идей по данному направлению – встречи с интересными людьми, обсуждение книг, фильмов; детско-взрослый спектакль «Детство и война», или «У войны недетское лицо»; праздник «Семейные традиции»; виртуальные экскурсии по памятным местам Мончегорска и Мурманской области. В ходе анкетирования обучающихся 1-5 классов МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области и их родителей (законных представителей) в апреле 2015г., в котором приняли участие 232 респондента, из них 171 ученик 1-5 классов и 61 родитель, получен запрос на внеурочную деятельность в 2015/2016 учебном году. Объединения по интересам, предложенные респондентами (кружки по вышивке, лепке из соленого теста, глины и пластилина, «Разговор о наших странах», «Оригами», «Юные натуралисты», кружки по математике, чтению, русскому, английскому, французскому и испанскому языкам, технологии и информатике, музыке и изобразительной деятельности, шахматный и хореографический кружки, спортивные секции: плавание, коньки, хоккей, бадминтон, гимнастика и т.д.), распределены по пяти направлениям внеурочной деятельности в сравнении с уже открытыми на базе МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области кружками, секциями, объединениями (Приложение 2). Так,в 2014/2015 учебном году в Мончегорском МБОУ лицей имени В.Г.Сизова общекультурное направление представлено шестью объединениями, пять - за счёт бюджетного финансирования – «Разговор о правильном питании», «Палитра», «Французский как второй иностранный язык», «Росинка», «Дорожный патруль» и одно – за счёт внебюджетного финансирования – театральное объединение «Зазеркалье» (городской Центр развития творчества детей и юношества «Полярис»), среди предложенных респондентами объединений – кружок «Разговор о разных странах», хореографический кружок, клуб «Образ Я»; духовно-нравственное направление - восьмью объединениями, семь - за счёт бюджетного финансирования – «Читающие дети умнее всех на свете», «Основы православной культуры», «Школьная газета», «Юные журналисты», «Северные фантазии», «Кудесница», «Сизовцы» и одно – за счёт внебюджетного финансирования – объединение «Бумажный калейдоскоп» (городской Центр развития творчества детей и юношества «Полярис»), среди предложенных респондентами объединений – кружок по вышивке, кружок лепке из соленого теста, глины и пластилина, кружок «Юные натуралисты»; спортивно-оздоровительное направление - четырьмя объединениями за счёт бюджетного финансирования – спортивные секции «Общая физическая подготовка» (легкая атлетика, футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.), среди предложенных респондентами объединений – спортивные секции по плаванию, бадминтону, хоккею, конькобежному спорту, лыжным гонкам и др.; социальное направление – тремя программами за счёт внебюджетного финансирования – «Первоклашка», «Здоровое поколение», «Первый раз в пятый класс» (городской Центр психолого-медико-социального сопровождения); общеинтеллектуальное направление – одним научным обществом учащихся «Эрудит», среди предложенных респондентами объединений – шахматный кружок, кружки по математике, русскому языку, литературе и т.д. Таким образом, наработки МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области, представленные новые идеи станут основой Программы развития Мончегорского МБОУ лицей имени В.Г.Сизова до 2020 года и будут включены в план воспитательной работы на следующий учебный год. В настоящее время необходимо обеспечить критериальный подход в оценивании внеклассных и внеурочных мероприятий, а значит - создать методическую копилку фонда оценочных средств (материалов оценивания внеклассных и внеурочных мероприятий, психолого-педагогической среды и т.д.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|