Автор:
Маринина Ольга Викторовна
Школьное научное общество «Поиск» - как форма успешной социализации учащихся.
учителя химии МБОУ СОШ №24, руководителя ШНО «Поиск» Марининой Ольги Викторовны.
Школьное научное общество «Поиск» МБОУ СОШ № 24 города Крымска было организовано в 2005 году. В данный момент в его составе 134 ученика
(в школе обучается 543 человека), 70 из них имеют опыт защиты исследовательских работ на конференциях, форумах и слётах., в районе, крае, в Санкт – Петербурге.
Основные направления работы школьного научного общества «Поиск»:
1. Историческое краеведение. Туризм.
Социально-экономическое краеведение.
2. Естественные науки. Социально-экологическое.
3. Литература. Искусство. Прикладное творчество.
Цель работы школьного научного общества «Поиск» - не только ввести ученика в конкретную область научного зна¬ния, обучить языку своего предмета, на¬учить им пользоваться в практической жиз¬ни, но и развить лучшие стороны его лично¬сти, помочь осознанно подойти к выбору бу¬дущей профессии, заложить стремление по¬знавать и улучшать мир, в котором он живет.
Темы исследовательских работ очень разнообразные. Много работ связаны с грязевыми вулканами, водой, её экологией, изменением климата, продуктами питания, историческим прошлым… Интерес вызывает экспериментальная работа. Старшеклассники, которые имели опыт исследовательской работы, продолжают свои исследования в вузах. В нашей школе есть опыт, когда тема детской исследовательской работы стала в дальнейшем, темой диплома.
«Сегодня задача учителя – не поучать, а побудить к учению».
Школьное научное общество «Поиск» способствует не только повышению мотивации к учению, интеграции знаний из разных областей знаний, творческому мышлению, но и создаёт формулу успеха
Статья:
Школьное научное общество «Поиск» - как форма успешной социализации учащихся.
Автор Маринина Ольга Викторовна, учитель химии МБОУ СОШ № 24.
КРЫМСК, 2012
Школьное научное общество «Поиск» МБОУ СОШ № 24 города Крымска было организовано в 2005 году. В данный момент в его составе 134 ученика
(в школе обучается 543 человека), 70 из них имеют опыт защиты исследовательских работ на конференциях, форумах и слётах., в районе, крае, в Санкт – Петербурге. По итогам районного конкурса школьных обществ в 2011 году мы получили ГРАН- ПРИ главы района.
Структура научного общества учащихся “Поиск”.
- Детская республика совет НОУ методический
- “Истоки” совет школы
Основные направления работы школьного научного общества «Поиск»:
1. Историческое краеведение. Туризм.
Социально-экономическое краеведение.
2. Естественные науки. Социально-экологическое.
3. Литература. Искусство. Прикладное творчество.
Научно-исследовательская деятельность учащихся — это целенаправленная поисковая работа, результаты которой школьникам заранее неизвестны. Она выполняет ориентировочную, мотивационную, организационно-технологическую функции, что позволяет связать в единый процесс изучение школьниками себя и окружающего мира, творчество и самотворчество, самопознание, самореализацию. Задача учителя при этом - создавать и поддерживать творческую атмосферу.
В педагогической литературе больше внимания обращается на важность включения научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс, но практически не разработаны фундаментальные проблемы методологии научно - исследовательской деятельности учащихся.
Цель работы школьного научного общества «Поиск» - не только ввести ученика в конкретную область научного знания, обучить языку своего предмета, научить им пользоваться в практической жизни, но и развить лучшие стороны его личности, помочь осознанно подойти к выбору будущей профессии, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором он живет.
Участники школьного общества включены в три возрастные группы – «Юниор», среднее и старшее звено. Успешней всего работают младшая и старшая возрастная группа – это можно объяснить психолого – физиологическими особенностями детей этого возраста. В единый творческий процесс вовлечены все возрастные группы, что позволяет развивать системный стиль мышления, умение работать в команде при участии школы в конференциях, форумах, слётах. Научное общество учащихся школы курируют методические объединения учителей – предметников. Учитель – предметник может готовить один или несколько детских проектов. Он же выясняет индивидуальные особенности ученика, уровень знаний и умений его, при этом педагог – куратор, в ходе работы развивает познавательные интересы, помогает ориентироваться и анализировать объём информации. Участвуя в работе общества, ученик приобретает свой первый социальный опыт – выступление на аудиторию, презентация своей работы. Успешная реализация исследования включает в себя единую структуру: накопление знаний по теме; экспериментальная работа, сбор и обработка полевых исследований, фотоотчёт, результаты анкетирования, акций, рейдов; анализ и выводы по теме.
Основным временем подготовки исследовательских работ являются летние каникулы, организация профильных лагерей, либо участие в работе таких лагерей на базе образовательных или творческих центров.
У нас в школе на базе пятых классов работает лагерь «Кругозор», который
имеет эколого- краеведческое направление. Организованы профильные отряды на базе шестых классов – это экологический отряд «Кругозор» и отряд социальной направленности «Страноведение» Цель создания профильных лагерей - это полноценный отдых, расширение кругозора, экологический мониторинг, экологическая тропа, экскурсионные поездки и море. Летние встречи и впечатления позволяют учащимся определиться с направлениями своих будущих исследовательских работ, идёт сбор материалов в полевых условиях. Успешные результаты летних смен, определяют образовательные проекты, пути интеграции общего среднего образования с учреждениями дополнительных курсов.
Система поддержки талантов в школе разработана совместно с Попечительским советом школы – ежегодно вручается награды в различных номинациях, таких как « Ученик года», «Класс года»…
Результативность.
Темы исследовательских работ очень разнообразные. Это, например, работа «Выращивание перепелов в домашних условиях», которую выполнила и успешно защитила ученица третьего класса Ручкина Настя, « Илларион Аккерман и Туапсинский нефтеперегонный завод» исследование провёл ученик десятого класса Моисеев Евгений. Много работ связаны с грязевыми вулканами, водой, её экологией, изменением климата, продуктами питания, историческим прошлым… Интерес вызывает экспериментальная работа.
«Выращивание кристаллов в силикатном клее», «Кристаллы – дендриты», «Лекарство против старости» и другие. Активны ребята в работе Малой Академии наук учащихся Крымского района, Малой сельскохозяйственной академии при Кубанском аграрном университете, в секциях детского эколого – биологического центра. Старшеклассники, которые имели опыт исследовательской работы, продолжают свои исследования в вузах. В нашей школе есть опыт, когда тема детской исследовательской работы стала в дальнейшем, темой диплома. Нашей школе всего двадцать лет и наши будущие учёные, только заканчивают аспирантуры.
Команда юных исследователей школы активно участвует во Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Молодые интеллектуалы России» , VII Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в 2009, 2010, 2011, 2012 году в Санкт – Петербурге.
Образование напрямую связано с воспитанием. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания — учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.
«Сегодня задача учителя – не поучать, а побудить к учению».
Школьное научное общество «Поиск» способствует не только повышению мотивации к учению, интеграции знаний из разных областей знаний, творческому мышлению, но и создаёт формулу успеха. Самостоятельность, инициативность, умение логически структурировать изучаемый материал всё это повышают эмоционально- ценностные стороны личности ребёнка.