Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2012-2017 г.

Автор:
Борисова Светлана Владимировна

Аннотация:

Аннотация

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2012-2017 г.

В программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» описывается система работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении учащихся МОУ «СОШ №3» г.о. Саранск. В программе представлены: показатели результативности, критерии оценки ее реализации, основные формы, виды, направления деятельности по профилактике правонарушений, система программных мероприятий, тематика бесед с учащимися и лекционных занятий с родителями.

Настоящая программа предназначена для широкого круга педагогов (классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, школьных психологов), сотрудников КДН и ПДН.

                                                                     С.В. Борисова

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Воспитание , Модуль: Профилактика девиантного поведения и правонарушений среди подростков

Статья:

Борисова С. В., код автора sc-5066

 

ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» НА 2012-2017 Г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Данное направление воспитательной работы остается актуальными в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового и юношеского возраста, так как в 11 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления  чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Увеличение детей с девиантным поведением - это следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации России, падает жизненный уровень населения, растет социальное неблагополучие, криминализация среды. Среди молодежи нарастают такие опасные тенденции, как:

- рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет рост социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних;

- массовые нарушения прав детей;

- рост ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании, который ведет к увеличению числа преступлений;

- рост числа венерических заболеваний у несовершеннолетних;

- омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте с 8-14 лет;

- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушений;

- суицид среди несовершеннолетних.

 Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

 Девиантное поведение - это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений. Оно разделяется на пять типов: 1) Делинкветное; 2) Аддиктивное; 3) Патохарактерологическое; 4) Психопатологическое; 5) На базе гиперспособностей.

Любые отклонения в поведении должны привлекать внимание педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

ü социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

ü глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороныродителей, учителей, одноклассников;

ü отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

ü отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

ü безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Низкая эффективность существующей на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна обусловлена целым рядом причин:

ü приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

ü низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

ü осуществление помощи «трудным» преимущественно педагогами-энтузиастами;

ü бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

ü выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

ü научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Конституция Российской Федерации; 

2. Закон РФ «Об образовании»;

3. Федерального закона «Об основах  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99;

4. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка на территории РФ» № 124- ФЗ, 1998.

4.  Международная «Конвенция о правах ребенка»;

5.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6. Устав школы.        

Цель программы:

 Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

ü Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

ü Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание своевременной психолого–педагогической поддержки ребенку в трудной жизненной ситуации;

ü Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

ü Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья, содействие формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала; 

ü Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

ü Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых в вопросах профилактики правонарушений и безнадзорности;

ü Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность;

ü Создание в школе условий, которые расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Сроки реализации программы: 5 лет.

Этапы реализации программы.

1-й этап (2012/2013) – подготовительный:

  • Диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время, склонностей к девиантному поведению;
  • Диагностика факторов семейного неблагополучия;
  • Мониторинг профилактики употребления ПАВ;
  • Подготовка кадров, взаимодействие всех заинтересованных органов;
  • Разработка локальных актов, заключение договоров с учреждениями, организациями по выполнению программы;
  • Планирование системы работы по профилактике

2-й этап (2012/2013, 2013/2014) – содержательно-деятельностный:

  • Реализация системы программных мероприятий.

3-й этап (2014/2015) – контрольно-обобщающий:

  • Мониторинг эффективности реализации Программы;
  • Анализ достигнутых результатов, внесение корректив, определение перспектив деятельности по профилактике и коррекции правонарушений и безнадзорности.

Исполнители программы. Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги системы дополнительного образования,  руководитель ОБЖ, медработник.

Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией МОУ «СОШ №3» г. о. Саранск. Общеорганизационные вопросы по разработке и реализации программы находятся в ведении заместителя директора школы по воспитательной работе.

Материально-техническое, финансовое обеспечение программы: 1) Бюджетное финансирование работы элективных курсов, кружков, спортивных секций; 2)  Фонд школы: средства спонсоров и Попечительского совета, деньги, собранные в результате проведения акций по сбору макулатуры, проведения дискотек, благотворительных концертов, акций; 3)  Фонды отделов социальной защиты населения г. о. Саранск; 4) Фонд службы занятости населения г. о. Саранск.

Результативность реализации программы может проявляться в раз­личных аспектах:

- в создании документов, регламентирующих организацию процесса профилактики правонарушений и безнадзорности;

- в усвоении школьниками комплекса теоретических знаний о причинах совершения правонарушений и об ответственности за них;

- в сформированности первоначальных представлений о действиях и поступках, угрожающих безопасности личности, об Уголовном кодексе РФ, применении правовых знаний на практике;

- в создании благоприятных условий для духовного и культурного роста учащихся;

- в создании системы мониторинга социального благополучия детей и подростков;

- в обеспечении занятости детей группы риска во внеурочное и каникулярное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении.

Критерии оценки реализации программы.

Нравственно-духовные параметры: повышение уровня развития нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей; сформированность у учащихся негативного отношения к нарушителям правопорядка; повышение уровня правовой компетенции по вопросам несения ответственности за совершение правонарушений;  снижение количества конфликтных ситуаций между учащимися, учащимися и педагогическим коллективом школы.

Количественные параметры:  сокращение количества учащихся и семей группы риска, а так же состоящих на различных видах учета; повышения уровня занятости детей во внеурочное и каникулярное время; количество проведенных внеклассных и досуговых мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности; результативность участия в городских, республиканских и российских конкурсах, направленных на профилактику  правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ.

Практическая значимость программы. В Программе определены психолого-педагогические аспекты организации системы работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Настоящая программа предназначена для широкого круга педагогов (классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, школьных психологов), сотрудников КДН и ПДН.

 

 


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ.

           Система работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении    учащихся в МОУ «СОШ №3» включает в себя пять основных компонентов:

1.   Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали      и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы.

2.   Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.

3.   Составление плана педагогической коррекции личности и устранений причин ее нравственной деформации, отклонений в поведение (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).                                 

4.  Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

5.  Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Одним из главных направлений деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей в МОУ «СОШ №3» является формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного  воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в  школе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения.

 Просветительные формы, используемые для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков,   очень разнообразны и включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии, которые проводят не только классные руководители, но и инспекторы ПДН и ГИБДД, работники наркоконтроля и прокуратуры, медики и работники библиотеки. В школе для всех классов разработана тематика бесед по различным направлениям (Приложение 1).

Кроме этого классные руководители стараются применять в своей практике «круглые столы», диспуты, дискуссии. В процессе участия в  них подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

 В подростковом возрасте очень волнуют  учащихся проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызывают большой интерес. В школе стало традицией проводить заседания клуба «Здоровье», на которые приглашаются врачи гинекологи, венеролог, нарколог.

 В педагогическом процессе также одним из основных направлений деятельности школы является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании   используются такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; «Государственная символика России и Мордовии»,  «Я - гражданин России», «В ком честь, в том и совесть», тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени», «Что такое хорошо?», «Каким должен быть гражданин России?» и др. Ежегодно в школе проводится работа  по изучению семей учащихся, выявляются  учащиеся девиантного поведения. На каждого  такого подростка составляются диагностические карты. Каждый классный руководитель ведет социальный паспорт, в котором фиксируются все данные об этом подростке: успеваемость, посещаемость, участие в различных мероприятиях, а также составляется план по реабилитации такого ребенка.

  В школе создан и работает Совет по профилактике правонарушений и Учебная комиссия. На заседаниях обсуждаются проблемы, связанные с низкой успеваемостью школьников по учебным предметам, профилактикой и коррекцией девиантного поведения подростков. Здесь заслушивается работа классных руководителей и учителей-предметников; обсуждаются проблемы семейного воспитания детей, оказавшихся в трудной ситуации.  

Организационные формы работы с подростками  в МОУ «СОШ №3» направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм   обеспечивает эффективность их воздействия.

В практике культурно-досуговой деятельности  в школе используется такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. На первый план выступает познавательная значимость игры. Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Минута славы», «Что? Где? Когда?», учащиеся школы не только участвуют в таких играх, проводимых в школе, но и посещают заседания, проводимые в городе. Неоднократно команда школы была призером этих игр.

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как «Клуб общения» и «Видеоклуб». Учащиеся общаются с представителями разных профессий, сотрудниками ГИМС МЧС, ДОСААФ, полиции, знакомятся с интересными фильмами нравственного и патриотического характера, обсуждают наиболее значимые для своего возраста вопросы.

В школе оформляются тематические стенды «За здоровый образ жизни», «Школьнику о вреде курения», «Школьнику о вреде алкоголя», «Школьникам о правилах дорожного движения», «Это должен знать каждый…», «Права человека». 

Одно из следующих направлений   деятельности педагогического коллектива школы является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Решая задачи этого направления, классные руководители вовлекают подростков  в организацию творческих конкурсов («Осенний вернисаж», «Мисс-2010», «Армейский экспресс»).  Одна из форм, включающая в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности – художественная форма. 

 К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, литературные вечера, творческие встречи с музыкантами, композиторами, поэтами, писателями, тренерами, мастерами спорта, военными, участниками ВОВ, Афганской войны, Чеченской компании, людьми награжденными государственными наградами, посещение выставок, музеев и многое другое.

 Вышеперечисленные формы вызывают особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями  подростков девиантного поведения. Поэтому на протяжении всего учебного года в школе проводятся тематические вечера, утренники,  праздники, спортивные соревнования, отличием которых является то, что все до одного желающие могут принять здесь участие.

Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы.  В школе стало традицией проводить осенний бал, новогодний бал – карнавал, выпускной вечер, на котором каждый старается придумать красивый костюм, подготовить интересное выступление. Классы, ответственные за такие мероприятия, под руководством классного руководителя готовят зрелищную программу, стараясь задействовать как можно больше участников; продумывают оформление. 

   Большую роль в работе по  профилактике и коррекции девиантного поведения подростков играют кружки и спортивные секции. С особым удовольствием мальчики посещают спортивные секции: легкой атлетики, футбола, самбо, бильярда, плавания, туристический кружок и др. Для всех желающих поддерживать себя в хорошей физической форме регулярно работает тренажерный зал. Силами участников танцевального, театрального кружков, вокальной студии и ОСИ, литературной студии «Скрижали» готовятся концерты, музыкальные постановки, литературные праздники для учащихся, родителей, гостей из других школ. Члены кружков «Юный художник», «Умелые руки» готовят творческие выставки, поделки к различным праздникам. А ребята из агитбригады «Оптимум»  следят за зелеными насаждениями в школе и на пришкольном участке.

Обращение внимания на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепление здоровья, физических способностей детей и подростков в результате сотрудничества с ЦОП им. В. Чегина, СК «Мордовия», работы современного тренажерного зала и большого количества спортивных секций на базе школы (футбола, бокса, спортивной ходьбы, картинга). Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

Другим важным направлением   деятельности школы является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение здесь имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технический кружок авиамоделирования. 

 Во время летних каникул учащиеся 5-7 классов работают на пришкольном участке, ученики 8-10 классов трудятся в летнем лагере труда и отдыха «Родник».                                                                            

Регулярно в каникулы работают пришкольные оздоровительные лагеря «Осеннее настроение», «Весеннее настроение», «Солнышко», «Бригантина», спортивный и туристический лагерь «Экстрим». Детям из малообеспеченных и неблагополучных семей оказывается содействие в организации летнего отдыха и оздоровления.

Поэтому все эти направления   деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей взаимосвязаны, взаимозависимы, а совершенствование этой деятельности  делает ее наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка девиантного поведения, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит полезную направленность. 

Таким образом, система работы  заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей для решения проблем девиантного поведения подростков включает в себя:

  1. Познание и систематическое изучение воспитанников, выявление их потребностей, интересов, способностей (привлечение психологической службы).
  2. Вовлечение ребят в позитивную для их развития деятельность (занятость детей).
  3. Неустанное стимулирование продвижения вперёд через создание ситуации успеха, поддержка и активизация самосовершенствования.
  4. Изучение положения подростков в классе, отношение к ним учителей, стимулирование учёбы и даже небольших успехов, воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства, нормализация межличностных отношений.
  5. Усиление профилактики правонарушений, нравственно-правовое воспитание учащихся, формирование у них здорового образа жизни через постоянную работу и отражение её в текущих планах учебно-воспитательной работы (отдельный план работы с трудными).
  6. Регулярное рассмотрение на советах профилактики (если нужно) нарушений, вовлечение в творческую созидательную работу.
  7. Ведение строгого контроля посещаемости учеников, требующих педагогического внимания.
  8. Профилактика всех форм семейного неблагополучия через оказание социально-психологической помощи семье и особым категориям детей путём индивидуальных и групповых консультаций, тренинговых занятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения, разрешения конфликтов, постоянное посещение неблагополучных семей классными руководителями, инспекторами ПДН, представителями общественности.
  9. Привлечение для работы с такими детьми мужчин-педагогов, отцов, шефов-солдат, тренеров и т.д.

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит 4 блока:

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

     Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы, «Клуба семьи».

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

  • · Планирование и коррекция  работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН ОВД г.о.Саранск.
  • · Организация работы Совета профилактики школы.
  • · Проведение тематических педагогических советов (примерные темы: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)»).
  • · Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
  • · Составление социального паспорта класса, школы.
  • · Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • · Проведение операции «Подросток» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
  • · Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • · Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • · Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • · Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  • · Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

Изменения социально-экономического устройства общества, расслоение по материальному уровню обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несовершеннолетних. Рост населения, оказавшегося социально незащищенным, увеличил число семей, находящихся в социально опасном положении. Это, в свою очередь, ведет к постоянному увеличению правонарушений и преступлений более тяжких среди подростков.

       Социально-психологическая профилактика – это система мер изучения личности ребенка, его возможностей развития, взаимоотношений в социуме.

Ранняя профилактика включает:  изучение индивидуально-психологической личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение; выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер; возможность наблюдения за формированием характера ребенка-подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей.

     Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, конфликтных столкновений. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонение в поведении детей и подростков является сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков:

• беседы и опросники с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи;

• комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонению в поведении;

• изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактики дают возможность педагогам направить свою деятельность на воспитание подростка, которая осуществляется через различные виды профилактики: медицинской, психологической, педагогической. Основные формы и виды деятельности по профилактике правонарушений в МОУ «СОШ№3» г.о. Саранск представлены в Приложении 2.

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • Работа кружка «Безопасное колесо».
  • Классные часы по пожарной безопасности.
  • Цикл лекций для подростков по вопросам права, ответственности за правонарушения, здорового образа жизни.
  • Профориентационная работа.
  • Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
  • Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

- Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

- Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города посредством посещения лагеря труда и отдыха «Родник»;

- Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

1)  Выявление причин отклонений в поведении;

2)  Беседыпедагога-психолога, классного руководителя, администрации школы, инспектора ПДН с подростком;

3)  Приглашение на Совет  профилактики правонарушений;

4)  Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

5)  Направление ходатайств в КДН;

6)  Проведение тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных навыков, умений межличностного взаимодействия.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  •  «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соответствующие органы.
  • Организация работы «Клуба семьи».

Примерная тематика лекционных занятий с родителями.

 Профориентация школьников: 1) Профориентация, её цели и задачи; 2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда; 3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком; 4) Выбор будущей профессии. Организация встреч с представителями ведущих ВУЗов республики.

Профилактике употребления ПАВ: 1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка; 2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ; 3) Устойчивость подростка в обществе; 4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ; 5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка; 6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ; 7) Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание обучающихся.

Профилактика правонарушений и преступлений: 1) Права и обязанности семьи,ребёнка; 2) Права, обязанности и ответственность родителей; 3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни; 4) Как уберечься от насилия; 5) Причины и профилактика детских суицидов; 6) Свободное время и развлечения учащихся; 7) Причины, профилактика и коррекция детской лжи; 8) Как бороться с трудностями и перегрузками детей; 9) О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях.

  • Организация консультаций специалистов для родителей.
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
  • Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи

* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

* получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

* сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека

* сформировать жизненную позицию ребёнка

* ориентация учащихся на здоровый образ жизни

4 блок

*создание приоритетного родительского воспитания

* организация педагогического просвещения родителей

* построение демократической системы отношений детей и взрослых

 

Система программных мероприятий представлена в Приложении 3.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание работы заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей определяется ее педагогической направленностью. Однако сам выбор мероприятий обусловлен изучением психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча­ющихся и социальной микросреды, условий жизни.

      Заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители организуют и проводят консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагают возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивают  помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей,  они дифференцируют выявленные проблемы и «выводят» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Школа выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. 

Педагогическая поддержка  инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что во весь рост встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским культурным традициям.

Подросток должен пройти школу такого педагогического участия, когда от простого приобщения к реализуемым   ценным инициативам он проходит путь к   творчеству и организатору практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.

Основной целью деятельности  заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей в плане поддержки   инициатив детей и взрослых является гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание  подростков.                                                         

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010