Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Разработка внеклассного мероприятия «Шляпный бал»

Автор:
Леджанова Наталья Павловна

Аннотация:

Разработка предназначена для учащихся 5-9 классов. До проведения бала проводится работа: подбор и изготовление головных уборов разных эпох, стилей и направлений; поиск пословиц, поговорок, загадок; разучивание бальных танцев.

На балу демонстрируются модели, выполненные учащимися, времен Древних Египта, Рима, готики, 15-21 веков. К каждой модели идет комментарий с описанием правил ношения головных уборов. Участникам и зрителям предлагаются отгадать загадки, прочитать стихи, афоризмы и т.д.

Статья:

Разработка внеклассного мероприятия "Шляпный бал"

 

Цели:

 

Обучающие              

 

- Знакомство с историей костюмов, головных уборов, с модой прошедших веков и современной модой.                                  

 

Развивающие                       

 

- Развитие творческого воображения и фантазии при изготовлении проектов различных шляп.

 

Воспитывающие                 

 

- Воспитание чувства прекрасного.                                            

 

Задачи:

 

- Проявление творческих способностей при самостоятельном изготовлении шляпы, головного убора, нарядной одежды к ним - индивидуально, коллективно, по группам;

 

- Выявление знаний книжных героев, сказочных персонажей, исторических личностей.

 

Форма мероприятия: бал с демонстрацией моделей.

 

Вариант: викторина с компьютерной презентацией.

 

Приобретаемые навыки детей: технология изготовления различных головных уборов, подбор соответствующего материала, тканей, аксессуаров, навыки ручного и машинного шитья, изготовление вязаных элементов и деталей, работа с папье-маше.

 

Особенности роли педагога дополнительного образования:

 

- Способность делать учебный материал доступным;

 

- Наблюдательность и творчество в работе, стимулирование познавательной деятельности воспитанников;

 

 - Способность организовать коллектив учащихся для выполнения коллективной работы;

 

 - Содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность.

 

- Общее руководством процессом подготовки и проведения мероприятия.

 

Технологические особенности: в процессе подготовки использование оборудования мастерской, во время проведения – музыкальная аппаратура, мультимедийная презентация.

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

 

 

 

I. Звучит «Вальс Цветов» П.И. Чайковского. У входа ученик раздает гостям листки с вопросом.

 

«Какая шляпа понравилась Вам больше всего? Свой ответ опустите в шляпу-цилиндр».

 

В зале сидят зрители. Участников приглашает в зал дворецкий, ведущий объявляет о прибывших моделях.

 

Ведущая «Дама в шляпе»: - Здравствуйте, дорогие гости и друзья! Сегодня мы проводим необычный бал – Шляпный бал!

 

Ищу свой образ, имидж, стиль,

 

Ищу свой шарм, чтоб всех пленил,

 

Ищу, смотрю, хочу меняться.

 

Советуют другие - не бояться.

 

Надеть улыбку, улыбаться!

 

Идти вперед, смотреть чуть выше крыш

 

Дать установку, что как будто бы Париж

 

Вам преподал уроки стиля,

 

Что Вы, как будто, дива мира!

 

И что Ваш имидж безупречен,

 

А образ Ваш любому голову вскружит,

 

Не забывать, конечно, про  уроки  моды

 

И то, что только шляпка образ завершит!

 

- Итак, мы начинаем!

 

Дворецкий: - Дамы и господа! На Шляпный бал прибыла гостья из Древнего Египта (головной убор египтянки).

 

Ведущая: В Древнем Египте головным убором называли парики. Парик был черного цвета и носили его все, кроме жрецов. Они были лысые. Парики были прямоволосые, их украшали сетками, цветками, шнурками.

 

Дворецкий: - На бал прибыли гости из Древнего Рима (входят девочки с обручем и диадемой).

 

Ведущая: - В Древнем Риме на голове не носили парики. Прямые волосы были не в моде. Короткий или длинный накрученный волос собирали под диадему или обруч.

 

3. Прибыла шляпа «Таинственный замок» из Готического периода. <Рисунок 1>

 

II. В период Готики произошел переворот в одежде и головных уборах. Идеалом красоты являлась беременная женщина. На живот надевали специальные подушки. Носили обувь с очень длинными носками, такими же конусообразными были шапки-колпаки, на конце которого висел шлейф.

 

  Беременная женщина считалась умной и мудрой, и поэтому все женщины выщипывали брови, ресницы, подбривали лоб, так как высокий лоб – символ ума.

 

III. А вот XV век. Ренессанс. Господин и госпожа Береты. Надеть готовые береты разных размеров и цветов.

 

IV. Шляпы «Цветники», «Клумба».

 

Они прибыли с давних времен. Возьмите широкополую шляпу, одолжите перья у кур, индюков, добавьте цветы из сада – и вот вам защита от зноя. Надев ее, вы будете всегда в тени и на виду.

 

              V. Приехала шляпа «Гнездо». <Рисунок 2>

 

Ведущая: Эта шляпа для любителей природы. Надев ее, вы всегда сможете приютить упавшего птенца или подбитого хулиганами голубя.

 

Обладатель такой шляпы – пропагандист экологии и кандидат в студенты Московских экологических вузов.

 

IV. Какие вкусные шляпы к нам прибыли!

 

Комментарий: Шляпы «Корзина с фруктами», <Рисунок 3> «Все с собой». Мы рекомендуем учителям «Завтрак, обед и ужин всегда с вами!».

 

Шляпы  стоят вместе в центре.

 

 Эти шляпы относятся к XVIII веку, их носили дамы высшего общества.

 

VIII. Господин цилиндр с дамой в шляпе с перьями. XIX век.

 

IX. Ведущая: Чем выше цилиндр, тем богаче и знатнее господин. советуем носить их нашим коммерсантам и начальникам. <Рисунок 4>

 

X. Прибыл двоюродный брат Цилиндра – господин Боливар с дамами. (барышни в   свадебных шляпах). <Рисунок 5>

 

XI. Госпожа Амазонка!

 

XII. Господа! Прибыл господин Чиновник!

 

 Ведущая: Суконные шляпы <Рисунок 6> носили стряпчие – чиновники по судебному надзору. У них была привычка класть важные документы в шляпу, чтобы не потерять. Считалось, что если стряпчий положит прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда. Там его рассмотрят, и дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка «Дело в шляпе». И,  наконец, госпожа Голливуд!

 

 Ведущая: Для будущих звезд! Только эти шляпы вам помогут покорить Голливуд! <Рисунок 7> (Сели шляпы в полукруг, включается громче музыка вальса. Все встают, под музыку проходят и исполняют вальс).

 

(Почтальон Печкин – в шапке-ушанке, модно одетый с кейсом в руке стучит в дверь)

 

Дворецкий отвечает: Кто там?

 

Почтальон: Это я, почтальон Печкин, принес загадки на ваш бал.

 

 

 

 

Загадки

 

 

 

1. Синяя шапка вся в заплатках.

 

                                               (Небо и звезды)

 

2. Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет.

 

                                               (Шапка)

 

3. Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу.

 

                                               (Шапка)

 

4. Две головы, а в шляпе.

 

    Одна нога  - и та без сапога.

 

                                               (Зонт)

 

5. Стоят казаки на них белые колпаки.

 

                                               (Пни под снегом)

 

6. Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.

 

                                               (Стол)

 

7. Четыре братца под одной шляпой сидят.

 

                                               (Стол)

 

8. Иванушка-дурачок, сквозь землю прошел

 

    Красную шапочку нашел.

 

                                               (Гриб)

 

9. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

 

                                               (Курица)

 

10. Стоят столбы белы, на них шапки зелены.

 

                                               (Березы)

 

11. Не княжеской породы, а ходит с короной,

 

      Не ратный ездок, а со шпорой на ноге,

 

      Не сторожем стоит, а всех рано будит.

 

                                               (Петух)

 

12. Стоит в лесу Ермак, на нем бел колпак.

 

                                               (Пень в снегу)

 

13. Свет-светочек, в сыру землю зашел,

 

      Синюю шапку нашел, из земли вырастал,

 

      Весь мир одевал. (Лен)

 

14. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой.

 

                                               (Огурец)

 

15. Данилка маленький, маленький - удаленький.

 

      Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел

 

      Шапку снял, детей спать уклал.

 

                                               (Мак)

 

16. Маленький черпачок, красненький колпачок.

 

      Три раза в день берется, и опять на место кладется.

 

                                               (Ложка).

 

XIV. Дворецкий: Прибыли прочие, прочие, прочие шляпы. (Проходят под музыку, кружатся, стоят, садятся шляпы придуманные вами).

 

  1. Голубая
  2. Шляпа «А-ля Наполеон» <Рисунок 8>
  3. Шляпа с бусами <Рисунок 9>
  4. Шляпа с пуговицами <Рисунок 10>
  5. Шляпа пуговица с большим бантом <Рисунок 11>
  6. Шляпа с цветами <Рисунок 12>
  7. Охотничья шляпа <Рисунок 13>
  8. Кожаные кепки <Рисунок 14>
  9. Шляпы соломки (2 штуки) <Рисунок 15>
  10. Шляпы летние (2 штуки) и др. <Рисунок 16>

 

 

 

XV. Стучат в дверь. Входит «Команда в шляпах»-2ученика с лысым отцом (герои фильма). Один говорит: «Нам сообщили, что у вас проходит бал. Сейчас мы с вами проведем викторину «Головные уборы». У вас есть право молчать, но при правильном ответе мы убедимся, что вы причастны к балу».

 

1) Команда в шляпах работает: «Сейчас по очереди будут входить шляпы. Вы должны отгадать их».

 

  1. Цветик-семицветик
  2. Дюймовочка
  3. Мурзилка
  4. Шерлок Холмс
  5. Доктор Ватсон. <Рисунок 17>

 

2) «А теперь отгадайте загадки»

 

1. Кто из книжных героев сам себе смастерил шляпу?

 

                                                                                              (Робинзон Крузо)

 

2. О ком идет речь в этом шутливом стихотворении?

 

                        Кто-то, где-то и когда-то

 

                        Все моря избороздил.

 

                        С корабля сошел по трапу

 

                        И в свою большую шляпу

 

                        Лилипутов посадил.

 

                                                                                              (Гулливер)

 

3. Какой сказочный герой носил шляпу, сшитую из носка?

 

                                                                                              (Буратино)

 

4. Назовите произведения, в названиях которых употребляется слово «Шапка».

 

(«Красная шапочка», сказка Шарля Перро, «Живая шляпа», рассказ Носова)

 

5. Выходит шляпа-семицветик.

 

Вопрос: «Кто это и откуда?»

 

 

 

                        Лети, лети лепесток

 

                        Через Север на Восток

 

                        Через Запад через Юг

 

                        Возвращайся, сделав круг.

 

6. Кто родился в цветочном горшочке, ездит на листочке, и надевает шляпу из цветочка?

 

                                                                                              (Дюймовочка)

 

7. Вам хорошо знаком этот берет и шарф. Кто хозяин этих вещей? (Выходит ученик в берете с шарфом)

 

                                                                                              (Мурзилка)

 

8. Великий мастер детективов Конан Дойл создал два незабываемых образа. Узнайте их. Это элементарно, ребята. (Ученики в головных уборах)

 

                                                                       (Шерлок Холмс, доктор Ватсон)

 

2)Ведущий:» Пословицы, фразеологизмы».

 

            Кто больше ответит, тому приз – шляпа Дюймовочки.

 

Пословицы, поговорки, фразеологизмы о головных уборах

 

1. На воре шапка горит

 

2. По Сеньке и шапка

 

3. Шапками закидали

 

4. Синий колпак, связан колпак,

 

    Да не по колпаковски

 

    Надо его переколпаковать.

 

             Ученики, зрители активно участвуют.

 

XVI. Мода. Звучит современная музыка.

 

Уважаемые господа!

 

В наше время обрели вторую жизнь головные уборы почти всех веков. Римские  обручи и диадемы – это ваши ободки и заколки. Береты эпохи Возрождения носят женщины всех возрастов. Головные уборы Шерлока Холмса и доктора Ватсона носят и по сей день (красный, зеленый береты Ватсона, Холмса).

 

Нашим авангардистам мы можем предложить более смелые решения в головных уборах. Знаменитые кутюрье Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Ив Сен Лоран, Пьер Карден берут консультации по изготовлению шляп у юных дизайнеров нашей гимназии. Если среди вас найдутся смелые сшить и надеть такие уборы – мы и вам дадим инструкции.

 

(«Летающая тарелка» <Рисунок 18>, «Шпиль замка» <Рисунок 19>, «Деньги в шляпе», цилиндр, боливар).

 

А эти шляпы мы рекомендуем непосредственно дамам <Рисунок 20> и господам <Рисунок 21> Цаган Амана, жителям великой реки Волга в июне месяце. Дамам можно в них свободно шить, вязать и вышивать, а господам – на Волге промышлять. Шляпы называются  «Мошка».

 

 

 

XVII. А теперь мы узнаем,

 

          кто же «Мисс Шляпа»?

 

(по ответам зрителей выбирается «Мисс Шляпа»)

 

Танцы, танцы, бальные танцы!

 

 

 

Формы подготовки и проведения мероприятия

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия «Шляпный бал» предназначена для учащихся 5-9 классов. До проведения данного мероприятия проводится большая подготовительная работа:

 

- ученики в течение месяца на уроках технологии, занятиях объединения (кружка) самостоятельно или с руководителем выполняют проекты по изготовлению изделий – головных уборов, шляп разных эпох, стилей, направлений;

 

- сбор информации о головных уборах - загадки, пословицы, поговорки, стихи на тему головных уборов, исторические сведения;

 

- разучивание бальных танцев, умение держать осанку, этикет поведения на балу.

 

В результате подготовки и проведения мероприятия учащиеся приобретают навыки, умения и знания в изготовлении головных уборов прошлых столетий, литературных героев, сказочных персонажей.

 

Все модели демонстрируются вживую и в презентации с технологическим описанием модели.

 

На бал приглашаются учащиеся начальных классов, которые также могут активно участвовать в конкурсах, играх со зрителями.

 

 

 

 

Литература

 

 

 

1)   Волкова Е. С. Статья «Шляпный бал» стр. 95. Научно – методический журнал «Школа и производство» №1, 1994 г.

 

2)   Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010