Автор:
Леджанова Наталья Павловна
Разработка предназначена для учащихся 5-9 классов. До проведения бала проводится работа: подбор и изготовление головных уборов разных эпох, стилей и направлений; поиск пословиц, поговорок, загадок; разучивание бальных танцев.
На балу демонстрируются модели, выполненные учащимися, времен Древних Египта, Рима, готики, 15-21 веков. К каждой модели идет комментарий с описанием правил ношения головных уборов. Участникам и зрителям предлагаются отгадать загадки, прочитать стихи, афоризмы и т.д.
Статья:Разработка внеклассного мероприятия "Шляпный бал"
Цели:
Обучающие
- Знакомство с историей костюмов, головных уборов, с модой прошедших веков и современной модой.
Развивающие
- Развитие творческого воображения и фантазии при изготовлении проектов различных шляп.
Воспитывающие
- Воспитание чувства прекрасного.
Задачи:
- Проявление творческих способностей при самостоятельном изготовлении шляпы, головного убора, нарядной одежды к ним - индивидуально, коллективно, по группам;
- Выявление знаний книжных героев, сказочных персонажей, исторических личностей.
Форма мероприятия: бал с демонстрацией моделей.
Вариант: викторина с компьютерной презентацией.
Приобретаемые навыки детей: технология изготовления различных головных уборов, подбор соответствующего материала, тканей, аксессуаров, навыки ручного и машинного шитья, изготовление вязаных элементов и деталей, работа с папье-маше.
Особенности роли педагога дополнительного образования:
- Способность делать учебный материал доступным;
- Наблюдательность и творчество в работе, стимулирование познавательной деятельности воспитанников;
- Способность организовать коллектив учащихся для выполнения коллективной работы;
- Содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность.
- Общее руководством процессом подготовки и проведения мероприятия.
Технологические особенности: в процессе подготовки использование оборудования мастерской, во время проведения – музыкальная аппаратура, мультимедийная презентация.
Ход мероприятия:
I. Звучит «Вальс Цветов» П.И. Чайковского. У входа ученик раздает гостям листки с вопросом.
«Какая шляпа понравилась Вам больше всего? Свой ответ опустите в шляпу-цилиндр».
В зале сидят зрители. Участников приглашает в зал дворецкий, ведущий объявляет о прибывших моделях.
Ведущая «Дама в шляпе»: - Здравствуйте, дорогие гости и друзья! Сегодня мы проводим необычный бал – Шляпный бал!
Ищу свой образ, имидж, стиль,
Ищу свой шарм, чтоб всех пленил,
Ищу, смотрю, хочу меняться.
Советуют другие - не бояться.
Надеть улыбку, улыбаться!
Идти вперед, смотреть чуть выше крыш
Дать установку, что как будто бы Париж
Вам преподал уроки стиля,
Что Вы, как будто, дива мира!
И что Ваш имидж безупречен,
А образ Ваш любому голову вскружит,
Не забывать, конечно, про уроки моды
И то, что только шляпка образ завершит!
- Итак, мы начинаем!
Дворецкий: - Дамы и господа! На Шляпный бал прибыла гостья из Древнего Египта (головной убор египтянки).
Ведущая: В Древнем Египте головным убором называли парики. Парик был черного цвета и носили его все, кроме жрецов. Они были лысые. Парики были прямоволосые, их украшали сетками, цветками, шнурками.
Дворецкий: - На бал прибыли гости из Древнего Рима (входят девочки с обручем и диадемой).
Ведущая: - В Древнем Риме на голове не носили парики. Прямые волосы были не в моде. Короткий или длинный накрученный волос собирали под диадему или обруч.
3. Прибыла шляпа «Таинственный замок» из Готического периода. <Рисунок 1>
II. В период Готики произошел переворот в одежде и головных уборах. Идеалом красоты являлась беременная женщина. На живот надевали специальные подушки. Носили обувь с очень длинными носками, такими же конусообразными были шапки-колпаки, на конце которого висел шлейф.
Беременная женщина считалась умной и мудрой, и поэтому все женщины выщипывали брови, ресницы, подбривали лоб, так как высокий лоб – символ ума.
III. А вот XV век. Ренессанс. Господин и госпожа Береты. Надеть готовые береты разных размеров и цветов.
IV. Шляпы «Цветники», «Клумба».
Они прибыли с давних времен. Возьмите широкополую шляпу, одолжите перья у кур, индюков, добавьте цветы из сада – и вот вам защита от зноя. Надев ее, вы будете всегда в тени и на виду.
V. Приехала шляпа «Гнездо». <Рисунок 2>
Ведущая: Эта шляпа для любителей природы. Надев ее, вы всегда сможете приютить упавшего птенца или подбитого хулиганами голубя.
Обладатель такой шляпы – пропагандист экологии и кандидат в студенты Московских экологических вузов.
IV. Какие вкусные шляпы к нам прибыли!
Комментарий: Шляпы «Корзина с фруктами», <Рисунок 3> «Все с собой». Мы рекомендуем учителям «Завтрак, обед и ужин всегда с вами!».
Шляпы стоят вместе в центре.
Эти шляпы относятся к XVIII веку, их носили дамы высшего общества.
VIII. Господин цилиндр с дамой в шляпе с перьями. XIX век.
IX. Ведущая: Чем выше цилиндр, тем богаче и знатнее господин. советуем носить их нашим коммерсантам и начальникам. <Рисунок 4>
X. Прибыл двоюродный брат Цилиндра – господин Боливар с дамами. (барышни в свадебных шляпах). <Рисунок 5>
XI. Госпожа Амазонка!
XII. Господа! Прибыл господин Чиновник!
Ведущая: Суконные шляпы <Рисунок 6> носили стряпчие – чиновники по судебному надзору. У них была привычка класть важные документы в шляпу, чтобы не потерять. Считалось, что если стряпчий положит прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда. Там его рассмотрят, и дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка «Дело в шляпе». И, наконец, госпожа Голливуд!
Ведущая: Для будущих звезд! Только эти шляпы вам помогут покорить Голливуд! <Рисунок 7> (Сели шляпы в полукруг, включается громче музыка вальса. Все встают, под музыку проходят и исполняют вальс).
(Почтальон Печкин – в шапке-ушанке, модно одетый с кейсом в руке стучит в дверь)
Дворецкий отвечает: Кто там?
Почтальон: Это я, почтальон Печкин, принес загадки на ваш бал.
Загадки
1. Синяя шапка вся в заплатках.
(Небо и звезды)
2. Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет.
(Шапка)
3. Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу.
(Шапка)
4. Две головы, а в шляпе.
Одна нога - и та без сапога.
(Зонт)
5. Стоят казаки на них белые колпаки.
(Пни под снегом)
6. Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.
(Стол)
7. Четыре братца под одной шляпой сидят.
(Стол)
8. Иванушка-дурачок, сквозь землю прошел
Красную шапочку нашел.
(Гриб)
9. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.
(Курица)
10. Стоят столбы белы, на них шапки зелены.
(Березы)
11. Не княжеской породы, а ходит с короной,
Не ратный ездок, а со шпорой на ноге,
Не сторожем стоит, а всех рано будит.
(Петух)
12. Стоит в лесу Ермак, на нем бел колпак.
(Пень в снегу)
13. Свет-светочек, в сыру землю зашел,
Синюю шапку нашел, из земли вырастал,
Весь мир одевал. (Лен)
14. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой.
(Огурец)
15. Данилка маленький, маленький - удаленький.
Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел
Шапку снял, детей спать уклал.
(Мак)
16. Маленький черпачок, красненький колпачок.
Три раза в день берется, и опять на место кладется.
(Ложка).
XIV. Дворецкий: Прибыли прочие, прочие, прочие шляпы. (Проходят под музыку, кружатся, стоят, садятся шляпы придуманные вами).
- Голубая
- Шляпа «А-ля Наполеон» <Рисунок 8>
- Шляпа с бусами <Рисунок 9>
- Шляпа с пуговицами <Рисунок 10>
- Шляпа пуговица с большим бантом <Рисунок 11>
- Шляпа с цветами <Рисунок 12>
- Охотничья шляпа <Рисунок 13>
- Кожаные кепки <Рисунок 14>
- Шляпы соломки (2 штуки) <Рисунок 15>
- Шляпы летние (2 штуки) и др. <Рисунок 16>
XV. Стучат в дверь. Входит «Команда в шляпах»-2ученика с лысым отцом (герои фильма). Один говорит: «Нам сообщили, что у вас проходит бал. Сейчас мы с вами проведем викторину «Головные уборы». У вас есть право молчать, но при правильном ответе мы убедимся, что вы причастны к балу».
1) Команда в шляпах работает: «Сейчас по очереди будут входить шляпы. Вы должны отгадать их».
- Цветик-семицветик
- Дюймовочка
- Мурзилка
- Шерлок Холмс
- Доктор Ватсон. <Рисунок 17>
2) «А теперь отгадайте загадки»
1. Кто из книжных героев сам себе смастерил шляпу?
(Робинзон Крузо)
2. О ком идет речь в этом шутливом стихотворении?
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил.
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
(Гулливер)
3. Какой сказочный герой носил шляпу, сшитую из носка?
(Буратино)
4. Назовите произведения, в названиях которых употребляется слово «Шапка».
(«Красная шапочка», сказка Шарля Перро, «Живая шляпа», рассказ Носова)
5. Выходит шляпа-семицветик.
Вопрос: «Кто это и откуда?»
Лети, лети лепесток
Через Север на Восток
Через Запад через Юг
Возвращайся, сделав круг.
6. Кто родился в цветочном горшочке, ездит на листочке, и надевает шляпу из цветочка?
(Дюймовочка)
7. Вам хорошо знаком этот берет и шарф. Кто хозяин этих вещей? (Выходит ученик в берете с шарфом)
(Мурзилка)
8. Великий мастер детективов Конан Дойл создал два незабываемых образа. Узнайте их. Это элементарно, ребята. (Ученики в головных уборах)
(Шерлок Холмс, доктор Ватсон)
2)Ведущий:» Пословицы, фразеологизмы».
Кто больше ответит, тому приз – шляпа Дюймовочки.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы о головных уборах
1. На воре шапка горит
2. По Сеньке и шапка
3. Шапками закидали
4. Синий колпак, связан колпак,
Да не по колпаковски
Надо его переколпаковать.
Ученики, зрители активно участвуют.
XVI. Мода. Звучит современная музыка.
Уважаемые господа!
В наше время обрели вторую жизнь головные уборы почти всех веков. Римские обручи и диадемы – это ваши ободки и заколки. Береты эпохи Возрождения носят женщины всех возрастов. Головные уборы Шерлока Холмса и доктора Ватсона носят и по сей день (красный, зеленый береты Ватсона, Холмса).
Нашим авангардистам мы можем предложить более смелые решения в головных уборах. Знаменитые кутюрье Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Ив Сен Лоран, Пьер Карден берут консультации по изготовлению шляп у юных дизайнеров нашей гимназии. Если среди вас найдутся смелые сшить и надеть такие уборы – мы и вам дадим инструкции.
(«Летающая тарелка» <Рисунок 18>, «Шпиль замка» <Рисунок 19>, «Деньги в шляпе», цилиндр, боливар).
А эти шляпы мы рекомендуем непосредственно дамам <Рисунок 20> и господам <Рисунок 21> Цаган Амана, жителям великой реки Волга в июне месяце. Дамам можно в них свободно шить, вязать и вышивать, а господам – на Волге промышлять. Шляпы называются «Мошка».
XVII. А теперь мы узнаем,
кто же «Мисс Шляпа»?
(по ответам зрителей выбирается «Мисс Шляпа»)
Танцы, танцы, бальные танцы!
Формы подготовки и проведения мероприятия
Разработка внеклассного мероприятия «Шляпный бал» предназначена для учащихся 5-9 классов. До проведения данного мероприятия проводится большая подготовительная работа:
- ученики в течение месяца на уроках технологии, занятиях объединения (кружка) самостоятельно или с руководителем выполняют проекты по изготовлению изделий – головных уборов, шляп разных эпох, стилей, направлений;
- сбор информации о головных уборах - загадки, пословицы, поговорки, стихи на тему головных уборов, исторические сведения;
- разучивание бальных танцев, умение держать осанку, этикет поведения на балу.
В результате подготовки и проведения мероприятия учащиеся приобретают навыки, умения и знания в изготовлении головных уборов прошлых столетий, литературных героев, сказочных персонажей.
Все модели демонстрируются вживую и в презентации с технологическим описанием модели.
На бал приглашаются учащиеся начальных классов, которые также могут активно участвовать в конкурсах, играх со зрителями.
Литература
1) Волкова Е. С. Статья «Шляпный бал» стр. 95. Научно – методический журнал «Школа и производство» №1, 1994 г.
2) Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы.