Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ

Автор:
Матросова Нина Николаевна

Аннотация:

Целью проекта является выявление и создание эффективных организационно – педагогических условий для организации профильной смены для одаренных и социально активных детей. Ожидаемые результаты: формирование системы работы с одаренными детьми  во время  школьных каникул; развитие их творческих способностей; повышение профессиональной компетентности педагогов  в аспекте работы с одаренными детьми во время школьных каникул; повышение статуса профильных смен в социуме.

Статья:

Введение

 

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей. В этой связи на государственном уровне должно оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет одним из основных направлений развития российского образования – развитие системы поддержки талантливых детей, а главную задачу современного образовательного учреждения видит в раскрытии способностей каждого ученика. Это направление  предусматривает для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, в том числе,  введение обновленной практики деятельности  летних (сезонных) профильных школ,  профильных смен и  лагерей  для дальнейшей самореализации и саморазвития учащихся.

В Концепции одаренности в качестве одной из основных образовательных структур для обучения одаренных детей выделяется наряду с системой дошкольных и общеобразовательных учреждений такой тип образовательных структур, как система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей таких детей  и позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. В системе дополнительного образования выделяются такие формы работы с одаренными  детьми во время школьных каникул, как профильные смены и школы, каникулярные сборы и др.

В Республике Хакасия в данном направлении  работа только начата. Министерство образования и науки Республики Хакасия впервые летом 2010 года организовало  профильную смену «Золотой запас республики» для 175 детей Хакасии, представляющих подрастающую интеллектуальную и творческую элиту региона. Смена была востребована как на уровне образовательных учреждений республики (школы, учреждения дополнительного образования, детские общественные объединения и организации и др.), так и на уровне обучающихся и их родителей. В настоящее время организация профильных смен и лагерей в регионе  является социальным заказом, в связи с чем и возникает необходимость в разработке  проекта «Организация профильной смены для одаренных детей в учреждении дополнительного образования (загородном детском  оздоровительном лагере) в условиях школьных каникул».

Целью проекта является выявление и создание эффективных организационно – педагогических условий для организации профильной смены в учреждении дополнительного образования (загородном детском оздоровительном лагере)  во время школьных каникул.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по проблеме;
  • выявить организационно – педагогические  условия организации профильной смены;
  • создать профильную смену

 

1.1.    Программа развития профессиональной компетентности менеджера образования по организации профильной смены для одаренных детей в учреждении дополнительного образования

 

Исходя из возникших проблем в профессиональной управленческой деятельности, появляется необходимость в проектировании профильной смены.  При проектировании профильной смены мы учитывали следующие положения:

1.         Профильная смена должна быть пролонгированной: последействие участников по завершении смены не менее важно, чем сама смена. В рамках смены подводятся итоги предыдущей работы, стартуют новые проекты, осуществляется перспективное планирование.

2.         Целевые установки смены напрямую связаны с развитием лидерского и творческого потенциала участников.

3.         Все организаторы смены, работающие непосредственно с участниками смены, должны быть подготовленными специалистами, имеющими позитивный социальный опыт деятельности. По кадровому составу смена представляет собой единый педагогический отряд.

4.         Конкурсный отбор участников. Участие в профильной смене рассматривается как поощрение за достижения и активность.

5.         Профильная смена как пролонгированный проект включает в себя мониторинг участников и их результатов на входе, в процессе смены и в ходе последействия.

6.         Содержание, механизмы реализации, результаты профильных смен должны быть согласованными.

7.         Ожидаемые результаты должны быть прогнозируемыми и воспроизводимыми в разных условиях.

Исходя из вышеизложенного, цель данного проекта заключается в создании эффективных организационно – педагогических условий для творческой самореализации одаренных обучающихся  в рамках профильной смены в учреждении дополнительного образования детей (загородном детском оздоровительном лагере) во время летних школьных каникул.

 Задачи:

·        создать  организационно – педагогические условия (участники, кадры, программа)  для  организации профильной смены для одаренных детей Республики Хакасия;

·        обеспечить широкое взаимодействие с социумом с целью поддержки профильной смены для одаренных детей;

·        создать профильную смену

Сроки реализации  проекта:  ноябрь 2010 года – ноябрь 2011 года.

Этапы реализации проекта:

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (ноябрь 2010 года - июнь 2011 года)

Цель: организация подготовки и проведения  профильной смены для одаренных детей РХ

Задачи:

·        изучить нормативную базу, подзаконные акты и др. документы;

·        проанализировать материально-технические, организационно –педагогические, программно – методические, кадровые  условия организации профильной смены  для одаренных детей;

·        разработать программу профильной смены для одаренных детей Республики Хакасия, ориентированную на реализацию летом 2011 года;

·        провести обучение кадрового педагогического персонала;

·        сформировать банк данных  по одаренным детям Республики Хакасия и скомплектовать состав участников профильной смены на лето 2011 года

·        привлечь общественные и иные организации к поддержке смены

2 этап: деятельностный (июнь – август 2011 года)

Цель: апробация программы профильной смены для одаренных детей РХ

Задачи:

·        провести у одаренных детей диагностику уровня мотивации к участию в профильной смене;

·        разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми в рамках профильной смены, материалы для проведения дополнительных образовательных занятий, досуговых, оздоровительных и др.  мероприятий;

·        сформировать методическую библиотечку   по работе с одаренными детьми;

·        организовать  учебно – исследовательскую, проектную  деятельность обучающихся в рамках профильной смены;

·        способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми на профильной смене;

·        активно использовать ресурсы социума

3 этап: констатирующий (август – ноябрь 2011 года)

Цель: обобщение опыта работы по проведению профильной смены

Задачи:

·        проанализировать и обобщить результаты реализации программы профильной смены для одаренных детей;

·        скорректировать банк данных по одаренным детям Республики Хакасия;

·        создать сетевое сообщество детей и педагогов, работавших с одаренными детьми во время летних школьных каникул;

·        сформировать банк педагогического опыта по работе с одаренными детьми в условиях загородного детского оздоровительного лагеря во время школьных каникул

План реализации проекта

Этап

Мероприятия

Диагностико-прогностический, методологический (ноябрь 2010 года - июнь 2011 года)

 

·                                 Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов и др. документов.

·                                 Анализ итогов деятельности по реализации программы профильной смены для одаренных детей Республики Хакасия летом 2010 года.

·                                 Описание системы работы с одаренными обучающимися на профильной смене.

·                                 Участие в конкурсах, научно – практических конференциях, проектных и др. мероприятиях.

·                                 Предлагерная подготовка и обучение кадрового педагогического персонала (курсы, семинары, тренинги и др.)

·                                 Разработка и  утверждение программы профильной смены для одаренных детей.

·                                 Взаимодействие с учителями и родителями одаренных детей – участников профильной смены летом 2010  и 2011 года.

·                                 Комплектование состава участников профильной смены на лето 2011 года.

Деятельностный (июнь – август 2011 года)

 

·                                 Диагностика интересов и склонностей одаренных детей – участников профильной смены.

        Проведение обучающих семинаров – практикумов  для педагогов – организаторов профильной смены: «Организация работы с одаренными детьми в условиях школьных каникул», «Психологические особенности одаренных детей».

    Организация учебно – исследовательской, проектной и др.  деятельности  школьников в рамках программы профильной смены.

     Участие школьников и педагогов в творческих конкурсах, соревнованиях, проектных и др. мероприятия в рамках профильной смены.

         Пополнение методической библиотечки                                     

        Разработка методических рекомендаций по

основам организации учебно – исследовательской и проектной деятельности  школьников.

Констатирующий (август – ноябрь 2011 года)

 

        Диагностика одаренных детей по итогам

        участия в профильной смене.

        Участие детей в научно – практических

К       конференциях, предметных олимпиадах и др.

        Пополнение методической библиотеки.

А     Анализ итогов реализации программы профильной  смены.

         Обобщение результатов проведения профильной  смены.

   Участие педагогов – организаторов профильной  смены  в       научно – практических конференциях  и др. мероприятиях по итогам лета 2011 года.

       Создание сетевого сообщества детей и педагогов – 

У    участников профильной смены.

 

 

Организационно – педагогическое обеспечение профильной смены

Направление деятельности

Содержание

Комплектование участников смены

( одаренные дети)

 

1.Установление взаимодействия  с муниципальными органами управления образованием.

2. Создание картотеки одаренных детей РХ.

3.Собеседование или интернет – контакт  с претендентами на участие в профильной смене.

Подбор и подготовка кадров

(педагоги, вожатые и др.)

1.Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми во время школьных каникул  и организация его работы.

2.Повышение квалификации педагогов через систему курсовой подготовки,  проведение тематических семинаров, тренингов и др.

3. Обобщение опыта работы педагогов через участие в научно – практических конференциях, публикацию материалов из опыта работы и др.

Программно –методическое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Рабочая концепция одаренности

2. Целевая программа «Одаренные дети» РХ

Программно – методическое  обеспечение:

1. Программа профильной смены

2.Комплект информационно - методических материалов: рекомендации, публикации и др.

3. Издание материалов, оформление сайта, создание сетевого сообщества, иллюстрированных  отчетов

Интеграция с социумом

Взаимодействие:

1. Муниципальные органы управления образованием

2.Учреждения образования, культуры, молодежи и спорта и др. Республики Хакасия

3. Общественные объединения и организации РХ

4. Волонтеры

5.Родители

 

 

1.2.    Перспективы реализации проекта

 

Ожидаемые результаты:

·        формирование системы работы с одаренными детьми  во время  школьных каникул;

·        развитие творческих способностей  и самореализация одаренных детей;

·        повышение профессиональной компетентности педагогов  в аспекте работы с одаренными детьми во время школьных каникул;

·        повышение статуса профильных смен в социуме

Критерии эффективности работы профильной смены:

  • количество участников профильной смены, вновь стремящихся попасть в профильный лагерь и успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;
  • количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнеров по профильным лагерям, участвующих в семинарах, конференциях и др. по окончании профильной смены;
  • изменение степени сформированности личностных качеств;
  • сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;
  • трансляция (использование) приобретенных знаний и опыт;
  • укрепление (развитие) социальных связей;
  • формирование ответственности за себя, других, за свое, общее дело;
  • компетенции, связанные с учебно – исследовательской, проектной деятельностью (возникновение замысла, идеи, оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);
  • степень удовлетворения от своего участия в работе смены и от достигнутых за это время результатов, от последействий участия в профильной смене

Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю, заинтересованность инвесторов в финансировании таких смен.

Риски

1.Отсутствие необходимого опыта работы по организации профильных смен  и недостаточный уровень компетентности педагогов  в вопросах организации работы с одаренными детьми во время школьных каникул  может создать трудности в создании эффективных  организационно- педагогических условий для проведения профильной смены.

2.Спонтанный подбор участников профильной смены со стороны муниципальных органов управления образованием

3.      Низкая мотивация социума на поддержку профильных смен.

4.      Недостаточный уровень финансирования.

Способы коррекции и компенсации возможных рисков

Грамотные  управленческие действия   должны минимизировать данные риски. Министерство образования РХ, муниципальные органы управления образованием, специалисты ХРИПК и ПРО, педагоги  и методисты образовательных учреждений РХ  обладают достаточным опытом и ресурсами, чтобы обеспечить:

  • целенаправленность и чёткость деятельности  по созданию эффективных организационно – педагогических условий для проведения профильных смен;
  • своевременную коррекцию  базы данных  по одаренным детям Республики Хакасия;
  • мотивацию социума к поддержке профильных смен;
  • поиск дополнительных источников финансирования, в том числе, за счет средств целевой  программы «Одаренные дети»

 

Литература

 

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности//Вопросы образования.- 2004.- №2.- С.46-68

2.Зайцева, Н.В. Перспективные направления поддержки одаренных детей// Народное образование.-2010.-№3.-С.26-28

3. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы// Российская газета.- 2007.- №4285

4. Лесконог, Н.Ю. Детские и молодежные профильные лагеря РФ: многоуровневая реформа// Народное образование.-2009.-№ 3.- С. 32-37

5. Логинова, И.Б., Зимина, И.П. Грибенюк, Г.Г. Возможности системы дополнительного образования детей для развития интеллектуальной одаренности // Одаренный ребенок. -2009.- № 2.- С. 95-103

6. Матросова, Н.Н., Девятайкина,  О.В., Лушников, В.В. С.А.Л.Ю.Т.// Теория и практика дополнительного образования.2009.-№7.-С.33-38

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования.-2010.-  № 4.- С.7

8. Фришман, И.И. Профильный лагерь: системный взгляд // Народное образование.-2010.-№3.- С. 85-95

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010