Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Подготовка и проведение выставки интерьерных экокомпозиций « Осень красива, осень щедра».

Автор:
Зубарева Юлия Анатольевна

Аннотация:

Подготовка и проведение выставки интерьерных

экокомпозиций  « Осень красива, осень щедра»

 

Материалы подготовлены Зубаревой Ю.А. Работа представляет собой конспект занятия   с применением кейс- метода. Автор дает краткую характеристику метода, рекомендации на подготовительный этап, анализирует содержание деятельности педагога и обучающихся. В работе представлен ход занятия с подробной характеристикой этапов. Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии.

 

 

 

 

                                                                 Зубарева Ю.А.

Статья:

 

Подготовка и проведение выставки интерьерных

экокомпозиций

« Осень красива, осень щедра».

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА.

 

ЦЕЛЬ:

 Применение кейс-метода для активизации учебно- воспитательного    

процесса на занятиях  в Доме детского творчества.

ЗАДАЧИ:

-активизировать и закрепить знания обучающихся по искусству составления интерьерных экокомпозиций;

-обучать умению анализировать ситуацию, разбираться в сути проблемы;

-приветствовать способность выдвигать собственные идеи;

-поощрять аргументированность собственного выбора;

-воспитывать умение воспринимать разные точки зрения,                                                                                                                         проявлять толерантность к другим членам рабочей группы;

-формировать навыки принятия самостоятельных решений.

КОЛИЧЕСТВО И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:

-члены творческого объединения «Фантазия» (1кл.) -8 человек,

-члены творческого объединения «Магия дома» (5-7 кл.) -8 человек,

-экспертная комиссия в составе:

руководитель объединений, педагог дополнительного образования –                                   Зубарева Юлия Анатольевна,

методист Дома детского творчества –Хохолева Светлана Анатольевна,

директор –Семёнова Наталья Викторовна;

-родители воспитанников.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

-столы и стеллажи (полки)  для размещения экспонатов,

-на видном месте – плакат с названием выставки и названиями творческих объединений, принимающих в ней участие,

-плетёные тарелки, подносы, цветочные вазы, кашпо, корзинки, плетённые тарелки и др.

( в чём будут располагаться композиции),                                                                                                                                                                   

 -флористические аксессуары (спец. сетка, бабочки, птички, божьи коровки…),

-пластилин,

-цветная бумага,

-ленты,

-тесьма,

-ножницы,

-шпажки.

До начала работы должны быть оборудованы рабочие места для обучающихся.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД:

Суть кейс-метода такова:

 Для организации занятия используется описание конкретной ситуации (от англ.-«case»-случай). Обучающимся предлагается «погрузиться» в реальную жизненную ситуацию. Её описание (сюжет) отражает не только какую-то практическую проблему, но и актуализирует определённые знания, которые необходимо  усвоить при разрешении данной проблемы. При этом у воспитанников есть возможность реализовать свой творческий потенциал. Педагог «презентует» проблему, а дети пробуют самостоятельно найти решение. А решений может быть множество- в этом специфика кейсов. Педагог управляет процессом как дирижёр, он может прогнозировать ход обсуждения и варианты решений. Результатом такой совместной  деятельности, в нашем случае, должен стать авторский продукт- экспонат для планируемой выставки.

Если выражаться схематично, то:

ПЕДАГОГ:

-подбирает кейс,                                         

-определяет материалы,

-разрабатывает сценарий кейса,

-организовывает предварительное обсуждение,

-делит группу на подгруппы,

-руководит осуждением кейсов,

-наблюдает за работой и оценивает её.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:

-задаёт вопросы,

-предлагает варианты решений,

-принимает решение,

-выполняет работу,

-презентует работу.

В нашем случае речь идёт о выставке, намечено оценивание экспонатов, а значит, должны быть призёры и обязательно – ПРИЗЫ!  Об этом тоже следует позаботиться на подготовительном этапе работы.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА:

 -карточки-задания с указанием тематики создаваемой экспозиции

   ( например: «Композиция с рябиной».) -10 штук,

 -ветки деревьев с ягодами (рябина, калина, физалис),

 -ветки деревьев с листьями (клён, берёза),                     

 -грибы (бутафория),

 -фрукты (яблоки, груши),

 -овощи (кабачки, тыква),

 -семена тыквы, кабачков ,подсолнуха,

 -каштаны,

 -початки кукурузы,

 -живые цветы : агератум, астры, безвременник,  георгины, гортензия, розы.                         

 

  2.   ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ   

    

«ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВКИ  ЭКОКОМПОЗИЦИЙ

«ОСЕНЬ КРАСИВА, ОСЕНЬ ЩЕДРА».

 

ЦЕЛИ:

●дидактические:

- расширить знания обучающихся по теме «Интерьерные экокомпозиции»;

-●развивающие:

- развивать творческие способности и фантазию,

- развивать умения по составлению букетов, аранжировок из фруктов, овощей, ягод

●воспитывающие:

- воспитывать ответственность,

- самостоятельность,

- умение работать в группе,

ЗАДАЧИ:

●дидактические:

- закрепить знания по составлению объёмных композиций из природных материалов,

 

●развивающие:

- развивать навыки работы с природным материалом,

- познавательные интересы,          

- творческие способности,  фантазию,  

 

●воспитывающие:

- воспитывать эстетический вкус,

- готовность к взаимопомощи.

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

 

1.Организационный момент.

Проверка готовности воспитанников к занятию.

2 Презентация проблемы педагогом.

- Сюжетная часть.

Слово педагога о наступившей поре золотой осени сопровождается стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

- Побуждающий диалог педагога с детьми:                                                                           «Давайте попробуем запечатлеть эту осень в  своих работах, можно посвятить этой прекрасной поре целую выставку….»

- Принятие группового решения (дети выражают желание и готовность к работе).

3. Формулирование проблемы:

Создание выставки «Осень красива, осень щедра».

4. Деление детей на подгруппы по  2  человека, так чтобы в каждой из них был воспитанник  постарше (из т.о. «Магия дома») и ребёнок первоклассник (из т.о. «Фантазия»). Это способствует тому  что старший  будет делиться опытом с младшим, будет чувствовать свою ответственность.

5. Распределение кейсов (заданий).

6. Работа в микрогруппах. ( создание авторского продукта)

Пары знакомятся с заданием кейса, начинают дискуссировать.

Идёт процесс

      -выдвижения идей,

      -аргументирования выбора,

      -анализа вариантов,

      -отбора вариантов,

      -принятия решения.

Затем воспитанники начинают работу по воплощению идеи - составляют композиции.

7. Создание выставки.

После завершения работы экспонаты переносятся на столы для выставки. Около них располагаются таблички с названиями, придуманные авторами. <Рисунок 1>,<Рисунок 2>,  <Рисунок 3>,  <Рисунок 4>,<Рисунок 5>

8. Презентация работ. Рефлексия. Самооценка.

 Дети представляют свои работы, объясняют, почему дали им такое название;

говорят о настроении, с которым работали, о своих эмоциях;

не скупятся на похвалу других работ и даже говорят о своих недочётах.                                          

9.Оценка работ.                                                                                     

Педагогам, методисту, директору, воспитанникам ДДТ из других творческих объединений и присутствующим родителям раздаются жетоны для оценивания работ.

10.Подведение итогов занятия.

Слово педагога:                                                                                                                          Сегодня на занятии мы подготовили и провели выставку «Осень красива, осень щедра» и награждаем призёров, занявших 1-е, 2-е и 3-е место.   Думается, что работа  принесла вам эмоциональное удовлетворение и  радость!     Вы - молодцы, смогли подключить все свои творческие силы, знания и умения!    Учитесь и дальше видеть и создавать красоту! Успехов в творчестве!

 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.

Очевидно, что кейс-метод  вполне может использоваться в дополнительном образовании детей, может быть адаптирован для работы творческих объединений.  Кроме того,

в  ходе практической реализации занятия с использованием  кейс-метода показаны его возможности в активизации учебно-воспитательного процесса в Доме детского творчества. Наблюдение показывает, что использование данного метода приводит к устойчивой заинтересованности воспитанников на протяжении всего занятия.

Как показывает опыт, включение кейс-метода в работу творческих объединений способствует:

 -активному освоению знаний в изменённых условиях;  

 -повышению уровня воспроизводства знаний;

  -росту уровня новых знаний на базе ранее полученных;

  -развитию способности выдвигать собственные идеи;

-воспитанию толерантного восприятия чужого мнения;

 -развитию аналитических и оценочных знаний;

 -умению находить рациональные решения поставленной проблемы;

 -воспитанию ответственности за принятые решения;

-повышению уровня самостоятельности;

-становлению субъектной позиции воспитанника;

 -активизации коммуникативных способностей;

   -умению работать в команде;

  -воспитанию эстетического вкуса;

  -развитию творческих способностей и фантазии.

Преодоление трудностей в работе,  чувство ответственности за результат совместной деятельности даёт осознание значимости собственного  «Я», веры в свои силы, ведёт к успеху, вызывает удовлетворение и радость.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. Использование кейс-метода в образовательном процессе.//Школа и производство №8-2011 стр.3
  2. Каунов А.М., Амерханова А.А. Применение кейс- метода в технологическом образовании// Школа и производство №8-2011 стр. 8
  3. Интернетресурсы

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010