Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Рабочая программа "Основы издательского дела"

Автор:
Сляднева Инна Александровна

Аннотация:

Аннотация к рабочей программе «Издательское дело»

Слядневой Инны Александровны, учителя МБОУ СОШ №1 г.Курска

Создание рабочей программы «Издательское дело» было продиктовано потребностью современных старшеклассников в частом использовании средств массовой информации как инструмента помощи при самостоятельном обучении.

«Издательское дело» – интегрированный метапредметный курс, цель которого – создание условий для профильного самоопределения школьников и формирования компетенций связанных с делопроизводством,  полиграфией и овладением специфических компьютерных программ.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция профильного образования – реализация личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоение учащимися начальных навыков издательского дела. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.

Издательский бизнес немыслим сегодня без компьютерных издательских систем, которые раздвигают горизонты творчества, позволяя реализовать замыслы дизайнера. Однако за любой компьютерной программой предназначенной для верстки стоит человек, которому кроме прочего необходимо владеть базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценного полиграфического продукта. Подготовка публикаций к изданию – сложный и продолжительный процесс. Он состоит из длинной цепочки взаимосвязанных этапов.

 Молодому человеку в современном мире очень часто приходится сталкиваться с необходимостью иметь хотя бы начальные знания в области издательского дела. Начиная от выполнения и оформления печатной документации: доклады, рефераты, исследования, оформление бланков, заявлений и портфолио, резюме и прочее, до понимания печатного продукта, которым изобилует действительность.

Естественно, что овладение знаниями в издательском деле сопровождается знакомством и освоением компьютерных программам, предназначенных для верстки и графического дизайна, а также общеизвестных офисных приложений.

 Программа «Издательское дело» состоит из двух модулей - основных направлений тесно взаимосвязанных друг с другом. Курс рассчитан на 17 часов занятий данных на освоение (начальная форма) офисных и графических компьютерных программ; вторая часть - 17 ч. - основы издательского дела: верстка, макетирование, редактирование публикаций.

Задачи курса:

- иметь представление об издательской деятельности;

- знать основные объекты работы при подготовке издания;

- знать понятие верстки;

- овладеть технологией создания, редактирования текста;

- ознакомиться с правилами верстки в издательской системе Microsoft Office Publisher, Adobe InDisign Adobe Illustrator;

- знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями (Adobe Photoshop);

- развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;

- повысить речевую и письменную грамотность;

По целевой направленности программа – социально-развивающая. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся – поиск и изучение специальной и дополнительной литературы, выполнение творческого проекта и профессиональных проб.

Изучение курса предполагает установление межпредметных связей – история, этика, психология, русский язык, литература, изоискусство, музыка, трудовое обучение, МХК.

Результатами изучения курса является: определенный набор умений и навыков по темам практических занятий;овладение на уровне пользователя компьютерными программами направленными на редактирования текста и изображений;сформированность представлений о профессиональной деятельности редактора, верстальщика, дизайнера, печатника.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows 98/Me/2000/XP;

Текстовый редактор Microsoft Word;

Любая программа обработки изображений (например, Adobe Photoshop);

 Издательская система Page Maker 6.5 либо MS Publisher.

 

2014-10-20

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное, Модуль: Компьютерные технологии и информационные средства обучения

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

элективного курса

«Основы издательского дела»

 

Автор: Сляднева И.А. - учитель

МБОУ Средняя общеобразовательная

школа №1 города Курска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. При крайне высокой социальной значимости СМИ между тем в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений. Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция профильного образования – реализация личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоение учащимися начальных навыков издательского дела. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.

 

Издательский бизнес немыслим сегодня без компьютерных издательских систем, которые раздвигают горизонты творчества, позволяя реализовать замыслы дизайнера. Однако за любой компьютерной программой предназначенной для верстки стоит человек, которому кроме прочего необходимо владеть базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценного полиграфического продукта. Подготовка публикаций к изданию – сложный и продолжительный процесс. Он состоит из длинной цепочки взаимосвязанных этапов.

 Молодому человеку в современном мире очень часто приходится сталкиваться с необходимостью иметь хотя бы начальные знания в области издательского дела. Начиная от выполнения и оформления печатной документации: доклады, рефераты, исследования, оформление бланков, заявлений и портфолио, резюме и прочее, до понимания печатного продукта, которым изобилует действительность.

Естественно, что овладение знаниями в издательском деле сопровождается знакомством и освоением компьютерных программам, предназначенных для верстки и графического дизайна, а также общеизвестных офисных приложений.

 

«Издательское дело» – интегрированный межпредметный курс, цель которого – создание условий для профильного самоопределения школьников и формирования компетенций связанных с делопроизводством,  полиграфией и овладением специфических компьютерных программ.

 

Программа «Издательское дело» состоит из двух модулей - основных направлений тесно взаимосвязанных друг с другом. Курс рассчитан на 17 часов занятий данных на освоение (начальная форма) офисных и графических компьютерных программ; вторая часть - 17 ч. - основы издательского дела: верстка, макетирование, редактирование публикаций.

 

Цель курса:

-

 

 

 Для реализации этой цели в программе курса поставлены задачи:

- иметь представление об издательской деятельности;

- знать основные объекты работы при подготовке издания;

- знать понятие верстки;

- овладеть технологией создания, редактирования текста;

- ознакомиться с правилами верстки в издательской системе Microsoft Office Publisher, Adobe InDisign Adobe Illustrator;

- знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями (Adobe Photoshop);

- развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;

- повысить речевую и письменную грамотность;

 

Основные методы обучения:

-монологический

-диалогический,

-показательный.

Средства обучения:

-наглядные пособия,

-теле, видео, аудиоаппаратура,

-DVD и CD.

По целевой направленности программа – социально-развивающая. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся – поиск и изучение специальной и дополнительной литературы, выполнение творческого проекта и профессиональных проб.

 

Психологическое обеспечение программы:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы,

- позитивное отношение,

-настойчивость в достижении результатов,

-эмпатия,

-применение индивидуальных и групповых форм обучения,

-обсуждение творческих идей в практической и творческой деятельности.

Изучение курса предполагает установление межпредметных связей – история, этика, психология, русский язык, литература, изоискусство, музыка, трудовое обучение, МХК.

 

Рекомендуемые формы контроля:

При текущем контроле –

- фронтальный опрос,

- индивидуальные задания,

-самостоятельная и практическая работа.

При промежуточном контроле –

-анкетирование, тестирование, профессиональные пробы,

- экзамен,

-защита творческого проекта,

-профессиональные пробы.

 

Основные результаты изучения курса:

- определенный набор умений и навыков по темам практических занятий,

- овладение на уровне пользователя компьютерными программами направленными на редактирования текста и изображений;

-   сформированность представлений о профессиональной деятельности редактора, верстальщика, дизайнера, печатника.

 

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

 

Программное обеспечение:

•          Операционная система Windows 98/Me/2000/XP;

•          Текстовый редактор Microsoft Word;

•          Любая программа обработки изображений (например, Adobe Photoshop);

•          Издательская система Page Maker 6.5 либо MS Publisher.

 

Модуль 1

Основы издательского дела. Современные технологические процессы.

 

Тематический план

(17 часов)

 

п\п

Название темы

Количество часов

Форма

проведения

Образов.

продукт

всего

лекц.

сем.

сам. раб.

1

Прикладное искусство и технологическая культура. Компоненты искусства технологической культуры.

4

2

1

1

Комбинир. занятие

Професс. проба

2

Компьютерные программы общего и специального назначения.  Векторная графика, растровое изображение, цветовая модель.

8

2

4

2

Комбинир. занятие

Професс. проба

3

Делопроизводство и предпринимательство.

2

-

1

1

Комбинир. занятие

Професс. проба

4

Творческий проект

Выполнение редактирования делового документа (тематический доклад).

3

 

 

3

Проектно- исслед.

д-ть

проект

 

итого

17

4

6

7

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

17 часов

 

ТЕМА

 Колличество часов

Общ.

Теор.

Практ.

1

Прикладное искусство и технологическая культура. Компоненты искусства технологической культуры.

1.1.Вводное занятие. Виды изобразительного и прикладного искусства. Основные этапы развития дизайна как части промышленного производства

1.2. Возникновение книгопечатания. Основные этапы развития письменности, алфавита, воспринимающей поверхности.

1.3. Знакомство с современными технологиями печати и средствами коммуникации.

1.4. Проф. Проба – «издатель»

4

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

2

Компьютерные программы общего и специального назначения.  Векторная графика, растровое изображение, цветовая модель.

2.1. Компьютерные программы общего и специального назначения (Adobe InDisign Adobe Illustrator, Adobe Photoshop и др.).

2.2. Знакомство с понятиями – векторное и растровое изображение, цветовая модель.

2.3. Знакомство с программами (инструменты, интерфейс…)

2.4. Выполнение поздравительной открытки с использованием растрового и векторного изображения.

2.5. Проф. Проба – профессия «дизайнер».

8

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1

 

1

3

Делопроизводство и предпринимательство.

3.1. Документация и делопроизводство как особая форма печатной продукции. Система форматов.Правила оформления документов: понятия абзац, колонтитул, знаки корректуры, композиция текста.

3.2. Проф. Проба – профессия «секретарь». Выполнение в офисной программе набора и редактирования офисного документа (заявление, справка, служебная записка).

2

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

4

Творческий проект.

4.1. Выполнение редактирования делового документа (тематический доклад).

4.2. Защита проекта.

 

3

 

 

 

2

 

1

 

итого

17

4

13

 

 

 

Содержание программы

1 раздел. (4 ч.)

Прикладное искусство и технологическая культура. Компоненты искусства технологической культуры.

Вводное занятие. Виды изобразительного и прикладного искусства. Основные этапы развития дизайна как части промышленного производства

Возникновение книгопечатания. Основные этапы развития письменности, алфавита, воспринимающей поверхности.

Практическая деятельность.

Знакомство с современными технологиями печати и средствами коммуникации.

Проф. Проба – «издатель»

2 раздел. (8 ч.)

Компьютерные программы общего и специального назначения.  Векторная графика, растровое изображение, цветовая модель.

Компьютерные программы общего и специального назначения (Adobe InDisign Adobe Illustrator, Adobe Photoshop и др.).

Знакомство с понятиями – векторное и растровое изображение, цветовая модель.

Практическая деятельность.

Выполнение поздравительной открытки с использованием растрового и векторного изображения.

Проф. Проба – профессия «дизайнер»

3 раздел. (2 ч.)

Делопроизводство и предпринимательство.

Документация и делопроизводство как особая форма печатной продукции. Система форматов.Правила оформления документов: понятия абзац, колонтитул, знаки корректуры, композиция текста.

Практическая деятельность.

Проф. Проба – профессия «секретарь». Выполнение в офисной программе набора и редактирования офисного документа (заявление, справка, служебная записка).

4 раздел. (3 ч.)

Творческий проект.

Выполнение редактирования делового документа (тематический доклад).

Защита проекта.

 

 

Модуль 2

Издательское дело.

 

Тематический план

(17 часов)

 

п\п

Название темы

Количество часов

Форма

проведения

Образов.

продукт

всего

лекц.

сем.

сам. раб.

1

Развитие дизайна. Основы дизайна печатной продукции.

2

1

1

-

Комбинир. занятие

 

2

Верстка, макетирование. Основы оформления текстовых публикаций.

6

2

2

2

Комбинир. занятие

Професс. проба

3

Изделия прикладной графики и многостраничные издания. Особенности верстки.

5

1

2

2

Комбинир. занятие

Професс. проба

4

Творческий проект

Выполнение верстки портфолио учащегося..

4

 

2

2

Проектно- исслед.

д-ть

проект

 

итого

17

4

7

6

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

17 часов

 

ТЕМА

 Колличество часов

Общ.

Теор.

Практ.

1

Развитие дизайна. Основы дизайна печатной продукции

1.1. Вводное занятие. Основные этапы развития и становления дизайна. Роль дизайна в создании товаров и услуг. Дизайн печатных изделий. Современные школы и направления.

1.2. Схема процесса дизайна печатных изданий. Знакомство с процессом дизайна печатной продукции.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

2

Верстка, макетирование. Основы оформления текстовых публикаций 2.1. Типографика и типографское искусство как форма дизайна.

2.2. Типометрические единицы, шрифты и их группы, пропорции.

2.3. Верстка. Основные компоненты верстки, правила и типографические требования.

2.4. Длина строки, ширина колонки, выравнивание, формирование переносов, межбуквенные просветы, интрельяж, подгонка текста.

2.5. Проф. Проба – профессия «верстальщик». Выполнение верстки текстового документа.

2.6. Макетирование. Виды макетов, модульная сетка.

 

6

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

3

Изделия прикладной графики и многостраничные издания. Особенности верстки.

3.1. Верстка многостраничного издания. Основные группы изданий. Виды переплетов, бумаги.

3.2. Верстка текстового иллюстрированного документа с применением художественного оформления.

3.3. Дизайн полиграфической продукции.

3.4. Выполнение упражнения «Верстка пригласительного билета».

5

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

1

1

4

Творческий проект.

4.1. Выполнение верстки изделия прикладной графики (по выбору учащегося: плакат, листовка, буклет, проспект.

4.2. Защита проекта.

 

4

 

 

 

3

 

1

 

итого

17

4

13

 

 

Содержание программы

1 раздел. (2 ч.)

Развитие дизайна. Основы дизайна печатной продукции.

Вводное занятие. Основные этапы развития и становления дизайна. Роль дизайна в создании товаров и услуг. Дизайн печатных изделий. Современные школы и направления.

Практическая деятельность.

Схема процесса дизайна печатных изданий. Знакомство с процессом дизайна печатной продукции

2 раздел. (6 ч.)

Верстка, макетирование. Основы оформления текстовых публикаций.

Типографика и типографское искусство как форма дизайна.

Верстка. Основные компоненты верстки, правила и типографические требования.

Практическая деятельность.

Типометрические единицы, шрифты и их группы, пропорции.

Длина строки, ширина колонки, выравнивание, формирование переносов, межбуквенные просветы, интрельяж, подгонка текста.

Проф. Проба – профессия «верстальщик». Выполнение верстки текстового документа.

Макетирование. Виды макетов, модульная сетка.

3 раздел. (5 ч.)

Изделия прикладной графики и многостраничные издания. Особенности верстки.

Верстка многостраничного издания. Основные группы изданий. Виды переплетов, бумаги.

Практическая деятельность.

Верстка текстового иллюстрированного документа с применением художественного оформления.

Дизайн полиграфической продукции.

Выполнение упражнения «Верстка пригласительного билета».

4 раздел. (4 ч.)

Творческий проект.

Выполнение верстки изделия прикладной графики (по выбору учащегося: плакат, листовка, буклет, проспект.

Защита проекта.

 

Список используемой литературы

1. Вовк Т.Е. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе” // газета “Информатика”, 2004.

2. Макарова Н.В. Информатика 10–11 кл. СПб.: Питер, 2002.

3. Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

4. Справочная книга редактора и корректора. М.: Книга, 1985.

5. Справочник для начинающего журналиста. М.: Просвещение, 1987 г.

6. Волков. Н. Курс макетирования и верстки. 2004 г. 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010