Автор:
Кавиева Вера Викторовна
Знай и будь осторожен!
Автор: Кавиева Вера Викторовна
Цель работы: Профилактика жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1. Знакомство подростков с законодательной базой по защите их прав.
2. Отработка навыков поведения в потенциально опасных ситуациях.
Работа адресована специалистам занимающихся проблемой профилактики жестокого обращения с детьми. Разработку, возможно, использовать при проведении внеклассных мероприятий.
2014-12-26
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Воспитание , Модуль: Социальный педагог
Статья:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми.
.
Социальный педагог: Кавиева Вера Викторовна.
Знай и будь осторожен!
Категория слушателей: подростки 12-13 лет.
Цель : Профилактика жестокого обращения с детьми и подростками.
Задачи:
1.Информирование учащихся о формах жесткого обращения с несовершеннолетними. 2. Знакомство подростков с законодательной базой по защите прав и достоинств ребенка. 3. Отработка навыков поведения в потенциально опасных ситуациях.
Преподаватель выясняет у подростков смысл понятия «жестокое обращение с детьми» и, обобщая ответы детей, дает определение этому понятию. Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи),опекунами попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми: 1.Физическое насилие- преднамеренное нанесение физических повреждений. 2. Сексуальное насилие-вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослым. 3.Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка в словесной форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. 4.Пренебрежение нуждами ребенка- отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется его угроза здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Учитель обращается к подросткам с вопросом: «Существуют ли законы, нормативные акты , которые защищают права ребенка, если существуют то какие?» После обобщения ответов детей, учащимся предлагается работа в группе для знакомства с нормативными документами, регламентирующие защиту прав и достоинств ребенка. Каждой из 4-х групп для работы выдается один из нормативных документов по защите прав детей (Конвенция ООН о правах ребенка, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, закон РФ «Об образовании»). После ознакомления с нормативным документом учащиеся должны заполнить соответствующую таблицу и озвучить результаты своей работы.
Название законодательного акта |
Защита прав и достоинств ребенка (статья, содержание) |
|
|
Примеры ответов детей: Группа № 1.
Название законодательного акта |
Защита прав и достоинств ребенка (статья, содержание) |
Конвенция ООН о правах ребенка
|
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6) - защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его развития (ст.27) - защита ребенка от сексуального посягательства (ст.34) - защита ребенка от других форм жесткого обращения (ст.37) - помощь ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
|
Группа № 2
Название законодательного акта |
Защита прав и достоинств ребенка (статья, содержание) |
Уголовный кодекс РФ |
- ответственность за совершение физического и сексуального насилия , в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136) - ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
|
Группа № 3
Название законодательного акта |
Защита прав и достоинств ребенка (статья, содержание) |
Семейный кодекс РФ |
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) - право ребенка на защиту (ст.56) - лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) |
Группа № 4
Название законодательного акта |
Защита прав и достоинств ребенка (статья, содержание) |
Закон РФ «Об образовании» |
- право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) - административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребенка (ст.56) |
После озвучивания результатов работы учащиеся обсуждают какую помощь они могут получить (психологическая, медицинская, правовая, дружеская, семейная). Учитель акцентирует внимание учащихся на том, обращение к помощи специалиста – этот показатель зрелости личности, а не слабость человека.
Группам предлагается следующее задание: «Продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации и оформить и озвучить памятку для подростков»
Группа №1 Написать памятку для подростков «Моя безопасность в лифте» Группа №2 Написать памятку для подростков «Моя безопасность на улице» Группа №3 Написать памятку для подростков «Моя безопасность на дискотеке» Группа №4 Написать памятку для подростков «Моя безопасность на вечеринке у друзей»
Ролевая игра «Экспресс-интервью». Учащиеся разбиваются на пары. Один из участников пары выступает в роли «Журналиста» другой- в роли «Звезды». В роли «Звезды» учащимся предлагается выбрать любые известные личности (президент страны, депутат, мэр города, популярный певец, спортсмен, телевизионный ведущий и т.д.)
«Журналист»: «Сегодня у нас в гостях присутствует ( далее представляет известную личность) и мы обращаемся к ней с вопросом: «Как нужно вести себя подростку, чтобы не стать жертвой насилия?» После завершения интервью подростки могут поменяться ролями. В заключении занятия учащимся предлагается закончить следующие фразы: «На уроке я узнал……», «Я научился…….».