Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Современный урок английского языка: планируем и ставим задачи вместе с детьми.

Автор:
Осипова Галина Анатольевна

Аннотация:

Современный урок английского языка:

планируем и ставим задачи вместе с детьми.

 

Автор: Осипова Галина Анатольевна, учитель английского языка высшей категории,   Лингвистическая гимназия №23, город Владимир.

            Данная статья посвящена развитию  личностных и метапредметных умений при обучении четвероклассников английскому языку  в рамках требований ФГОС и  предлагает примеры из опыта работы по организации начала урока и постановки учебных задач совместно с учащимися. Автор статьи ставит задачу привлечь внимание к новым подходам в планировании урока и целеполагании  с целью развития у учащихся способности к управлению собственной деятельностью.

                                                                                                               Г.А.Осипова

Статья:

Современный урок английского языка:

планируем и ставим задачи вместе с детьми.

 

 

Введение Образовательных стандартов второго поколения значительно изменило подходы в организации учебного процесса в начальной школе, в том числе многое переосмысливают и меняют в своей работе учителя английского языка, работающие в младших классах. При том, что на уроках иностранного языка часто и давно уже практикуются интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми, такие как проект, мозговой штурм, диалог, разыгрывание ролевых ситуаций, конференция, работа в статичных и мигрирующих группах и т.д., приходится заново переосмысливать личностные, предметные и метапредметные задачи уроков по каждой теме. Успешное решение таких задач, как включение  учащихся младших классов в учебную деятельность, освоение ими средств управления этой деятельностью, развитие способности к сотрудничеству – во многом зависит от следующих факторов:

- во-первых, от уровня сформированности мотивации к учебной деятельности, а также уровня осмысления поставленных учебных задач;

-во-вторых, от того, насколько удачно организовано взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, насколько  обеспечена активность учащихся и обратная связь в процессе освоения учебного материала, от уровня развития регулятивных и личностных умений, таких как умений самоанализа и самоконтроля, оценивания, а также их способности участвовать в планировании урока и постановке учебных задач.

Ведь не секрет, что чем сильнее учащийся заинтересован  темой или поставленной проблемой, чем больше эта заинтересованность основана на его собственном опыте - тем  больше стимул к освоению нового. А если он, к тому же, чувствует, что его мнение, позиция, опыт интересны одноклассникам и учителю, то из объекта учебно-воспитательного процесса он естественным образом становится субъектом и равноправным участником творческого диалога на уроке. Мотивация к учебной деятельности также значительно возрастает, когда ребенок сам формулирует задачи своей деятельности и способен отследить и проанализировать степень их выполнения.

Поэтому  на своих уроках английского языка в 4 классе я стараюсь развивать в детях вышеперечисленные личностные и общеучебные умения, в том числе, организую их участие в планировании урока и постановке учебных задач. Я работаю в Лингвистической гимназии №23 г. Владимир, по учебному комплексу для школ с углубленным изучением английского языка (И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева) и хочу поделиться с коллегами некоторыми своими наработками к урокам, а именно, тем, как организованы начало урока и постановка задач совместно с учащимися.

В начале урока мы обычно обсуждаем, анализируем, что мы уже знаем по предложенной теме, и определяем область открытия нового знания и зачастую – способы познания (это часто бывает мозговой штурм, или работа в группах или в парах). Иногда для этого приходится прибегать к родному языку, но возможно вести обсуждение и на английском. Вот несколько примеров.

Тема: Школа, расписание (Lesson 9). Учащимся предлагается ответить на письмо, пришедшее от школьника из Великобритании – о своем школьном дне и расписании уроков. Дети очень быстро определяют, какой языковой материал им для этого необходим и высказывают предположения о том, сколько времени им потребуется для его освоения. Как оказалось, мы смогли спланировать нашу совместную деятельность на несколько последующих уроков: изучить дни недели, названия предметов и научиться правильно использовать предлоги для описания учебного расписания. Ценно, если учащиеся берутся изучить что-то самостоятельно, оценивают собственные силы и в конце работы анализируют и оценивают результаты. Учитель предлагает им свою помощь в некоторых вопросах. При этом, гораздо быстрее и интереснее заучиваются названия дней недели, если на уроке есть календарь на английском языке – дети охотно изучают материал  самостоятельно.

Большой интерес вызывают реальные письма из Великобритании и США при работе над правилами написания личного письма (Lesson 12). Дети сами анализируют правила оформления письма, сравнивают, сопоставляют, вырабатывают первоначальные навыки создания текста в данном формате.

Введение в тему «Часы и время» (Lessons 14-15) удачно начинать с вопроса из уже знакомого учащимся диалога: “What’s the time? – It’s…” по реальным часам в реальном времени.  Легко актуализируется проблема – научиться называть минуты, что для них является новым. Учащиеся сами ставят учебную задачу – научиться называть время с минутами. В оборудование урока обычно предусмотрены часы, показывающие местное время, а также циферблаты – муляжи. С их помощью можно разыгрывать диалоги (дети сами ставят время), показывать время в разных часовых поясах, например, в Лондоне, Нью-Йорке, что учащимся всегда интересно.

Хорошо проходит урок, на котором учащимся необходимо решить следующие коммуникативные задачи:  поделись известной информацией или найти дополнительную информацию  для написания статьи о школах в России. (Тема: Школы в России и в Великобритании – Lesson 15).  На урок приходит гость (репортер), хотя бы виртуальный, которому нужно помочь в сборе информации, ведь он мало знает о школах России. Возможность помочь в серьезном деле очень стимулирует работу учащихся на уроке.

Вот возможный диалог в начале урока по этой теме:

Teacher: Meet the guest. He is a reporter. He is writing a story about schools in Russia. You can ask him some questions.

Pupils: What is your name? Where are you from? Where do you live? Do you like our school?...

Reporter: Answer my questions, please. How many lessons do you have on…? What lessons do you have? What subjects do you have at school? What is your favourite subject? Do you wear a uniform at school?

Teacher: Do you want to help the reporter? Can we help him? Where can we get  information about schools in Russia? What can we do?

Pupils: We can read the text. We can answer his questions. We can ask our parents about schools in Russia. I can ask my sister, she is a pupil, she is in the 10th form. I can ask my brother, he is not a pupil, he is a student now.

Учащиеся сами планируют деятельность на уроке. Они работают по группам. 1-я группа находит информацию в текстах, сравнивая школы в Великобритании и России, находят различия. 2-я группа находит сходства. Кто-то из детей принимает на себя роль репортера и продумывает возможные вопросы дополнительно к заданным. (Возможно, например, провести опрос о любимых предметах и видах деятельности на уроках). В результате данной деятельности дети набирают достаточно информации по теме, обмениваются ей, подбирают ключевые слова и фразы для написания статьи о школе. Естественно, они сами определяют свое домашнее задание – написание рассказа о школе, причем, им предлагается выбрать разную форму и сложность выполнения задания в соответствии с желанием и силами. 30% учащихся  выбрали задание повышенной сложности – не просто рассказать  о школе, но и сравнить школы двух стран. Двоим учащимся понравилась идея расспросить родителей об их учебе в школе и они написали рассказ в прошедшем времени о том, как учились их родители.

В конце таких занятий обязательна рефлексия и смооценка. Важно, чтобы учащиеся чувствовали успешность и увидели результат собственной деятельности.

Технологическая карта урока прилагается (см. Приложение), также фрагменты данного урока можно увидеть в видеозаписи.

Школьникам  интересен процесс планирования урока, они предлагают собственные идеи, как возможно построить изучение нового. Подобная деятельность создает для них условия для самореализации и творчества. В результате опроса выяснилось, что 100% учащихся оценивают данную деятельность полезной и интересной. 90% учащихся назвали урок английского языка среди любимых уроков. При проведении рефлексии дети, как правило, используют яркие цвета и смайлики-улыбки, что свидетельствует об их позитивном эмоциональном настрое и способствует созданию ситуации успешности при изучении иностранного языка.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010