Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Дифференцированный подход к детям дошкольного возраста

Автор:
Гусарова Светлана Александровна

Аннотация:


В докладе представлены методические рекомендации по проблемам индивидуального подхода в воспитании детей в детском саду, задачи и решения этого вопроса. Методические рекомендации адресованы как воспитателям, так и родителям.

Статья:

Дифференцированный подход к детям дошкольного возраста

 

Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Каменского - великого чешского педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

Обучение детей младшей группы имеет наглядно – действенный характер и основывается на обучающей роли взрослого. В ходе объяснения воспитатель обращается как ко всем, так и конкретно к малышу в отдельности. Большая часть занятий проводится по подгруппам. Присутствие детей с разным уровнем развития даёт возможность подходить к индивидуальному обучению ребёнка, значительное внимание уделять младшим. Большое значение имеет и то, как дети сидят на занятии. Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же  рядом с  легко отвлекающимся ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и  первый малыш ведёт себя более организованно. Под особый контроль воспитатель берёт малышей робких, неактивных, а так же упрямых. Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу – его внимание лучше переключить на другой объект. Так с помощью разнообразных приёмов и методов создаётся положительно – эмоциональная атмосфера.

Многие дети не могут сформировать свои желания в занятиях по замыслу. Тогда воспитатель,  предлагает  вспомнить какие – то яркие моменты отдыха, прогулки, праздника. Малыш охотно начинает заниматься самостоятельно. Большинство детей, как правило ,испытывают технические затруднения при выполнении заданий. Для этого в группе создан уголок, в котором ребёнок может выбрать шаблон, трафарет для рисования, лепки. Есть малыши, которым необходима постоянная помощь взрослого. В работе с такими пассивными детьми даю им возможность самим выстраивать последовательность своих действий, проговаривать их, чтобы появилась самостоятельность и уверенность в своих действиях. Малыши  очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятии всегда должна присутствовать оценка деятельности  индивидуально: «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос». Дети младшего возраста склонны к подражанию, в основе которого лежит наглядный образ. Степень подражания у разных детей неодинакова. Одни малыши быстро и легко повторяют за взрослым слова, предложения, различные действия, другим всё это даётся по разным причинам трудно. В таких случаях наряду с наглядным показом, воспитатель переходит к непосредственному руководству действиями ребёнка индивидуально. Так если малыш  затрудняется держать правильно карандаш, кисть – воспитатель помогает ему удержать предмет и водит его рукой. У малыша появляется навык и желание заниматься, он начинает чувствовать уверенность в себе.

Самостоятельная двигательная активность детей также требует от воспитателя дифференцированного подхода. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку. Так же педагогу необходимо следить за самочувствием детей и их взаимоотношениям. Робким, застенчивым, малоподвижным малышам надо помочь выполнить упражнения (взять за руку, вместе побегать, подбодрить ласковым словом). Внимательное отношение воспитателя, участие его в игре, своевременная помощь, дадут возможность детям быстро стать активным участником подвижных игр. Доброжелательное отношение в группе, поддерживаемое воспитателем способствуют положительному  эмоциональному фону в коллективе.

Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном  случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.

Особого внимания требуют и так называемые «тихие дети». В работе с такими детьми необходимо создать такие условия, которые бы развивали активность детей, укрепляли их веру в свои силы. Способствует этому художественные произведения, сказки, потешки, хороводные игры, где малыши могут раскрыть свои творческие способности. Использование различных масок и костюмов заинтересовывает детей, поднимает им настроение, объединяет коллектив. Ребёнку в игре легче запомнить текст потешки, песенки, он не чувствует себя вне коллектива. Обыгрывая сказку, потешку он не только развивает свою речь и память, но и получает навыки общения со сверстниками, взрослым, перестаёт быть замкнутым.

Можно использовать в работе с капризными или непослушными малышами игровой приём сравнивания их с героем сказки. Например, ребёнок не в настроении, вредничает: «Ты, сегодня такой сердитый как папа Мишутки – Михайло Потапыч, расскажи на кого ты сердишься».

Есть дети, которые с трудом идут в группу, часто испытывают чувство сонливости, тогда можно предложить малышу поиграть в игру «Спящая кошечка». Ребёнок ложится на диванчик или коврик и «засыпает», а дети по очереди будят кошечку, говоря ей ласковые слова, поглаживают её. Ребёнок радуется такому вниманию со стороны сверстников и взрослого и эмоциональный настрой  его поднимается. В утренние часы хорошо использовать хороводные игры со словами, в которых у детей поддерживается интерес  друг к другу, поднимается настроение, появляется желание поиграть со сверстниками. Малыши, капризничавшие по утрам,  с удовольствием приходят в детский сад.

Индивидуальный  подход  к детям воспитателя даёт возможность лучше организовать процесс обучения и воспитания, всестороннего развития, лучше раскрывает способности детей и их личных качеств, что является проблемой современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010