Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Музейно – педагогическая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Мы – дети земли Донской».

Автор:
Самородова Татьяна Николаевна

Аннотация:

Представлена программа патриотического воспитания детей – инвалидов, через музейную педагогику и досуговую деятельность, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города и Донского края. Описывается опыт системного осмысления проблемы взаимодействия музея и дома - интерната.

Статья:

Музейно-педагогическая программа

по нравственно-патриотическому воспитанию

“Патриотизм – преданность и любовь

к своему Отечеству, к своему народу”

(Словарь Ожегова).

Пояснительная записка

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Все более заметной становится постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что ведет к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

“Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время… Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов” – так записано в государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”.

Как педагогам и родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется отчим домом. И каждый принадлежит всей России.

Каждому из нас принадлежит его Родина – малая, близкая, знакомая с детства и большая, необъятная Россия. Народ говорит: “Дерево без корней не растет”. Уважение к собственным “корням” – одно из условий самоуважения и личного достоинства человека.

Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Достигается это путем формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении воспитанниками патриотических навыков, огромная роль отводится музею.

Необходимость возрождения патриотического воспитания через музейную педагогику и досуговую деятельность сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего учреждения. Достигается эта цель через реализацию программы «Мы – дети земли Донской», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом учреждения.

Срок реализации программы «Мы – дети земли Донской» 5 лет: с 2010 по 2015 гг.

Категория участников: воспитанники ГОУ СОН АДДИ в возрасте  от 8 до 18 лет.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания воспитанников ГОУ СОН АДДИ.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

Организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития воспитанников через приобщение их к историческому и культурному наследию Донского края.

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  1. Изучать теоретические основы  музейной педагогики.
  2. Формировать представление  детей о Родине, как о месте, где человек родился.
  3. Воспитывать чувство привязанности к своему родному краю.
  4. Расширять кругозор детей на основе  музейного материала, доступного их пониманию.
  5. Прививать интерес к историко-культурному наследию Дона.
  6. Способствовать возникновению чувства гордости за героическое прошлое и историю Донского края.
  7. Приобщать воспитанников к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, играм Донского края.
  8. Развивать духовно-познавательные потребности детей.
  9. Развивать эмоциональную сферу и эстетическую восприимчивость воспитанников.
  10. Развивать  мотивационную сферу (эстетическую, этическую, познавательную мотивацию).
  11. Развивать коммуникативные навыки.
  12. Расширять «среду обитания» воспитанников.
  13. Развивать музейную культуру и визуальную грамотность воспитанников.
  14. Способствовать профессиональному просвещению и профессиональной ориентации воспитанников.
  15. Формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.

 

Обоснование основных идей программы

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

 

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости.

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, в том числе идеи приобщения «особых детей» к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения их духовного мира.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка-инвалида, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей-инвалидов. Он приобщает ребенка к русской культуре, развивает его визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу.

Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в условиях цивилизации XX века, когда идет процесс, определяемый культурологами и философами как формирование "второго осевого времени". Сопровождаемый болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, "крушением гуманизма", снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом семейных традиций, он отрицательно сказывается на внутреннем мире ребенка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей - уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями. Особенно это важно в работе с "проблемными" детьми. К этой группе относятся воспитанники, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии: в развитии интеллекта, нравственности, самостоятельности (силе личности).

Так, результаты диагностики, проведенной в АДДИ, свидетельствуют, что у воспитанников снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения успеха. При этом отмечается высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, ранимости, обидчивости, уязвимости личности, наблюдаются трудности адаптации, склонность к психосоматической патологии и др.

Занятия в музее с данной категорией детей используются для восстановления психического единства личности. В музее происходит смена привычной обстановки, воспитанники переключаются на активную творческую деятельность, в которой способны выразить свои скрытые проблемы. "Очищение" через творчество освобождает ребенка от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения.

Особую роль в этом играет Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник и экспозиции выставок в выставочном зале «Меценат». Основной прием работы в подобных музеях - терапия искусством. Общение с работниками и экспозициями музея способствует изменениям в развитии личности воспитанников. Включая ребенка в глубокое и многогранное познание художественной реальности музея, обогащенной опытом чувственного восприятия предметного мира, открывая и приводя в действие резервы творческой активности детей, терапия искусством помогает формировать у детей-инвалидов способность к общению и повышает их адаптивные навыки. Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации воспитанников к окружающему миру.

Программа «Мы – дети земли Донской» представляет опыт системного осмысления проблемы взаимодействия музея и АДДИ.

В соответствии с программой в учреждении осуществляются следующие меры по защите прав ребенка, представленные в «Конвенции о правах ребенка»:

  • право на охрану здоровья;
  • право на образование;
  • право на участие в играх;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Основные формы работы по патриотическому воспитанию:                                              

ž             экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям;

ž             творческие занятия в АДДИ  и в музеях,

ž  коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее;

ž             музейные игры и театрализации,

ž             встречи с музейными специалистами и коллекционерами,

ž             оформление детских выставок и экспозиций и др.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс детского дома-интерната музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей-инвалидов, в расширении воспитательной среды детского дома, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания воспитанников.

 

Нравственно-патриотическое воспитание воспитанников АДДИ

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и воспитанника в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к своему окружению.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание и проявления патриотизма имеют свои особенности. Патриотизм применительно к воспитанникам АДДИ определяется нами как их потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Содержание патриотического воспитания в АДДИ:

· приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

· знакомство с городом, его историей, гербом, достопримечательностями;

· организация творческой, продуктивной, игровой деятельности, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с их приспособлением к новым жизненным условиям (ежедневно и по необходимости).

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма у воспитанников необходимы следующие педагогические условия:

ž  эвристическая среда в учреждении;

ž  сотрудничество членов педагогического коллектива между собой и с семьями воспитанников;

ž  подготовленность педагогов к решению проблем воспитания патриотизма у детей.

Эвристическая среда содержит в своей основе социокультурный фактор, который трактуется как детская культура или культура человека развивающегося, и, будучи насыщенной положительными эмоциями,  является для ребенка полем для проявления его творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей выражается в создании в АДДИ  предметно-развивающей среды; в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей необходимым минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса воспитания патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимодополняемы.

 

Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, о чем свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музейно–образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно–образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка.

Безусловно, детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Музейно-образовательные программы активно применяются в детских учреждениях, используются в рамках изучения предметов гуманитарно-эстетического и естественно-научного профиля.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Экскурсовод музея и педагог учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача музейного работника (экскурсовода) помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано и с формированием музейной культуры человека.

Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Для многих «особенных детей» эти ограничения остаются на всю жизнь, так как выход в социум сопряжен для них и их родных со многими трудностями и ограничениями. Ребенок же воспитывающийся в ДДИ с помощью педагогов раздвигает эти границы и преодолевает ограничения, в том числе и с помощью музейно-образовательных программ.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка-инвалида в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира. Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей-инвалидов, предлагать нетрадиционные формы работы с элементами игры, поиска и самосовершенствования. Музейная педагогика дает возможность «погружения» детей с ограниченными возможностями в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой). С её помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.

 

План работы по внедрению музейной педагогики

в процессе нравственно-патриотического воспитания в АДДИ

 

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Заключение договора с Азовским историко -археологическим и палеонтологическим музеем-заповедником на посещение экспозиций и проведение экскурсионного обслуживания

 

Сентябрь 

1.Определение тематики экскурсий.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап.

1.Экскурсии в музей 2.Экскурсии в выставочный зал.
3.Оформление выставки.
4.Индивидуальная работа с детьми.

 

В течение года

Создания условий для нравственно-патриотического воспитания.

3

Подведение

итогов

1.Заседание инициативной группы.

2. Мониторинг ЗУН воспитанников по патриотическому воспитанию.

Май 2009

Отчеты и альбомы о проведенных мероприятиях

Диаграмма сформированности нравственно-патриотических качеств личности.

 

 

План занятий по музыкальной педагогике в АДДИ.

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Сентябрь

«Знакомство с музеем»

Дать детям представление о том, что такое музей

Октябрь

 

 

 

«Природа нижнего Дона»

 

Знакомство с природным отделом музея.

Животные Донского края.

Перелётные и зимующие птицы Дона.

Насекомые и рыбы Дона.

Ноябрь

 «Сила леса»

Знакомство с растительным миром Дона.

Декабрь

 

 

 

«Возникновение жизни на земле»

 

 

«Космические часы времени»

Первые живые организмы на земле.

Эволюция живых организмов.

Происхождение человека.

Декабрь

«Появление ремёсел, орудий труда и предметов обихода:

Прялка и веретено.

Гончарный круг.

Кузнечное дело. Ткацкий станок»

Знакомство с экспонатами выставки.

Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями.

Январь

«Русская изба и казачий курень»

Знакомство с традициями народного быта

Январь

“Народный костюм”

Знакомство с народным костюмом

Февраль

“Домашние духи и обереги”

«Уроки мужества»

Знакомство с фольклором

Ко дню Защитников Отечества

Март

“Народные музыкальные инструменты”

«Золото кочевников»

Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами

 Культурное наследие наших предков

Апрель

“Рукотворная игрушка”

«Коса моя русая»

Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства и народными традициями

Май

“Игры наших предков”

«Уроки мужества»

Приобщение к истории народной игры

Ко дню Победы

Июнь

«Забытый город забытой страны» История возникновения города Азова

«Долгий путь к себе»

Знакомство с историческими событиями.

 

Знакомство с жанрами художественного творчества

Июль

  Храмы и  церкви города 

Знакомство с понятием “архитектура”

 

 

Мероприятия по реализации Программы

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

1.

Тематический праздник «Путешествие в страну знаний».

Сентябрь

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло, воспитатели

 

2.

Заключение договора с Азовским историко-археологическим и палеонтологическим музеем- заповедником о проведении экскурсионного обслуживания и образования воспитанников АДДИ.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

Администрация АДДИ.

 

 

 

 

 

 

 

3.

Участие в областной акции «Богатыри Земли Русской» к 630-летию Куликовской битвы.

Посещение  театрализованной экспозиции музея.

Конкурс рисунков.

Октябрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова;

Муз. руководитель –

Л.Е. Дзюбло

4.

Праздничные программы  ко Дню учителя. Конкурс на лучшее поздравление учителя (открытки, рисунки, стихи, песни).

Октябрь

Муз. руководитель –

Л.Е. Дзюбло,

 

5.

Занятия психолога «Моя Родина – Россия» и  «Государственные символы России».

Октябрь

 

Психолог И.А. Кушнарева

 

6.

Посещение городской художественной школы. Оформление выставки «Мамы разные важны…» ко Дню матери в АДДИ.

Ноябрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова;

Муз. руководитель –

Л.Е. Дзюбло

 

7.

Разучивание гимна Российской Федерации и песни о городе Азове на музыкальных занятиях.

Ноябрь

Воспитатель А.С. Бутусова; Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло

 

8.

Посещение музея-заповедника. Экспозиция «Боевая Слава Дона».

Сентябрь –

декабрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

9.

Посещение музея МВД г. Азова. Встреча с ветеранами.

 

Ноябрь

 

 

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

10.

Оформление стенда «Что такое Конвенция о правах ребенка?» и выставка детских рисунков «Я и мои права».

Ноябрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова;

Воспитатели.

 

11.

Участие в областном Фестивале творчества детей-инвалидов «Хрустальное сердце России» с вокально-хореографической композицией «Моя Россия!».

Декабрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова;

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло

 

12.

Участие в городском Фестивале творчества детей-инвалидов

«Я подарю Вам солнце».

 

 

Декабрь

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова;

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло

13.

Встреча с волонтерами-байкерами «Дороги Приазовья».

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

14.

Посещение христианских храмов Ростовской области и приобщение к православным традициям воспитанников АДДИ.

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

15.

Экскурсия по историческим местам г. Азова (крепостной вал, порт, пороховой погреб, исторические памятники).

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

16.

Обзорные экскурсии по историческим местам гг. Ростова-на-Дону и Батайска.

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе Т.Н. Самородова

 

17.

Проведение тематических праздников «Святки – всему году задатки», «Широкая масленица», «Светлое Пасхальное Воскресение».

Январь - апрель

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло, воспитатели

 

18.

Конкурсная программа для детей «Орлята учатся летать» ко Дню защитников Отечества.

Февраль

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло.

 

19.

Выставка рисунков «России верные сыны».

Февраль

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло, воспитатели

 

20.

Тематический праздник «Весна – утро года» к Международному женскому дню - 8 марта.

Март

Муз. руководитель – Л.Е. Дзюбло.

 

21.

Занятия по социально-бытовой ориентировке «Ознакомление с культурным наследием, народно-прикладными промыслами»

Март

Социальный педагог Н.В. Марченко

 

22.

Разучивание фольклорных песен, сказок, прибауток на музыкальных занятиях и в группах.

Апрель

 

 

 

Муз. руководитель – Л.Е.Дзюбло, воспитатели

 

 

23.

Занятия психолога «Азбука нравственности»

Апрель

Психолог К.В. Пупцова

 

24.

Конкурс патриотической и солдатской песни «Эти годы позабыть нельзя» ко Дню Победы.

Май

Муз. руководитель – Л.Е.Дзюбло, воспитатели

 

25.

Проведение тематического праздника «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» ко Дню семьи

Июнь

Муз. руководитель – Л.Е.Дзюбло,

воспитатели

 

 

Ожидаемые результаты

Один из самых авторитетных исследователей в области педагогики А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития детей следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

Вся эта работа непростая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей:

·      их развитость, но без зазнайства;

·      их активность, но без хамства;

·      их умение ладить в коллективе;

·      и, по большому счету, проявление их любви к своей Родине.

Важным аспектом патриотического воспитания, на наш взгляд, является воспитание правовое. Первые представления о взаимозависимости прав и обязанностей необходимо давать воспитанникам как можно раньше. Хорошо, если уже в раннем детстве «особый ребенок» почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы. Однако, правовое воспитание детей с умственной отсталостью - еще недостаточно изученная тема. Это сложная работа, которая только начинается нами. Сложность связана с тем, что «особому ребенку» трудно осознать абстрактность понятия “право”, поэтому мы считаем начатую нами работу актуальной и своевременной.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности воспитанников в полноценном развитии их как личности, помогает им войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений: о городе, крае, в котором он живет.

В процессе реализации программы были созданы оптимальные условия для социально-личностного развития воспитанников в АДДИ, в которых:

– у воспитанников формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

– содержание занятий по знакомству с родным краем выстраивается на более близком материале, поэтому вхождение в учебную деятельность проходит легче;

– воспитанники получают навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

– дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;

– обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;

– воспитанники АДДИ стали призерами и лауреатами городских и областных конкурсов и фестивалей.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов и руководителей АДДИ в повышении своего профессионального уровня и квалификации.

Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения и т.д.) как средства способствующие реализации программы, способствуют развитию мастерства педагогов, как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:

– в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;

– во введении и апробации программ, технологий, направленных на развитие личности ребенка;

– в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, и координация их деятельности с родителями в процессе нравственно-патриотического воспитания;

– в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;

– в повышении профессионального рейтинга педагогов АДДИ в образовательной среде области.

Программа патриотического воспитания имеет большое значение для развития и коррекции познавательных процессов воспитанников, является средством гуманизации воспитательного процесса в АДДИ, фундаментальным принципом введения личности воспитанника в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, Донского края.

Анализ деятельности учреждения показал необходимость и возможность продолжения работы по реализации программы по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей-инвалидов. Освоение воспитанниками этой программы является приоритетным направлением в работе учреждения, которое поможет сформировать у них первые представления о Родине, как о месте, где человек родился, и стране, в которой он живет.

 

Литература

1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.

2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.

3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

4. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

5. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

9. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

12.Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

13.Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010