Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Профориентационная работа в школе

Авторы:
Белозерова Ольга Вячеславовна
Скорая Наталья Алексеевна

Аннотация:

 «Профориентационная работа в школе».

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательном учреждении.

Предложенное мероприятие носит характер совместного детско-родительского собрания для выпускников 11-ых классов и их родителей. Основная цель – в легкой игровой форме, в диалоге родитель-выпускник, познакомиться с основными понятиями профориентации и знаниями, необходимыми выпускникам для поступления.

Данное собрание может быть использовано как педагогом-психологом образовательного учреждения, так и классным руководителем выпускного класса.

 

Автор                                                              Скорая Н.А.

Автор                                                              Белозерова О.В.

Статья:

Профориентационная работа в школе.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организационную профориентационную работу в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексов необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе обучающийся должен  определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на школу второй ступени.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности  не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается.

На выбор профессии влияют:

  • Позиция старших членов семьи.
  • Позиция товарищей, подруг.
  • Позиция учителей, педагогов.
  • Личные профессиональные планы.
  • Способности.
  • Уровень притязаний на общественное признание.
  • Информированность.
  • Склонности.

Так в чем же заключается работа по профориентации в школе? Профориентационная работа в школе -  это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи деятельности по профориентации обучающихся:

  • Сформировать положительное отношение  к труду.
  • Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
  • Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
  • Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
  • Проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми.
  • Проведение экскурсий по предприятиям и организациям.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • Профессиональная информация – включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных знаний и путях получения профессии, о потребностях общества и кадрах.
  • Профессиональное воспитание – включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду.
  • Профессиональная консультация – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

«АЗБУКА ВЫБОРА»

(совместное детско-родительское собрание в выпускных классах).

Здравствуйте, уважаемые родители и будущие выпускники!

Половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа» 

Определение профессии включает,  прежде всего:

  • Кем быть.
  • К какой социальной группе принадлежать.
  • Какой стиль жизни выбрать.
  • Какие цели определить для себя в будущем.
  • Необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности).
  • Узнать и принять требования избираемой профессии.
  • Осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Существует 5 направлений профессиональной деятельности:

  • человек – природа;
  • человек – человек;
  • человек – техника;
  • человек – знаковая система;
  • человек - художественный образ.

Формула выбора профессии.

Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая

 

Интересна и привлекательна: «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом и желанием, по собственной инициативе.

Доступна и посильна:

«МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

Имеет спрос на рынке труда:

«НАДО» - это знание и перспективных отраслях, а значит и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии

Алгоритм выбора профессии:

1 шаг - осведомленность:

  • наиболее востребованные и перспективные профессии;
  • собственные характеристики: сформированные профессиональные интересы и склонности; способности и навыки к различным видам деятельности.

2 шаг – ориентировка:

Продумайте главные профессиональные цели: какие ваши профессиональные интересы могут конкурировать между собой; определитесь из чего вы будете выбирать; какие из выбираемых профессий предоставляют большую возможность профессионального роста, могут быть полезнее.

3 шаг- анализ и организация действий:

Оцените те стартовые условия, которые обуславливают ваш выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки; необходимость дополнительных материальных вложений; готовность обучаться краткосрочно или длительно; варианты возможного трудоустройства.

4 шаг - планирование:

Составьте схему собственных действий на пути выбора, получения и освоения профессии. Оцените реальность выполнения данных действий; рассмотрите запасных варианты достижения поставленных целей.

5 шаг - принятие решений:

Окончательный выбор будущей профессии.

Как показывает статистика, главными помощниками выпускников при выборе профессии  являются родители, давайте вместе посмотрим, кто лучше ориентируется в  современном мире профессий и обладает необходимыми знаниями при выборе Вуза, и профессии. 

ИГРА! А теперь  предлагаю вам поработать в командах. Давайте разделиться на 2 команды, в одной команде будут – родители выпускников, во – второй, выпускники или обучающиеся выпускных классов. Предлагаю по очереди выбрать вам тему, а в ней номер вопроса. За каждый верный ответ команде будет начисляться 1 балл. Вам представлены 4 темы по 5 вопросов в каждой:

  • Новые профессии.
  • Что нужно знать (или профориентационный ликбез)!!!
  • Типы учебных заведений
  • ВУЗ и все о нем

Вопросы к шоу:

Тема:  1. Новые профессии.

Что такое и чем занимается человек следующей профессии:

  1. Логистик - это менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставкам, занимается организацией грузопотока, должен знать рынок транспортных компаний.
  2. Мерчиндайзер – товары, представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары различным фирмам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых клиентов, требуется  опыт работы с клиентской сетью, творческой склад ума.
  3. Супервайзер – наблюдающий, контролирующий. Занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
  4. Промоутер – содействующий, продвигающий. Представитель компаний по сбыту; поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара.
  5. Деволопер – (операции с недвижимостью). Деятельность заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект. Затем сдает или продает принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.

Тема:2. Основные понятия профессиональной ориентации.

Что означает следующее понятие?

  1. Профессия – ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.
  2. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии: например: учитель (физики, математики); юрист (юрисконсульт, адвокат, нотариус).
  3. Должность – совокупность служебных  обязанностей специалиста. Характер обязанностей во многом определен задачами организации.
  4. Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных навыков и знаний.
  5. Стажировка – обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения им квалификации.

Тема 3. Что надо знать о ВУЗах.

Что такое…

  1. Аттестация ВУЗа - это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразования России). 1 раз в 5 лет.
  2. Государственная аккредитация – установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения. Государственная аккредитация ВУЗа проводится федеральным (центральным)государственным органом управления образования (Министерство образования РФ). По результатам выдается свидетельство, в котором указывается номер и дата выдачи, наименование ВУЗа, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (ВУЗ), и вид (университет, академия, институт), срок аккредитации, как правило, 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения (образовательной программы)
  3. Лицензирование – установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
  4. Бакалавриат – это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов. Обучение – 4 года, 5 месяцев. Первые 3 года будущие бакалавры обучаются по единому государственному плану, за это время их подготавливают как специалистов  широкого профиля, и только на 4 курсе нужно будет выбрать конкретный профиль в образовании. При желании можно изучать несколько профилей. В дипломе бакалавра  будет написано (диплом является документом о высшем образовании).
  5. Магистратура – это форма подготовки специалистов (магистров) подготовленных к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Получение магистра – 4, 5 года (бакалавр) + 2 года (магистратура). Получение степени магистра наук открывает  более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня зарплаты.

Тема: 4.Типы учебных заведений.

Что представляет из себя данный тип учебного заведения?

  1. Университет – многопрофильная высшее учебное заведение, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технологических, экономических и др. направлений науки, техники, культуры и искусств, предоставляет глубокие теоретические и практические знания, являются ведущим научно-методическим центром, т.е. проводит собственные научные исследования с привлечением к этому студентов.
  2. Академия – ВУЗ, четвертого уровня аккредитаций, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области науки и производства, образования, культуры и искусства, предоставляет глубокие теоретические знания, является  ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности.
  3. Институт – ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области наук, производства, образования.
  4. Лицей - наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих  по своим учебным программам.
  5. Колледж - это самая перспективная форма развития средних специальных учебных заведений. Основное отличие колледжа от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию. В колледжах более широкий спектр специальностей, они многопрофильны. Процесс обучения похож на университетские методы преподавания, есть семестры и сессии, лекции, семинары. Выпускники колледжа, штурмующие затем вуз, оказываются более подготовленными к учебе, чем школьники. Лекции в колледжах часто читают преподаватели вузов, выпускные экзамены приравниваются к  вступительным в вуз. Благодаря договорам с вузами у выпускников колледжей имеются многочисленные льготы при поступлении.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010