Авторы:
Белозерова Ольга Вячеславовна
Скорая Наталья Алексеевна
«Профориентационная работа в школе».
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательном учреждении.
Предложенное мероприятие носит характер совместного детско-родительского собрания для выпускников 11-ых классов и их родителей. Основная цель – в легкой игровой форме, в диалоге родитель-выпускник, познакомиться с основными понятиями профориентации и знаниями, необходимыми выпускникам для поступления.
Данное собрание может быть использовано как педагогом-психологом образовательного учреждения, так и классным руководителем выпускного класса.
Автор Скорая Н.А.
Автор Белозерова О.В.
Статья:Профориентационная работа в школе.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организационную профориентационную работу в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексов необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе обучающийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на школу второй ступени.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается.
На выбор профессии влияют:
- Позиция старших членов семьи.
- Позиция товарищей, подруг.
- Позиция учителей, педагогов.
- Личные профессиональные планы.
- Способности.
- Уровень притязаний на общественное признание.
- Информированность.
- Склонности.
Так в чем же заключается работа по профориентации в школе? Профориентационная работа в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Главные задачи деятельности по профориентации обучающихся:
- Сформировать положительное отношение к труду.
- Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
- Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
- Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
- Проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми.
- Проведение экскурсий по предприятиям и организациям.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- Профессиональная информация – включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных знаний и путях получения профессии, о потребностях общества и кадрах.
- Профессиональное воспитание – включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду.
- Профессиональная консультация – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
«АЗБУКА ВЫБОРА»
(совместное детско-родительское собрание в выпускных классах).
Здравствуйте, уважаемые родители и будущие выпускники!
Половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа»
Определение профессии включает, прежде всего:
- Кем быть.
- К какой социальной группе принадлежать.
- Какой стиль жизни выбрать.
- Какие цели определить для себя в будущем.
- Необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности).
- Узнать и принять требования избираемой профессии.
- Осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.
Существует 5 направлений профессиональной деятельности:
- человек – природа;
- человек – человек;
- человек – техника;
- человек – знаковая система;
- человек - художественный образ.
Формула выбора профессии.
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая
Интересна и привлекательна: «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом и желанием, по собственной инициативе. |
Доступна и посильна: «МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. |
Имеет спрос на рынке труда: «НАДО» - это знание и перспективных отраслях, а значит и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии |
Алгоритм выбора профессии:
1 шаг - осведомленность:
- наиболее востребованные и перспективные профессии;
- собственные характеристики: сформированные профессиональные интересы и склонности; способности и навыки к различным видам деятельности.
2 шаг – ориентировка:
Продумайте главные профессиональные цели: какие ваши профессиональные интересы могут конкурировать между собой; определитесь из чего вы будете выбирать; какие из выбираемых профессий предоставляют большую возможность профессионального роста, могут быть полезнее.
3 шаг- анализ и организация действий:
Оцените те стартовые условия, которые обуславливают ваш выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки; необходимость дополнительных материальных вложений; готовность обучаться краткосрочно или длительно; варианты возможного трудоустройства.
4 шаг - планирование:
Составьте схему собственных действий на пути выбора, получения и освоения профессии. Оцените реальность выполнения данных действий; рассмотрите запасных варианты достижения поставленных целей.
5 шаг - принятие решений:
Окончательный выбор будущей профессии.
Как показывает статистика, главными помощниками выпускников при выборе профессии являются родители, давайте вместе посмотрим, кто лучше ориентируется в современном мире профессий и обладает необходимыми знаниями при выборе Вуза, и профессии.
ИГРА! А теперь предлагаю вам поработать в командах. Давайте разделиться на 2 команды, в одной команде будут – родители выпускников, во – второй, выпускники или обучающиеся выпускных классов. Предлагаю по очереди выбрать вам тему, а в ней номер вопроса. За каждый верный ответ команде будет начисляться 1 балл. Вам представлены 4 темы по 5 вопросов в каждой:
- Новые профессии.
- Что нужно знать (или профориентационный ликбез)!!!
- Типы учебных заведений
- ВУЗ и все о нем
Вопросы к шоу:
Тема: 1. Новые профессии.
Что такое и чем занимается человек следующей профессии:
- Логистик - это менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставкам, занимается организацией грузопотока, должен знать рынок транспортных компаний.
- Мерчиндайзер – товары, представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары различным фирмам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых клиентов, требуется опыт работы с клиентской сетью, творческой склад ума.
- Супервайзер – наблюдающий, контролирующий. Занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
- Промоутер – содействующий, продвигающий. Представитель компаний по сбыту; поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара.
- Деволопер – (операции с недвижимостью). Деятельность заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект. Затем сдает или продает принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.
Тема:2. Основные понятия профессиональной ориентации.
Что означает следующее понятие?
- Профессия – ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.
- Специальность – вид занятий в рамках одной профессии: например: учитель (физики, математики); юрист (юрисконсульт, адвокат, нотариус).
- Должность – совокупность служебных обязанностей специалиста. Характер обязанностей во многом определен задачами организации.
- Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных навыков и знаний.
- Стажировка – обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения им квалификации.
Тема 3. Что надо знать о ВУЗах.
Что такое…
- Аттестация ВУЗа - это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразования России). 1 раз в 5 лет.
- Государственная аккредитация – установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения. Государственная аккредитация ВУЗа проводится федеральным (центральным)государственным органом управления образования (Министерство образования РФ). По результатам выдается свидетельство, в котором указывается номер и дата выдачи, наименование ВУЗа, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (ВУЗ), и вид (университет, академия, институт), срок аккредитации, как правило, 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения (образовательной программы)
- Лицензирование – установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
- Бакалавриат – это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов. Обучение – 4 года, 5 месяцев. Первые 3 года будущие бакалавры обучаются по единому государственному плану, за это время их подготавливают как специалистов широкого профиля, и только на 4 курсе нужно будет выбрать конкретный профиль в образовании. При желании можно изучать несколько профилей. В дипломе бакалавра будет написано (диплом является документом о высшем образовании).
- Магистратура – это форма подготовки специалистов (магистров) подготовленных к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Получение магистра – 4, 5 года (бакалавр) + 2 года (магистратура). Получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня зарплаты.
Тема: 4.Типы учебных заведений.
Что представляет из себя данный тип учебного заведения?
- Университет – многопрофильная высшее учебное заведение, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технологических, экономических и др. направлений науки, техники, культуры и искусств, предоставляет глубокие теоретические и практические знания, являются ведущим научно-методическим центром, т.е. проводит собственные научные исследования с привлечением к этому студентов.
- Академия – ВУЗ, четвертого уровня аккредитаций, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области науки и производства, образования, культуры и искусства, предоставляет глубокие теоретические знания, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности.
- Институт – ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области наук, производства, образования.
- Лицей - наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих по своим учебным программам.
- Колледж - это самая перспективная форма развития средних специальных учебных заведений. Основное отличие колледжа от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию. В колледжах более широкий спектр специальностей, они многопрофильны. Процесс обучения похож на университетские методы преподавания, есть семестры и сессии, лекции, семинары. Выпускники колледжа, штурмующие затем вуз, оказываются более подготовленными к учебе, чем школьники. Лекции в колледжах часто читают преподаватели вузов, выпускные экзамены приравниваются к вступительным в вуз. Благодаря договорам с вузами у выпускников колледжей имеются многочисленные льготы при поступлении.