Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

О внеклассной работе и проблемах преподавания школьной физики.

Автор:
Антонова Людмила Григорьевна

Аннотация:

Статья содержит размышления автора о проблемах преподавания школьной физики, а именно, нехватка часов на изучение предмета, потеря интереса учащихся к физике и других проблемах, связанных с реформами в образовании. Автор считает, один из путей решения проблемы – внеклассная работа. Как пример предлагает методику проведения КВН. В статье затрагиваются также проблемы духовно-нравственного состояния школы.

Статья:

Физика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство основных теорий, необычайная широта практических применений позволяют считать ее эталоном естественно-научного знания. Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами.

Учитель остается центральной фигурой процесса обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважения к людям – составляющие успеха обучения учащихся. Не секрет, что любой школьный предмет ассоциируется у ученика на всю жизнь с лицом, обучавшим его этому предмету. Известный советский физик В.А. Фабрикант советовал школьному учителю: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой ее может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом учащихся. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…»

Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения должны быть подчинены девизу: «Чем больше доверия мы будем питать к способностям ученика, тем больше сумеем от него получить».

 Такое личностно ориентированное обучение требует от учителя значительных усилий: мало знания своего предмета, необходимо уметь сделать его интересным для учащихся. Готовых рецептов для успешной работы в этом направлении, к сожалению, предложить невозможно.

Разработка новых  педагогических технологий связана с критическим анализом традиционных методов обучения, обобщением передового педагогического опыта, реформой содержания образования в той  или иной области. Не могу не остановиться на реформе в сфере образования, которую российская школа переживает в течение последних 20 лет. Сейчас положение дел таково, что школы стали разноуровневые, в них ученики получают разный уровень знаний, в некоторых физику в старших классах изучают в объеме одного часа в неделю, в других - два часа, в третьих - пять часов. Физика - одна из самых сложных негуманитарных дисциплин в школе. На уроках физики больше, чем на уроках других предметов, присутствует формирование вариативного, абстрактного, логически строгого и доказательного мышления. Для детей освоение этого мыслительного процесса представляет очень тяжелый труд, и они, в отличие от того периода, в котором учились мы, все больше и больше стараются его избежать. Для этого им дали право выбора, ведь оценки за знание предмета при этом ставятся одинаковые, «5» ставится там, где 1 час, и там, где 5 часов в неделю.

Образование предполагает, что ученик в последующей жизни должен успешно использовать свой багаж знаний, а это возможно только тогда, когда он достаточно подготовлен, развит. Но может ли учитель достаточно подготовить и развить ученика, если на его предмет выделяется 1 или 2 часа в неделю? В этих условиях учитель может только «пройти» материал. Да и сам ученик  при всем своем желании (пока есть еще каким-то чудом и такие, которые хотят познавать физику) просто не будет иметь возможности развиваться так, как ему нужно, как заложено в нем природой. Можно ли назвать  такое положение вещей проявлением уважения к личности учащегося со стороны тех, кто проводит реформы? Впрочем, цель моей статьи не критика школьной реформы, она, реформа, просто не выдерживает никакой критики, скорее это боль учительская за свой предмет, за учеников, за будущее страны. Как государство может быть суверенным, независимым, процветающим, если у него нет надлежащего школьного физического образования? Если в школе хорошего физического образования, то в государстве никогда не появятся свои ученые, инженеры, технологи, строители. У нас тогда не будет своей науки, техники, современного производства. Надеюсь, что есть еще благородные мужи в нашем государстве, которые обратят внимание на сложившиеся проблемы в преподавании школьной физики.

Сокращение времени на изучение физики, резкий рост дополнительных (главным образом бюрократических) нагрузок на школьных учителей, большая занятость части учащихся занятиями на различных курсах (по подготовке в вузы и колледжи, к олимпиадам и др.), а у другой части - потеря интереса к учебе. В связи с этим, внеклассная работа в ряде школ больших городов как бы сникла, свернулась. Но вскоре выявилось: педагоги вновь стали обращаться к ней в надежде на то, что она поможет повернуть учеников лицом к школе и к занятиям физикой, поможет популяризовать науку.

Значение. Внеурочная работа является важным средством развития:

·      интереса учащегося к предмету;

·      их творческих способностей;

·      способностей овладевать новыми знаниями;

·      коммуникативных умений;

·      умения работать в коллективе.

Ныне у учеников ярко выражена тяга к самостоятельности, к таким занятиям, где они могут проявить себя. Большинству немотивированных на продолжение учебы учащихся нравится то, что им не очень сложно, но интересно, и прежде всего,- компьютерные занятия. И эти факторы педагоги учитывают, ибо они помогают привлечь ребят к внеклассной работе.

Как показывает анализ школьной практики, из массовых форм внеурочной работы успехом в основном пользуются одиночные мероприятия, которые занимают не очень много времени и при подготовки, и при проведении; так косвенно учитывается всеобщий временной дефицит. Правда, по-прежнему популярны  «Недели физики».

Форм внеурочной работы много. Это разнообразные по содержанию и формам проведения вечера физики, турниры эрудитов, соревнования, эстафеты и многое другое. У каждого учителя свои предпочтения. Мне полюбились более других «Что? Где? Когда?», различные суды и особенно КВН.

       Почему так хорош КВН?

Это увлекательная форма изучения физики!

Это ничем не заменимый дух соревнования!

Это игровое вовлечение детей в мир науки!

Наконец, это творчество!

Из своего опыта работы скажу, что я традиционно один - два раза в год провожу общешкольное мероприятие по предмету, чаще, как уже отмечалось выше, КВН. Обычно в рамках недели естественных наук. Создаю две или три команды, смотря сколько параллелей. Дети должны минимум две недели готовиться, «вариться» так сказать. Я же консультирую каждую команду, поддерживаю, вдохновляю, помогаю если нужно. Таким образом, к времени проведения, я знаю состояние и уровень подготовки команд. Веду мероприятие всегда сама. В жюри приглашаю заинтересованных учителей и обязательно учеников старшеклассников, из числа любителей физики. Мероприятие лучше проводить после уроков, согласовав время проведения с администрацией школы. Зрителями являются учащиеся тех же классов, что и участники игры. Также приглашаю младших школьников и всех желающих, их, как правило, много, так как на этапе подготовки, мы специально интригуем учащихся. Зрители являются болельщиками своей команды, для них тоже готовлю задания, которые даю в паузы (когда команды «думают»). Награждение команд обязательно!

Возможно, кто-то, читая мою статью, скажет, о чем она? Все это устарело и новой школе не нужно! Да и что сложного КВН провести! Но кто хоть раз проводил мероприятие по своему предмету, именно общешкольное! Тот знает, насколько это сложно. А нужно ли? Скажу: «Да, просто необходимо, школа должна быть интересна, привлекательна и уютна детям!». Мы же все «европейничаем», смотрим на Запад, новые методики внедряем, допускающие, вести себя ребенку как угодно, болтать, ходить без разрешения, а то, что дисциплины, являющиеся фундаментом технических, технологических и научных достижений человеческой цивилизации,- математика, физика, химия, биология фактически не изучаются (за 2 часа в неделю, можно «пройти», но не изучить)- не замечаем! Более того, мы это приветствуем! Как же гуманизация образования?! Бесконечные реформы привели к упадку в образовании, и деградации! Учитель как личность вытесняется, а детей развращают вседозволенностью. Неужели,  как говорил Макаренко, «олимпийским педагогическим богам» не ясно, что мы разрушаем наше образование, а значит, губим будущее страны!

Но вернемся к теме внеклассной работы, которая, как мне представляется, еще держит на плаву интерес к физике. Учитель в современной школе вынужден делать то, что принесет ему бонусы, участие в конкурсах, конференциях,  в общем, работать на портфолио. Конечно, все это замечательно! А как же школьная жизнь? Кто ее будет делать интересной, содержательной? Кто реально думает о жизни ребенка в школе? Ведь в школе должны быть не только уроки и факультативы, и раз в четверть дискотека с непонятным репертуаром, а еще предметные вечера (я бы обязала каждого учителя-предметника проводить его хотя бы раз в год), еще самодеятельность, забытые «огоньки», встречи с интересными людьми, совместные с детьми походы и экскурсии. Точно знаю школы, где ведется воспитательная работа не для галочек и бонусов, а действительно создана атмосфера сотрудничества детей и взрослых, атмосфера доброты и любви. Там и проблема дисциплины не стоит остро и учебный процесс на высоте. Но, к сожалению, на смену доброй, теплой, уютной школе идет школа западных стандартов: ЕГЭ, который никак не может быть единственной формой контроля знаний; вседозволенность, прикрытая, якобы заботой о правах ребенка; школа, которая учителей-профессионалов превращает в надсмотрщиков, бездушная, я бы сказала, школа, пришла к нам.

Но все же, я надеюсь, что именно учителя, те которые, как говорится, на передовой, работают с детьми, не дадут, не позволят выхолостить из нашей школы все то, что делает ее вторым домом для детей, а именно атмосферу доброты, любви, сотрудничества.

И еще, именно учителя физики, настоящие энтузиасты своего дела, на которых  держится физическое образование в стране, не позволят его, это образование, когда-то одно из лучших в мире, загубить.

Надеюсь, что боль  мою учительскую за свой предмет, за нашу школу разделяют многие учителя. А значит, есть надежда на лучшее будущее нашего образования!

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010