Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа художественного воспитания "Цветной мир"

Автор:
Прохоров Алексей Владимирович

Аннотация:

    Автор - Педагог доп. образования 2-й категории Прохоров Алексей Владимирович,

                  ОЦРДП «Парус  Надежды»

                  SC-4942

 

 

Аннотация к программе «Цветной мир»

 

 

Программа по изотерапии «Цветной мир» обеспечивает последовательную систему занятий с детьми с учетом их психо-физических возможностей, позволяет решать проблему цвето и формовосприятия, развивать мелкую моторику ведущей руки, стимулировать познавательную активность, создает условия для творческого самовыражения ребенка. В ходе практического применения данной программы подтверждена необходимость в проведении комплексной работы по формированию художественных навыков детей с ОВЗ.

Статья:

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Цветной Мир»

 

Программа художественного воспитания

и обучения детей с нарушениями развития

 

 

 

 

 

 

 

 

    Автор - Педагог доп. образования 2-й категории

                  Прохоров Алексей Владимирович,

                  ОЦРДП «Парус  Надежды»

                  SC-4942

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2011

     

Оглавление.

 

 

1.Пояснительная записка……………………………………………………3

2.Педагогическое обоснование…………………………………………..…3

3.Цели и задачи………………………………………………………………4

4.Основные направления деятельности……………………………………6

5. Примерный тематический план………….………………………………7

          6.Планируемые результаты………………………………………………...11

          7.Список литературы……………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

 

    Программа художественного воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями  «Цветной мир» была создана в результате опытно-экспериментальной работы, которая проводилась мною на занятиях по изотерапии  в центре реабилитации детей «Парус Надежды».

    Данная методика рисования апробирована на занятиях по изотерапии с детьми разных возрастных групп имеющих нарушения развития. В качестве примера её эффективности в приложении  показаны образцы работ детей посещающих эти занятия.

    При создании данной программы я опирался на собственные материалы наблюдений и учебно-методические разработки:  по изобразительной деятельности Л.А. Лыковой, Л.А Венгер, Н.Б Венгер, Э.Г. Пилюгиной, Р.Г.Казаковой, Н.В. Квач, С.К.Кожохина, В.Б.Косминская, Ф.Левин и других; по психологии и педагогике: Л.С, Выготский, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, А.А. Пашаев, З.Фрейд, Г.Крайг, В.Я.Пропп, Т. Зинкевич–Евстигнеева и других.

   Программа «Цветной мир» содержит  комплексную систему занятий по рисованию, аппликации и лепке с детьми разного возраста и различных физических возможностей.

 

 

Педагогическое обоснование.

 

 

В каждом ре­бенке с рождения заложены творческие способности. Творческое начало толкает его к созиданию и поисковой деятельно­сти. Готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания и обучения  растущего ребёнка – как нормально развивающегося, так и ребёнка с ограниченными возможностями. Психологической основой творческой деятельности явля­ется воображение, которое формируется в дошкольном воз­расте и выступает важной составляющей развития лично­сти. Известно, что воображение складывается в процессе развития ребенка. Особенно значимо развитие воображения для детей, имеющих ограничение возможности здоровья, поскольку у них имеются трудности усвоения материала, что тормозит развитие личности в целом.

Творчество даёт возможность ребёнку познакомиться с ок­ружающим  миром. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творче­ства ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность. «Творче­ство,- пишет В.В. Давыдов, является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластично­сти», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребёнка, особенно семья.

Самым дос­тупным вариантом творческой деятельности является изо­бразительная деятельность.  Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребёнка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нём, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребёнка эмоционально и творчески. По значи­мости эта деятельность занимает в жизни ребёнка вто­рое место после игры, по своему характеру она наибо­лее приближена к игре, являясь  доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятель­ность, дающая возможность оценить результат. «Творче­ство и игра выступают здесь как взаимосвязанные поня­тия, поскольку… у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с разви­тием воображения ». (Л.С.Выготский).

Б.М.Теплов пи­шет, что «…задача изображения необходимо требует, острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по-новому, гораздо ост­рее и точнее видеть вещи».

В реабилитационный курс для детей с ограниченными возможностями обязательно включено занятие изобразительным искусством, так как врачи, психотерапевты считают, что процесс рисование положительно влияет на центральную нервную систему (ЦНС), оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.

 Говоря о творчестве ребёнка, имеющего ограниче­ния в своём развитии, мы можем сформулировать

цели и общие задачи настоящей программы:

  • Создание условий для становления личности ре­бёнка через развитие способностей к изобрази­тельной деятельности.
  • Создание условий для творческого самовыраже­ния ребёнка, выявления его внутренних возмож­ностей.
  • Развитие познавательной сферы, развития эмоциональ­ной сферы и воображения.
  • Сформировать главные формообразующие движения (изображения различных линий; округлых, четы­рёхугольных треугольных форм.)
  • Знакомить с геометрическими формами
  • Знакомить детей с изобразительными  средст­вами - формой, линией, пятном, цветом, компо­зицией.
  • Сформировать изобразительные навыки в работе с художественным материалом (гуашь, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, акварель).
  • Развивать предметное рисование.
  • Учить создавать несложные компози­ции, повторяя изображение одного предмета или изображение разнообразных предметов.
  • Учить детей находить связь между хорошо знако­мыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, ап­пликации, на картинках в детских книжках;
  • Учить передавать в рисунках красоту окружаю­щих предметов и природы.
  • Побуждать детей создавать по подражанию взрос­лому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
  • Создавать условия для систематического, посте­пенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и ри­сования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно – образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма).
  • Интегрировать виды изобразительной деятельно­сти в разных вариантах их сочетания между со­бой.
  • Создавать условия для самостоятельной художест­венной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках – раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия, рассматривание картинок в книжках – потешках и книжках-игрушках).
  • Знакомить детей с декоративно – прикладным ис­кусством (народная игрушка филимоновской, дымковской, семёновской) для обогащения зри­тельных впечатлений и показа, условно – обоб­щенной трактовки художественных образов.
  • Проводить консультации для родителей по вопросам домашних занятий изобразительной деятельности с детьми.

Основные направления деятельности.

 

 

Дети с особенностями развития имеют множество огра­ничений в различных видах деятельности. Они не само­стоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. По этому для поддержания активности ребёнка на занятии можно использовать различные виды деятельности, методы и приёмы работы. Можно чередо­вать виды занятий: рисование красками, конструирова­ние из бумаги, лепка и пр. Полезно также сочетать за­нятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки.

Занятия по изобразительной деятельности необходимо проводить в тесном контакте с общеразвивающими  занятиями, закрепляя пройденный материал в рисунке. Например: Тема общеразвивающего занятия «Времена года. Осень» - на занятии по ИЗО рисуем  осенние листья, осенний пейзаж. Тема  развивающего занятия «Сад. Огород» - рисуем овощи, фрукты, дачные картинки и т.д.  Тесный контакт необходим и с психологами. Ведь используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, психологи изучают общие и индивидуальные особенности ребенка.  

Все занятия необходимо выстраивать в игровой форме. В них должны быть включены пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Это позволяет активизировать речевые навыки, память, внимание и пробуждать творческое воображение.

 При построении занятия нужно использовать различные педагогические методы: сказкотерапия, стишки, загадки, потешки, прибаутки и т.д.   Техника рисования тоже может быть различной,  как традиционной – карандаши, краски, фломастеры и т.д., так и нетрадиционной - пальчиковые краски, кляксография, оттиск пробкой и т.д. Занятия по изотерапии должны проводиться с учетом возможностей особого ребенка и развивать умение: называть и различать цвета, форму предмета, определять разницу по величине (большой, маленький), правильно держать карандаш, кисть, передавать в рисунке строение предмета  состоящего из нескольких деталей и т.д. Закрепляя полученные навыки на предыдущих занятиях, необходимо постепенно усложнять задания. Очень часто физические возможности ребенка сильно ограничены, ему трудно удерживать карандаш или кисть. В таких случаях целесообразно использовать пальчиковый метод или рисование ладошкой, кляксографию, оттиск смятой бумагой, поролоном, обрывание бумаги и др. На занятиях ребенку всегда необходимо предоставлять возможность выразить себя доступным ему способом. Важно чтобы педагог внимательно относился к проявлению инициативы ребёнка, ведь именно с такого момента начинается самостоятельная изобразительная деятельность ребёнка. Помощь педагога в этом случае заключается в создании соответствующего контекста и оформлении изображения в законченный зрительный образ. Например, если ребёнок называет то, что он рисует, педагог помогает ему придать сходство изображению. Если ребёнок не пользуется речью, педагог сам находит это сходство и заканчивает изображение вместе с ребёнком.

Особый ребенок нуждается в доброжелательном и уважительном отношении. Необходимо постоянно хвалить его, говорить о его старании, правильном выполнении задания и хорошем поведении.  Доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместного творчества ребенка и педагога.

В самостоятельном рисовании особый ребёнок, так же как и обычный, может максимально выразить себя как личность, проявляя свой собственный интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществляя самостоятельно выбор изобразительных средств.

В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат. Ребенок должен

Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям. Для этого необходимо проводить тематические выставки детских рисунков, размещая их на стендах в доступных для обозрения местах. Тематика выставок определяется планом работы.

 

 

Примерный  тематический  план.

 

 

Примерный тематический план представляет собой 4 раздела, каждый из которых, отражает календарное время года. В плане отображены основные виды изобразительной деятельности и обозначены основные задачи занятий. Более подробное планирование проводится в перспективном плане и с учетом возможностей ребенка.

 

Сентябрь - ноябрь

Раздел I. «ОСЕНЬ»

 

 

    №

п/п

 

    Вид

деятельности

 

   Задачи занятий

 

  Необходимое

  оборудование

 1.

Рисование «Осень»

Учить детей различать цвета  (желтый, красный, зеленый…), совершенствовать технические навыки в работе с краской (набирать краску на кисточку, промывать и осушать кисть о салфетку

 

Гуашь, акварель, пальчиковые краски, осенние листья, картинки с изобра- жением осенних сюжетов

 2.

Рисование с элементами аппликации «Осенние картинки»

Совершенствовать технику рисования. Развивать мелкую моторику. Учить техники вырезания предметов из бумаги, составлению композиции. Усвоение основных приемов наклеивания.

Краски, цветные карандаши, клеящий карандаш, цветная бумага, наглядный материал, ножницы

 3.

 Лепка, рельефная лепка

Освоение технических приемов работы с материалами (раскатывать, соединять). Учить создавать формы (шар, цилиндр, конус) на основе которых создаются более сложные предметы (Самолет, пирамидки).

Пластилин, стека, доска или лист картона,

 4.

Аппликация с использованием природного материала

 

Создание сюжетных композиций из природного материала — засушенных листьев, лепестков, семян; развитие чувства цвета и композиции.

Цветная бумага, природный материал (листья, семена, засушенные лепест-ки), клей

 5.

Свободная тема «Золотая осень»

Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

Оборудование по тематике

 

Декабрь-февраль

Раздел П. «Зимушка-зима»

 

 1.

Рисование на зимнюю тему

Учить детей рисованию предметов состоящих из нескольких деталей различных геометрических форм, разного размера (снеговик, елка)

Цветная бумага, карандаши, краски, наглядные пособия

 2.

Аппликация декора-тивная с элементами

конструирования «Чудо снежинки»

Вырезание ажурных снежинок с опорой на схему. Закрепить навыки работы с ножницами.

Салфетки бумажные, бумага, клей, ножницы, карандаши.

 3.

Декоративно оформи-тельская деятельность по теме «Новогодние игрушки»

Учить создавать объемные игрушки из цветной бумаги и картона путём соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.). Развивать пространственное мышление и воображение.

Цветная бумага, креповая бумага, клей, фольга,

 4.

Рельефная лепка из пластилина  по сказкам

Продолжить учить создавать выразительные образы конструк-тивным способом лепки; учить делить материал на части разной величины, лепить последова-тельно, начиная с крупных деталей; показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами; развивать чувство формы и пропорций.

Пластилин, стека, картон.

5.

«Зимняя сказка» Свободный выбор

Развитие творческого воображения — свободное

применение и комбинирование знакомых художественных техник.

Материал по выбору.

                                                                  

                                                                              Март – май

Раздел Ш. «Весна красна»

 

 1.

Беседа о декоративно-

прикладном искусстве.

Рисование на бумаге и объёмной форме (скорлупе яйца)

«Чудо-писанки»

Ознакомление с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками)  Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме (яйце).

 

Картинки с изображением пасхальных яиц, деревянные писанки, яичная скорлупа, бумага краски.

 2.

Рисование по замыслу «Первая весенняя гроза»

Учить отражать в рисунке представления о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно образной вырази-тельности.

Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши, пальчиковые краски.

 3.

Оригами с элементами аппликации

Учить изготовлять поделки из бумаги или на готовой форме, декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок.

Цветная и креповая бумага, картон, клей, ножницы, бумажные стаканчики.

 4.

Лепка по тематике «Домашние и дикие животные»,

Учить создавать образы животных. Закрепление техни-ческих приемов работы с материалами (раскатывать, соединять), учить создавать формы (шар, цилиндр, конус) на основе которых создаются более сложные предметы

Пластилин, картон, стека.

5.

Аппликация с элементами рисования  «Ваза с цветами»

Творческое применение разных аппликативных техник. Закрепление навыков создания композиции.

Трафареты, гуашь, акварель, цветная бумага, клей, ножницы.

 

Июнь, Август.

Раздел IV. «Веселое лето»

 

 1.

Симметричная аппликация с элементами рисования «Бабочка красавица»

Развивать творческое воображение;

применение и комбинирование знакомых художественных техник

Цветная бумага, клей, цветные карандаши, краски.

 2.

Лепка с элементами рисования (пластилинография)

Учить  выполнять налеп из пластилина. Развивать творческое  воображение при работе с пластилином.

Пластилин, картон, стека, фломас-теры, краски.

3.

Оригами «Цветок»

Учить изготовлять поделки из бумаги. Закрепить умение складывать простые базовые формы из бумаги.

Бумага, ножни-цы, образцы готовых изделий.

 4.

Рисование «Здравствуй,

лето!»

Рисование на свободную тему.

Материал по выбору

         

 

 

Планируемые результаты.

 

 

На занятиях по изотерапии решаются задачи, сформулированные данной программой обучения детей с нарушениями в развитии. Реализация этих задач помогает детям к концу курса реабилитации достичь определенного уровня знаний и умений в зависимости от степени сохранности интеллекта ребенка. Можно выделить несколько групп по тяжести диагноза:

1 группа (Тяжелая степень):

  • Знает цвета основной гаммы;
  • Умеет держать карандаш, кисть, умеет ими пользоваться.

   2 группа (Средняя степень):

  • Знает основные цвета и некоторые оттенки;
  • Умеет правильно работать карандашом и кистью;

            -подбирать цвета, соответствующие предметам;

            -изображать простейшие предметы различных форм и явления окружающей     среды,     используя ритмичные штрихи и мазки;

  • Умеет составлять узоры, ритмично располагая элементы рисунка;

    -изображать в одном рисунке несколько предметов;

   3 группа (Легкая степень):

  • Знает как построить композицию рисунка;
  • Умеет использовать тональные сочетания цвета;

    - выделять в рисунке главное, используя цвет, форму, расположение на листе;

 - отражать в рисунках события из жизни, явления природы, времена года, сюжеты    или эпизоды из литературных произведений;

          - наносить узоры, заимствованные из народного декоративно-прикладного        искусства, на изображения предметов быта и т.д.

Кроме технических навыков изображения, происходит формирование положительного отношения к себе и к окружающему миру. Появляются условия для творческого самовыраже­ния ребёнка, выявляются его внутренние возмож­ности. Формируется готовность детей к восприятию произведений изо­бразительного искусства.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности  дает возможность приобщиться к прекрасному даже ребенку с высокой степенью ограничения возможностей.

Приобщая ребенка-инвалида к изобразительному искусству посредством изотерапии, мы выполняем, пожалуй, самую главную жизненную задачу, помогая превратить окружающий его довольно ограниченный мир в поистине  цветной.

 

 

 

 Работы детей выполненные  в различных техниках:

 

Рисунок 1– пальчиковая живопись;

Рисунок 2– рисование кистью, гуашь, акварель

Рисунок 3 – оттиск поролоном

Рисунок 4 – обрывание бумаги

Рисунок 5 – рисование карандашами

Рисунок 6 – рисование фломастерами

Рисунок 7 - рисование с элементами аппликации

Рисунок 8 - рисование с элементами конструирования

Рисунок 9 - пластилинография 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.:Искусство, 1974.

2.  Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.

3.  Венгер Л.А., Пилюгина З.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. –

     М.: Просвещение, 1988.

4.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение,

     1967.

5.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 1999.

6.  Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.

7.  Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: ИЦ «Академия»,

     1997.

8.  Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы

    построения учебных предметов. — М.:Педагогическое общество России, 2000.

9.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического

     и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.

10. Доронова Т.Н, Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации

      В игре (младшая возрастная группа)- М.: Просвещение, 1992

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1986.

12. Казакова Т.Г. детское изобразительное творчество. — М.: Карапуз-дидактика, 2006.

13. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.

       — М.: Владос, 2001.

14. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. — М.: Педагогика, 1984.

15. Лыкова И.А. Цветные ладошки: рисуем без кисточки. — М.: Карапуз, 1996.М.:

       Рефл-бук,К.-Ваклер, 1996.

16. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.— М.: Л, 1947.

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010