Автор:
Прохоров Алексей Владимирович
Автор - Педагог доп. образования 2-й категории Прохоров Алексей Владимирович,
ОЦРДП «Парус Надежды»
SC-4942
Аннотация к программе «Цветной мир»
Программа по изотерапии «Цветной мир» обеспечивает последовательную систему занятий с детьми с учетом их психо-физических возможностей, позволяет решать проблему цвето и формовосприятия, развивать мелкую моторику ведущей руки, стимулировать познавательную активность, создает условия для творческого самовыражения ребенка. В ходе практического применения данной программы подтверждена необходимость в проведении комплексной работы по формированию художественных навыков детей с ОВЗ.
Статья:
«Цветной Мир»
Программа художественного воспитания
и обучения детей с нарушениями развития
Автор - Педагог доп. образования 2-й категории
Прохоров Алексей Владимирович,
ОЦРДП «Парус Надежды»
SC-4942
Воронеж
2011
Оглавление.
1.Пояснительная записка……………………………………………………3
2.Педагогическое обоснование…………………………………………..…3
3.Цели и задачи………………………………………………………………4
4.Основные направления деятельности……………………………………6
5. Примерный тематический план………….………………………………7
6.Планируемые результаты………………………………………………...11
7.Список литературы……………………………………………………….13
Пояснительная записка.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями «Цветной мир» была создана в результате опытно-экспериментальной работы, которая проводилась мною на занятиях по изотерапии в центре реабилитации детей «Парус Надежды».
Данная методика рисования апробирована на занятиях по изотерапии с детьми разных возрастных групп имеющих нарушения развития. В качестве примера её эффективности в приложении показаны образцы работ детей посещающих эти занятия.
При создании данной программы я опирался на собственные материалы наблюдений и учебно-методические разработки: по изобразительной деятельности Л.А. Лыковой, Л.А Венгер, Н.Б Венгер, Э.Г. Пилюгиной, Р.Г.Казаковой, Н.В. Квач, С.К.Кожохина, В.Б.Косминская, Ф.Левин и других; по психологии и педагогике: Л.С, Выготский, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, А.А. Пашаев, З.Фрейд, Г.Крайг, В.Я.Пропп, Т. Зинкевич–Евстигнеева и других.
Программа «Цветной мир» содержит комплексную систему занятий по рисованию, аппликации и лепке с детьми разного возраста и различных физических возможностей.
Педагогическое обоснование.
В каждом ребенке с рождения заложены творческие способности. Творческое начало толкает его к созиданию и поисковой деятельности. Готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания и обучения растущего ребёнка – как нормально развивающегося, так и ребёнка с ограниченными возможностями. Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое формируется в дошкольном возрасте и выступает важной составляющей развития личности. Известно, что воображение складывается в процессе развития ребенка. Особенно значимо развитие воображения для детей, имеющих ограничение возможности здоровья, поскольку у них имеются трудности усвоения материала, что тормозит развитие личности в целом.
Творчество даёт возможность ребёнку познакомиться с окружающим миром. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность. «Творчество,- пишет В.В. Давыдов, является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребёнка, особенно семья.
Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребёнка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нём, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребёнка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребёнка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения ». (Л.С.Выготский).
Б.М.Теплов пишет, что «…задача изображения необходимо требует, острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
В реабилитационный курс для детей с ограниченными возможностями обязательно включено занятие изобразительным искусством, так как врачи, психотерапевты считают, что процесс рисование положительно влияет на центральную нервную систему (ЦНС), оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.
Говоря о творчестве ребёнка, имеющего ограничения в своём развитии, мы можем сформулировать
цели и общие задачи настоящей программы:
- Создание условий для становления личности ребёнка через развитие способностей к изобразительной деятельности.
- Создание условий для творческого самовыражения ребёнка, выявления его внутренних возможностей.
- Развитие познавательной сферы, развития эмоциональной сферы и воображения.
- Сформировать главные формообразующие движения (изображения различных линий; округлых, четырёхугольных треугольных форм.)
- Знакомить с геометрическими формами
- Знакомить детей с изобразительными средствами - формой, линией, пятном, цветом, композицией.
- Сформировать изобразительные навыки в работе с художественным материалом (гуашь, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, акварель).
- Развивать предметное рисование.
- Учить создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображение разнообразных предметов.
- Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках;
- Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.
- Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
- Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно – образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма).
- Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках – раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия, рассматривание картинок в книжках – потешках и книжках-игрушках).
- Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством (народная игрушка филимоновской, дымковской, семёновской) для обогащения зрительных впечатлений и показа, условно – обобщенной трактовки художественных образов.
- Проводить консультации для родителей по вопросам домашних занятий изобразительной деятельности с детьми.
Основные направления деятельности.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. По этому для поддержания активности ребёнка на занятии можно использовать различные виды деятельности, методы и приёмы работы. Можно чередовать виды занятий: рисование красками, конструирование из бумаги, лепка и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки.
Занятия по изобразительной деятельности необходимо проводить в тесном контакте с общеразвивающими занятиями, закрепляя пройденный материал в рисунке. Например: Тема общеразвивающего занятия «Времена года. Осень» - на занятии по ИЗО рисуем осенние листья, осенний пейзаж. Тема развивающего занятия «Сад. Огород» - рисуем овощи, фрукты, дачные картинки и т.д. Тесный контакт необходим и с психологами. Ведь используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, психологи изучают общие и индивидуальные особенности ребенка.
Все занятия необходимо выстраивать в игровой форме. В них должны быть включены пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Это позволяет активизировать речевые навыки, память, внимание и пробуждать творческое воображение.
При построении занятия нужно использовать различные педагогические методы: сказкотерапия, стишки, загадки, потешки, прибаутки и т.д. Техника рисования тоже может быть различной, как традиционной – карандаши, краски, фломастеры и т.д., так и нетрадиционной - пальчиковые краски, кляксография, оттиск пробкой и т.д. Занятия по изотерапии должны проводиться с учетом возможностей особого ребенка и развивать умение: называть и различать цвета, форму предмета, определять разницу по величине (большой, маленький), правильно держать карандаш, кисть, передавать в рисунке строение предмета состоящего из нескольких деталей и т.д. Закрепляя полученные навыки на предыдущих занятиях, необходимо постепенно усложнять задания. Очень часто физические возможности ребенка сильно ограничены, ему трудно удерживать карандаш или кисть. В таких случаях целесообразно использовать пальчиковый метод или рисование ладошкой, кляксографию, оттиск смятой бумагой, поролоном, обрывание бумаги и др. На занятиях ребенку всегда необходимо предоставлять возможность выразить себя доступным ему способом. Важно чтобы педагог внимательно относился к проявлению инициативы ребёнка, ведь именно с такого момента начинается самостоятельная изобразительная деятельность ребёнка. Помощь педагога в этом случае заключается в создании соответствующего контекста и оформлении изображения в законченный зрительный образ. Например, если ребёнок называет то, что он рисует, педагог помогает ему придать сходство изображению. Если ребёнок не пользуется речью, педагог сам находит это сходство и заканчивает изображение вместе с ребёнком.
Особый ребенок нуждается в доброжелательном и уважительном отношении. Необходимо постоянно хвалить его, говорить о его старании, правильном выполнении задания и хорошем поведении. Доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместного творчества ребенка и педагога.
В самостоятельном рисовании особый ребёнок, так же как и обычный, может максимально выразить себя как личность, проявляя свой собственный интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществляя самостоятельно выбор изобразительных средств.
В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат. Ребенок должен
Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям. Для этого необходимо проводить тематические выставки детских рисунков, размещая их на стендах в доступных для обозрения местах. Тематика выставок определяется планом работы.
Примерный тематический план.
Примерный тематический план представляет собой 4 раздела, каждый из которых, отражает календарное время года. В плане отображены основные виды изобразительной деятельности и обозначены основные задачи занятий. Более подробное планирование проводится в перспективном плане и с учетом возможностей ребенка.
Сентябрь - ноябрь Раздел I. «ОСЕНЬ»
|
||||
№ п/п |
Вид деятельности |
Задачи занятий |
Необходимое оборудование |
|
1. |
Рисование «Осень» |
Учить детей различать цвета (желтый, красный, зеленый…), совершенствовать технические навыки в работе с краской (набирать краску на кисточку, промывать и осушать кисть о салфетку |
Гуашь, акварель, пальчиковые краски, осенние листья, картинки с изобра- жением осенних сюжетов |
|
2. |
Рисование с элементами аппликации «Осенние картинки» |
Совершенствовать технику рисования. Развивать мелкую моторику. Учить техники вырезания предметов из бумаги, составлению композиции. Усвоение основных приемов наклеивания. |
Краски, цветные карандаши, клеящий карандаш, цветная бумага, наглядный материал, ножницы |
|
3. |
Лепка, рельефная лепка |
Освоение технических приемов работы с материалами (раскатывать, соединять). Учить создавать формы (шар, цилиндр, конус) на основе которых создаются более сложные предметы (Самолет, пирамидки). |
Пластилин, стека, доска или лист картона, |
|
4. |
Аппликация с использованием природного материала
|
Создание сюжетных композиций из природного материала — засушенных листьев, лепестков, семян; развитие чувства цвета и композиции. |
Цветная бумага, природный материал (листья, семена, засушенные лепест-ки), клей |
|
5. |
Свободная тема «Золотая осень» |
Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия предложенной темы. |
Оборудование по тематике |
|
Декабрь-февраль Раздел П. «Зимушка-зима»
|
||||
1. |
Рисование на зимнюю тему |
Учить детей рисованию предметов состоящих из нескольких деталей различных геометрических форм, разного размера (снеговик, елка) |
Цветная бумага, карандаши, краски, наглядные пособия |
|
2. |
Аппликация декора-тивная с элементами конструирования «Чудо снежинки» |
Вырезание ажурных снежинок с опорой на схему. Закрепить навыки работы с ножницами. |
Салфетки бумажные, бумага, клей, ножницы, карандаши. |
|
3. |
Декоративно оформи-тельская деятельность по теме «Новогодние игрушки» |
Учить создавать объемные игрушки из цветной бумаги и картона путём соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.). Развивать пространственное мышление и воображение. |
Цветная бумага, креповая бумага, клей, фольга, |
|
4. |
Рельефная лепка из пластилина по сказкам |
Продолжить учить создавать выразительные образы конструк-тивным способом лепки; учить делить материал на части разной величины, лепить последова-тельно, начиная с крупных деталей; показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами; развивать чувство формы и пропорций. |
Пластилин, стека, картон. |
|
5. |
«Зимняя сказка» Свободный выбор |
Развитие творческого воображения — свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник. |
Материал по выбору. |
|
Март – май Раздел Ш. «Весна красна»
|
||||
1. |
Беседа о декоративно- прикладном искусстве. Рисование на бумаге и объёмной форме (скорлупе яйца) «Чудо-писанки» |
Ознакомление с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками) Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме (яйце).
|
Картинки с изображением пасхальных яиц, деревянные писанки, яичная скорлупа, бумага краски. |
|
2. |
Рисование по замыслу «Первая весенняя гроза» |
Учить отражать в рисунке представления о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно образной вырази-тельности. |
Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши, пальчиковые краски. |
|
3. |
Оригами с элементами аппликации |
Учить изготовлять поделки из бумаги или на готовой форме, декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок. |
Цветная и креповая бумага, картон, клей, ножницы, бумажные стаканчики. |
|
4. |
Лепка по тематике «Домашние и дикие животные», |
Учить создавать образы животных. Закрепление техни-ческих приемов работы с материалами (раскатывать, соединять), учить создавать формы (шар, цилиндр, конус) на основе которых создаются более сложные предметы |
Пластилин, картон, стека. |
|
5. |
Аппликация с элементами рисования «Ваза с цветами» |
Творческое применение разных аппликативных техник. Закрепление навыков создания композиции. |
Трафареты, гуашь, акварель, цветная бумага, клей, ножницы. |
|
Июнь, Август. Раздел IV. «Веселое лето»
|
||||
1. |
Симметричная аппликация с элементами рисования «Бабочка красавица» |
Развивать творческое воображение; применение и комбинирование знакомых художественных техник |
Цветная бумага, клей, цветные карандаши, краски. |
|
2. |
Лепка с элементами рисования (пластилинография) |
Учить выполнять налеп из пластилина. Развивать творческое воображение при работе с пластилином. |
Пластилин, картон, стека, фломас-теры, краски. |
|
3. |
Оригами «Цветок» |
Учить изготовлять поделки из бумаги. Закрепить умение складывать простые базовые формы из бумаги. |
Бумага, ножни-цы, образцы готовых изделий. |
|
4. |
Рисование «Здравствуй, лето!» |
Рисование на свободную тему. |
Материал по выбору |
|
Планируемые результаты.
На занятиях по изотерапии решаются задачи, сформулированные данной программой обучения детей с нарушениями в развитии. Реализация этих задач помогает детям к концу курса реабилитации достичь определенного уровня знаний и умений в зависимости от степени сохранности интеллекта ребенка. Можно выделить несколько групп по тяжести диагноза:
1 группа (Тяжелая степень):
- Знает цвета основной гаммы;
- Умеет держать карандаш, кисть, умеет ими пользоваться.
2 группа (Средняя степень):
- Знает основные цвета и некоторые оттенки;
- Умеет правильно работать карандашом и кистью;
-подбирать цвета, соответствующие предметам;
-изображать простейшие предметы различных форм и явления окружающей среды, используя ритмичные штрихи и мазки;
- Умеет составлять узоры, ритмично располагая элементы рисунка;
-изображать в одном рисунке несколько предметов;
3 группа (Легкая степень):
- Знает как построить композицию рисунка;
- Умеет использовать тональные сочетания цвета;
- выделять в рисунке главное, используя цвет, форму, расположение на листе;
- отражать в рисунках события из жизни, явления природы, времена года, сюжеты или эпизоды из литературных произведений;
- наносить узоры, заимствованные из народного декоративно-прикладного искусства, на изображения предметов быта и т.д.
Кроме технических навыков изображения, происходит формирование положительного отношения к себе и к окружающему миру. Появляются условия для творческого самовыражения ребёнка, выявляются его внутренние возможности. Формируется готовность детей к восприятию произведений изобразительного искусства.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дает возможность приобщиться к прекрасному даже ребенку с высокой степенью ограничения возможностей.
Приобщая ребенка-инвалида к изобразительному искусству посредством изотерапии, мы выполняем, пожалуй, самую главную жизненную задачу, помогая превратить окружающий его довольно ограниченный мир в поистине цветной.
Работы детей выполненные в различных техниках:
Рисунок 1– пальчиковая живопись;
Рисунок 2– рисование кистью, гуашь, акварель
Рисунок 3 – оттиск поролоном
Рисунок 4 – обрывание бумаги
Рисунок 5 – рисование карандашами
Рисунок 6 – рисование фломастерами
Рисунок 7 - рисование с элементами аппликации
Рисунок 8 - рисование с элементами конструирования
Рисунок 9 - пластилинография
Список литературы
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.:Искусство, 1974.
2. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.
3. Венгер Л.А., Пилюгина З.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. –
М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение,
1967.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 1999.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: ИЦ «Академия»,
1997.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы
построения учебных предметов. — М.:Педагогическое общество России, 2000.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического
и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.
10. Доронова Т.Н, Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации
В игре (младшая возрастная группа)- М.: Просвещение, 1992
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1986.
12. Казакова Т.Г. детское изобразительное творчество. — М.: Карапуз-дидактика, 2006.
13. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.
— М.: Владос, 2001.
14. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. — М.: Педагогика, 1984.
15. Лыкова И.А. Цветные ладошки: рисуем без кисточки. — М.: Карапуз, 1996.М.:
Рефл-бук,К.-Ваклер, 1996.
16. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.— М.: Л, 1947.