Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекция психических процессов на занятиях в группе для детей с задержкой психического развития

Автор:
Харламова Инесса Равиловна

Аннотация:

 В данной статье раскрывается проблемы, с которыми приходится сталкиваться на занятиях по изодеятельности. Показана схема, в которой отражается  последовательность подачи материала для детей с ЗПР. Предоставлены различные техники рисования, использованных на занятиях

Статья:

 Я работаю с детьми с задержкой психического развития 15 лет. В процессе работы я столкнулась с проблемами в развитие детей с ЗПР.

              У детей с ЗПР наблюдается нарушение восприятия (нарушение мозговой деятельности). У них не сформированы представления о свойствах, качествах предметов, которые важны для их изображения (форма, величина, строение, цвет). Например, детей 5-6 лет не смущает, что цветок той же величины, что и дерево, а девочка, гуляющая около дома, достает до крыши.

             Дети с ЗПР не учитывают малозаметные детали (не умеют воспроизводить зрительный анализ формы предмета, не умеют выделять и определять пропорции, величину, положение в пространстве, не соотносят части, если предмет состоит из несколько частей).

             У детей с ЗПР снижено количество зрительно-воспринимаемых окружающих объектов. Они не могут воспринимать усложненные варианты предметов. Например, в фигуре человека, животного рисуют лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности), а мелкие (глаза, волосы, рот, пальцы, пасть, нос) могут отсутствовать.

            Дети с ЗПР не умеют работать по наглядной словесной опоре. У них низкий уровень познавательной активности. Отсюда наблюдается бедность накопленных знаний и представлений. Ребенок с ЗПР, когда поступает в группу, имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Однако ограниченность этого запаса приводит к тому, что разные предметы изображаются одинаково, и обычно никто, кроме самого ребенка, не может определить, что же нарисовано. Например, дети совершенно одинаково могут рисовать человечков (это и папа, и мама, и бабушка, и он сам), причем тот же «головоног» используется для изображения собак, лошадей, кошек.

            У детей с ЗПР встречаются проблемы неравномерной работоспособности. Надо стараться чаще менять деятельность, поддерживать интерес.

            У детей с ЗПР нарушена моторная неловкость. Они плохо держат кисти, карандаши, не умеют рисовать предметы округлой формы, движение руки не уверенные, следы на бумаги слабые и нечеткие (каракули), не регулируют нажим карандаша при штриховки (Приложение 1, Рисунок 1).

            У детей с ЗПР наблюдается повышенная отвлекаемость и расторможенность, быстрое наступление утомляемости. Например, дети с ЗПР не могут справиться даже с дорисовкой, потому что устал, рука слабая. Отсюда у детей ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. У них отсутствует живость воображения, легкость при возникновении новых образов (Приложение 1, Рисунок 2)

            При анализе детских работ процесса рисования я выявила, что дошкольники с ЗПР не способны создать развернутое, сюжетное многоплановое изображение, прослеживается заимствование содержание композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Они не могут войти в воображаемую ситуацию, самостоятельно осуществлять выбор средств, делающие рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции (Приложение 1, Рисунок 3).

            Я пришла к выводу, что мне не достаточно часов, отведенных программой, и решила организовать дополнительный кружок, где более полно бы решались эти проблемы, так как процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему ребенка с ЗПР, оказывает психокоррекционное воздействие. Процесс тесно связан со зрительными, двигательными, мускулатурно-осязательными анализаторами, с мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предметов в пространств, благодаря осязанию познает объем, фактуру. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.д.

            Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой.

            В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

              Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа изображения.

            Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

            На занятиях по кружковой работе детям дана возможность экспериментировать, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, например, на изображенный предмет цветными мелками наносится гуашь или акварель; смешивают краску с клейстером; готовят штампики. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. У детей развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы, происходит обогащение словарного запаса. Занятия по рисованию не утомляют дошкольников. У них сохраняется высокая активность, работоспособность на всего времени, отведенного на выполнение задания.

             Я понимала, что прежде чем отработать технические навыки, необходимо сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях, нужен сенсорный опыт. На помощь пришли дидактические игры с матрешками, мозаикой, игры по Монтессори, Никитина. Я сделала серию моделей (Приложение 2, Схема моделей). Стала использовать нетрадиционную технику изображения: пейзажная монотипия, рисование методом напыления, рисование кляксами, клеевая техника, рисование руками, рисование тычком жесткой полусухой кистью, рисование оттиском печатками из картофеля и т.д. (Приложение 3, Рисунки 1 - 6)

            Я разработала последовательность подачи материала по изодеятельности для детей с ЗПР, потому что дети поступают в группу разновозрастные, но с навыками двухлетнего возраста, и в течение 1-2 лет должны наверстать упущенное.

             Работа строиться по следующей схеме.

            Знакомлю детей с изображением предметов: каждый предмет имеет форму, предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству форм. Вырабатываю умение вычленять из предмета части, в первую очередь самые крупные и определять их форму. Учу узнавать и различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, что помогает детям  определяет и обобщать форму предмета, улавливать в ней сходство с простой геометрической фигурой, позволяет более точно передавать форму предмета и его частей. Например, дети узнают при рисовании машины, что кабина выше кузова, при рисовании цыпленка узнают, что голова меньше туловища. Учу создавать изображение по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие.

             Далее рассматриваем эмоциональное состояние предмета. Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, отдельные детали. Подвожу к пониманию, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый).

            Далее знакомлю с сюжетным изображением с использованием двух планов. Учу изображать пространство на плоскости листа бумаги, где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, сзади и на всем пространстве листа.

            Далее знакомлю с использованием трех планов. Продолжаю учить передавать в рисунке пространства. Предметы, находящиеся ближе к нижнему краю листа, изображаются крупно, с четкими контурами, предметы дальних планов меньшего размера.

            Так как одной из проблем ЗПР является моторная неловкость, мне приходится решать задачи по формированию технических навыков рисования.

            Я разработала классификацию технических навыков.

Технические навыки

Навыки владения инструментом:

  • Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).
  • Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.
  • Навык ведения линий кистью.
  • Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий.

Навык выработки качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке:

  • Навык произвольной регуляции силы нажима.
  • Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения).
  • Навык произвольного изменения скорости движения (его замедления и ускорения.
  • Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений.

Навыки, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (форма, строение, величины пропорций)

  • Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности).

            К концу года я имею такие результаты: у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они становятся более раскованными и радостными, повысился интерес к изодеятельности. Дети научились пользоваться различными, доступными материалами, правильно видеть и передавать основные

художественные понятия (форма, пропорция, строение, пространственное положение, цвет). Внимательно вглядываются в окружающий мир, видят красоту.

            В заключении представим различные виды техники рисования, используемые на занятиях.

1. Пейзажная  монотипия.

    Технология рисования:

    Лист бумаги для рисования разделен на две равные части, сложив его пополам.

На одной части нарисовать середину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение, и прогладит ладонью.

Раскрыть лист и при необходимости  дорисовать предмет.

    Оборудование: лист бумаги, кисть, гуашь  разного цвета

2. Рисование  «методом напыления».

    Технология: На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой лист, скрепить их . Щетку и расческу держать на небольшом расстоянии от листа бумаги. Проводить щеткой по расчески, краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда краска высохнет, снять верхний лист. Таким способом можно тонировать бумагу, прикрыв место изображения предмета шаблоном. Если по очереди использовать вырезанный лист и шаблон, то можно получить рисунок, выполненный данной техникой.

    Оборудование: кисти, зубная щетка, расческа, гуашью

3. Рисование кляксами.

    Технология: акварельную краску развести водой, накапать точку на лист бумаги, взять трубочку и подуть в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. При необходимости дорисовать детали.

    Оборудование: тонкие трубочки, кисти, краски.

4. Клеевая техника  

    Технология: заварить клейстер, добавить краску, набрать на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку, процарапать рисунок, оставить высохнуть.

    Оборудование: клейстер, краски, бумага, розетки для краски.

5. Рисование руками (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

    Технология: гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе.

    Оборудование: гуашь, таз с водой, блюдца, бумага.

6. Черно-белый граттаж

    Технология: натереть свечой лист так, чтобы он был покрыт слоем воска, затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок. После высыхания процарапывается рисунок.

    Оборудование: плотная бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши), зубной порошок, мисочка для туши, палочка с заточенными концами.

7. Тычок жесткой полусухой кистью.

    Технология: опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаги, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага, шаблоны.

8. Оттиск печатками из картофеля.

    Технология: прижать печатку и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.

    Оборудование: мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага, печатки из картофеля.

9. Свеча и акварель.

    Технология: рисуем свечой по бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью. Рисунок свечой остается белым.

    Оборудование: свеча, краски, бумага.

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010