Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Особые дети нуждаются в нашей любви

Автор:
Кириллина Мария Михайловна

Аннотация:

                               Особые дети нуждаются в нашей любви.

        В статье представлена современная система помощи детям с    Ключевые слова:

недостатками развития. Главное внимание отводится                        дети с особыми

педагогической работе с такими детьми в семье. На доступных       образовательными

примерах показано, как воспитывать и обучать детей-инвалидов,   потребностями, ребенок

развивать речь, учить играть и выполнять несложные задания.        с недостатками в  

Даны рекомендации, описания игр и дидактические упражнения,    развитии

направленные на развитие познавательной деятельности детей.       заторможенные дети,

        Статья адресована педагогам, родителям, также может быть     двигательно

использована практическими работниками специальных                   беспокойные дети,   

(коррекционных) учреждений.                                                                синдром Дауна,

                                                                                                                    доречевой период

Статья:

     «Особые дети нуждаются в нашей любви»

 

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. На них лежит огромная ответственность по воспитанию, обучению и развитию ребенка.

       Одна из самых больших радостей в жизни - это появление в семье ребенка. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

       Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: Почему так случилось именно с нами? Что будет с нашим ребенком?

       У родителей детей-инвалидов груз ответственности еще больше, так как ребенок с ограниченными возможностями нуждается в большей поддержке, защите со стороны взрослых. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важно знать, какую поддержку может оказать государство в вопросах его воспитания, обучения и реабилитации.

       Ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, мать органически чувствует его беспомощность и любит малыша независимо от его состояния. Отец поглощен мыслями, каким вырастет ребенок, что ждет его в дальнейшем. И если он не видит никаких перспектив и будущее представляется ему совершенно беспросветным, а жена к тому же всецело поглощена уходом за ребенком и своими переживаниями, он может покинуть семью. Тяжело сказывается на семейных отношениях и нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу.

        Так, как же строить отношения в семье, в которой родился ребенок с проблемами в развитии? Не вините друг друга в случившемся. Постарайтесь поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Не замыкайтесь на своем несчастье, не ограничивайтесь только домашними заботами, общайтесь с друзьями, родственниками. Не стесняйтесь гулять с ребенком, спокойно отвечайте на вопросы посторонних. Найдите возможность оставлять малыша с кем-либо из близких, чтобы отвлечься от постоянных забот.

        Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Увы, это ошибочная точка зрения. Начинайте регулярные занятия с малышом как можно раньше и проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Будет лучше, если с ребенком занимаются оба родителя. А если воспитание переносится только на одного из них, то ему и предъявляют все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами.

        В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и считают занятия нецелесообразными. Однако практика показала, что необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в коробку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением. А другие родители, наоборот, завышают способности ребенка. При этом у ребенка возникают трудности при выполнении того или иного задания. Тогда на помощь приходят специалисты. Они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.

        К сожалению, достичь ощутимых результатов трудно, но упорядочить поведение ребенка, научить его самообслуживанию и элементарным формам общения можно. Постоянные занятия с ребенком не только пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то что реальные результаты вы можете получить не скоро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        У детей с особыми образовательными потребностями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

        Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внимание у таких детей можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой.

        С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, тексты коротких стихотворений. Не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Некоторые дети с легкостью усваивают различные события и числа.

        Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и др. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель, поэтому беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку. Если предложить ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые предметы, изображенные на ней. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

         С возрастом в результате обучения дети с нарушениями интеллекта усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.

         Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок начинает лучше понимать обращенную к нему речь, однако еще долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

         Собственная речь у детей с недостатками развития появляется очень поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются ко взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определенный смысл.

          Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции движений детей. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными.

          Таковы отличительные особенности психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем, поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить элементарные задания, но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг, проводить с ним различные занятия.

         Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно и последовательно увеличивая число поручений. Надо следить за тем, чтобы работа выполнялась ребенком аккуратно и доводилась до конца. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются работоспособность, ответственность за свое поведение.

         Случается, что у ребенка возникают непроизвольные движения, например покачивания туловищем. Заметив появление таких навязчивых движений, взрослый должен чем-нибудь занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставить и др. Нельзя оставлять ребенка бездеятельным долгое время.

         Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание своего малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медвежонка.

         К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот. При таком доверительном общении дети легче подчиняются требованиям взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для занятий с заторможенными детьми, а также с двигательно беспокойными детьми

 

Для заторможенных детей

1. Быстрым шагом ходить между расставленными на полу пирамидками, не сбивая их.

2. На листе бумаги начертите в ряд 11 клеточек. В центральной клеточке нарисуйте теремок. По очереди с ребенком зачеркивайте клеточки. Посоревнуйтесь: кто быстрее попадет в теремок.

3. Пробежать или быстро пройти из одного угла комнаты в другой, неся на дощечке какой-либо предмет и не роняя его.

4. На полу разложите кольца или сделайте круги из веревки-домики. Ребенку нужно вбежать в домик, чтобы спрятаться от волка.

5. По наклонной плоскости (дощечке, книге) скатывайте маленький мячик. Чтобы мячик не упал на пол, ребенку нужно постараться быстро сориентироваться и поймать его в мешочек или коробку.

 

Для двигательно беспокойных детей

1. Следить глазами за движущимися игрушками.

2. Бесшумно, по возможности на цыпочках, подойти к игрушкам, выбрать одну из них, возвратиться на прежнее место и передать игрушку взрослому.

3. Взрослый и ребенок садятся на пол напротив друг друга и прокатывают друг другу большой мяч. Ребенок должен внимательно следить глазами за движущимся мячом.

4. После сигнала (голосом, хлопком)-но не раньше!-подбросить вверх мяч, воздушный шарик.

5. Вложите в руку ребенка лапу игрушечного медвежонка. Предложите: «Походи спокойно, не торопясь, с медвежонком Мишей. Держи его за лапу крепко, чтобы он не убежал».

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Для воспитания ребенка с отклонениями в развитии будьте выдержанными, настойчивыми, терпеливыми и обладайте педагогической изобретательностью.

      Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. У таких детей своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, пуговкой, нос, румянец на щеках, рот полуоткрыт, зубы эрозированные, редко расставленные. Голова меньше обычного, пальцы рук короткие. Многие дети с синдромом Дауна страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов-60-80%, примерно 50% детей имеют ту или иную степень близорукости и у 20% обнаруживается дальнозоркость, поэтому родителям обязательно следует сделать аудиограмму и проконсультироваться с офтальмологом.

       Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот,-возбудимы и беспокойны. Несмотря на то что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.  

       Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь, так как их пассивный словарь богаче активного. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об истинном уровне их познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задания, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью и посудой или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания.

       Дети-дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания очень сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и, по-видимому, усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических заданий, поэтому занятия с детьми, например ручным трудом, целесообразно проводить под музыку. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

        Дети-дауны, как правило, делают то, что им говорят родители. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Таких детей можно научить неплохо читать, что очень важно для формирования их речи. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем-способность к общению с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т.е. социальная адаптация. А вот обучить таких детей счету нелегко, хотя если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определенные счетные навыки.

         Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он обязательно постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда, адаптируется в жизни. Знания психологических особенностей детей с синдромом Дауна помогут вам успешнее решать вопросы педагогической работы.

         Существует интересная программа по организации ранней коррекционной работы с детьми-даунами. Практически с рождения с ребенком проводят занятия по следующим направлениям:

1. Общая моторика.

2. Тонкая моторика.

3. Зрительно-моторная координация.

4. Восприятие и понимание речи.

5. Развитие социальных навыков.

         Следуя программе, родителям необходимо дифференцировать приемы и методы коррекционной работы, учитывая особенности ребенка, шире использовать разнообразные игровые приемы. Вы можете изучить темпы развития ребенка в доречевой период, используя специальную таблицу.

 

Динамика использования ребенком навыков общения в доречевой период

1. Умение внимательно слушать и реагировать

Да

Нет

Задерживает ли малыш на мгновение взгляд на вашем лице, когда вы с ним разговариваете?

 

 

Наблюдает ли он за вашими глазами и ртом хотя бы половину той минуты, в течение которой вы с ним разговариваете?

 

 

Смотрит ли малыш на предмет, который вы держите примерно в 30 см от его лица?

 

 

Показывает ли ребенок изменением движений своего тела, что знает, что должно произойти, когда вы наклоняетесь, чтобы взять его на руки, или когда вы показываете ему игрушку?

 

 

Следит ли малыш глазами, поворачивает ли головку, ища вас, когда вы зовете его?

 

 

Сидит ли ребенок спокойно (будучи устроенным удобно и надежно) и удерживает ли он свое внимание, по меньшей мере, в течение минуты на вас или на предмете, который вы ему показываете?

 

 

Смотрит ли малыш на предмет (или картинку) вместе с вами, по меньшей мере, 2 минуты, т.е. переводит ли он свой взгляд с вас на предмет (или картинку) и обратно, показывая, что держит в сознании и то и другое?

 

 

Выполняет ли ваш ребенок простые указания, когда они сопровождаются соответствующими жестами? Например, дает ли он вам вещь, к которой вы протягиваете руку и говорите «Дай»?

 

 

Машет ли малыш на прощание ручкой, хлопает ли в ладоши, делает ли другие простые жесты в ответ на вашу просьбу, если вы сами не демонстрируете их и не помогаете ему?

 

 

2. Умение соблюдать очередность

Да

Нет

Время купания

Поплещите водой в детской ванночке. Сделайте это несколько раз, выдерживая паузы. Плещет ли водой малыш, когда наступает его очередь?

Помойте ручку ребенка, затем-свою руку, затем-снова его. Комментируйте все свои действия. Смотрит ли малыш на вашу руку (пытается ли сам помыть ее), когда приходит его очередь?

 

 

Время кормления

Одну ложку дайте малышу, другую возьмите сами. Постучите своей ложкой по столу. Постучит ли малыш своей и посмотрит ли выжидательно на вас-постучите ли вы снова?

Одну ложечку с едой-в рот малышу, другую-маме, теперь снова-малышу. Понимает ли он, что за тем ваша очередь? (Возможно, вам придется помочь ребенку обхватить ручкой ложку; при этом  вы почувствуете, пытается ли он поднести ложку к вашему рту.)

 

 

Время ложиться спать

Покачайте мишку, потом дайте его малышу. Покачает ли он мишку и даст ли затем его вам, чтобы и вы его покачали? (Допускаются два варианта:

1) ребенок делает это сам;

2) после того,  как вы его попросите об этом.)

Погладьте любимого плюшевого зверя малыша. Скажите: «Ты мой хороший!» Погладит ли малыш зверя и посмотрит ли выжидательно на вас-сделаете ли вы это опять?

 

 

Игровое время

Бейте в барабан, затем дайте бить в барабан малышу. Перестанет ли он бить, когда, предположительно, закончится его время, вернет ли палочку вам? (Допускаются два варианта:

1) ребенок делает это сам;

2) после того, как вы его попросите об этом.)

Сядьте напротив малыша и подкатите к нему мяч. Покатит ли он мяч в вашу сторону? (Если ребенку еще трудно точно направить мяч, положительную оценку можно поставить и за попытку.)

 

 

Любое время

Поддерживает ли малыш «разговор» с вами: вы произносите какой-нибудь звук-он произносит звук, затем вы произносите другой звук и т.д.

 

 

3. Подражание

Да

Нет

Подражание действиям

Стучит ли ребенок по столу ладошкой?

Хлопает ли в ладоши?

Машет ли рукой на прощанье?

 

 

Подражание мимике

Дует ли ребенок, надувая губы и подражая звуку мотора?

Причмокивает ли губами?

Произносит ли «ш-ш», прижимая к губам палец?

Облизывает ли губы языком?

 

 

Отказ от помощи

Оттолкнет ли ребенок ваши руки, если вы захотите взять его на руки во время игры, которой он увлечен?

Качает ли ребенок головой, цепляется ли за вас, когда вы пытаетесь уложить его в постель, а он еще не хочет спать?

 

 

Несогласие с высказанным суждением

Качает ли малыш головой (или протестует), когда вы неправильно называете знакомый ему предмет?

Протестует ли он против вашего утверждения, что пора идти домой, если ему интересно гулять на улице?

 

 

Игра со звуками

«Подпевает» ли малыш, издавая какие-нибудь звуки, когда вы смотрите по телевизору детскую музыкальную передачу или слушаете музыку?

Издает ли ребенок звук типа брмм-брмм, когда возит по полу свою игрушечную машинку?

 

 

Самостоятельная практика

Замечаете ли вы, что ваш ребенок, лежа в кроватке или играя в одиночестве в своем уголке, практикуется в произнесении звуков?

Разговаривает ли он сам с собой, когда долго сидит за рулем своего игрушечного автомобиля?

 

 

4. Общение ребенка со взрослым в доречевой период

Да

Нет

Умение здороваться

Производит ли малыш определенный звук или жест, когда в поле его зрения оказывается знакомый человек?

 

 

Умение прощаться

Машет ли рукой на прощанье?

 

 

Умение делиться информацией

Когда вы вместе рассматриваете книжку с картинками, указывает ли малыш на заинтересовавшую его картинку (может быть, похлопывает по ней), взглядывая на вас, чтобы вы тоже посмотрели?

Когда на улице к вам приближается, например, большая собака, смотрит ли ребенок на вас вопросительно, как бы желая удостовериться, что вы не дадите его в обиду?

 

 

Умение давать предметы другим людям

Протягивает ли ваш малыш кому-нибудь за завтраком кусочек хлеба, предлагая откусить?

Приносит ли он вам игрушки?

 

 

Умение оказывать услуги другим

Гладит ли он вас, когда у вас что-либо болит?

Приносит ли ребенок вам свое полотенце или как-нибудь иначе заботится о вас, когда вы собираетесь, например, принять ванну?

 

 

Умение просить (требовать) нужные ему вещи

Смотрит ли малыш на вас, призывая помочь ему достать игрушку, которая находится вне пределов его досягаемости? Смотрит ли он на ваш бутерброд, а потом на вас, и издает ли он такой звук, что вы ясно понимаете его желание сказать: «Я хочу!»

 

 

Умение просить (требовать) помощи

Сидит (стоит) ли ребенок, издавая громкие крики, например, возле своей лошадки-качалки, велосипеда до тех пор, пока вы не посадите его на нее (на него)?

Тянет ли малыш вас за ногу или подол, глядя на вас снизу вверх, пока вы не возьмете его на руки?

 

 

Отказ от предметов

Отталкивает ли малыш вашу руку, когда вы предлагаете ему нелюбимую или нежеланную пищу? Качает ли он головой, когда ему предлагают игрушку, которая ему не нужна?

 

 

 

         В конце определенного срока (3-5 мес.) подсчитывается число положительных реакций ребенка, составляется план работы на следующий период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Решению этой проблеме во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.

         Помощь государства семье в работе с детьми недостатками развития во многом зависит от общего уровня экономики и культуры страны, состояния здравоохранения и традиционных методов работы с такими детьми.

         Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна быть направлена на выявление их потенциальных возможностей. Требуются совместные усилия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов воспитания и обучения детей, осуществления их возможной интеграции в общество.

         Общество должно стремиться морально поддерживать семьи, имеющих ребенка с недостатками развития, понимать их проблемы. Нужны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов: памяток, буклетов. Такая работа должна проводиться систематически, с привлечением специалистов органов здравоохранения, народного образования, социальной защиты, самих родителей и всех заинтересованных лиц.

         Таким образом, организация помощи детям-инвалидам с интеллектуальными нарушениями претерпевает существенные изменения. Наблюдается положительная тенденция отхода от содержания детей в больших домах-интернатах и организация реабилитационных центров с небольшим числом воспитанников. В большинстве регионов эти дети обучаются в особых классах коррекционных образовательных учреждений.    

         Но где бы ни обучался ваш ребенок, будьте ему опорой и поддержкой, первым воспитателем и учителем, так как ни одна школа не может дать ребенку той любви, которую он получает в своей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

                                                                                                                    синдром Дауна,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010