Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Дети войны

Автор:
Паращук Наталья Александровна

Аннотация:

 Занятие посвящено годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Цели:

- сформировать представление учащихся о детях войны, их участии в военных событиях;

- воспитывать чувство патриотизма и благодарности старшему поколению за героизм.

          Использование художественно-демонстрационных средств помогло создать условия для образного и чувственного восприятия исторического материала.

        Дети читали стихи, пели песню, поздравляли ветеранов.

 

 

Автор: Паращук Наталья Александровна

Статья:

 Юные погибшие герои!

                                                                 Юными остались вы для нас.

                                                             Мы – напоминание живое,

                                                               Что Отчизна не забыла вас!

 

Цель: определить роль и значение детей  в Великой Отечественной войне.

 

Задачи: 1) рассказать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;

             2) развивать долговременную память, внимание;

             3) воспитывать любовь к Родине, историческую память, уважение к старшему поколению.

 

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозапись песен «Священная война», «День победы», «Пусть всегда будет солнце», фонограмма обращения В. М. Молотова к народу, мелодия Бухенвальдского набата, иллюстрации и фотографии, карточки с датами, выставка книг о войне, рисунки о мире, медаль «Узник концлагеря», плакаты, медаль к 65-летию Победы, удостоверение участника ВОВ, свидетельство о рождении ветерана ВОВ.

 

(слайд 1, слайд 2)        Звучит песня «Священная война». 

Ученик:   Мирно страна проснулась

                В этот июньский день,

                Только что развернулась

                В скверах ее сирень.

                        Радуясь солнцу и миру

                        Утро встречала Москва.

        (слайд 3)     Вдруг разнеслись по эфиру  

                        Памятные слова…

                Голос уверенно-строгий

                Сразу узнала страна.

                Утром у нас на пороге

                Заполыхала война.

 

(слайд 4)    Магнитофонная запись. 

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

 

(слайд 5)   Ученик:   Его я узнал не из книжки –     

                               Жестокое слово – война!

                               Прожекторов яростной вспышкой

                               К нам в детство врывалась она.

                                       Смертельными тоннами стали,

                                       Сиреной тревоги ночной.

                                       В те дни мы в войну не играли,

                                       Мы просто дышали войной.

Учитель:  Есть поговорка:  «На войне детей не бывает!» Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и у бабушки в гостях, в загородном лагере, на передовой и в глубоком тылу. Перед вами фрагменты дневниковых записей из воспоминаний о своем военном детстве людей разных профессий.

 

(слайд 6)   Ученик:   «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не уехала. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в больницы. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпитале варили щи. Во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

 

(слайд 7)   Учитель: А еще дети стояли по 16 часов у станков, работали сутками в полях, заменяя отцов, дедов, братьев, ушедших на фронт.

 

(слайд 8)  Ученик:    «И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет. Жизнь только началась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь. Почти 3 года я был узником фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за погибших, за слезы матерей, детей. Я испытывал страх и ужас. В плену прошла моя юность».

 

(слайд 9)  Ученик:    «Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 лет. Меня подобрали 2 солдата, и мы стали выходить из окружения. Мы перешли фронт и меня зачислили сыном полка. Я выполнял задание по разведке».

 

(слайд 10) Учитель:  Сыны полков, юные партизаны, разведчики. Разными путями они попадали на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но их храбрость, недетское мужество и стремление помочь взрослым приблизили час Победы.

 

(слайд 11)  Учащиеся исполняют песню «Женька».

        Стоит средь лесов деревенька,

        Жила там когда-то давненько,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

        Завыли стальные бураны,

        Тень крыльев легла на поляны,

        Тень крыльев легла на поляны,

        И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Ее уважали вы отряде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде.

        Висит фотография в школе –

        В улыбке ни грусти, ни боли.

        В улыбке ни грусти, ни боли, -

        Шестнадцать ей было, не боле.

(слайд 12)  Учитель: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. 30 августа 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 900 тысяч человек. В связи с иссекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Рабочие получали в сутки 250 гр хлеба, а неработающие и дети – по 125 гр.

                               (слайд 13)  125 блокадных грамм,

                                                  С огнем и кровью пополам…

(Учитель показывает 2 кусочка черного хлеба весом 250 гр и 125 гр).

(слайд 14)  Учитель: Что чувствовали и переживали дети блокадного города? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

 

Ученик:   «Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12 часов. Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня. Лена умерла 17 марта 1942 года в 6 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа ночи. Мама – 13 мая в 7 часов утра. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась я одна».

 

(слайд 15)   Учитель:       И в декабре 1942 года умерла Таня.

 

(слайд 16)  Разве можно такое забыть?

 

                        Священная память.

        Я к ним подойду.

        Одеялом укрою,

        О чем-то скажу,

        Но они не услышат.

                Спрошу – не ответят…

                А в комнате – трое.

                Нас в комнате трое,

                Но двое не дышат.

        Я знаю: не встанут.

        Я все понимаю…

        Зачем же я хлеб

        На три части ломаю.

Ю. Воронов

 

(слайд 17)    Учитель:   18 января 1943 года блокада была прорвана,

                      27 января 1944 года город был освобожден.

 

(слайд 18)   Ученик: Юные погибшие герои,

                                    Юными остались вы для нас.

                                    Мы – напоминание живое,

                                    Что Отчизна не забыла Вас.

                                       Жизнь и смерть – и нету середины.

                                       Благодарность вечная вам всем.

                                       Маленькие стойкие мужчины,

                                       Девочки, достойные поэм.

(слайд 19)   Учитель: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды и несчастья.

 

(слайд 20)  Выступление малолетней узницы концлагеря, бывшего воспитателя школы, мамы учителя школы Паращук Натальи Александровны – Паращук Раисы Степановны.

 

(слайд 21)     Ученик:       Люди Земли!

                                    Убейте войну!

                                    Прокляните войну!

                                    Мечту пронесите через года

                                    И жизнью наполните!

                                    Но о тех, кто уже никогда не придет –

                                    Заклинаю – помните!

 

(слайд 22)     Звучит  мелодия «Бухенвальдский набат».

Учитель:          Люди мира, на минуту встаньте!

                        Слушайте, слушайте! Гудит со всех сторон –

                        Это раздается в Бухенвальде

                        Колокольный звон, колокольный звон.

                               Звон плывет, плывет над всей землею,

                               И гудит взволнованный эфир:

                               Люди мира! Будьте зорче втрое,

                               Берегите мир! Берегите мир!

                        Берегите, берегите, берегите мир!

                        Берегите, берегите, берегите мир!

(слайд 23)   Учитель:       Во время второй мировой войны на Земле погибло 13 миллионов детей. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?

Что помнит он?                                                           Многое!!!

Что может рассказать?                                                     Многое!!!

Что могли понять они, увидеть, запомнить?                 Многое!!!

 

(слайд 24)    Ученик:        «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал «Сына уведите, чтобы не смотрел…»

 

Ученик:   «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется и мы с ней пойдем домой…»

 

Учитель:  Памяти подвига всех павших в Великой Отечественной войне объявляется минута молчания.

 

(слайд 25)   Учитель: 1418 дней разделяли 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Но мы все равно выстояли и победили. День Победы! Это один из самых светлых и торжественных праздников. В этот день звучит музыка, смех, песни, ветеранам дарят цветы.

Исполняется песня «День победы»

 

 

(слайд 26)     Ученик:       О чем мечтают дети?

                                    У нас мечта одна –

                                    Пусть будет на планете

                                    Мир – добрый, как весна!

 

(слайд 27)      Учащиеся по одному:         Я нарисую яркое солнце,

Я нарисую синее небо.

Я нарисую свет в оконце.

Я нарисую колосья хлеба.

Мы нарисуем счастливые лица,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью.

 

Все: Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

 

(слайд 28)   Учитель:               Поднимите рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен,

Голос юных граждан Земли.

 

Ученики:         Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады.

Мир – это жизнь.

Мир – это школа, в окнах которой солнце.

Мир – это я и вы!

 

(слайд 29)   Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!».

 

(слайд 30)    Учитель:      Да пусть всегда будет мир на земле, синее небо над головой и ваши счастливые улыбки!               С праздником, дорогие ветераны!!!

 

  Ученики дарят цветы, праздничные открытки и подарки ветеранам.

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010