Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения.

Автор:
Булатова Светлана Анатольевна

Аннотация:

Тема: Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения.

Особое внимание в школе VIII вида уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания, как наиболее социально значимым, поскольку накопление социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья  происходит в практической трудовой деятельности.

 

 

 

 

2014-10-20

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль: Методическая копилка

Статья:

Код автора: № SC-3236

Автор: Булатова Светлана Анатольевна

учитель профессионально - трудового обучения

ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Тема: Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе трудового обучения.

Работа специальной (коррекционной) школы направлена на формирование необходимого уровня адаптивности учащихся к условиям социума, готовности к жизни в обществе.

Особое внимание в школе VIII вида уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания, как наиболее социально значимым, поскольку накопление социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья  происходит в практической трудовой деятельности, поэтому для них особенно важна социально-трудовая адаптация: приспособление их к самостоятельному общественно-полезному труду.

 Цель:

первоочередная цель трудового обучения — создание условий для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способностей  к труду, привитие практических навыков и социальную адаптацию выпускников

Для работы в данном направлении мною были определены следующие задачи:  

  • коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений посредством включения в трудовую деятельность, систему трудовых отноше­ний, общечеловеческих норм и ценностей;
  • выявление и развитие  способностей и возможностей, необходимых для успешной  профессионально-трудовой деятельности;
  • обеспечение практической и социально-психологической готовно­сти к труду (с учетом современной социально-экономической ситуации в стране);
  • создание условий для освоения социального опыта, самовыраже­ния, самопознания, трудового само­определения;
  • формирование у школьников устойчивой профессиональной ориентации;

Для реализации социальной адаптации школьников на уроках трудового обучения я выделила   следующие направления:

  • Урочная деятельность, способствующая готовности обучающихся к  производственному труду путем   формирования знаний, умений и навыков, направленных на социальную адаптацию школьников и включающая в себя три раздела:
  1. Сельскохозяйственный труд (5 – 9 классы)
  2. Швейное дело ( 4 – 9 классы)
  3. Подготовка младшего обслуживающего персонала ( 8 – 9 классы)

Внеурочная деятельность, как одна из форм работы, которая в значительной степени способствует как воспитанию положительных качеств личности обучающихся, так и применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне уроков,  данная форма работы включает в себя следующие виды:

  1. 1.     Внеклассные мероприятия (4 – 9 классы)
  2. 2.     Кружковая работа (4 – 9 классы)

Сельскохозяйственный труд – имеет практическую направленность.На занятиях по растениеводству  учащиеся знакомятся с основами овощеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания овощных культур и  рассады  в теплице, с основами цветоводства и оформлением цветника. Важную роль в данном виде деятельности играет коллективная форма работы, которая способствует формированию  коммуникативной компетенции  учащихся, а также формированию доб­рожелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, учит подчиняться требованиям коллектива. В про­цессе формирования коллективных отношений  создаются благо­приятные возможности для воспитания и коррекции  обучающихся социально-трудовых качеств, необходимых  в самостоятельной жизни.

Уроки по сельскохозяйственному труду способствуют социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный  потенциал, но и положительно влияет на личностные качества.

Швейное дело. 

В программу включено изучение  технологии пошива легкой одежды, свойств тканей, устройства швейных машин.  Учащиеся осваивают приемы изготовления изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяю обучению планирования процесса пошива, самоанализу действий и их результативности.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися скоростными приемами работы на швейной машине. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей.           Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую моторику.  Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, которое благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Подготовка младшего обслуживающего персонала.

Занятия по данному разделу программы направлены на коррекцию личности школьников, которая предусматривает  практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду, формируя у них знания, умения и навыки по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства.  Девочки знакомятся, с правами и обязанностями рабочих на производстве, с понятиями: трудовой договор, охрана труда, трудовая дисциплина, с порядком приема на работу. Развивая  у учащихся интерес к миру профессий,  особое внимание уделяю   развитию навыков сотрудничества, соответствию возможностей работника требованиям профессии.

В каждый раздел данной  программы стараюсь включать  учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволяет учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяю  изготовлению изделий,  имеющих практическое применение в школе и быту.

Внеклассные мероприятия по трудовому обучению  способствуют созданию  условий для развития  познавательной активности  каждого обучающегося с нарушением интеллекта.

Такие мероприятияспособствуют развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, воспитанию коммуникативных качеств и творческой активности, расширению и углублению знаний по предмету.

 

Кружковая работа.  В творческой деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и  способности и это доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире.

На занятиях кружка девочки выполняют, как индивидуальные творческие  работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом       особенностей  и  возможностей каждой ученицы. Такая форма обучения позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, способствует повышению  мотивации к творческой деятельности.

С целью повышения уровня познавательной активности у обучающихся, формированию стойкой положительной мотивации к труду и развитию способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности,  в своей работе применяю  следующие формы и методы обучения:

  • использование наглядных средств, т. к. у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-образное мышление;
  • сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей;
  • использование коллективных форм организации труда, чаще всего такую форму использую во время сельскохозяйственных работ;
  • игры – соревнования играют существенную роль в социальной адаптации школьников. Такая форма побуждает детей к состязательности в труде и в то же время развивает отношения сотрудничества, взаимопомощи и коллективизма;
  • задания занимательного характера: сканворды, анаграммы, ребусы, задания на соответствие, сравнение способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает работоспособность.

Вывод: Данная система профессиональной подготовки учащихся мною апробирована и ее эффективность подтверждается положительной результативностью: мои ученицы успешно проходят итоговую аттестацию по трудовому обучению, многие по окончанию школы поступают в ПУ по специальности швея – мотористка и имеют положительные отзывы из трудовых коллективов, в которых трудоустроены.

Конечно, существуют проблемы связанные с трудоустройством многих наших выпускников в виду отсутствия рабочих мест в нашем городе.

Литература.

1.Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1988.

2.Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М.: Просвещение, 1992

3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учит. и студ. дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой.М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение,1965.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред.В.В. Воронковой. М.: Владос, 2011.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010