Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект открытого классного часа. Тема: « Сохраним первоцветы!»

Автор:
Новикова Людмила Александровна

Аннотация:

Конспект открытого классного часа.

                                                   Тема: « Сохраним первоцветы!»

       Открытое классное мероприятие  было разработано  и проведено учителем начальных классов ГБОУ СКОШ VIII вида № 567 ЮАО г. Москвы Новиковой Людмилой Александровной. Классный час был проведен в рамках  ежегодной акции Городской экологической программы «Москва - мой город-сад», что обусловило форму проведения этого мероприятия. В работе принимали участие не только ученики 3«А» класса в количестве 12 человек, но и их родители, педагоги школы. Поскольку классный час проводился в школьном дворе, то круг пассивных участников акции расширился за счёт учеников других классов, родителей детей начальных классов, а также посторонних прохожих людей. Во дворе были вывешены плакаты, листовки, наглядный материал, на асфальте перед окнами классных аудиторий был размещён кроссворд, посвящённый данной теме. 

Возраст активных  участников акции -10-12 лет. Состав детей неоднородный –  дети-инвалиды, есть учащиеся со сложной структурой дефекта. Коллектив детей второй год работает по проекту «Я садовником родился». Ребята  в классе выращивают из семян рассаду цветущих   растений, которые затем высаживают на территорию пришкольного участка.

Основными целями проведённого мероприятия  были формирование основ экологических знаний, воспитание   нравственных чувств, продолжение работы по социализации детей с ОВЗ.

В ходе работы  был решён ряд задач, сопутствующих данной поставленной цели: 1)Образовательная - уточнить знания учащихся о жизни растений, познакомить с раннецветущими растениями, особенностями их жизнедеятельности, рассказать о мероприятии общественной значимости, проводимом в Москве.

2)Коррекционная – развитие аналитико – синтетической функции мышления, развитие способности наблюдать за явлениями окружающего мира, проведение работы по обогащению активного словаря детей, развитию речи, восприятия,  эмоциональных чувств.

3) Воспитательная – формирование у детей активной природоохранительной социальной позиции, воспитание чувства любви к природе, формирование навыка бережного отношения к растениям.

4) Здоровьесберегающая- создание благоприятного психологического климата во время проведения мероприятия, предупреждение переутомления детей, предупреждение травм.

Проведению открытого классного часа предшествовала большая подготовительная работа с детьми и родителями:

1. Учащиеся  нарисовали плакат «Защитим первоцветы».

2. Изготовили листовки-памятки о необходимости охранять первоцветы. Эти листовки раздали учащимся разных классов, а также прикрепили на доски объявлений возле подъездов домов и другие места общественного пользования. Работа проводилась при активной  поддержке родителей детей.

3. На участке  пришкольной территории, закреплённом за классом, заранее высадили садовые первоцветы – крокусы, нарциссы, тюльпаны. Уход за растениями осуществляли дети с помощью классного руководителя и родителей по установленному графику дежурств.

4.В рамках классного часа  ученики заполнили кроссворд с названиями первых цветов, начерченный на асфальте перед окнами классных аудиторий.

5. Дети выучили стихотворения и загадки о первоцветах (природоохранительного содержания), рассказали их собравшимся зрителям.

6. Провели игру – соревнование   «Я садовником родился» по узнаванию и называнию садовых первоцветов.

7. В завершении классного часа дети выпустили  воздушные шары с прикреплёнными   памятными флажками «Сохраним первоцветы» с указанием номера школы, класса, имени ребёнка.

Проведённое открытое мероприятие имело большое развивающее и воспитательное значение. Дети прочно усвоили названия первых весенних цветов, научились  практически ухаживать за садовыми растениями, поняли простые  биологические закономерности. Но главным результатом можно считать формирование у детей активной природоохранительной социальной позиции, что неоднократно подтверждали участвовавшие в акции родители детей .

 Методический материал прилагается (конспект открытого классного часа).

Учитель начальных классов ГБОУ СКОШ №567   Новикова Л.А.  Москва , апрель 2014.

 

 

2014-05-22

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль: Методическая копилка

 

Статья:

Этапы занятия

Содержание занятия, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапа

I. Организационный момент

1. Учитель выводит учащихся во двор школы, сообщает, что занятие будет проводиться не в классе, а на улице, рассаживает их на скамью.

2. Установочная беседа учителя «Подари улыбку»:

«Это занятие будет необычным! Мы проводим его не в классе, как обычно, а на улице. У нас много гостей и среди них - ваши родители. Мне хотелось бы, чтобы оно  подарило всем нам радость весеннего настроения! А радость всегда сопровождается улыбкой. Так подарим друг другу искреннюю улыбку и радостное весеннее  настроение! »

 

 

 

Дети  улыбаются друг другу, всем присутствующим, приветствуют родителей.

Установка на работу.

 

 

Создание положительного эмоционального настроя на работу.

 

 

II.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Беседа с учащимися.                      

«Весна – прекрасное время года! Вы любите весну? Давайте немного поговорим об этом времени года, вспомним всё, что знаем».

Учитель задаёт вопросы учащимся:

-Скажите радостно, какое время года наступило.

-А название месяца вы помните?  Кто знает названия всех месяцев весны?

-Что изменяется в природе с наступлением весны?

-Как изменяется высота Солнца над горизонтом?

-Что происходит с температурой воздуха?

-Как изменяется продолжительность дня и ночи?

 

- Какие признаки наступившей весны вы ещё заметили?

 

 

 

2. Чтение стихотворения . « Мы учили с вами стихотворения про весну. Помните  их? Я прошу прочитать стихотворение очень выразительно и красиво!

С чего это всюду            
Такое веселье.
Такое -
С зари до зари
Торжество?
А всё от  того,
Что, как прежде, красна
Пришла, прилетела, вернулась... весна!

Учитель: «Месяц апрель - это середина весны, месяц последнего снега и первых цветов».

 Дети слушают учителя , отвечают на вопросы.

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

Наступила весна !

Месяц апрель.

Март, апрель, май.

Солнце поднимается выше, греет лучше, небо становится ярко – синим. Дни становятся  длиннее, а ночи короче. Повышается температура воздуха.

Дни стали  длинными, а ночи короткими.

Прилетели грачи, скворцы, ласточки и другие перелётные птицы. На деревьях появляются первые почки,  зеленеет трава, появляются первые цветы.

Дети читают стихотворение-  5 человек.

Активизация познавательных интересов учащихся.

 

 

 

Развитие произвольного внимания.

Развитие коммуникативной функции речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие произвольной памяти, речи

 

 

Формирование техники выразительного чтения

III.Основная часть

1. Сообщение темы.

 

Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с опорой на иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа - разгадывание кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

1.Беседа :«Весна замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весной происходят настоящие чудеса! И эти чудеса – повсюду!

-Вернулись птицы из далёких стран.Это Чудо?

-Появились почки на деревьях. А это можно назвать Чудом?

 

 

- Но какое самое главное  весеннее чудо ?

 

- Почему появление первых  цветов можно назвать чудом?

 

 

 

2.Составление слова, обозначающего тему занятия.  «Не только цветы эти  удивительные, но и слово, которым называют первые цветы, образуется очень интересно!»

 

 Как из двух слов сделать одно?

ПЕРВ(ЫЕ)     +    ЦВЕТЫ = ПЕРВОЦВЕТЫ

 

 

3. Беседа: «Ребята, как называются цветы, которые появляются рано весной?. Сегодня мы будем говорить о них. Сейчас в нашем городе проходит акция «Первоцветы-2014». В школах разных городов  дети и взрослые проводят такие же мероприятия, как и у нас с вами.  И это не случайно.

19 апреля  - всемирный день первоцветов!

-Как вы думаете, почему появился такой день?                        

 

 

 

 

«Да, к сожалению, многие виды первоцветов занесены в эту тревожную книгу. Этот день появился для того, чтобы привлечь внимание всех людей к защите природы, цветов. Мы с вами  много говорили о весенних  цветах, вы  много знаете. Давайте вспомним некоторые из них».

4.Учитель демонстрирует фотографии из фотоальбома-подснежник, крокус, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка,  пролеска,  фиалка, ландыш».

 

-Учитель: «Как много цветов! И все они разные по виду!»

-Чем они отличаются?

 

-Как вы думаете, что общего есть у всех этих растений?

 

 

Учитель: «Все первоцветы – это  растения, которые очень любят солнечный свет .Они появляются ещё до того , как на деревьях распустятся листья и лучи солнца легко достают до земли, до первых цветов.

-Поднимите голову и посмотрите вверх.  Хорошо видно небо, солнце?

 -Почему?

«Первоцветы  вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне».

5. Практическая работа.

Учитель: « Сейчас время самого активного цветения первых цветов. Во всём мире первоцветов насчитывают около тысячи видов. Конечно, запомнить все невозможно, но некоторые самые распространённые виды этих цветов вы должны знать, уметь их различать и называть. Будьте внимательны, нам предстоит разгадать кроссворд. Помогать вам будут ваши родители».

-Разгадывание кроссворда: (на асфальте)

Чт  Чтение загадки учителем:

..   -Первым вылез из землицы

       На проталинку.                     

       Он мороза не боится,

        Хоть и маленький.

-О    О каком цветке идёт речь?

 

                      

 

-Это прозвище недаром у красивого цветка:

      Капля сочного нектара и душиста,

И   И сладка                                                              

       От простуды излечится  нам поможет …..     

-Какого цвета цветы в соцветии? Почему?

-Когда он отцветает

Непременно улетает!

Только дунь на сарафанчик-

Улетает…..                               

 

-Цветёт он раннею порой

 Его найдёшь в тени лесной.

       На стебельке, как бусы в ряд.

        Цветы душистые висят.                                

 

На подстилочке лесной

 В конце марта под сосной

Бу  Будто бы заплатка

Ра   Расцвела ………….

 

 

 

6. Чтение стихотворения учащимися   

           Хохлатки, медуницы

Ве             Весной в лесу цветут.

                  И звёздочки кислицы

                  Белеют там и тут.                          

 

                  И маленький подснежник –

                  Весны сынок родной,

                  Доверчиво и нежно

                  Глядит на нас с тобой.

7. Беседа с учащимися

-Ребята, а вы видели эти цветы в лесу?

-Почему, как вы думаете?

 

 

Учитель: «Да, верно, многие цветы, о которых мы сегодня говорили, занесены в Красную книгу».

-Кто знает, что это за книга?  (Учитель демонстрирует Красную Книгу РФ). Мы с вами уже рассматривали эту книгу, читали её.

 

 

«С каждым годом на Земле  становится всё меньше и меньше растений. Как же быть? Ведь, гуляя по лесу, так хочется сорвать цветок и принести его домой».

 

 

-«Верно,не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго! Давайте прочитаем стихотворение  и напомним всем нашим гостям одно важное правило» .

 

8. Чтение стихотворения

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все – и я, и ты.               

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны

 Ине будет красоты!

 Дерево, цветок и птица

Не умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

 

«Значит, первое правило охраны цветов…какое?»

1.Не надо рвать цветы.

 

 

«Следующее  правило охраны  гласит»:

2.Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

-Как это можно сделать?

 

 

«Да , верно ,можно оформить плакаты. а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди вспомнили эти правила. Мы с вами нарисовали такой плакат - памятку для всех учеников нашей школы, заготовили листовки – памятки. Вы с вашими родителями прикрепите эти листовки на подъездах  своих домов. Это будет ваше домашнее задание.

«Ещё одно правило охраны первоцветов гласит»:

3.Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними.

 

1.Дидактическая игра.

-« Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу и любовь к природе. Вы только учитесь понимать природу, и поэтому очень важно уметь  ухаживать за растениями.  Мы с вами у себя на клумбе тоже выращиваем первоцветы, только они не лесные, а …..

Сейчас мы поиграем в игру  «Я садовником родился».

 

 

Учитель ставит на участке таблички с названиями цветов:

«НАРЦИСС»   «ТЮЛЬПАН»  «КРОКУС».

 Перед учащимися стоит ваза с макетами цветов – тюльпана, крокуса, нарцисса.

« Наши цветы ещё маленькие, зацветут они чуть позже. Давайте представим, какой будет наша клумба , когда они расцветут».

Дети должны  «посадить»  цветы в нужном месте , воткнув изображение цветка рядом с табличкой - названием .

 

 

2. Практическая работа - уход за всходами цветов - окапывание растений.

3. Чтение стихотворения:

Я должен над цветами наклониться - не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

Учитель: «Я надеюсь, что это наше занятие не оставит вас равнодушными, сделает всех немного добрее и внимательнее ко всему, что нас окружает. Мне очень хочется, чтобы вы стали настоящими друзьями природы».

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя

 

 

«Появление первых весенних цветов».

« Появляются , когда ещё лежит снег, холодно, т.е. появляются из под снега».

 

 

 

 

 

На асфальте  карточки

– «кирпичики» слов. Ученики составляют слово. Дети читают хором  получившееся слово.

 

« Они называются первоцветы».

 

 

 

Дети отвечают, что эти цветы очень красивые, первые, после долгой зимы они особенно радуют людей своей простой красотой. А ещё потому, что многие из них исчезают и занесены в Красную книгу.

 

 

 

 

Ученики рассматривают фотографии , называют знакомые цветы.

 

Ответы детей:

- Они разные по размеру, форме цветка, по цвету.

Эти цветы появляются  раньше, чем распустятся листья на деревьях».

 

Учащиеся слушают уточняющий рассказ учителя.

 

 

 

Дети отвечают, что хорошо видят небо потому, на деревьях нет листьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку, называют цветок - подснежник, вписывают буквы в клетки таблицы, опираясь на фотографии с подписями.  Родители помогают.

 

 

 

Дети отвечают:

медуница

Вписывают буквы вместе с родителями в клетки кроссворда, отвечают на вопрос.   

                   

Ответы детей :

Одуванчик

Заполнение клеток кроссворда (помощь родителей)

 

Ответы учащихся:

Ландыш, заполнение клеток кроссворда

 

 

Дети отвечают :

Хохлатка

 Заполнение клеток кроссворда с родителями.

 

 

Стихотворение читают 2 ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: « Не видели».

Варианты ответов детей:

Они занесены в Красную книгу, люди уничтожили многие виды.

 

 

Ответы детей: «Книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов растений, животных

 

 

Ответы детей:  «Цветы рвать нельзя!»

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение читает группа учащихся из 5 человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют первое правило охраны первоцветов( читают памятку №1 , размещённую на лепестках макета цветка)

Дети читают памятку №2.

 

Варианты ответов детей:

«Можно нарисовать плакаты, памятные листовки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают памятку №3.

 

 

 

 

 

Дети отвечают:

садовые.

Дети под руководством классного руководителя

 подходят к клумбе , рассматривают появившиеся всходы цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  ставят макеты цветов рядом с  табличками, стараясь передвигаться по клумбе осторожно, чтобы не наступить на цветочные  всходы.

Дети совместно с родителями окапывают землю вокруг живых растений.

 

Выразительное чтение четверостишия учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи

 

 

Развитие коммуникативной функции речи

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие интереса к русскому языку

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативной функции речи, аналитико-синтетической функции мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания, памяти

 

 

 

Развитие мыслительных процессов анализа  и синтеза

 

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания , памяти

 

 

 

 

 

Развитие мышления, памяти.

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие абстрактного мышления, внимания . памяти

 

 

Развитие пространственных представлений, мелкой моторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие аналитико- синтетической функции мышления

 

 

 

Развитие речи обогащение словаря

 

 

 

 

 

 

Развитие слухового восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыка выразительного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативной функции речи, основ экологических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативной функции речи, развитие чувства ответственности и любви к природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора, закрепление умения  наблюдать за явлениями окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Развитие трудовых навыков

 

 

Развитие навыка выразительного чтения, психоэмоциональной устойчивости.

 

 

 

V. Рефлексия

 «А сейчас вам предстоит выполнить последнее задание.  Мы все вместе выпустим воздушные шары с листовками. Эти листовки разлетятся по всему нашему городу. Люди найдут их , прочитают ваше напоминание про охрану первоцветов.

1. Детям предлагается выбрать ещё одну маленькую листовку, привязать её к воздушному шарику и после этого выпустить воздушный шар.

-Листовка в форме цветка розового  цвета - ребёнок запомнил  все правила и готов быть другом природы.

-Цветок жёлтого цвета – ребёнок не все правила запомнил, но постарается помогать охранять цветы.

Цветок синего цвета - ученик отказывается  охранять первоцветы, будет рвать цветы в лесу, топтать их на клумбе. «Я надеюсь, что среди вас таких детей не будет!»

 

2. Запуск шаров.

 

Учащиеся вместе с взрослыми выбирают символ нужного цвета, закрепляют на нити шарика, затем строятся в круг  и по команде выпускают шары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010