Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Творческий проект «Умные сказки»

Автор:
Буркацкая Татьяна Афанасьевна

Аннотация:

Творческий проект «Умные сказки»

Буркацкая Татьяна Афанасьевна, воспитатель МКДОУ № 66 «Аистенок», г. Железногорск

 

 

  Творческий проект «Умные сказки» является частью единой коррекционно развивающей технологии оказания специальной педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида.

В статье представлен практический опыт работы воспитателя дошкольного учреждения. Данная работа посвящена одной из важнейших проблем специальной педагогики  –   развитию психических функций дошкольников  (восприятия, внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи). Работа над проектом продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера. Представлена чёткая структура изложения материала: цель и задачи, этапы и методы работы,  достигнутые результаты. Материалы адресованы воспитателям детских садов компенсирующего и комбинированного вида, дефектологам, заинтересованным родителям.

 

                                                                                              Автор-составитель: Т.А. Буркацкая  

 

 

Статья:

Название работы: творческий проект «Умные сказки»

Подготовила: Буркацкая Т.А.

Код автора № SC-3635

 

 В нашем детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, № 655 Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года)  и в соответствии с  примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. [3]

 Обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяю цель творческого проекта  – овладение способами взаимодействия с окружающими людьми, всестороннее развитие психических качеств и формирование основ культуры личности, через творческую деятельность.

 Задачи:

1.  Формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в играх,

     драматизациях, позволяющих приобщаться к общепринятым нормам и правилам

     взаимоотношений.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи детей.

3.   Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,

        побуждение к эмоциональному отклику на литературные произведения.

Для решения поставленных задач использовались следующие формы работы с детьми:

организованная образовательная деятельность (дидактические игры, просмотр  и обсуждение мультфильмов «Репка», «Три медведя», чтение и обсуждение этих сказок, изготовление атрибутов к сказкам, оформление выставок, инсценирование и драматизация, продуктивная деятельность, смотры и конкурсы);

- самостоятельная деятельность детей (развивающие настольно-печатные игры, предполагающие общение со сверстниками; игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, дидактические игры, предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации);

-   взаимодействие с семьями детей (информирование родителей о ходе образовательного процесса, совместная деятельность).

 Проект «Умные сказки» опирается на современные технологии:

- «Формирование нравственного здоровья дошкольника»;

- игровые технологии «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников» В. Дмитриевой, «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненковой, «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой;

- «Установление доверительно – деловых контактов с семьями воспитанников»;

- технология «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».

 

Актуальность

 

 На сегодняшний день в педагогической практике коррекционно-ориентированного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития существует явное противоречие между имеющимися у дошкольников знаниями в познавательно-речевом развитии и запросами родителей на уровень развития данного направления. 

 Разработка проекта вызвана необходимостью повысить эффективность в развитии познавательных и речевых способностей, психических качеств детей и привлечь в организованную деятельность семьи воспитанников, специалистов детского сада.

 У детей с задержкой психического развития наблюдается незрелость  эмоциональной сферы

и эстетических чувств, а применение проектной деятельности позволяет получить положительные результаты в формировании эмоциональности, и развитии художественного вкуса.

Творческий проект продиктован необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера.

 

Инновации

 

  Проект «Умные сказки» является частью единой коррекционно развивающей технологии оказания специальной психолого-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада комбинированного вида.

Организованная деятельность осуществляется в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребёнка. В этой связи важно вспомнить слова Л.В. Занкова: «Развиваются не восприятие, память, внимание и др., а ребёнок, и определённое построение обучения направлено на ребёнка, а не на отдельные его психические процессы».[2]

  Творческий проект опирается на принцип интеграции образовательных областей -      «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество». Такой подход не только стимулирует взаимодействие с окружающими людьми, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Отличительной особенностью проекта «Умные сказки» является систематизированный набор дидактических и развивающих игр с героями сказки «Репка», «Три медведя».

 

Последовательность работы над проектом

 

 На 1 этапе при знакомстве с содержанием сказки используются следующие формы работы:

просмотр  мультфильмов «Репка», «Три медведя», чтение  этих сказок, рассказывание с использованием настольного театра или фланелеграф, рассматривание репродукций картин, иллюстраций. Роль родителей всегда велика, поэтому привлекаем их к чтению сказок в домашних условиях.  <Рисунок 1>

 На 2 этапе проводится беседа по содержанию сказки. Для этого составлены «вопросники», помогающие детям вспомнить содержание сказки. <Рисунок 2>

 На 3 этапе формулируются  вопросы поискового и аналитического характера - «зачем?»,

«почему?» для развития мыслительной деятельности, процессов анализа, синтеза. <Рисунок 3>  

В «Вопросниках» содержится примерный перечень вопросов, который можно менять (сокращать, дополнять) в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от уровня их подготовленности.

На 4 этапе формируются умения самостоятельно (или при помощи взрослого) передавать  

содержание сказки для этого необходимым условием будет

- создание игровой мотивации; <Рисунок 4>

- создание мотивация общения в условиях помощи взрослому.

Создание игровой мотивации:

  1. Вы рассказываете, что у игрового персонажа - куклы, зайца или мишки …, что то случилось (заблудился, потерялся или, наоборот, предстоит радостное событие), поэтому крайне необходимо ему помочь. В нашей группе очень добрые и умелые дети, которые наверняка помогут.
  2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать помощь, и дожидаетесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.                                                                                                                                                 
  3. Вы предлагаете детям рассказать сказку медвежонку (зайчику, кукле …).
  4. Самостоятельное рассказывание сказки (отрывка из сказки).
  5. Игрушки используются  для оценки умений и навыков детей в рассказывании сказки от лица персонажей.
  6. По окончании необходимо, чтобы дети поиграли с игрушкой, которой они оказали помощь.

Мотивация общения в условиях помощи взрослому:

В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с педагогом, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребёнок может совершить вместе с вами.

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.
  2. Таким образом, создаются условия для самостоятельного рассказывания сказки.

На 5 этапе работы со сказкой используется необычный вид деятельности, он называется эмоциональное проживание сказки. На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

   - учить понимать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать героям сказки и откликаться на эмоциональное состояние окружающих.

   - развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

   - корректировать эмоционально-волевую сферу детей.

  На этапе эмоционального проживания сказки детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение медведей из сказки «Три медведя» - сердитое, удивлённое, радостное. Изобразите настроение Машеньки  - испуганное, весёлое. Или изобразите на лице настроение деда из сказки «Репка»  в начале сказки (удивлённый, уставший, сердитый), а в конце сказки дед радостный, весёлый, благодарный. <Рисунок 5>

На 6 этапе работы со сказкой «Дидактические  и развивающие игры и упражнения».

Все дидактические игры и упражнения систематизированы и сгруппированы в определённом порядке, на развитие той или иной психической функции. <Рисунок 6>

Игры на развитие внимания  - «Найди, чего не хватает?», «Найди фрагмент сказки», «Найди всех животных», «Медвежьи шахматы».

Игры и упражнения на развитие речи детей – «Назови одним словом», «Учимся рассказывать», «Кто первый, кто последний», «Кто помог вытащить репку?». [1]

Игры и упражнения на развитие мышления - «Назови одежду для мальчика, для девочки», «Найди дорожку для Маши» - эта игра помогает развивать пространственные навыки, «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» - развивает логическое мышление, «Покажи самую большую репку» - формируются навыки сравнения предметов по размеру.

На 7 этапе – изготовление поделок, рисунков (самостоятельное или вместе с родителями) и

оформление выставки. <Рисунок 7>

На 8 этапе – итогом организованной образовательной деятельности становится драматизация сказок «Репка», «Три медведя». <Рисунок 8>

Дети самостоятельно выбирали роли, заучивали диалоги, учились выразительности и эмоциональности в исполнении. Использовался основной приём - показ взрослым образца

выразительной речи и движений, и приём подражания образцу. 

В осуществлении этих видов деятельности, на всех этапах работы должны помогать родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, атрибутов,  в заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика.

Необходимо объяснять родителям ценность диалогического общения с детьми, обмена информацией и эмоциями.

 

Результаты

 

Результатом проекта «Умные сказки» является блистательное, эмоциональное выступление детей с задержкой психического развития на традиционном фестивале д/сада «Сказочный калейдоскоп» с драматизацией русских народных сказок «Репка» в 2012 г., «Три медведя» в 2013 г.

- Дети научились правильно, выразительно, эмоционально проговаривать текст своей роли.

- Развитие коммуникативных способностей детей ярко проявились в совместных  дидактических играх, в имитационных играх, в самостоятельном инсценировании отрывков сказок. 

- Обогатился словарь детей. Они узнали новые народные пословицы и поговорки о добрых делах и поступках людей, и научились  выразительно их проговаривать.

- Дети научились выполнять правила поведения во время выступления перед зрителями, оказывать друг другу помощь в рассказывании сказки.

- сформировались умения понимать и эмоционально откликаться на поступки героев сказок.

- В сказке дети научились играть на музыкальных инструментах (бубен, музыкальный треугольник, свистульки) и составили дружный оркестр. Выступление детей сопровождалось весёлым смехом и громкими аплодисментами зрителей.

- Силами родителей и воспитателей создан альбом фотографий, в котором отражена совместная работа.

 Данный опыт работы по проекту «Умные сказки» был обобщён и представлен

- на краевой научно-практической конференции педагогов дошкольного образования – 2012 г;

- на городском методическом объединении учителей логопедов и дефектологов

 г. Железногорска  –  2012 г.

 Работа получила положительные отзывы от коллег по работе.

  

Использованная литература:

 

  1. Жукова О.С.  «Сказочное лукошко»: сборник игр. – М.: АСТ; СПб.:  Астрель, 2010. – 224 с.
  2. Занков Л.В. «Развитие психических процессов детей с задержкой психического развития». – М.: Айрис-пресс, 2008. – 206 с.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010