Автор:
Буркацкая Татьяна Афанасьевна
Творческий проект «Умные сказки»
Буркацкая Татьяна Афанасьевна, воспитатель МКДОУ № 66 «Аистенок», г. Железногорск
Творческий проект «Умные сказки» является частью единой коррекционно развивающей технологии оказания специальной педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида.
В статье представлен практический опыт работы воспитателя дошкольного учреждения. Данная работа посвящена одной из важнейших проблем специальной педагогики – развитию психических функций дошкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи). Работа над проектом продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера. Представлена чёткая структура изложения материала: цель и задачи, этапы и методы работы, достигнутые результаты. Материалы адресованы воспитателям детских садов компенсирующего и комбинированного вида, дефектологам, заинтересованным родителям.
Автор-составитель: Т.А. Буркацкая
Статья:
Название работы: творческий проект «Умные сказки»
Подготовила: Буркацкая Т.А.
Код автора № SC-3635
В нашем детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, № 655 Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года) и в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. [3]
Обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяю цель творческого проекта – овладение способами взаимодействия с окружающими людьми, всестороннее развитие психических качеств и формирование основ культуры личности, через творческую деятельность.
Задачи:
1. Формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в играх,
драматизациях, позволяющих приобщаться к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений.
- Развитие внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи детей.
3. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,
побуждение к эмоциональному отклику на литературные произведения.
Для решения поставленных задач использовались следующие формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность (дидактические игры, просмотр и обсуждение мультфильмов «Репка», «Три медведя», чтение и обсуждение этих сказок, изготовление атрибутов к сказкам, оформление выставок, инсценирование и драматизация, продуктивная деятельность, смотры и конкурсы);
- самостоятельная деятельность детей (развивающие настольно-печатные игры, предполагающие общение со сверстниками; игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, дидактические игры, предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации);
- взаимодействие с семьями детей (информирование родителей о ходе образовательного процесса, совместная деятельность).
Проект «Умные сказки» опирается на современные технологии:
- «Формирование нравственного здоровья дошкольника»;
- игровые технологии «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников» В. Дмитриевой, «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненковой, «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой;
- «Установление доверительно – деловых контактов с семьями воспитанников»;
- технология «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».
Актуальность
На сегодняшний день в педагогической практике коррекционно-ориентированного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития существует явное противоречие между имеющимися у дошкольников знаниями в познавательно-речевом развитии и запросами родителей на уровень развития данного направления.
Разработка проекта вызвана необходимостью повысить эффективность в развитии познавательных и речевых способностей, психических качеств детей и привлечь в организованную деятельность семьи воспитанников, специалистов детского сада.
У детей с задержкой психического развития наблюдается незрелость эмоциональной сферы
и эстетических чувств, а применение проектной деятельности позволяет получить положительные результаты в формировании эмоциональности, и развитии художественного вкуса.
Творческий проект продиктован необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера.
Инновации
Проект «Умные сказки» является частью единой коррекционно развивающей технологии оказания специальной психолого-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада комбинированного вида.
Организованная деятельность осуществляется в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребёнка. В этой связи важно вспомнить слова Л.В. Занкова: «Развиваются не восприятие, память, внимание и др., а ребёнок, и определённое построение обучения направлено на ребёнка, а не на отдельные его психические процессы».[2]
Творческий проект опирается на принцип интеграции образовательных областей - «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество». Такой подход не только стимулирует взаимодействие с окружающими людьми, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Отличительной особенностью проекта «Умные сказки» является систематизированный набор дидактических и развивающих игр с героями сказки «Репка», «Три медведя».
Последовательность работы над проектом
На 1 этапе при знакомстве с содержанием сказки используются следующие формы работы:
просмотр мультфильмов «Репка», «Три медведя», чтение этих сказок, рассказывание с использованием настольного театра или фланелеграф, рассматривание репродукций картин, иллюстраций. Роль родителей всегда велика, поэтому привлекаем их к чтению сказок в домашних условиях. <Рисунок 1>
На 2 этапе проводится беседа по содержанию сказки. Для этого составлены «вопросники», помогающие детям вспомнить содержание сказки. <Рисунок 2>
На 3 этапе формулируются вопросы поискового и аналитического характера - «зачем?»,
«почему?» для развития мыслительной деятельности, процессов анализа, синтеза. <Рисунок 3>
В «Вопросниках» содержится примерный перечень вопросов, который можно менять (сокращать, дополнять) в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от уровня их подготовленности.
На 4 этапе формируются умения самостоятельно (или при помощи взрослого) передавать
содержание сказки для этого необходимым условием будет
- создание игровой мотивации; <Рисунок 4>
- создание мотивация общения в условиях помощи взрослому.
Создание игровой мотивации:
- Вы рассказываете, что у игрового персонажа - куклы, зайца или мишки …, что то случилось (заблудился, потерялся или, наоборот, предстоит радостное событие), поэтому крайне необходимо ему помочь. В нашей группе очень добрые и умелые дети, которые наверняка помогут.
- Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать помощь, и дожидаетесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
- Вы предлагаете детям рассказать сказку медвежонку (зайчику, кукле …).
- Самостоятельное рассказывание сказки (отрывка из сказки).
- Игрушки используются для оценки умений и навыков детей в рассказывании сказки от лица персонажей.
- По окончании необходимо, чтобы дети поиграли с игрушкой, которой они оказали помощь.
Мотивация общения в условиях помощи взрослому:
В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с педагогом, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребёнок может совершить вместе с вами.
- Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.
- Таким образом, создаются условия для самостоятельного рассказывания сказки.
На 5 этапе работы со сказкой используется необычный вид деятельности, он называется эмоциональное проживание сказки. На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- учить понимать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать героям сказки и откликаться на эмоциональное состояние окружающих.
- развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
- корректировать эмоционально-волевую сферу детей.
На этапе эмоционального проживания сказки детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение медведей из сказки «Три медведя» - сердитое, удивлённое, радостное. Изобразите настроение Машеньки - испуганное, весёлое. Или изобразите на лице настроение деда из сказки «Репка» в начале сказки (удивлённый, уставший, сердитый), а в конце сказки дед радостный, весёлый, благодарный. <Рисунок 5>
На 6 этапе работы со сказкой «Дидактические и развивающие игры и упражнения».
Все дидактические игры и упражнения систематизированы и сгруппированы в определённом порядке, на развитие той или иной психической функции. <Рисунок 6>
Игры на развитие внимания - «Найди, чего не хватает?», «Найди фрагмент сказки», «Найди всех животных», «Медвежьи шахматы».
Игры и упражнения на развитие речи детей – «Назови одним словом», «Учимся рассказывать», «Кто первый, кто последний», «Кто помог вытащить репку?». [1]
Игры и упражнения на развитие мышления - «Назови одежду для мальчика, для девочки», «Найди дорожку для Маши» - эта игра помогает развивать пространственные навыки, «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» - развивает логическое мышление, «Покажи самую большую репку» - формируются навыки сравнения предметов по размеру.
На 7 этапе – изготовление поделок, рисунков (самостоятельное или вместе с родителями) и
оформление выставки. <Рисунок 7>
На 8 этапе – итогом организованной образовательной деятельности становится драматизация сказок «Репка», «Три медведя». <Рисунок 8>
Дети самостоятельно выбирали роли, заучивали диалоги, учились выразительности и эмоциональности в исполнении. Использовался основной приём - показ взрослым образца
выразительной речи и движений, и приём подражания образцу.
В осуществлении этих видов деятельности, на всех этапах работы должны помогать родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, атрибутов, в заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика.
Необходимо объяснять родителям ценность диалогического общения с детьми, обмена информацией и эмоциями.
Результаты
Результатом проекта «Умные сказки» является блистательное, эмоциональное выступление детей с задержкой психического развития на традиционном фестивале д/сада «Сказочный калейдоскоп» с драматизацией русских народных сказок «Репка» в 2012 г., «Три медведя» в 2013 г.
- Дети научились правильно, выразительно, эмоционально проговаривать текст своей роли.
- Развитие коммуникативных способностей детей ярко проявились в совместных дидактических играх, в имитационных играх, в самостоятельном инсценировании отрывков сказок.
- Обогатился словарь детей. Они узнали новые народные пословицы и поговорки о добрых делах и поступках людей, и научились выразительно их проговаривать.
- Дети научились выполнять правила поведения во время выступления перед зрителями, оказывать друг другу помощь в рассказывании сказки.
- сформировались умения понимать и эмоционально откликаться на поступки героев сказок.
- В сказке дети научились играть на музыкальных инструментах (бубен, музыкальный треугольник, свистульки) и составили дружный оркестр. Выступление детей сопровождалось весёлым смехом и громкими аплодисментами зрителей.
- Силами родителей и воспитателей создан альбом фотографий, в котором отражена совместная работа.
Данный опыт работы по проекту «Умные сказки» был обобщён и представлен
- на краевой научно-практической конференции педагогов дошкольного образования – 2012 г;
- на городском методическом объединении учителей логопедов и дефектологов
г. Железногорска – 2012 г.
Работа получила положительные отзывы от коллег по работе.
Использованная литература:
- Жукова О.С. «Сказочное лукошко»: сборник игр. – М.: АСТ; СПб.: Астрель, 2010. – 224 с.
- Занков Л.В. «Развитие психических процессов детей с задержкой психического развития». – М.: Айрис-пресс, 2008. – 206 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.