Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Арифметические действия в пределах 7

Автор:
Баймуканова Гюльнар Арифовна

Аннотация:

Данная работа представляет вариант интегрированного урока, когда закрепляются вычислительные навыки и воспитывается интерес к математике   на основе имеющихся у учащихся представлений об окружающем мире, о временах года, о разнообразии явлений природы. Это служит адаптации учащихся, помогает применять знания в реальных жизненных ситуациях. 

Статья:

 

Тема: арифметические действия в пределах 7.

 

Цель: совершенствовать приобретенные вычислительные навыки учащихся.

 

Задачи:

образовательные

- закреплять вычислительные навыки школьников;

- закреплять представления учащихся о временах года,

коррекционно-развивающие

         - развивать и корригировать логическое мышление при                     решении задач;

         - развивать и корригировать внимание и восприятие при работе с числовым рядом;

          -  развивать и корригировать образную память при работе с геометрическим материалом;

          - развивать и корригировать внимание и восприятие при прослушивании музыки и при просмотре фильма;

          -  развивать и корригировать речь;

воспитательные

- воспитывать интерес к математике на основе имеющихся представлений об окружающем мире: о разнообразии явлений природы;

-       формировать умение работать в коллективе;

здоровьесберегающие

-       планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-       следить за правильной посадкой детей;

-       способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

-       карточки с цифрами от 0 до 7;

-       индивидуальные наборы карточек с цифрами от 0 до 7;

-       задачи – стихи

-   материал для составления задачи: листья дуба и клена;

-   картинный  материал для решения примеров;

-   картинный материал для заданий на сравнение чисел;

-       геометрические фигуры для фронтальной работы;

-       геометрические фигуры для индивидуальной работы;

-    компьютер; магнитофон; телевизор.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи, решаемые в ходе работы

 

1.Организационный этап

 

Учитель обращается к ученикам: «Мы начинаем урок. Сегодня у нас много гостей, поэтому будем еще более внимательны и собранны.

Вспомним все дни недели,  назовем рабочие и выходные дни, определим  очередность и связь  дней недели со школьным расписанием.»

Учащиеся называют дни недели, их последовательность и связь с расписанием уроков.

Подготовить  учащихся к работе на уроке, мобилизовать их внимание

 

2. Введение в тему

 

Учитель: «Сегодня мы совершим  необычное математическое путешествие, где будем решать примеры и задачи, сравнивать числа, вспомним геометрические фигуры.

И отправимся мы с вами на  сказочном «числовом» поезде.

Да, вот только посмотрите, что случилось с нашим поездом?

Что нужно сделать?

 

 

Учащиеся внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся продолжают слушать учителя и отвечают на вопросы:

-Не пронумерованы некоторые вагоны.

-Нужно вставить пропущенные числа.

 

Активизировать познавательный интерес учащихся.

 

2.1.Устный счет

Учитель предлагает детям назвать пропущенное число и определить его место в числовом ряду.

 

Учитель определяет готовность поезда «к отправлению» и предлагает учащимся самим догадаться, куда будет совершено путешествие:

Учитель загадывает загадки:

 

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки превращаю,

Белю поля, леса,

А зовут меня…

 

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Жучков и бабочек бужу

И о зиме я не тужу.

Движения полна.

А зовут меня...

 

 

Учитель спрашивает:

-Что следует за весной?

-Что мы встречаем за летом?

 

Учитель просит обобщить понятия  «ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ».

Учитель объявляет о том, что класс «отправляется  в путешествие по временам года».

 

 

 

Учащиеся выходят к доске, выбирают нужное число, определяют его место в числовом ряду и нумеруют вагоны «числового» поезда.

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают

и отгадывают загадки:

 

 

-ЗИМА

 

 

 

 

 

 

- ВЕСНА

 

 

 

- ЛЕТО

- ОСЕНЬ

 

 

 

 

-ВРЕМЕНА ГОДА

 

Закреплять представление о месте чисел в числовом ряду

 

3. Закрепление

    изученного

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент

« Кабы не было зимы…» и определить время года, о котором поется в песне.

 

Дети слушают музыку и определяют, что поется о зиме.

 

1.Развивать внимание и слуховое восприятие.

2.Развивать и корригировать речь.

 

3.1 Беседа

 

Учитель проводит беседу, выявляющую имеющиеся у детей  представления о признаках зимы.

 

Учащиеся отвечают на вопросы и демонстрируют свои представления о приметах зимы.

 

 

3.Закреплять представления учащихся о признаках зимы.

 

 

3.2 Устный счет

 

Учитель предлагает решить «зимние» задачи:

 

Горки снежные, коньки,

Тропы лыжные,снежки..

Сколько назвала забав я нашей матушки-зимы?

 

 

Четыре лыжи,

Четыре палки…

Ты внимательно смотри:

- Сколько лыжников в пути?

 

 

Ласточка летела,

К снегирю вдруг села

Стали семечки клевать

О весне-красне мечтать.

Сколько всего птиц на кормушке?

 

 

 

 

Учитель интересуется, какие птицы могут встретиться со снегирем.

 

Учитель предлагает корректный вариант задачи:

 

Четыре красногрудых птицы и желтогрудая синица слетелись ягод поклевать…

А сколько их всего?

Их…(пять).

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают учителя и решают задачи:

 

 

- четыре зимних забавы

 

 

 

- два лыжника в пути

 

 

 

Дети определяют некорректность данной задачи:

-ласточка-птица перелетная и зимой со снегирем встретиться не может.

 

 

Учащиеся вспоминают и называют зимующих птиц.

 

Дети слушают и решают задачу.

 

«Слабый» ученик выходит к доске, иллюстрирует задачу и объясняет ход решения.

 

 

1.Развивать и корригировать логическое мышление, процессы анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализиро -

вать представления учащихся о птицах перелетных и зимующих.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает задания по работе с индивидуальными «цифровыми» карточками от 0 до 7:

 

-выложить перед собой числовой ряд от 0 до 7;

-показать самое маленькое число;

-показать число, в котором 3 единицы;

-показать число, состоящее из 5 единиц;

 

-показать предпоследнее число;

-показать самое большое число.

 

Учащиеся выкладывают индивидуальные «цифровые» карточки по порядку от 0 до 7, слушают вопросы учителя, показывают нужные и называют их.

 

 

1.Закреплять представление о числах от 0 до 7.

 

2.Способствовать формированию навыка самостоятельной обработки информации.

 

 

3.3 Беседа

 

Учитель демонстрирует фрагмент фильма «ВЕСНА», проводит беседу о весенних месяцах и признаках весны.

 

Учитель читает стихи:

 

Появились первые        

                    проталины.                                                                          

 Лес пока еще в снега   

                                одет,

Но уже цветочек          

                     первый,

                     маленький                   

Из сугроба выглянул на свет.

 Демонстрирует фотографии первоцветов и говорит о том, что самыми первыми цветами считаются подснежники. Но кроме подснежников к первоцветам относятся и крокусы, и прострелы, и медуница, и мать-и-мачеха,и ветреница.

Учащиеся смотрят фрагмент фильма, определяют показанное время года, называют весенние месяцы и приметы.

Дети внимательно слушают учителя.

 

 

 

1.Развивать зрительное восприятие.

2.Развивать и корригировать речь.

3.Закреплять представление о признаках весны

 

 

 

3.4 Устный счет

 

Учитель предлагает

задания на сравнение чисел с использованием изображений первоцветов и индивидуальных «цифровых» карточек:

 

-найдите и покажите самое маленькое число цветов;

-найдите и покажите самое большое количество цветов;

-продемонстрируйте соответствующую «цифровую» карточку и сравните предложенные числа.

 

 

 

 

 

Учитель говорит о том, что первоцветы  нельзя срывать в букеты, а можно только любоваться ими и наслаждаться их красотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик выходит к доске, находит и показывает нужное количество цветов. Затем каждый ребенок на своем месте демонстрирует соответствующую «цифровую» карточку и сравнивает предложенные числа.

 

Дети внимательно слушают и пытаются объяснить, почему эти цветы следует беречь.

 

 

 

1.Закреплять навык сравнения чисел

от 0 до 7.

 

 

 

 

 

2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, процесс анализа.

 

 

 

3. Формировать навык  самостоятельной обработки учебной информации.

 

 

 

 

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

 

3.5 Беседа

 

Учитель демонстрирует музыкальный фрагмент  песни «ЛЕТО»  и спрашивает, о каком времени года услышали дети.

Просит назвать летние месяцы и приметы.

 

Учащиеся слушают музыку, узнают ее, называют время года.

Затем отвечают на вопросы учителя о летних месяцах и приметах

 

 

1.Развивать слуховое восприятие, внимание.

 

2.Развивать и корригировать речь.

 

3.Закреплять представление о признаках лета.

 

 

 

3.6 Работа в тетрадях

 

Учитель рассказывает о лесных ягодах и предлагает «найти свои ягоды: землянику и лесную малину», выполнив задания:

 

-решить примеры:

     3+2=

     7-1=

 

-вставить знак сложения или вычитания:

     6   3=3

     5   2=7

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся решают примеры самостоятельно.

Затем проверяют на доске.

 

Закреплять навык решения примеров на сложение и вычитание в пределах семи.

 

 

 

Физкультминутка

 

Учитель объявляет физкультминутку.

Учитель объясняет выполнение упражнений и частично делает их вместе с детьми.

Звучит музыкальный фрагмент: «Осенний вальс» Константин Дерр

Дети выполняют упражнения под музыку.

 

 

Развивать способность чередовать статические и динамические упражнения с целью улучшения физического и психологического состояния

 

3.7 Беседа.

 

Учитель выясняет, о каком времени года

поется  в песне. Просит назвать осенние месяцы и приметы осени.

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

 

1.Развивать слуховое восприятие и внимание.

2.Корригировать и развивать речь.

3.Закреплять представление о признаках осени.

 

 

 

 

3.8 Работа в тетрадях

 

Учитель предлагает составить задачу по условию, данному на доске и решить ее:

 

«Кленовых листьев-4,

  Дубовых листьев-  3.

  Сколько всего

                  листьев?»

 

 

Учащиеся составляют задачу, анализируют условие, решают в тетрадях.

Один ученик решает на доске.

 

Осуществляют проверку решения задачи.

 

1.Развивать и корригировать речь.

 

2.Развивать логическое мышление, процессы анализа

 

3.9 Работа с геометрическим материалом

 

 

Учитель предлагает ученикам узнать и назвать геометрические фигуры, расположенные на доске.

 

 

Учитель предлагает составить из данных геометрических фигур: трех кругов и двух треугольников «зимнюю» фигуру: снеговика.

 

 

Дети узнают и называют геометрические фигуры, определяют их отличие по величине и цвету.

 

Ученики составляют снеговиков из индивидуальных геометрических фигур.

Один ученик составляет на доске.

 

1.Закреплять представление о геометрических фигурах, навык дифференциации по цвету и величине. величины.

2. Развивать образную память, зрительное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность. 

 

3.Развивать навык конструирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подведение итогов и оценка деятельности.

 

 

 

 

 

Учитель проводит заключительную беседу по содержанию урока:

-       Какие задания выполняли на уроке?

-       Какие задания вызвали у вас затруднения?

-       Вам было интересно?

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Подвести итог работы на уроке, оценить деятельность всего класса и каждого ученика отдельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010