Автор:
Баймуканова Гюльнар Арифовна
Данная работа представляет вариант интегрированного урока, когда закрепляются вычислительные навыки и воспитывается интерес к математике на основе имеющихся у учащихся представлений об окружающем мире, о временах года, о разнообразии явлений природы. Это служит адаптации учащихся, помогает применять знания в реальных жизненных ситуациях.
Статья:
Тема: арифметические действия в пределах 7.
Цель: совершенствовать приобретенные вычислительные навыки учащихся.
Задачи:
образовательные
- закреплять вычислительные навыки школьников;
- закреплять представления учащихся о временах года,
коррекционно-развивающие
- развивать и корригировать логическое мышление при решении задач;
- развивать и корригировать внимание и восприятие при работе с числовым рядом;
- развивать и корригировать образную память при работе с геометрическим материалом;
- развивать и корригировать внимание и восприятие при прослушивании музыки и при просмотре фильма;
- развивать и корригировать речь;
воспитательные
- воспитывать интерес к математике на основе имеющихся представлений об окружающем мире: о разнообразии явлений природы;
- формировать умение работать в коллективе;
здоровьесберегающие
- планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- следить за правильной посадкой детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
- карточки с цифрами от 0 до 7;
- индивидуальные наборы карточек с цифрами от 0 до 7;
- задачи – стихи
- материал для составления задачи: листья дуба и клена;
- картинный материал для решения примеров;
- картинный материал для заданий на сравнение чисел;
- геометрические фигуры для фронтальной работы;
- геометрические фигуры для индивидуальной работы;
- компьютер; магнитофон; телевизор.
Ход урока |
|
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задачи, решаемые в ходе работы |
|
1.Организационный этап
|
Учитель обращается к ученикам: «Мы начинаем урок. Сегодня у нас много гостей, поэтому будем еще более внимательны и собранны. Вспомним все дни недели, назовем рабочие и выходные дни, определим очередность и связь дней недели со школьным расписанием.» |
Учащиеся называют дни недели, их последовательность и связь с расписанием уроков. |
Подготовить учащихся к работе на уроке, мобилизовать их внимание |
|
2. Введение в тему
|
Учитель: «Сегодня мы совершим необычное математическое путешествие, где будем решать примеры и задачи, сравнивать числа, вспомним геометрические фигуры. И отправимся мы с вами на сказочном «числовом» поезде. Да, вот только посмотрите, что случилось с нашим поездом? Что нужно сделать?
|
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Учащиеся продолжают слушать учителя и отвечают на вопросы: -Не пронумерованы некоторые вагоны. -Нужно вставить пропущенные числа.
|
Активизировать познавательный интерес учащихся. |
|
2.1.Устный счет |
Учитель предлагает детям назвать пропущенное число и определить его место в числовом ряду.
Учитель определяет готовность поезда «к отправлению» и предлагает учащимся самим догадаться, куда будет совершено путешествие: Учитель загадывает загадки:
Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки превращаю, Белю поля, леса, А зовут меня…
Я раскрываю почки В зеленые листочки. Жучков и бабочек бужу И о зиме я не тужу. Движения полна. А зовут меня...
Учитель спрашивает: -Что следует за весной? -Что мы встречаем за летом?
Учитель просит обобщить понятия «ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ». Учитель объявляет о том, что класс «отправляется в путешествие по временам года».
|
Учащиеся выходят к доске, выбирают нужное число, определяют его место в числовом ряду и нумеруют вагоны «числового» поезда.
Учащиеся внимательно слушают и отгадывают загадки:
-ЗИМА
- ВЕСНА
- ЛЕТО - ОСЕНЬ
-ВРЕМЕНА ГОДА
|
Закреплять представление о месте чисел в числовом ряду |
|
3. Закрепление изученного
|
Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент « Кабы не было зимы…» и определить время года, о котором поется в песне.
|
Дети слушают музыку и определяют, что поется о зиме.
|
1.Развивать внимание и слуховое восприятие. 2.Развивать и корригировать речь. |
|
3.1 Беседа
|
Учитель проводит беседу, выявляющую имеющиеся у детей представления о признаках зимы.
|
Учащиеся отвечают на вопросы и демонстрируют свои представления о приметах зимы.
|
3.Закреплять представления учащихся о признаках зимы.
|
|
3.2 Устный счет
|
Учитель предлагает решить «зимние» задачи:
Горки снежные, коньки, Тропы лыжные,снежки.. Сколько назвала забав я нашей матушки-зимы?
Четыре лыжи, Четыре палки… Ты внимательно смотри: - Сколько лыжников в пути?
Ласточка летела, К снегирю вдруг села Стали семечки клевать О весне-красне мечтать. Сколько всего птиц на кормушке?
Учитель интересуется, какие птицы могут встретиться со снегирем.
Учитель предлагает корректный вариант задачи:
Четыре красногрудых птицы и желтогрудая синица слетелись ягод поклевать… А сколько их всего? Их…(пять).
|
Учащиеся внимательно слушают учителя и решают задачи:
- четыре зимних забавы
- два лыжника в пути
Дети определяют некорректность данной задачи: -ласточка-птица перелетная и зимой со снегирем встретиться не может.
Учащиеся вспоминают и называют зимующих птиц.
Дети слушают и решают задачу.
«Слабый» ученик выходит к доске, иллюстрирует задачу и объясняет ход решения.
|
1.Развивать и корригировать логическое мышление, процессы анализа и синтеза.
2.Актуализиро - вать представления учащихся о птицах перелетных и зимующих.
|
|
|
Учитель предлагает задания по работе с индивидуальными «цифровыми» карточками от 0 до 7:
-выложить перед собой числовой ряд от 0 до 7; -показать самое маленькое число; -показать число, в котором 3 единицы; -показать число, состоящее из 5 единиц;
-показать предпоследнее число; -показать самое большое число.
|
Учащиеся выкладывают индивидуальные «цифровые» карточки по порядку от 0 до 7, слушают вопросы учителя, показывают нужные и называют их.
|
1.Закреплять представление о числах от 0 до 7.
2.Способствовать формированию навыка самостоятельной обработки информации.
|
|
3.3 Беседа
|
Учитель демонстрирует фрагмент фильма «ВЕСНА», проводит беседу о весенних месяцах и признаках весны.
Учитель читает стихи:
Появились первые проталины. Лес пока еще в снега одет, Но уже цветочек первый, маленький Из сугроба выглянул на свет. Демонстрирует фотографии первоцветов и говорит о том, что самыми первыми цветами считаются подснежники. Но кроме подснежников к первоцветам относятся и крокусы, и прострелы, и медуница, и мать-и-мачеха,и ветреница. |
Учащиеся смотрят фрагмент фильма, определяют показанное время года, называют весенние месяцы и приметы. Дети внимательно слушают учителя.
|
1.Развивать зрительное восприятие. 2.Развивать и корригировать речь. 3.Закреплять представление о признаках весны
|
|
3.4 Устный счет
|
Учитель предлагает задания на сравнение чисел с использованием изображений первоцветов и индивидуальных «цифровых» карточек:
-найдите и покажите самое маленькое число цветов; -найдите и покажите самое большое количество цветов; -продемонстрируйте соответствующую «цифровую» карточку и сравните предложенные числа.
Учитель говорит о том, что первоцветы нельзя срывать в букеты, а можно только любоваться ими и наслаждаться их красотой.
|
Ученик выходит к доске, находит и показывает нужное количество цветов. Затем каждый ребенок на своем месте демонстрирует соответствующую «цифровую» карточку и сравнивает предложенные числа.
Дети внимательно слушают и пытаются объяснить, почему эти цветы следует беречь.
|
1.Закреплять навык сравнения чисел от 0 до 7.
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, процесс анализа.
3. Формировать навык самостоятельной обработки учебной информации.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
|
3.5 Беседа
|
Учитель демонстрирует музыкальный фрагмент песни «ЛЕТО» и спрашивает, о каком времени года услышали дети. Просит назвать летние месяцы и приметы.
|
Учащиеся слушают музыку, узнают ее, называют время года. Затем отвечают на вопросы учителя о летних месяцах и приметах
|
1.Развивать слуховое восприятие, внимание.
2.Развивать и корригировать речь.
3.Закреплять представление о признаках лета.
|
|
3.6 Работа в тетрадях
|
Учитель рассказывает о лесных ягодах и предлагает «найти свои ягоды: землянику и лесную малину», выполнив задания:
-решить примеры: 3+2= 7-1=
-вставить знак сложения или вычитания: 6 3=3 5 2=7
|
Учащиеся решают примеры самостоятельно. Затем проверяют на доске.
|
Закреплять навык решения примеров на сложение и вычитание в пределах семи.
|
|
Физкультминутка
|
Учитель объявляет физкультминутку. Учитель объясняет выполнение упражнений и частично делает их вместе с детьми. Звучит музыкальный фрагмент: «Осенний вальс» Константин Дерр |
Дети выполняют упражнения под музыку.
|
Развивать способность чередовать статические и динамические упражнения с целью улучшения физического и психологического состояния |
|
3.7 Беседа.
|
Учитель выясняет, о каком времени года поется в песне. Просит назвать осенние месяцы и приметы осени.
|
Ученики отвечают на вопросы учителя.
|
1.Развивать слуховое восприятие и внимание. 2.Корригировать и развивать речь. 3.Закреплять представление о признаках осени.
|
|
3.8 Работа в тетрадях
|
Учитель предлагает составить задачу по условию, данному на доске и решить ее:
«Кленовых листьев-4, Дубовых листьев- 3. Сколько всего листьев?»
|
Учащиеся составляют задачу, анализируют условие, решают в тетрадях. Один ученик решает на доске.
Осуществляют проверку решения задачи.
|
1.Развивать и корригировать речь.
2.Развивать логическое мышление, процессы анализа |
|
3.9 Работа с геометрическим материалом
|
Учитель предлагает ученикам узнать и назвать геометрические фигуры, расположенные на доске.
Учитель предлагает составить из данных геометрических фигур: трех кругов и двух треугольников «зимнюю» фигуру: снеговика.
|
Дети узнают и называют геометрические фигуры, определяют их отличие по величине и цвету.
Ученики составляют снеговиков из индивидуальных геометрических фигур. Один ученик составляет на доске.
|
1.Закреплять представление о геометрических фигурах, навык дифференциации по цвету и величине. величины. 2. Развивать образную память, зрительное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность.
3.Развивать навык конструирования.
|
|
4. Подведение итогов и оценка деятельности.
|
Учитель проводит заключительную беседу по содержанию урока: - Какие задания выполняли на уроке? - Какие задания вызвали у вас затруднения? - Вам было интересно?
|
Отвечают на вопросы учителя. |
Подвести итог работы на уроке, оценить деятельность всего класса и каждого ученика отдельно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|