Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

Авторы:
Алехина Ольга Геннадьевна
Гридина Ольга Владимировна

Аннотация:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

 

По данным статических исследований, среди детей, поступающих в 1 класс, 55%  -это дети, имеющие те или иные речевые нарушения, разной степени выраженности.

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

В методической разработке  представлены  пальчиковые игры, которые помогут развить речь и мелкую моторику детей  в доступной игровой форме.

       Игры представленные в работе сопровождаются стихами по основным лексическим темам, это  не только сформирует активный словарный запас, но и  закрепит знания об окружающем мире, совершенствует мелкую моторику, но  сделает обучение веселым, интересным занятием.

            Данная работа адресована учителям – логопедам, учителям – начальных классов, педагогам – психологам массовых  коррекционных школ.

 

        Авторы – составители:

                                                                                             

Алехина  О.Г.                                                                                                          

            Гридина О.В                                      

 

 

 

 

Статья:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная

школа-интернат VIII вида № 4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики

у детей с нарушением речи

 

 

 

 

Авторы – составители:

О.Г. Алехина – SC - 3963

О.В. Гридина – SC - 5472

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осинники

 2012

Содержание

Введение                                                                                                                     3

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики                                 4

Обследование мелкой моторики                                                                              7                                            

Заключение                                                                                                                 8

Список литературы                                                                                                    9

Приложение 1. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                              

 «Истоки способностей и      

                                       дарований детей находятся

                                   на кончиках их пальцев»

                                                               В.А. Сухомлинский.

   

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и составляют 2,86%.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Исследованиями института физиологии  детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Использование специально разработанных    игр с пальчиками, поможет  развить речь и мелкую моторику детей младших классов школ и дошкольных учреждений в доступной игровой форме. Игры сопровождаются стихами по основным лексическим темам, что способствует  не только формированию активного словарного запаса, закреплению знаний об окружающем мире развитию мелкой моторики, но и помогут сделать обучение веселым, интересным занятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом,  являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного компонентов двигательного анализатора готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с обучающимися, имеющими нарушение интеллектуального развития. Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М.М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон головного мозга  и вследствие этого – развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большими и указательными) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И.П. Павлов сказал: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы, усложняем строение мозга, развивая психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. 

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. Письмо это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности  детей (изобразительной,  бытовой, игровой) прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает также  на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния  общей моторики.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствования тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья  и особенно кистей и пальцев рук.

Для, того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной мы следуем ряду требований:

- работа должна быть систематичной и постоянной;

- работа должна соответствовать  уровню общемоторного, психического развития ребенка;

- работа должна соответствовать возрастным требованиям;

- работа должна приносить ребенку радость.

Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией – сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого» к сложному». Этому же принципу подчинена и наша работа по развитию мелкой моторики.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».

«Пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

 Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов  и без них. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.

Выполнение упражнений  и ритмических движений пальцами продуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Обучающиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это облегчит овладение навыком письма.

Развитие ручной моторики – это сложный и трудоемкий процесс, который растягивается на период дошкольного и младшего школьного возраста и является показателем умелости ребенка в школе. В особенности данное утверждение важно для детей с речевой патологией, т.к. в связи с особенностями анатомо-физиологического строения коры головного мозга центры речи и двигательная зона являются одна продолжением другой.

Для развития кистей рук предлагаются игры с небольшими игрушками, занятия с мелкими деталями конструктора, мозаикой, лепкой и т.д. Так же полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь – пальчиковая гимнастика и пальчиковый игротренинг.

На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства в работе мы составили картотеку «пальчиковых игр»,  куда вошел практический материал различных авторов.

 

2. Обследование мелкой моторики

 

Задания

Начало года

Середина года

Конец года

Покажи «ушки»

 

 

 

Покажи «рожки»

 

 

 

Сложи «кольцо»

 

 

 

 

 

Попеременно соедини

1 со 2, 3, 4, 5 и обратно

 

 

правая

 

 

 

лев.

 

 

 

обе

 

 

 

Застежка

 

 

 

Шнуровка, бант

 

 

 

Объем движений

Полный,

неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Переключаемость

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Сопутствующие движения

Есть,

 нет.

Есть,

 нет.

Есть,

нет.

Наличие леворукости

Да,

 нет.

Да,

 нет.

Да,

нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Систематическое использование пальчиковых игр позволяет максимально продуктивно использовать время занятия, комплексно решать задачи по коррекции речевых нарушений:

  • работа над дыханием, темпом, ритмом и силой голоса;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • работа над слоговой структурой слов;
  • закрепление названий обобщающих предметов;
  • закрепление правильного употребления и согласования различных       частей речи;
  • закрепление навыка прямого счета;
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков,
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие двигательной подражательности;
  • развитие высших психических функций: слухового и зрительного внимания и памяти, пространственного восприятия.

Надеемся, что предложенные пальчиковые игры  со стихотворным сопровождением помогут направить детскую энергию в нужное русло, ведь движение  - это жизнь, развитие. Помните, что дети – это банк, в который мы вкладываем, чтобы потом получить проценты. И от того, что мы туда вложим, зависит тот багаж знаний, умений и навыков, с которыми и предстоит ребенку  идти по жизненному пути. Дарите детям больше положительных моментов, учите тому, что любую работу и любое действие можно делать с интересом.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание 1990. - №8
  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие . -  М.: Айрис-пресс, 2011.
  3. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед. 2006. № 1.
  4. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  5. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксмо, 2010.
  8. Филичева Т.Б.,  Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
  9. Рисунок 1 (на титульном) - http://www.elle-girl.ru/wp-content/uploads/2011/08/Deti-78.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010