Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Военно-патриотическая литературная композиция «...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ»

Автор:
Титова Наталья Сергеевна

Аннотация:

 

«...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ»

Предлагаемый конспект занятия по патриотическому воспитанию поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитании уважения к подвигам героев. Пройдись по улицам с героическими названиями, и они о многом вам расскажут. И говорят названья улиц о войне…! Только их нужно уметь слушать.

Данное занятие разработано и рекомендовано воспитателям коррекционной школы, т.к. адаптировано для детей с умственной недостаточностью.  

                                                                                                                 Титова Наталья Сергеевна

                                                 

Статья:

Конспект открытого мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военно-патриотическая литературная композиция

 «...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Титова Н.С.

5675

 

 

 

                                                                      Санкт-Петербург

                                                                               2010 г.

28.04.2010 г.

Группа: возраст смешанный

 

Форма проведения:

Военно-патриотическая, литературная композиция     

                       

Цели:

Воспитание у детей чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победившим фашизм, чувства гордости за свою страну.

 

Задачи:

Научить быть внимательными к знаменательным датам, т.е. к празднику День Победы.

Знать улицы, названные в честь героев и событий В. О. войны Красногвардейского района.

Уметь сохранить и передать свои знания последующему поколению.

 

Предварительная работа:

  1. Пешеходная экскурсия по улицам Красногвардейского района: Дегтярёва, Молдагуловой, Синявинской, Потапова.
  2. Автобусная экскурсия на мемориал «Синявинские высоты»
  3. Посещение библиотеки:
    1. Прослушивание стихов, чтение книг, рассматривание иллюстраций о войне.
    2. Просмотр военных фильмов.
    3. Подбор стихов, текстов для сообщений и цитаты из различных источников (историческая справка).
    4. Подбор в сети интернет и последующий просмотр документальных материалов, связанных с названием улиц.

 

Подготовка:

  1. Заучивание стихов и кратких сообщений по теме.
  2. Оформление стенда наглядным материалом в группе.
  3. Фотографии с экскурсий.

 

 

 

                                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

            Воспитатель:

Дети, сегодняшнее наше занятие посвящено приближающемуся торжественному майскому празднику - ДНЮ ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-45 годов.

4 года боёв, разрухи, голода и горя от потери близких пережил наш народ, выстоял и победил в смертельной схватке с фашизмом.

 

АХ, КАКИЕ РЕБЯТА

ЗА ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД,

ВСТАЛИ ГРУДЬЮ КОГДА-ТО

И ВОКРУГ ТЕБЯ СПЯТ!

/А. ЧЕПУРОВ

 

Когда говорят: «Помни войну!» - это значит  - не забывай окопы из рыжей, оплывшей глины, вздыбившуюся от взрывов землю и небо, столь непохожее на теперешнее, мирное. Когда говорят:   «Помни войну!»- это значит – вечная память всем тем, кто так и не услышал самого последнего салюта, а таких  20 миллионов. А те, кого она не коснулась, кто родился после войны, должны навеки  сохранить память обо всех солдатах  Великой Отечественной - известных и неизвестных.

 

САЖАЙТЕ  БЕРЁЗЫ,

И КЛЁНЫ, И ВЯЗЫ.

ОНИ НАМ РАССКАЖУТ

О СМЕЛЫХ РАССКАЗЫ…!

/М. ДУДИН

 

И народ бережно хранит и чтит память о не вернувшихся с войны. На выжженной боями Ленинградской земле, на рубежах, где осенью 1941 года  был остановлен враг, теперь зеленеют рощи и сады. Среди них памятные знаки - обелиски, стелы, памятники.  А в  нашем городе  раскинулись цветущие парки, аллеи, созданы мемориальные комплексы и названы площади, проспекты и  множество улиц в их честь. 

ПРОЙДУСЬ ПО УЛОЧКАМ В ВЕЧЕРНЕЙ ТИШИНЕ,

ОНИ ВСЕ РЯДОМ – ЗДЕСЬ, ПОД БОКОМ.

И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ,

О МУЖЕСТВЕ, О ГЕРОИЗМЕ ПАВШИХ И ЕЩЁ О МНОГОМ.

НАЗВАНЬЯ УЛИЦ – СКРОМНЫЕ ТАБЛИЧКИ,

ОНИ КАК ВЕСТОЧКИ С ТОЙ ОГНЕННОЙ ПОРЫ

И ПАМЯТИ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЧКИ,

И ОТГОЛОСОК ПРИСНОПАМЯТНОЙ ВОЙНЫ.

/Н.ТИТОВА

(всем присутствующим предлагается совершить мысленную экскурсию по улицам, о которых далее расскажут дети, используя наглядный материал и фотоснимки).

 

Зарина: улица ДЕГТЯРЁВА <Рисунок 1>.          

 

Так была переименована в 1952 году Васильевская улица на Большой Охте, название которой произошло от фамилии землевладельца. Рядом          с улицей Дегтярева проходила Ариновская улица, которая так называлась с 1939 года в честь няни А.С. Пушкина- Арины Родионовны Яковлевой. В 1976 году Ариновская улица вошла в зону строительства новых кварталов, а некоторым ее домам присвоили нумерацию по улице Дегтярева. Тогда же улица Дегтярева была продлена в обе стороны. Сейчас она проходит от проспекта Металлистов до проспекта Энергетиков.

Улица носит имя выдающегося конструктора стрелкового оружия Героя Социалистического Труда генерал-майора инженерно- артиллерийской службы Василия Алексеевича Дегтярева  (1879-1949). Дегтярев был создателем новых типов оружия. В 1927 году на вооружении Красной Армии был принят ручной пулемет Дегтярева. Позднее конструктор создал пулеметы для самолетов и танков, пистолет – пулемет, противотанковое ружье, ряд других конструкций стрелкового оружия.   

Воспитатель:            

А ДЕВУШКА С ЛИЦОМ ЗАИНДЕВЕЛЫМ,

УПРЯМО СТИСНУВ ПОЧЕРНЕВШИЙ РОТ,

ЗАВЁРНУТОЕ В ОДЕЯЛО ТЕЛО

НА ОХТТИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ ВЕЗЁТ.

/О.БЕРГОЛЬЦ

 

Историческая справка: На Большеохтинском  Георгиевском кладбище много могил датируемых блокадными годами, есть братские захоронения воинов Красносельской дивизии, могилы Героев Советского Союза. Всю войну действовал храм  Св. Николая.

В годы ВОВ были развёрнуты госпитали  в школах №144 Большеохтинский пр. 44, № 141 пр. Металлистов 3, бывшее здание богадельни Елисеевых, ныне Гидрометеорологический университет и в других местах. Работала поликлиника  на Шепетовской ул. 16. Весной 1942 года возобновились сеансы в кинотеатре « Огонёк» на Большеохтинском пр. Единственная из всех на Большой Охте работала всю блокаду школа № 148,сегодня ДТТ Панфилова 23.

 

Лена: улица А.МОЛДАГУЛОВОЙ <Рисунок 2>

Так стала называться в 1980 году Гурдина улица (название произошло от фамилии домовладельца), проходящая между Большеохтинским и Среднеохтинским проспектом. Имя улице дано в честь Героя Советского Союза Алии Молдагуловой (1925 – 1944). С 1938 по 1942 год Алия Молдагулова воспитывалась в детском доме, который находился на Гурдинской улице.

 

Воспитатель:

Историческая  справка: В годы блокады продолжал работу Охтинский детский приют на ул. Гурдиной (ныне Молдагуловой д.6).Наш научно - методический центр.

 

Настя О: улица СИНЯВИНСКАЯ <Рисунок 3>

Так названа в 1950 году улица между Большеохтинским проспектом и проспектом Металлистов  –  в память о героических сражениях воинов Ленинградского и Волховского фронтов против фашистских захватчиков у поселка Синявино во время Великой Отечественной войны.

 

Вера: улица ПОТАПОВА <Рисунок 4>

В 1952 году Армашевская улица (называлась по фамилии землевладельца) была переименована в улицу Потапова в честь балтийского летчика Героя Советского Союза старшего лейтенанта Александра Семеновича Потапова (1914 – 1943).

В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда командир звена штурмовиков старший лейтенант А.С.Потапов погиб в воздушном бою в районе Синявинских высот.

Улица Потапова проходит между шоссе Революции и Ириновским проспектом.

Воспитатель:

Историческая справка: Охта – Пороховые были прифронтовыми районами города. Здесь не было боевых действий, однако, район ожесточённо обстреливался. 29 марта 1942 года при обстреле была уничтожена железнодорожная станция Ржевка.

Зимой 1943 года бомбовым ударом была разрушена центральная Охтинская плотина. Через Большую Охту, Пороховые, и Ржевку проходила «Дорога жизни» - единственная стратегическая транспортная магистраль, связывающая с сентября 1941 г. по март 1943 г. блокадный Ленинград со страной. По этой дороге в осаждённый город были доставлены сотни тысяч тонн продовольствия, медикаментов и боеприпасов, по этой же дороге было вывезено на «большую землю» более миллиона изнеможённых ленинградцев. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился её первый регулировочный пункт. Действовала всю войну и Ириновская линия железной дороги. Эвакуация населения проводилась не с Финляндского вокзала, а со станций Пискарёвка и Ржевка.В память об этой дороге на всём её протяжении установлены мемориальные столбы.  7 февраля 1943 года первый поезд прорвал кольцо блокады, сжимающее Ленинград. Железнодорожный путь, поставленный на деревянные сваи, прямо через Неву, дал возможность пустить поезд по Синявинским высотам, через болота, которые находились под непрекращающимся обстрелом. Во многом именно благодаря этой дороге, стала возможна год спустя, операция Советской армии по полному снятию блокады Ленинграда. На Октябрьской железной дороге уже 15 лет традиционно торжественно отмечают эту дату.

Стихотворение, посвящённое герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой.

 

Настя К: Ю. ДРУНИНА «ЗИНКА»

   Памяти однополчанки —

         Героя Советского Союза

         Зины Самсоновой

 

 

 

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

 

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

 

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

 

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

 

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

 

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

 

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

 

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

 

Воспитатель:

Заключительная часть:

Мы в неоплатном долгу перед всеми солдатами Великой Отечественной войны, и теми, кто остался на полях сражений, и теми, кто вернулся домой. Но годы идут и уходят из жизни герои. Тают ряды ветеранов, и пока они живы, спешите делать им добро.

 

 

                                               Я ПРИЗЫВАЮ ЛЮДИ! ПОМНИТЬ НАДО!

                                   ВСЕХ ТЕХ, КТО ГОЛОВЫ СЛОЖИЛ.

                                   НА ПОДСТУПАХ К РОДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ

                                   ПОГИБ, ЧТОБ ТЫ НА СВЕТЕ ЖИЛ!

                                                                                   /Н.ТИТОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Поляков Г.Г. Морской курсантский батальон.  « Лениздат» 1985 год
  2. «Не ради славы» (воспоминания ветеранов ВОВ  к 50-летию Победы) Санкт-Петербург 1995 год
  3. «Классные часы»  Ростов на Дону 2007 год
  4. Атлас  Красногвардейский район  Санкт-Петербург 1998 год
  5. Журнал «Электричка» № 3  2010 год
  6. Подборка стихов о войне (А. Чепуров,  М. Дудин,  О. Бергольц,  П. Шубин,  Ю. Друнина,   Н.Титова)  

 

                                 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010