Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка «Каков в гнезде – таков в полете»

Автор:
Нефедова Елена Владимировна

Аннотация:

Аннотация к методической разработке «Каков в гнезде, таков в полете».

       Основная тема работы – взаимодействие с семьей по профилактике психоактивной зависимости детей. Актуальность и практическая значимость  работы определяется поиском новых и  совершенствованием уже существующих  форм и методов педагогического воздействия на семью. Работа нацелена на стимулирование педагогов использовать в работе с семьей интерактивные формы взаимодействия.

Автор: Нефедова Е.В.

 

 

 

 

Статья:

 

 

Методическая разработка «Каков в гнезде – таков в полете»

 

  Семья  неизбежная  ступень воспитания человека, играющая основную и  решающую роль  в формировании личности.

   У  значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в образовательном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной.[1]  Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития. В этом родителям призваны помочь педагоги. А родители, в свою очередь могут оказать консультативную помощь педагогам в вопросах отбора и содержания методов и приемов воздействия на подрастающую личность.

   Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к ребенку [1], для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей. Здесь вопрос педагогического и семейного взаимодействия сводиться к проблемам коррекции осуществляемой семейной педагогики.

Но для того, что бы создать и сохранить плодотворную связь с семьей, необходимо заинтересовать, актуализировать проблемы и адресно обращаться к каждому из родителей или лиц, замещающих их. Этому способствует способы интерактивного общения с родительской общественностью.

 

Фрагмент семинарского занятия с родителями «Каков в гнезде – таков в полете».

 

Возможное оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, мел, ватман и маркеры, необходимые для упражнений и игр предметы.

 

 

Тема: «Социальные риски: зависимость от психоактивных веществ (ПАЗ), подростковые и молодежные субкультуры».

 

Ключевые  акценты встречи:

 1. Хороший родитель – толерантный родитель. Но толерантность  в полной мере соотносим с поступками и поведением личностно зрелых, ответственных субъектов социокультурного действия. В общении с ребенком руководствуемся грамотностью, знаниями и опытом.

2. ПАВ: видах, причинах, последствиях, статистике, касающейся ПАЗ.

3. ПАЗ – это заболевание, которое требует однозначно вмешательство врачей. Наш удел- профилактика и психолого-педагогическое сопровождение. Мы будем говорить о действенных профилактических мерах и учиться способам осуществления вами, родителями, психолого - педагогического сопровождения ребенка в профилактике ПАЗ.

4.Поскольку подростковый возраст является кризисным моментом в формировании и становлении юной личности, именно подростки чаще всего становятся мишенью пагубных привычек и пристрастий. Кроме того, объединяясь в группы, примыкая к определенным субкультурам, подросток становится более оторванным от семьи, более незащищенным и более восприимчивым к принятым в этой субкультуре «канонам», одним из которых часто является ПАВ как средство «освоения определенной философии». Мы будем говорить о субкультурах существующих в нашем городе, о рисках для детей, связанных с взаимодействием с субкультурой.

         Любой родитель желает видеть своего ребенка и сейчас и в будущем не только здоровым, красивым, умным,  но и, прежде всего,  успешным во всем. По мнению родителей, успешность заключается в: уверенности детей в своих силах;  адекватной самооценке; развитом чувстве ответственности за себя и окружающих, за свое образование и будущее в целом; развитых творческих качеств,  развитой толерантности, эмоциональной устойчивости к многообразию жизни.

    Это возможно при условии создания такой развивающей среды для ребенка, где возникали бы соответствующие этим целям  потребности. Разумеется, образовательное учреждение является  такой средой, но не исконно родной для ребенка и постоянно существующей. Учителя и воспитатели зачастую меняются, созданные условия не являются постоянно существующими.  К их изменению не все дети и не всегда, в силу даже своих

 

 

психофизических особенностей могут адаптироваться. Процесс, который призван быть непрерывным и постоянно развивающимся прерывается и само формирование и развитие не осуществляется в полной  мере.

   Другое дело – семья.  Семья для юного человека – его  микроклимат, его маленькое узенькое пространство, где он может стать самим собой, спрятаться если нужно, утвердиться в чем – то, набраться сил и т.д.  Образовательное учреждение является для детей макроклиматом, целым взрослым миром.  Здесь они демонстрируют все, чему научились, что познали в семье. Взглянув на семью и школу с такой точки зрения, можно утверждать, что семье отводится в воспитании личности главенствующая роль.

  В семейном воспитании взаимосвязь родственников отличается неформальным характером,  строится на контактах «лицом к лицу». Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью.[1] Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

  Мнение, что «все идет из семьи» возлагает огромные обязательства не только на родителей, разумеется, но и на педагогов, которые призваны помочь родителям это осознать, отобрать и применить только все самое полезное для своего ребенка. 

Возвращаясь к началу нашего занятия, следует сказать, что любой человек хочет жить в хорошем безопасном обществе, любой человек является если не настоящим, то потенциальным родителем, любой человек жаждет видеть это общество и детей в нем успешными, здоровыми, счастливыми.

Обладая таким мотивационным потенциалом к успешному воспитанию, что же мешает всем нам вырастить ребенка здоровым?

Почему так происходит?

 Возможно, основная причина приема ПАВ детьми и подростками в том, что общество стало агрессивным по отношению к определенному человеку. А этот определенный человек не достаточно развил, или вовсе потерял способность к адаптации в этом новом мире, к восприятию позитивного мироощущения. В повседневной жизни существует огромное число конфликтных ситуаций, различных бед, стрессов, противостоять которым человек нередко не в состоянии.

 

 

 

Ища «кайф» или попросту «забываясь»,  люди «бегут» от реальности. И если по началу употребления можно говорить о слабости духа, характера и т.д., то далее расценивать употребление ПАВ следует исключительно как заболевание.

Для многих ребят, которые стоят на пороге взросления, возникающая привычка к ПАВ является возможностью ухода от подчинения родительской воли, обретением псевдонезависимости и псевдоиндивидуальности. Почему «псевдо?»

Иллюзорный мир наркотиков не делает человека независимым, яркой индивидуальностью. Наоборот – зависимым.

( практическое упражнение для родителей «Веревки»: здоровые дети – набросили веревки  и тянем- хочется стряхнуть – стряхиваем (зависимости нет);  просто повесили, не тянем, стряхнуть невозможно – несем, иногда все вместе (зависимость, созависимость).

Вопрос о том, что мой ребенок благополучен, семья тоже благополучна, не снижает тем самым  риск для вашего благополучного чада «заразиться» неблагополучием от окружающего общества. Если рассматривать в таком ключе развитие наших детей в современном обществе, стоит сказать себе: «Да! Мой ребенок потенциально рискует!». И после этого начать действовать.

Готовим ребенка к атаке ПАВ.

Ели вашему ребенку 8-11 лет, то эта информация для Вас.

Заканчивается начальная школа. Настало время, когда родители могут влиять на решение своего ребенка употреблять ПАВ. Дети в этом возрасте любопытны, задают массу вопросов, хотят все знать и стремятся понять самые разные факты. Их интересует абсолютно вся информация и источники, по которым ее можно добыть. Поэтому,  для родителей самое время отвечать ребенку на задаваемые вопросы, разъясняя адекватно и приемлемо всю пагубность ПАЗ, ее отрицательное влияние на растущий детский организм. Возраст 8-11 лет благодатное время для формирования стойкой отрицательной позиции к приему ПАВ. Работает принцип «Что посеешь, то и пожнешь». Единственное условие – ни каких двойных стандартов. Все, что вы говорите детям, вы выполняете и сами. Ребенок верит взрослому беззаговорочно. Не стоит его разочаровывать, или, что хуже учить его лжи и скрытности с детства. Слова «нельзя», «вредно»,  «нам это не надо» - распространяются на членов всей семьи. В противном случае – ваши усилия в профилактике ПАЗ тщетны. «Можно маме (папе), а ведь они самые мои родные и любимые – можно и мне».

 

 

Однако уже в этом возрасте ребенку может быть сложно устоять перед давлением детского окружения, которое может быть самым неблагополучным. Выход: учите ребенка говорить «нет», учите выбирать дружбу на лучших примерах о друзьях, а главное – разговаривайте с ребенком, приучайте его к обсуждению без страха  с вами любые вопросы,  стройте ваши доверительные отношения. Помните, что вашего влияния все равно слишком мало: плохое всегда услышится, даже если хорошей информации будет больше.

(практическое упражнение «Черный ангел, белый ангел»)

(практическое упражнение «Магазин», «Трамвай»)

Ели ребенок в возрасте 12 – 17 лет, то нужно знать, что:

Подростки с большей вероятностью участвуют в опасных забавах. Потребность в независимости может заставить ребенка бросить вызов родителям.

    Что делать?

          Говорить. На равных, по-взрослому, с уважением к его мыслям и чувствам, с признанием за ним права на ошибку. Так вы покажете ребенку, что вы согласны с его взрослением, что любите его всегда и поддерживаете не только в радости, но и в горе. Не зудите, не проповедуйте, не сравнивайте и не угрожайте. Даже если подросток реагирует на вас раздраженно, он все равно знает, что находится на своей территории, с вами и вряд ли ее покинет. А значит, шансы на пагубные кампании невелики. Не забывайте, ребенок сам не понимает, что происходит с ним, он еще не умеет справляться с этим новым, не выработал адекватную систему восприятия и реакции. Он учится. Ему тяжело в период подросткового кризиса. Не отталкивайте его своим нетерпением и непониманием.  Терпеливо ждите, помогайте, поддерживайте.

     Как научить ребенка сказать «нет!»?

Нужно рассказать и даже отрепетировать способы отказа от приема ПАВ:

1.Поощряйте ребенка задавать вопросы. Если кто-то что-то поощряет ребенок должен спросить: «Что это? Где взяли?».

2.Проговаривайте вместе «Нет. Спасибо» (упражнение «Магазин»)

3.Если ситуация неудобна, потенциально опасна, учите ребенка тихо уходить. Удостоверьтесь, что у него есть сотовый телефон, деньги на такси. Проговорите с ребенком, куда он пойдет, если вас нет дома.

 

 

4.Учите ребенка не садиться в машину с тем, кто пил.

5.Комментируйте все негативное, что происходит, и о чем ребенок спрашивает. Сочувствуйте, помогайте, если все же он попал в трудную ситуацию. Не ругайте и не унижайте его. Ребенку и так плохо и страшно. Иначе, он больше никогда к вам не обратиться. А это – трагедия. Ведь тогда вы вовремя не сможете помочь ему, если нужно.

А может случиться еще что похуже – ваш домашний ребенок связался с дурной компанией, превратился в неуправляемое, злобное существо. Что делать? Явно не рвать на себе волосы, на это у вас, увы, уже нет времени. Нужно разбираться здраво, без скандалов. И прежде всего узнать, куда попал ваш ребенок. Речь идет о неком подростковом сообществе – подростковой субкультуре.

Подростковая субкультура привлекает внимание, к сожалению, не в качестве среды творчества и развития ребенка, а как источник опасности для социального и духовного здоровья молодого человека.

Глаголы «понимать» и «принимать» означают в данном случае  осознание и восприятие (толерантность) детской культуры как данность, реальную инаковость. Однако, культурная среда здесь выступает фактором потенциально опасным для возникновения ПАЗ вашего ребенка, поскольку является носителем наркогенной субкультуры, а значит фактором наркотизации ребенка.

Употребление определенного вида ПАВ является опознавательным знаком принадлежности к той или иной субкультуре. Коллективное принятие ПАВ выступает как средство группового сплочения, символ объединения, закрепления совместного решения.

Наиболее ярко выраженные и реально существующие в нашем городе молодежные субкультуры: эму, готы (просмотр видеоматериала, познавательных слайдов, комментарии); геймеры – как субкультура (просмотр видеоматериала : « 3 минуты геймера». Комментарии.

Что сделать, чтобы уберечь? Как распознать и как помочь?

Прежде всего, стремится стать компетентным родителем в вопросах развития и воспитания ваших детей.  Искореняйте причину, а не маскируйте симптомы. Такие компании всего лишь следствие настоящей проблемы – внутрисемейные конфликты, мировосприятие вашего ребенка, восприятие вами своего ребенка и вас самих как родителей. Термин «приказывать» не приемлем совсем. Договоры и компромиссы – вот, что сможет уберечь вас и ребенка от ошибок.

 

 

Специалисты обозначили основные причины употребления  ПАВ детьми и подростками:

1.Воспитание только одним из родителей (неполная семья);

2.Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность, эмоциональное нежелание включаться в общение с ребенком);

3.Единственный ребенок в семье;

4.Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у одного из близких родственников: отца, матери, реже - бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.  (подростки - у значимых близких людей);

5.Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.

6.Раннее (до 12-13 лет) начало употребления ПАВ ребенком.

Если хоть одна из перечисленных причин присутствует у вас, стоит отнести и своего ребенка к «группе риска» по приему ПАВ. И выработать стратегию воспитания навыков безопасного поведения для своего ребенка.

  Народная мудрость гласит: «В глазах дитя родитель– Бог».    Вряд ли без родительского участия возможно научить ребенка его основным жизненным умениям: умению общаться, думать, учиться, трудиться, умению любить и проявлять свою любовь. А главное, воспитать его здоровым человеком.

 

Литература

1.Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» М.: Изд. Центр «Академия» 1999.

2.Кэмпбелл Р. «Родитель и ребенок» // Родительское собрание, №4, 2006.

3.Плохая компания. Подростковая наркомания //Ваш подросток, №2, 2011, с.10 -15

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010