Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Приемный ребенок

Автор:
Кириллина Мария Михайловна

Аннотация:

 Кириллина М.М. «Приемный ребенок»

     Статья посвящена к проблемам усыновления и воспита-

ния детей.

     Что нужно знать приёмным родителям, взявшим на вос-

питание уже подросшего ребёнка. Как строить с ним взаимо-

отношения?

      Рассматриваются трудности в адаптации детей к приём-

ным родителям в подростковый период, когда у ребенка просыпается интерес к своему «я», истории своего появления.

     Раскрыты и конкретизированы особенности воспитания.

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

асоциальный образ

жизни, атмосфера

приёмной семьи,

детско-родитель-

ские отношения,

индивидуальные

эмоциональные

проблемы, истин-

ные (биологичес-

кие) родители, по-

ведения детей, пси-хические расстрой-

ства, усыновление,

шлейф негативных

переживаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

          Приемный ребенок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда ребёнок становится подростком

 

       Что нужно знать приемным родителям, взявшим на воспитание уже подросшего ребенка? Как строить с ним взаимоотношения?

       Трудности в адаптации к приемным родителям могут дать знать о себе в подростковом возрасте, когда у ребенка просыпается интерес к своему «я», истории своего появления.

       Усыновленные дети хотят знать, кто их настоящие родители, где они, возникает желание посмотреть на них. Это создает эмоциональные барьеры в детско-родительских отношениях. Возникают они даже тогда, когда отношения между ребенком и приемными родителями прекрасные.

        Поведение детей меняется: они замыкаются в себе, таятся, начинают писать письма, отправляются на поиски, расспрашивают всех, кто каким-то образом имеет отношение к их усыновлению. Между взрослыми и детьми может возникать отчуждение, может на время исчезнуть искренность и доверительность отношений.

        Специалисты утверждают, что чем старше возраст ребенка, тем опаснее для его психического развития усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. Примерно у 45% усыновленных детей психические расстройства, по данным ряда авторов, связаны с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей, должны знать о специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь.

        Приемным родителям нужны навыки установления и поддержания связей с учреждениями занимающимися проблемами усыновления. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать с юридическими органами в ходе усыновления ребенка.

        От чего же зависит длительность адаптационного периода? Всегда ли возникающие в его процессе барьеры являются столь сложными и обязательно ли их возникновение? Вполне естественно, что эти вопросы не могут не волновать приемных родителей. Поэтому им следует усвоить несколько непреложных истин, которые помогут справиться с трудностями адаптационного периода в семье.

        Во-первых, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от индивидуальных особенностей родителей.

        Во-вторых, многое определяется качеством подбора кандидатов в усыновители к конкретному ребенку.

        В-третьих, большое значение имеет подготовленность как самого ребенка к изменениям в жизни, так и родителей к особенностям детей.

       В-четвертых, важна степень психолого-педагогического просвещения взрослых о взаимоотношениях с детьми, их умение грамотно использовать эти знания в своей воспитательной практике.

 

 

Особенности воспитания

 

         Приемным родителям могут потребоваться и навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. Поэтому у них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь при наличии у них специальных знаний и навыков воспитания.

        Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или, что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не помешают.

        Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям, потому что либо им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи, либо потому, что не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям.

        Дети могут враждебно относиться и к самим себе и совершать поступки, которые вредят, в первую очередь, им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие.

        Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки, носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.

        Очень часто дети, особенно дети до десяти лет, абсолютно не понимают, почему их забирают из родной семьи и помещают на воспитание в чужую. Поэтому позднее они начинают фантазировать или придумывать различные причины, что само по себе деструктивно. Нередко эмоциональное состояние детей характеризуется целой гаммой негативных переживаний:

- любовь к родителям смешана с чувством разочарования, потому что именно их асоциальный образ жизни привел к разлуке;

- чувство вины за происходящее;

- низкая самооценка;

- ожидание наказаний или безразличия со стороны приемных родителей, агрессия и т.д.

         Этот шлейф негативных переживаний тянется за ребенком в приемную семью, даже в том случае, если ребенок достаточно долго находился в центре и прошел курс реабилитации и подготовки к жизни в новом окружении. Очевидна также неизбежность влияния этих переживаний на атмосферу приемной семьи, требующая пересмотра сложившихся отношений между ее членами, взаимных уступков, специфических знаний и навыков. С большой долей вероятности можно заключить, что родители, способные осознать сущность новых взаимоотношений, в которые они вступают, взявшие на себя инициативу в этом процессе, смогут лучше прогнозировать и анализировать процесс воспитания, что в конечном итоге приведет к творческой и успешной семейной жизни.

         Как приемным детям, так и приемным родителям, а также их родным детям тоже нужно время, чтобы адаптироваться к привычкам и особенностям взятого на воспитание ребенка. При этом родные дети не меньше приемных нуждаются в защите своих интересов и прав.

         В развитии отношений между приемным ребенком и родными детьми очень важно то, чтобы последние имели право голоса при решении о принятии в семью еще одного ребенка. Родные дети могут оказать неоценимую помощь при уходе за ним, если они, во-первых, осознают важность выполняемой ими задачи и, во-вторых, уверены, что обладают прочными позициями в семье. Очень часто родные дети гораздо лучше, чем родители, могут помочь новичку привыкнуть к распорядку дня семьи, выразить свои чувства, познакомиться с соседями и пр.

         Родные дети могут служить для приемного ребенка примером взаимодействия с родителями, особенно если отношения взятого ребенка со взрослыми в его прежней семье оставляли желать лучшего.

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010