Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Влияние семейного стиля воспитания на отношение ребёнка к учёбе"

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Ефремов Валерий Валерьевич

Аннотация:

Ефремов В.В., Кириллина М.М. Влияние семейного стиля воспитания на отношение ребёнка к учёбе

   В статье рассматриваются стили семейного воспитания. Знание родителями, педагогами стилей семейного воспитания – позволят им четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку, может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, создать ситуацию успеха для многих ребят, помочь преодолеть проблемы в развитии некоторых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Воспитание, Модуль: Работа с родителями

    

 

 

 

 

Ключевые слова:

бесконтрольная свобода, культивируют у ребенка, науку выгоды, конформный социально-психологический тип личности, детская среда, конфликтные ситуации, интровертированный социально-психологический тип личности, отсутствие духовной близости, сенситивный социально-психологический тип личности.

Статья:

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние семейного стиля воспитания на отношение ребёнка к учёбе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

          Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

          Знание стилей семейного воспитания позволяют четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

         Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

          Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

           Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи – мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

            На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • тип темперамента родителей, их совместимость;
  • традиции, на которых воспитывались сами родители;
  • научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
  • нравственные устои семьи.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

1. Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы поощрения и наказания. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя появления у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всегда настороже. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники такого типа часто слывут в детской среде «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Эти дети не любят ни умственный, ни физический труд. И такая тенденция проявляется у них во все возрастные периоды жизни. Школьники такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством, и в первую очередь, это касается самих родителей. Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду. Зачастую манеры поведения таких детей приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. Нередко родители говорят о том, что в классе их ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует всё, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего. Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Педагог таких учащихся должен сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять её решение «на потом»; обсуждать конфликтную ситуацию наедине; давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.

2. Состязательный стиль семейного воспитания. При состязательном стиле с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется, причем иногда не только морально, но и материально. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов родители дают возможность своему ребенку попробовать себя в различных видах деятельности. Участие ребенка с раннего возраста в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем, к хронической усталости. В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет в разрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким. Родители не терпят обидчиков своего ребенка (не взирая при этом на то, прав их ребенок или не прав), не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка. Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения. Педагог должен помогать родителям таких учащихся видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно. В любой деятельности таких детей привлекает только результат. Они берутся за любые дела, лишь бы только их заметили и оценили. Эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. Характерными качествами детей поискового типа являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях.

3. Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать свой собственный опыт методом проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки, в воспитании они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок сам может выбрать деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У таких родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, самостоятельными, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно всё время быть в деятельности.

4. Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип. Данный стиль обусловлен некоторыми причинами: болезненность ребенка с раннего детства, особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными, они ни на минуту не оставляют своего ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, так как родители сами определяют, что может быть ему интересно. Такая деятельность родителей может объясняться ещё и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка. С раннего возраста родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родители делают всё возможное и невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания, поэтому у детей формируется ситуативная мораль; они следуют нравственным принципам той социальной группы, в которую они попали, слепо следуют чужому мнению. Особенностью учащихся этого типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность. Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Учащиеся инфантильного типа прагматичны. Если они предполагают какую-то выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике, в классных коллективах ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию. Главными отличительными чертами этих детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.

5. Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

* ребенок воспитывается в детском доме или в семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним;

* ребенок длительное время находится без родителей; возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье;

* сами родители воспитывались в семьях, где к детям относились достаточно жестко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в новую;

* родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

           В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшеклассники протестуют против такого к себе обращения. Родители достаточно активно используют методы наказания, в том числе и физические. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно, для того, чтобы показать степень своей власти над ним. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как можно себя вести. У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, чтобы это не отразилось на учебе. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности. Они угрюмы, подозрительны, склонны вступать в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа нерешительны, замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Педагог должен знать, что школьникам с тревожным типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защищать их.

6. Сочувствующий стиль семейного воспитания. Сочувствующий стиль воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности. Условием формирования такого стиля являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с детства предоставлен самому себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая своим родителям. Дети в такой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье. Родители любят своего ребенка, но никогда не балуют. Они понимают, что их задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, победе. Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании детей. Семья старается быть примером нравственного поведения. Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, они организованны и ответственны. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут всё знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей. Классный руководитель может им поручать любую работу, они всегда и всё выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовольствие от процесса деятельности. Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип - самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются исполнительностью, терпеливостью, самокритичностью, сильной волей.

7. Гармоничный стиль семейного воспитания. Суть гармоничного стиля заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности. В таких семьях ребенок является всегда желанным, родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети всегда говорят правду, умеют верно дружить, не скрывают своих истинных чувств и желаний. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Ребята могут нарушать дисциплину, как и остальные дети, но на замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок. Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем.

            Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы, и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако многое из того, что было сказано, поможет классному руководителю и педагогу, построить процесс воспитания и обучения целесообразнее и эффективнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться им помочь в их преодолении. А родители уже смогут различить стили семейного воспитания и будут знать как общаться, как поступить, как найти общий язык со своим ребенком.

            Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на родителей при общении с ребенком, а также повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, создать ситуацию успеха для многих ребят, помочь преодолеть проблемы в развитии некоторых детей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          По типу Золушки – родители чрезмерно придирчивы, требовательны и стесняются дать детям нужную им ласку и теплоту. Дети вырастают пугливыми, не способными постоять за себя. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. При таком воспитании, как правило, родители готовят уроки вместе с детьми и пытаются надавить на ребёнка и заставить сделать какое-то действие. Например, выучить стих на отлично. Часто этот метод оборачивается тем, что дети не хотят учиться вообще, теряют желание тратить на учебу время.

          Воспитание опекой – родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый шаг. Опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. И ребенку не остается, как подчиниться воли взрослого. Часто в таких семьях родители сами выполняют некоторые задания школьных уроков за ребенка.

          Воспитание кумира – выполняются все требования и капризы ребенка. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов. Не хочет ребенок писать в тетради, родители идут на поводу, отдохни, ты же устал.

          Воспитание подарками – родители не занимаются своими детьми, отделываясь подарками. Будешь хорошо учиться, получишь то-то, а как ты это будешь делать меня не волнует, мне некогда с тобой заниматься.

          Воспитание доверием – родители представляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самостоятельно регулировать свое поведение, но готовы прийти на помощь и снисходительны к ошибкам.

    

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010