Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Родительского собрания на тему «Права и обязанности в школе и дома или учимся думать о себе и о других»

Автор:
Кураева Тамара Федоровна

Аннотация:

Аннотация

 Родительского  собрания    на тему

«Права и обязанности в школе и дома или учимся думать о себе и о других»

 

                      Данная разработка посвящена   совместной работе классного руководителя, родителей и учащихся.

            Опыт проведения  родительских собраний совместно с учениками  показал, что  есть хорошая возможность развивать правовую культуру,  обсудить имеющиеся проблемы  и привлечь  внимание родителей к решению данных проблем. Через игровые формы, тренинги подвести учащихся к выводу, что нет прав без обязанностей.

Статья:

Родительское собрание на тему

«Права и обязанности в школе и дома или учимся думать о себе и о других»

8 класс

 

 Автор: Кураева Тамара Фёдоровна

 

 

Цель:

  1. Развивать правовую культуру школьников через просветительскую работу.
  2. Привлечь внимание родителей  к решению данной проблемы.
  3. Через игровые формы, тренинги подвести учащихся к выводу, что нет прав без обязанностей.

 

Оборудование: высказывание, карточки, сканворд, анкеты для учащихся и для 

                          родителей.

 

Ход собрания.

 

  1. Вступительное слово классного руководителя.

      Скажем «Здравствуйте» руками!
      Скажем «Здравствуйте» глазами!
      Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
      Станет радостно кругом!

 

  Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе с родителями  для серьёзного разговора.

 

2. Целеполагание:  

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

 

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями,  Почему? В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор сегодня пойдёт  о том, какие права и обязанности ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Можно ли сопоставить две фразы: Права и обязанности в школе и дома или учимся думать о себе и о других ?

     Современная практика показывает, что знание прав необходимо не только взрослым, но и детям. В нашей стране действуют ряд документов, закрепляющие наши права: Конституция РФ, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребёнка. Многие уже знакомы с этими документами, но достаточно прочитать конвенцию о правах ребёнка и любой международный документ о  правах  человека. Чтобы убедиться6 взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет. Есть иное: признание простого факта, что ребёнку в силу его возрастных способностей сложнее отстаивать свои права, у них нет жизненного опыта, им сложнее ориентироваться в сложных ситуациях. Поэтому. Многие вопросы за детей решают взрослые.

   «Конвенция о правах ребёнка» обращена не к самому ребёнку, а к взрослым, прежде всего к представителям властных структур. Каждая статья Конвенции начинается словами: «Государства – участники признают…». В Конвенции о защите прав человека и основных свобод статьи начинаются: каждый человек имеет право…  Поэтому, и взрослые, и дети должны знать основные права человека.

 

1.Давайте проведём небольшую разминку: «Знаю ли я свои права»

закончите утверждения:

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на ________ (личную неприкосновенность и свободу).
  • Брак королевича Елисея  и царевны был заключён при _____________ жениха и невесты. (свободном о обюдном согласии).
  • Пёс Соколко не пускал старуху в дом, охраняя право на __________ (неприкосновенность жилища).
  • Князю Гвидону, превратившемуся в  комара, никто не мешал воспользоваться правом ______ (уехать из своей страны и вернуться на Родину).
  • Ткачиха с поварихой, сватье бабой Бабарихой виноваты в ____ царицы  (в посягательстве на честь и репутацию).
  • Получив сообщение от гонца, Царь Солтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью _______ ( закона и справедливогосуда).

 

2. Знаете ли вы, а что такое ПРАВО?  Совокупность установленных и охраняемых  государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

 

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

 Мы сделали правовые знаки, которые отражают правовые статьи  Конституции РФ Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь  родителей.

Наши  родители покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

  1. Право на имя и гражданство (ст.7)
  2. Право на жизнь (ст.6)
  3. Право на образование (ст.28)
  4. Право на пользование совершенными услугами здравоохранения  (ст.24)
  5. Право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).
  6. Право на пользование благами социального обеспечения (ст.26).
  7. Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития ребёнка (ст.27)
  8. Право на неприкосновенность частной жизни, защиту честного имени (ст.23 Конституции Р.Ф.)
  9. Право на получение информации, необходимой для интеллектуального развития (ст.17)
  10.  Право свободно выражать своё мнение (ст.13)
  11. Право на защиту и «нормальное обращение» в случае нарушения уголовного законодательства (ст.40)
  12. Право на отдых и досуг (ст.31).
  13. Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32).
  14. Право на жилище (ст.40 Конституции РФ).

 

4. Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

  • Какая самая главная обязанность у тебя в семье? 
  • У родителей?
  • У кого их больше всего? (Спросить родителей)
  • А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся  называют)

 

Размышления в слух (на основе проведённых анкет)

«Мои права и обязанности»- для учащихся.

«Права и обязанности моего ребёнка» - для родителей.

5. Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

Очень часто звучат фразы «Я имею право» , «Вы нарушаете мои права» - эти фразы произносятся невпопад в ситуациях, когда человек явно не прав.

 Анализ ситуаций:

  1. Мама: сколько раз тебе говорить: после одиннадцати вечера ты должен отправить гостей по домам. Ваша музыка ужасно действует всем на нервы

Сын: но мама! Ты же всё – равно в одиннадцать часов ещё не спишь. Кроме того, я имею право на свободу общения!

  1. Мама: доченька, я ухожу на работу, приберись пожалуйста, помой за собой  

посуду. Сходи в магазин.

Дочь: мама, у меня завтра сложная контрольная.

Мама: ты решишь свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.

Дочь: А есть между прочим, такой закон я имею право не выполнять любую работу, которая препятствует получению образования.

 

3. Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

 

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

 

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

 

Растут дети, а вместе с их взрослением растёт   радость от успехов, появляется высокая самооценка, требования к окружающим, но не к себе., поэтому,  появляются проблемы,  

Притча. Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос».

Задание:  предлагаются различные ситуации и идёт обсуждение.(для родителей).

В это время учащиеся пишут Декларацию:

  •  Я пользуюсь правами подростков:
  • Мои права ущемляются (какие и кем):
  • Я хотел бы иметь дополнительные права:

Ситуация 1. Ребёнок обижается, если родители считают, что он ещё мал для покупок хороших и дорогих вещей, отказывается носить вещи, которые ему покупают родители.

Ситуация 2.  Ребёнок     переживает по поводу своей фигуры, т.к. сверстники постоянно смеются над ним. Он отказывается есть, становится агрессивным и грубым..

Ситуация 3.  Родители узнают  что   ребёнок в компании своих сверстников  начал курить, употреблять спиртные напитки, Они  заметили, что изменилось его настроение, общение с  родителями..

Ситуация 5. Сын собрался в многодневный поход. Мама – против, отец разрешил, объяснив это тем, что когда-то человек должен учиться ответственности за свои решения и поступки. Предложите вариант решения проблемы.

ИТОГ.

Заканчивая собрание, давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

     П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

  р А з у м н о с т ь

     В о с п и т а н н о с т ь

     О б я з а н н о с т и

 

Уважаемые родители! Напоследок я прошу вас закончить несколько фраз:

 -Я сегодня задумался о…

- Я изменил мнение о …

-Мне сегодня понравилось/ не понравилось…,

 Нужно обсудить на следующем собрании вопрос о…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Права и обязанности  моего ребёнка» (Для родителей)

 

Мои права

Мои обязанности

В стране мой ребёнок имеет право на:

А._______________________________________

Б._______________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

В школе мой ребёнок имеет право на:

А_______________________________________

Б________________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

В семье мой ребёнок имеет право:

А._______________________________________

Б._______________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

 

 

В стране мой ребёнок обязан:

А.__________________________________

Б._________________________________

В._________________________________

Г._________________________________

Д.________________________________

Е.__________________________________

В школе мой ребёнок обязан:

А._________________________________

Б._________________________________

В._________________________________

Г._________________________________

Д._________________________________

Е._________________________________

В семье мой ребёнок обязан:

А._________________________________

Б._________________________________

В.________________________________

Г,_________________________________

Д._________________________________

Е._________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Права и обязанности  моего ребёнка» (для учащихся)

 

Мои права

Мои обязанности

В стране  я имею право на:

А._______________________________________

Б._______________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

В школе я  имею право на:

А_______________________________________

Б________________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

В семье  я имею  право:

А._______________________________________

Б._______________________________________

В._______________________________________

Г._______________________________________

Д._______________________________________

Е._______________________________________

 

 

В стране  я обязан:

А.___________________________________

Б.___________________________________

В.___________________________________

Г.__________________________________

Д.___________________________________

Е.___________________________________

В школе  я обязан:

А.__________________________________

Б.__________________________________

В.___________________________________

Г.___________________________________

Д.___________________________________

Е.___________________________________

В семье  я обязан:

А.___________________________________

Б.___________________________________

В.__________________________________

Г,___________________________________

Д.___________________________________

Е.___________________________________

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010