Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Личностные результаты как предмет оценки эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения

Автор:
Поспелова Марина Анатольевна

Аннотация:

Статья «Личностные результаты как предмет оценки эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения» Поспеловой М.А.

 

Аннотация к статье.

В статье раскрыто понятие «личностные результаты», в также основной объект, содержание и методы оценки личностных результатов. Автором статьи подчеркнута актуальность проблемы состояния духовно-нравственных ориентиров молодежи, в том числе учащейся, ее культурной и духовной деградации; приведены статистические данные ВЦИОМ, размышления лицеистов и результаты анкетирования обучающихся 7-11 классов МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»  по темам: «Мое отношение к сквернословию» и «Ценности человеческой жизни»; представлена работа образовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности, а именно: школьных объединений разной направленности, плана воспитательной работы школы, городской опорной школы «Детский парламент», городской инициативной площадки «Возрождение», регионального отделения «Российского движения школьников», направленная на раскрытие и совершенствование личности обучающегося.

    Автором статьи является Поспелова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области.

 

Поспелова М.А.

(персональный код автора: SC-3191)

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

«Личностные результаты как предмет оценки эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения»

 

 

Автор статьи: Поспелова Марина Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-3191)

 

Народная мудрость гласит:

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на десять лет вперед - сажай лес,

Если же на сто лет - воспитывай детей.

 

Федеральные стандарты широко раскрывают понятие «личностные результаты», в основе которого – саморазвитие и личностное самоопределение, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и социальные компетенции, целеполагание, правосознание и национальное самосознание, которые формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:самоопределение, смыслообразование и морально‑этическая ориентация, которые представлены на слайде. Основным содержанием оценки личностных результатов выступают становление и сформированность основ национального самосознания, установление личностного смысла учения и сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, знание основных моральных норм и сформированность социальных компетенций. Методами оценки личностных результатовявляютсявнешние  мониторинговые процедуры, внутренняя оценка. В качестве оценки отдельных личностных результатов выступают соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участие в общественной жизни школы и ближайшего социального окружения; прилежание и ответственность за результаты обучения и другое. Данные о достижении обучающихся используются только в интересах их личностного развития, могут быть отражены в портфолио ученика. В Основной образовательной программе прописано:личностные результаты выпускников всех уровнейне выносятся на итоговую оценку обучающихся, а являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, в частности лицея имени В.Г. Сизова.

Приоритетную значимость воспитания в контексте образования подчеркнул Владимир Путин, выступая в июне 2017 года на встрече с учителями – наставниками выпускных классов: «Получить знания – это непросто, особенно современные, но это все-таки вторичное, с тем, чтобы выпускник должным образом относился к себе самому, к своим друзьям, к семье, к Родине…». К сожалению, на сегодняшний день актуальна проблема состояния духовно-нравственных ориентиров молодежи, ее культурной и духовной деградации. Согласно статистическим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, самыми распространенными проблемам молодежи являются: 77% - зависимость от компьютерных игр, 75% - негативное влияние сети Интернет; 64% - алкоголизм и нецензурная лексика; 62% - конфликты с родителями и ровесниками. Кроме этого, отмечается, что 75% опрошенных не знают людей, которых они могли бы назвать своим идеалом; 55% - согласны с тем, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, приходится переступать моральные принципы и нормы»; 54% - не проявляют интереса к истории страны; 39% - понимают под словами «жизненный успех» наличие богатства.

       В своем размышлении о проблеме употребления нецензурной лексики в подростковой среде Бичукина Екатерина, ученица 8-А класса МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова», написала: «Из уст молодежи все чаще слышатся нецензурные выражения. Что же с этим делать? Для начала нужно понять причину. Одной из причин является то, что взрослые, сами того не замечая, употребляют в своей речи нецензурную лексику, при этом говорят детям, что это плохо и так делать нельзя. Другая причина - низкий уровень духовного развития молодежи, которая практически не читает художественную литературу. Считаю, что проблема ненормативной лексики среди подростков будет решена тогда, когда взрослые сами начнут показывать детям положительный пример, никогда не употребляя бранных (нецензурных) слов.                                  

Насколько же данная проблема актуальна в нашей школе, мы узнаем из результатов опроса «Мое отношение к нецензурной лексике», в котором приняли участие 247 обучающихся 7-11 классов (апрель 2018г.). Результаты следующие: 40% респондентов относятся к употреблению нецензурной лексики детьми и взрослыми нормально, 35%  – отрицательно, 25%  – не задумывались; 66% обучающихся утверждают, что чаще всего слышат нецензурные выражения от одноклассников или сверстников, 52% – от друзей, 36% – от взрослых, в т.ч. от родителей, по 4% – по телевидению и от маленьких детей, 3%  – ни от кого; по 27% анкетируемых написали, что на нецензурное слово по отношению к себе они смеются или ругаются в ответ, 14% – обижаются, 12% – уходят в сторону, 10%  – дерутся, по 3% – плачут или рассказывают взрослым (родителям, учителям), 31% – никак не будут реагировать; 47% школьников считают, что дети и взрослые выражаются нецензурно от безысходности, т.к. не могут найти выход из какой-либо ситуации, 27% – чтобы выглядеть взрослее, 13% – потому что «слабы духом», 31% – не знают; 56% опрошенных думают, что объем лексики в речи человека зависит от социальной среды (семьи, друзей), 36%  – от уровня воспитанности, 18%  – от уровня образованности, 23% – не знают; 77% обучающихся уверены, что в Храме нельзя использовать нецензурные слова, т.к. это священное место, в котором нецензурное слово – это грех и может оскорбить верующих, 6% – можно, 17% – не знают; среди предложений по решению проблемы употребления нецензурной лексики детьми и взрослыми: всем контролировать себя и научиться сдерживать свои негативные эмоции; проводить работу с детьми и родителями в целях повышения их уровня общей культуры, расширения словарного запаса, продвижения чтения; ввести штрафы, а также запрет на использование бранных слов в общественных местах, в т.ч. в социальных сетях. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют об актуальности вышеназванной проблемы в нашей школе, а значит – о необходимости продолжить работу по повышению речевой культуры обучающихся и в целом по формированию их нравственного сознания.

Остров духовных ценностей (притча неизвестного происхождения).

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:

- Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь:

- Это было Время.

- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:

- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

   В апреле 2018г. было проведено анкетирование «Ценности человеческой жизни», в котором приняли участие 103 ученика 10-11 классов. Результаты следующие: 74% респондентов указали, что наиболее важным для счастливой жизни является здоровье, 42% – знания и умения, 39%  – семья, 37%  – деньги, 35% – любимая работа, 17% – друзья, 13% – самостоятельность, 9%  – красота; среди заветных желаний старшеклассников: успешно окончить школу, сдать ЕГЭ на 100 баллов, поступить в выбранный ВУЗ, не потеряться в жизни и не потерять друзей и близких, открыть свой бизнес, например, цветочный магазин, достичь высокого карьерного роста, знать языки в совершенстве, научиться водить машину, жить в достатке; старшеклассники считают, что хорошая жизнь – это когда твои родные и близкие здоровы и ни в чем не нуждаются, любящая семья и возможность путешествовать, хорошо оплачиваемая работа и крепкая семья, жизнь без границ (свобода);  счастливый человек – этот тот, кто умеет радоваться тому, что имеет  кто достигает свои цели, кто никогда не грустит и не чувствует себя ненужным; цели жизни детей: вырасти достойным и честным человеком, быть полезным, работать так, чтобы близкие ни в чем не нуждались; 46% анкетируемых уверены, что школа – это главный институт государства, влияющий на формирование ценностей молодежи, 40% – семья, 8% – СМИ, по 3% – профессиональные учебные заведения и общественные организации; 49%  опрошенных думают, что после своей жизни каждый должен оставить здоровое потомство, 32%  – вклад в науку, 13% – огромное денежное состояние, 6% – вклад в искусство, новый вид спорта, кинематографию, просто оставить след… Таким образом, очередной раз убеждаемся в том, что старшеклассники осознают важность жизненных ценностей, а значит - правильно расставляют приоритеты.

   Внеурочной деятельности - одному из направлений формирования личностных результатов обучающихся - в Основной образовательной программе отведен целый раздел. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Среди задач: обеспечить благоприятную адаптацию детей в школе,  улучшить условия для их развития,учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, оптимизировать их учебную нагрузку. Внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.

На наш взгляд, в МБОУ «Лицей имени Сизова» созданы оптимальные условия для эффективного развития личностных результатов обучающихся. Об этом свидетельствуют статистические данные по внеурочной деятельности:

1). На протяжении последних трех лет учителями школы реализовано 56 программ внеурочной деятельности, из них 20 – общекультурной, 13 – духовно-нравственной, 11 – общеинтеллектуальной, 9 – спортивно-оздоровительной и 3 – социальной направленности. Общее число лицеистов, обучившихся по предложенным им программам внеурочной деятельности, - составило 2984 человека, из них 2147 младших школьников, 609 учеников основной школы и 228 старшеклассников.

 

2). В целом по уровням обучения и основным направлениям внеурочной деятельности за последних три года наблюдается положительная динамика: увеличилось количество программ внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности с 0 в 2015 году до 6 в 2017 («Умники и умницы», «Экспериментальная физика», «Занимательная информатика», «Разрушители легенд», «IT - технологии», «Будущее науки»); общекультурной направленности с 5 в 2015 году до 7 в 2017 («Планета здоровья», «Палитра», «Росинка», «Роза ветров», «Виртуальные экскурсии», «Дорожный патруль», «Моя безопасность»); социальной направленности с 0 в 2015 году до 2 в 2017 («Школа этикета», «Аргументы. Цифры. Факты»); стабильно количество программ духовно-нравственной направленности: «Читаем вместе», «Наш край», «Северные фантазии», «Кудесница», «Сизовцы» и спортивно-оздоровительной - «Общая физическая подготовка»; 45% обучающихся 1-11 классов – активные участники в реализации программ духовно-нравственной направленности, 29%  – общекультурной, 12% - спортивно-оздоровительной, 10% обучающихся – общеинтеллектуальной,  4%  – социальной направленности. Кроме этого, в течение трех лет на базе МБУ ДО ЦРТДиЮ «Полярис» были реализованы программы с полным набором групп из числа лицеистов: «Веселый зоосад», «Зоомир» - 3 классы, «Фламинго» - 9-11 классы, на базе МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» с частичным набором групп  из числа лицеистов, посещающих спортивные школы: баскетбол, теннис, футбол, горные лыжи – 1-11 классы. К сожалению, из-за дефицита высокопрофессиональных педагогов и тренеров, сокращения кадров в системе дополнительного образования не удалось продолжить работу в начальной и основной школе по программам: «Шахматы», «Дорожная азбука», «Мастерская чудес», «Зазеркалье».

                   В рамках внеурочной деятельности организована работа не только школьных объединений разной направленности, но и проведение мероприятий разного уровня в рамках плана воспитательной работы школы, городской опорной школы «Детский парламент», городской инициативной площадки «Возрождение», регионального отделения «Российского движения школьников», Всероссийского проекта «Школа», основная цель которых – раскрытие и совершенствование личности обучающихся. Посмотрев видеомонтаж, в создании которого использованы сюжеты, снятые учениками, учителями и сотрудников лицея, корреспондентами местного канала ТВМ, можно сказать, что лицеистов отличает достаточно высокий уровень мотивации в разных направлениях деятельности, а также активная жизненная позиция, стремление к творчеству и повести за собой.

 

Таким образом, можно сделать вывод: внеурочная деятельность в МБОУ «Лицей имени Сизова» является одной из основных составляющих образовательного процесса. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности повышают активность и работоспособность детей, способствуют снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит - эффективности достижений личностных результатов.

 

 

 

          

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010