Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Услышим друг друга.

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Степанов Саргылан Матвеевич

Аннотация:

 

 

 

Степанов С.М., Кириллина М.М. «Услышим друг друга»

    Ориентир на восстановительное правосудие позволяет

избежать принятых сегодня в обществе агрессивных и сило-

вых методов разрешения конфликтных и криминальных си-

туаций.

     В статье рассматривается вопрос о школьных службах

примирения, о медиаторах, помогающих сторонам разрешить

имеющийся конфликт, спор.

     Рассматривается Российский опыт работы школьных

служб примирения и Республики Саха (Якутия).

     Даны рекомендации по создании Служб в образователь-

ных учреждениях.

 

 

 

Ключевые слова:

администрирование,

восстановительное

правосудие, коорди-

нация, конфликт,

криминальная си-

туация, кураторы,

 медиаторы, медиа-

ции, проект, соци-ально-психологи-

ческие тренинги,

служба примире-

ния, организация рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Услышим друг друга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Школьные службы примирения являются каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей. И при этом часть детей становятся проводниками таких норм, реализуя их в ходе разрешения конфликтных ситуаций. Основанием практики школьных служб примирения в России является идея восстановительного правосудия. Эту идею десять лет назад внедрил Общественный Центр «Судебно-правовая реформа».

         Ориентир на восстановительное правосудие позволяет избежать принятых сегодня в обществе агрессивных и силовых методов разрешения конфликтных и криминальных ситуаций.

         Ядром деятельности школьных служб примирения являются примирительные встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя, в ходе которых обсуждаются способы цивилизованного выхода из конфликта или криминальной ситуации.

         В ходе встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения между людьми: от ненависти, злобы и агрессии стороны приходят к взаимопониманию.

         Медиаторы – от mediator (англ.) посредник. Третье, нейтральное, независимое лицо (примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. Ровесник – прошедший специальную подготовку по конфликтологии и медиации.

Как результат – принимаются и реализуются обязательства по заглаживанию вреда и осуществляются по отношению друг к другу восстановительные действия: извинение, прощение, понимание, принятие, то есть такие простые действия, на основе которых держится общество.

         В школьных службах примирения сами ученики, прошедшие специальную подготовку, являются ведущими (медиаторами).

Служба примирения функционирует под наблюдением взрослых. Обычно в роли кураторов выступают заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги или школьные психологи.

         Таким образом реализуются цели проекта – внедрение, применение и продвижение альтернативных подходов при разрешении конфликтов в общеобразовательных учреждениях; создание системы обучения восстановительным технологиям.

 

Российский опыт

         На сегодняшний день проект «Школьная служба примирения» функционирует в следующих регионах России: Новгородской области, Волгоградской области, Республике Дагестан, Самарской области, Пермском крае, Новосибирской области, Республике Чувашия, г.Москва, Кировской области, Ростовской области, Красноярском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Саха (Якутия).

         Всего по России насчитывается 609 школьных служб, за 2014-2015 учебный год службами рассмотрено 2381 случаев, общее количество участников встреч составило 4448 человек, из них 921 взрослых, 3527 подростков.

         Исследования по эффективности программ обучения медиаторству, проводившиеся в период от нескольких месяцев до двух лет в разных типах учебных заведений от начальных школ до колледжей (в разных регионах России), показали, что 85-95% конфликтов, в которых медиаторами выступали сверстники, имели своим результатом продолжающиеся и стабильные соглашения. Обучение по программам медиаторства уменьшило число обращений по поводу конфликтов к педагогам и администрации.

 

 

 

 

 

 

 

«Школьные службы примирения» в Республике Саха (Якутия)

 

         Проект в нашей республике стартовал в начале 2011 года, инициаторами которого выступили Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) в лице Государственного бюджетного учреждения «Центр социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия)» при поддержке Международного детского фонда «Дети Саха-Азия».

         Так деятельность Служб началась с подготовительного этапа – организации экспериментальных площадок. Были отобраны 10 школ: МОБУ НПСОШ №2, МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №12, МОУ ООШ №18, МОУ СОШ №19, МОУ СОШ №26, МОБУ Городская классическая гимназия, МОУ «Центр образования, МОУ Хатасская СОШ, МОУ Майинская СОШ №1».

         Главным критерием отбора стало добровольность и готовность школы к созданию службы. Первый год работы был насыщен мероприятиями по встраиванию служб примирения в структуру школы. Мы утвердили эмблему; провели обучающие семинары, социально-психологические тренинги, разные конкурсы для медиаторов, состоялись выездные мероприятия в улусы республики с целью расширения сети служб; кураторы выезжали на обучение в г.Чебоксары, г.Пермь.

         Большим шагом вперед стало утверждение Положения о «Школьных службах примирения в Республике Саха (Якутия)» министром по молодежной политике и спорту и министром образования.

         Работа школьных служб примирения планомерно развивается. Общий охват детей, которые могут обратиться в Службы примирения, в 2016 году составил 8382 человека. Всего по итогам деятельности служб в период 2015-2016 учебный год рассмотрены 54 конфликтные ситуации. Из них 34 (47%) медации проведены кураторами и 39 (53%) – медиаторами. Проведено около 80 предварительных встреч. Запросы, по которым обращаются к службам примирения, различны. Анализ показывает, что 71% медиаций проводится в случаях конфликта между учениками, 12% - в случаях конфликта между учеником и учителем, 11-76% - в случаях конфликта между учеником и родителем, 4% - в случаях конфликта между учителем-родителем и 2% - в случаях конфликта между родителями.

         Оценка эффективности первого года работы служб проводился путем сравнения показателей количества детей, состоящих на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и количества совершенных преступлений несовершеннолетними за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы.

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010