Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

О реализации программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области

Автор:
Поспелова Марина Анатольевна

Аннотация:

Аннотация к статье.

В статье представлены результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области, цель которой - содействовать развитию высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности обучающегося лицея и его индивидуальных способностей, склонностей, интересов, творческого потенциала. Автором статьи перечислены базовые национальные ценности российского общества, формы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), традиционные мероприятия, раскрыты термины, основные направления и планируемые результаты воспитательной деятельности, а также приведены итоги анкетирования учеников 8-11 классов МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» по изучению жизненных ценностей и уровня социализированности личности обучающихся, проведенного в марте 2017 года.

Автором статьи является Поспелова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области.

 

Поспелова М.А.

Статья:

Открытый педагогический форум «Новая школа» (Москва, 2017г.).

Направление «Воспитание», модуль «Воспитание школьников».

 

Название статьи:

«О реализации программы воспитания и социализации обучающихся

МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области»

 

 

Автор статьи: Поспелова Марина Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-3191)

 

 

           Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального, основного и среднего общего образования является разделом Основных образовательных программ общего образования и строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно-нравственное развитие» человека используются в контексте образования:  воспитание – составляющая процесса образования; духовно-нравственное развитие – формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; социализация – процесс усвоения личностью знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Важным аспектом воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества. Основными направлениями воспитательной деятельности являются (Приложение): 1) гражданско-патриотическое; 2) нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей; 3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству; 4) интеллектуальное воспитание; 5) здоровьесберегающее воспитание; 6) социокультурное и медиакультурное воспитание, формирование коммуникативной культуры; 7) культурологическое и эстетическое воспитание; 8) правовое воспитание и культура безопасности обучающихся; 9) экологическое воспитание.  Все вышеназванные направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

                       Формирование социального опыта лицеистов осуществляется в ходе реализации проектов, коллективных творческих дел, праздников, станционных, интеллектуальных, деловых игр, посещения музеев, спектаклей, экскурсий, встреч с интересными людьми, старожилами города, ветеранами войны и труда и т.д.

          На протяжении многих лет традиционными мероприятиями в мончегорском  МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» стали следующие: поход «Партизанскими тропами Заполярья», информационно-познавательный час «Улица Комсомольская, на которой наш лицей», митинг «Яркий свет идей Сизова», поездки в Мурманск, Мончегорский авиаполк, Лапландский заповедник, Кировскую Снежную деревню, Оленегорский боулинг-центр, цикл экскурсий в музее истории школы «О чём рассказали личные вещи В.Г.Сизова», «Эвакогоспиталь №1865 в годы Великой Отечественной войны», «Прифронтовой Мончегорск», «На гранитных обелисках Кольского Севера цветы памяти…», конкурсы «Класс года», «Семья года», «Самый читающий шестой класс», Школьная спартакиада, День лицея, концерты «Спасибо Вам, учителя!», «Ваша служба и опасна, и трудна», «Вам, милые женщины», праздники «Да здравствует лицей!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Последний звонок», «Слава науке и ученикам», заседания профориентационного клуба «Ориентир», Единый день развивающего обучения «От теории к практике», День самоуправления, семинар «Я – лидер», форум «Лидер и команда», лыжные походы, спортивные соревнования и эстафеты, игры «Безопасное колесо», «Интеллектуальный калейдоскоп», «Жить здорово», «Путешествие в страну Пешеходию», «Гражданин. Государство. Закон», «Бой отважных», акции «Сохраните наши жизни», «День Имандры», «Зеленый и чистый Мончегорск», «В защиту животных», «Цветок толерантности», «Свеча», «Сохраним леса России», «Георгиевская ленточка», «Прощай, школа!», мероприятия в рамках городской инициативной площадки «Возрождение», городской опорной школы «Детский парламент» и др.

 

С сентября 2016 года мончегорский МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» является региональной пилотной образовательной организацией по осуществлению деятельности «Российского движения школьников» в Мурманской области. На протяжении учебного года в школе проводятся разнотематические мероприятия; обучающиеся и педагоги принимают участие в вебинарах, акциях, конкурсах разного уровня, в областных конференциях и слетах, в создании городского штаба «ЮнАрмия», в состав которого вошли обучающиеся 6-А класса;  в октябре 2016 года на региональном семинаре «Организационно-структурные вопросы работы Российского движения школьников в образовательных организациях» представлен опыт работы школы по развитию ученического самоуправления и т.д. Это только начало, продолжение следует…

 

Среди планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: готовность и способность ставить цели и строить жизненные планы; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;  осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности; развитость эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера; сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

Каковы же результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации лицеистов на сегодняшний день? Итоги анкетирования учеников 8-11 классов по изучению жизненных ценностей и уровня социализированности личности обучающихся, проведенного в марте текущего года.

В анкетировании «Ценности жизни», цель которого – изучение ценностных ориентиров школьников, приняли участие 127 респондентов, из них 62 ученика 8-х классов и 65 учеников 10-х классов. Результаты следующие: из 18 предложенных жизненных ценностей, представленных на слайде,  ученики 8-х и 10-х классов на 1 место поставили ЗДОРОВЬЕ; на 2-3 месте у 8-х классовденьги,  счастье, любовь, а у 10-х – хорошие, верные друзья, любовь; на 4-5 месте и у 8-х, и у 10-х классов – свобода, красивая внешность, познание, только в 8-х классах - удачная карьера, только в 10-х - материально обеспеченная жизнь, счастье; на 11-13 место и 8-ки, и 10-ки поставили общественное признание и фирменные вещи, только 8-ки – интересное дело, только 10-ки – деньги, богатство. Таким образом, вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что ученики понимают важность жизненных ценностей, но в своем выборе 8-е классы более меркантильны, чем 10-е, для которых деньги на 11 (почти последнем) месте.

Среди агентов социализации - учитель, школа, одноклассники являются небольшой частичкой общей социализации личности школьника. В анкетировании по изучению уровня социализированности личности обучающихся, проведенного по методике профессора Рожкова, приняли участие 199 респондентов, из них 79 учеников 9-х классов, 65 учеников 10-х классов и 55 учеников 11-х классов. Результаты следующие: высокий уровеньсоциальной адаптированности, активности, автономности и нравственности выявлен в 9-АБ и 10-АВ классах (от 1192 до 1251б.), средний – в 9-В, 10-Б, 11-х классах (от 920 до 1063б.), низкий – в 9-Г классе (785б.); коэффициент уровня социализации личности учеников 9-х, 10-х и 11-х классов составил от 2 до 3, из четырех возможных, что свидетельствует о среднем уровне развития социальных качеств. Однако, с одной стороны вызывает тревогу высокий процент низкого коэффициента по социальной адаптированности опрошенных; с другой стороны к позитивным результатам можно отнести высокий уровень нравственности (особенно в 10-11 классах).

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует продолжить реализацию программы воспитания и социализации обучающихся в мончегорском МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова», обеспечивающей (в первую очередь) формирование уклада школьной жизни, способствующего созданию социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010