Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Общество в развитии», план урока итогового повторения по обществознанию в 10 классе

Автор:
Юдина Ирина Геннадьевна

Аннотация:

Аннотация к плану урока обществознания 10 класс «Общество в развитии», подготовленным учителем истории и обществознания ОБОУ «Школа-интернат №4» города Курска Юдиной Ириной Геннадьевной

 

      Современные технологии активно используются сегодня школьными учителями. Почему? Скорее всего, они позволяют применять интерактивные методы, развивать самостоятельность, творчество, активность ученика, его познавательные возможности, возможность использовать знания на практике.

    Учителю интересно проводить подобные уроки, так как его роль минимальна, он- модератор, дирижер процесса познания,  применения полученных знаний. Подобные уроки проводятся в подготовленных, высокомотивированных классах. Кейсовая технология хороша сочетанием проблемного, поискового, исследовательского методов.

    Итоговое повторение за курс 10 класса базового уровня по учебнику Боголюбова Л.Н. спланировано учителем в виде работы над индивидуальными и групповыми кейсами по различным блокам курса: «Право», , «Экономика», «Общество», «Социология», «Философия».

    Задачи данного урока многогранны: излагать термины, приобретать навыки разработки действий и их осуществления, выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу, использовать имеющиеся в распоряжении знания (данные), чтобы разработать подробный и обоснованный план действий, тщательный анализ ситуации, развивать умение общаться коротко, эффективно, способность мыслить логически, ясно, последовательно, представлять анализ ситуации в убедительной и обоснованной форме, готовность и способность применить аналитическое мышление , количественный и качественный анализ ситуации, предвидеть результаты и значение своей работы, воспитывать ответственность за свои решения, результаты, критический взгляд на самого себя, уверенность- «могу сделать», инициативность, умение работать в группе и коллективе.

      Эпиграф урока как бы  «окольцовывает» его, притчи помогают не только релаксировать, перестроиться с одного вида работы на другой, но и подумать над теми философскими проблемами, которые в них заложены, а составление синквейна подвести итог усвоенным компетенциям.

  

 

Статья:

Урок итогового повторения по обществознанию в 10 классе

«Общество в развитии» на основе технологии кейсов

Учитель ОБОУ «Школа-интернат №4» города Курска

 Юдина Ирина Геннадьевна

 

Цели:

1)      Излагать термины, приобретать навыки разработки действий и их осуществления, использования метода кейсов, выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу, использовать имеющиеся в распоряжении знания (данные), чтобы разработать подробный и обоснованный план действий, тщательный анализ ситуации;

2)      Развивать умение общаться коротко, эффективно, способность мыслить логически, ясно, последовательно, представлять анализ ситуации в убедительной и обоснованной форме, готовность и способность применить аналитическое мышление , количественный и качественный анализ ситуации, предвидеть результаты и значение своей работы;

3)      Воспитывать ответственность за свои решения, результаты, критический взгляд на самого себя, уверенность- «могу сделать», инициативность, умение работать в группе и коллективе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, блоки распечатанных заданий-кейсов, видеозапись притчи, напечатанные и оформленные на доске эпиграфы, презентация.

Ход урока.

1.Организация класса на работу.

Вступительное слово учителя: Одна из страничек сказочного путешествия выпускников 2015 года начиналась такими словами:

«В те времена, когда еще не ступала ни одна наша нога без сменной обуви по шумным коридорам школы, когда простого ученика выпускного класса не пугал монстр образования с грозным именем ЕГЭ…». Что же было? -ученики были радостны и счастливы, а сейчас они тревожны и озабочены. Чтобы снять с вас часть тревоги  в школе есть учитель, методы и приемы преподавания, и , конечно же, ваш труд и ваши компетенции. Наш урок –это очередной шаг к  успешной сдаче ЕГЭ.

2. Мотивация учебной деятельности.

Анализ эпиграфа  « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Выяснение в беседе темы и задач урока.

3.Повторение и закрепление изученного материала.

А) Анализ индивидуальных домашних заданий. ( три варианта заданий выбраны учащимися по желанию, группы сформировались произвольно).

1.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, при изучении темы «Правоотношения и правонарушения», 10 класс, можно предложить учащимся следующее сообщение:
«Преступность в России анализирует Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры страны. Итоги первого полугодия неутешительны: прирост составил 5,2%. С учетом того, что рост правонарушений продолжается и даже растет, есть смысл разобраться в явлении более глубоко. 44,4% всех зафиксированных случаев преступности в России за первое полугодие – это хищение чужого имущества. Здесь динамика неравномерна: число краж подскочило на 8,7%. Красть стали больше, но меньше стали грабить (на 10,1%) и отбирать имущество методом разбоя (-5,6% динамики). Еще немного интересной статистики: рецидивистами совершается свыше половины всех преступлений, а каждый третий случай нарушения закона отмечен пометкой «отягчающее обстоятельство – под действием алкоголя».
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. 
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениям.

2.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
а)Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:
«В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились
жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей.
Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляю алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители»
Вопросы к тексту:
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в
данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой
проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом
социальной службы
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Семейное право.

Б)Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы: 
Какое право нарушено? 
Кем нарушено? 
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? 
Что нужно сделать для его восстановления? 
Кто обязан это сделать? 
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании.

Б) Просмотр и анализ притчи «Все в твоих руках».

В) Сможете решить кейс за 1 минуту? 


Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций.

1.Кейс №1 «Галерея Lafayette».

Итак, называется кейс «Галерея Lafayette», и основан он на реальных событиях. 
Молодой предпринимательнице на начальном этапе становления ее бизнеса не хватало средств на традиционные методы продвижения товара на рынок, она творчески подходила к решению проблем и добивалась своего очень дешевыми способами. Однажды она приехала завоевывать Европу, а управляющий парижской Галереи Lafayette отказался покупать ее продукцию – новые духи. Но она никогда не сдавалась. Когда наша героиня чего-то хотела, она была очень изобретательна в стремлении добиться своего. Женщина все таки нашла способ за 5 минут доказать управляющему, что ее духи могут занять достойное место в престижной галерее Lafayette. 
Что сделала женщина? Ваши варианты?

А сделала оно вот что. Дама открыла вдруг сумочку, достала оттуда большой флакон с какой-то желтоватой жидкостью и с размаху грохнула его об пол. Через уже через несколько минут не могла отбиться от вопросов: «Да, это мои новые духи,- сияя улыбкой, повторяла она.- Это Youth Dew, а меня зовут Эсте Лаудер. Вы никогда не слышали моего имени»

Этот тип кейсов, когда вы рассказывается историю, называется «Метод обратного отсчета». 
1 шаг: находите историю, (можно найти историю, которая связана с компанией). 
2 шаг: описываете условия 
3 шаг: предлагаете решить участникам тренинга задачу

Кейс № 2 “Розничный магазин”.

Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.

Задание: продумайте и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Кейс  № 3 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида. 

4. Рефлексия.

Составление синквейна

СХЕМА СИНКВЕЙНА:

1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА

4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

                       (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ

                         СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ

                         СТРОКАХ)

5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»

 

5.Итог урока.

Анализ эпиграфа: «Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли- это поручить другой женщине родить твое дитя.

Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Если хотите быть настоящим мастером, не ждите, когда кто-то родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнете свой ум, свою живую мысль»

                  (Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»).

Просмотр притчи  «Сам слепи свое счастье».

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010