Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование правильного дыхания у детей младшего школьного возраста

Автор:
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Формирование правильного дыхания  у детей младшего школьного возраста

                                                                                                      

                                                                                                        

         Уровень здоровья определяется состоянием функции дыхания, а резервные возможности организма зависят от резервных возможностей системы дыхания.        Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Уметь правильно дышать ‒ это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе позволяет быстро возбуждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках. Систематический контроль над согласованием дыхания с выполняемым упражнением способствует выработке необходимых условных связей: у детей постепенно образуется стереотип к ритмическому дыханию.

         Современному учителю необходимы знания для решения задач, связанных с охраной и укреплением здоровья учащихся, для этого важно осознать значение здоровьесберегающих методик, учитывать возрастные психофизиологические особенности школьников.

Статья:

Формирование правильного дыхания  у детей младшего школьного возраста

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

                                                                                                       

     

                                                                                                         

         Каждый ребенок обладает своим потенциалом здоровья. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет – на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. По данным Минздравсоцразвития сейчас в России только 10%  учащихся старшей школы относится к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к  группе риска. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

         Экологические условия окружающей среды оказывают выраженное влияние на формирование растущего организма, на состояние и развитие его физиологических систем. К числу значимых отрицательных стресс-факторов, отражающихся на самочувствии, умственной и физической работоспособности, физическом развитии, можно отнести резкие перепады атмосферного давления, изменения парциального давления кислорода, магнитные бури, сезонную зависимость физического состояния, загрязнение окружающей среды химическими отходами, электромагнитные излучения, радиацию. Исследования последних лет свидетельствуют об отрицательном влиянии телевидения на здоровье детей. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка.

          Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Уметь правильно дышать ‒ это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. При медленном выдыхании воздуха, ребенок расслабляется, успокаивается. Особенно полезны занятия дыхательной гимнастикой детям, которые имеют слабый иммунитет, хронический бронхит, астму и также особенность часто простужаться. Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе позволяет быстро возбуждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках.

         Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.  Деятельность этих систем чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма в процессе его адаптации к различным условиям внешней среды. Дыхание ‒ единый процесс, осуществляемый целостным организмом.

       Существуют дыхательные тесты позволяющие определить кислородное обеспечение организма и общий уровень тренированности.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

         После глубокого вдоха и выдоха производится вдох (около 80% от максимального) и задерживается дыхание. При этом рот должен быть закрыт, нос зажат пальцами. Фиксируется время от момента задержки дыхания до его возобновления Пробу можно проводить в положении лежа, сидя или стоя.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)

          В исходном положении лежа сделать глубокий вдох, а затем обычный выдох и сразу задержать дыхание, зажав нос пальцами. Учитывается время произвольной экспираторной паузы. После дозированной ходьбы (44 м в течение 30 сек) пробу повторяют (после дозированной ходьбы длительность задержки дыхания уменьшается не более чем на 50%).

Таблица

Оценка показателей пробы Штанге и Генчи (сек)

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

Проба Штанге

Проба Генчи

Проба Штанге

Проба Генчи

5

24

12

22

12

6

30

14

26

14

7

36

14

30

15

8

40

18

36

17

9

44

19

40

18

10

50

22

50

21

11

51

24

44

20

 

         Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.
Пробы с задержкой дыхания (асфиксией) выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.

 

Дыхание при выполнении упражнений

         Дыхательные упражнения– регулируют и усиливают дыхание, содействуют развитию и подвижности грудной клетки, увеличивают жизненную емкость легких, улучшают состав крови благодаря притоку кислорода и питательных веществ, способствует выполнению длительной физической работы без заметного утомления. Систематический контроль над согласованием дыхания с выполняемым упражнением способствует выработке необходимых условных связей: у детей постепенно образуется стереотип к ритмическому дыханию.

         Уровень здоровья определяется состоянием функции дыхания, а резервные возможности организма зависят от резервных возможностей системы дыхания. По выражению академика И.П. Павлова, человек – это система единственная по высочайшему саморегулированию, система, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая, но при создании для этого соответствующих условий. Лечение заболеваний органов дыхания без вспомогательной роли скелетной мускулатуры бесперспективно.

          Для сохранения высоких резервных возможностей организма необходимо поддерживать на должном уровне процесс вентиляции и газообмена дыхательной системы. Это достигается путем специальных тренировок дыхания, в процессе которых изменяются основные параметры дыхания.

         Усиление легочной вентиляции (при глубоком учащенном дыхании) ведет к чрезмерному удалению из организма углекислого газа. Это нарушает кислотно-щелочное равновесие в крови, вызывает сужение сосудов, ухудшение кровоснабжение мозга, всех тканей организма. В спокойном состоянии и при небольшой нагрузке нормальным является носовое дыхание, при котором воздух согревается, очищается от пыли, микробов. Кроме того, оно возбуждает нервные окончания в носовых пазухах, происходит настройка всего дыхательного аппарата на дыхание (носолегочный рефлекс), повышается тонус коры головного мозга, что способствует ее развитию. При значительной физической нагрузке легочная вентиляция увеличивается во много раз, проходимость носовых ходов становится недостаточной. В этих случаях вдох делается через нос, а выдох через нос и рот или вдох и выдох через нос и рот одновременно.

          При умеренной физической нагрузке наиболее благоприятные анатомические условия для вдоха создаются, когда мышцы туловища не напряжены, грудная клетка расправлена; а также при выпрямлении туловища, разгибании ног, отведении плеч назад (не поднимая их, так как сжимается верхняя часть грудной клетки), отведении рук в стороны ниже плеч, при поднимании рук вверх, отведении прямых и согнутых рук назад, при поднимании рук к плечам, на пояс. Выдохнужно делать при поворотах, наклонах, приседании, движении рук вниз, сгибании ног, т.е. при уменьшении поверхности тела.

         Значительные мышечные напряжения целесообразно сочетать с выдохом, а вдох делать в исходном положении. Например, лежа на животе, приподнимая верхнюю часть туловища, руки вверх ‒ задержка и выдох. Это объясняется тем, что при значительном мышечном напряжении некоторые дыхательные мышцы (межреберные, косые мышцы живота, грудинно-ключичные) переключаются на непосредственно мышечную работу. Кроме того, выдох усиливает возбуждение двигательного центра коры головного мозга, а вдох тормозит его. По окончании упражнения обязательна пауза, так как в этот момент дыхание нормализуется. Мелкие, быстрые движения (вращения кистей рук, стоп и пр.) совершаются при обычном дыхании. При неглубоком дыхании выполняются многократно повторяющиеся движения со значительной нагрузкой ‒ подскоки на месте, прыжки со скакалкой и т.п. В таких случаях менее глубокое дыхание выгоднее организму, так как на него расходуется меньше энергии, необходимой для физической работы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох ‒ несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Поэтому при обучении правильно дышать следует обращать внимание на выдох, добиваться его продолжительности. Упражнения с длительным выдохом нормализуют темп и ритм дыхания, укрепляют дыхательные мышцы. Особенно полезен в этом случае выдох с преодолением сопротивления (с полузакрытыми губами, со сжатыми зубами, выдох через трубочку и т.п.). Чтобы научиться правильному  дыханию, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.

         Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное. Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное дыхание, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли легких.

         С самого начала занятий необходимо включать упражнения на развитие диафрагмального типа дыхания. Такой способ дыхания, оказывая массажный эффект на органы брюшной полости, укрепляет  мышцы брюшной стенки, усиливает выделительные функции, способствуя очищению организма с первых дней тренировки дыхания.

          Для профилактики нарушений дыхательной системы необходимо обратить внимание на усиление активности дыхательных мышц и подвижности грудной клетки. Неумение включать диафрагму с помощью мышц брюшного пресса, межреберных мышц приводит к различным нарушениям частоты и глубины дыхания, длительности фаз вдоха и выдоха. В то же время создание условий для восстановления функции «мышечного насоса», выполняемой скелетной мускулатурой, т.е. выполнение определенных упражнений может восстановить утраченные в связи с мышечной недостаточностью функции организма, в том числе и хронические нарушения системы внешнего дыхания.

          Для профилактики работы органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения. Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности.

         Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений. Для улучшения легочной вентиляции применяются упражнения с удлиненным выдохом,  способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном положении «руки на пояс». Улучшение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, разведением рук в стороны или подъемом вверх, разгибанием туловища.

          Приведенные ниже упражнения можно выполнять каждый день.

          Упражнения, используемые на занятиях ‒ имитация через дыхание ветерка, надувания шарика, насоса и др.; дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи); очистительное дыхание – вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз; вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур; игровые упражнения «Гудок парохода», «Пчелка», Часики», «Трубач», «Паровозик». Произношение гласных звуков с придыханием, с имитацией движения грузчиков или дровосеков.

Комплекс дыхательной гимнастики

         1. Дыхание животом. Это дыхание осуществляется нижней частью живота. Во время вдоха через рот или нос – живот выпячивается вперед, диафрагма опускается вниз, помогая наполнить нижние отделы легких воздухом. Выдох – втягиваем живот в себя. Для облегчения и контроля за правильным выполнением этого упражнения, положить руку на живот.

         2. Дыхание грудью. Вдох через нос, во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, грудная клетка расширяется, ребра «разворачиваются». Воздух заполняет средние сегменты легких. Выдох через рот или нос свободный, грудная клетка сжимается. Для контроля одну руку положить на грудь, другую - на живот. Под руку, которая лежит на животе, движений быть не должно.

         3. Дыхание верхним отделом легких. Во время вдоха живот и грудь остаются неподвижными, плечи приподнимаются, голова несколько отклоняется назад. Выдох в обратном порядке: голова наклоняется вперед, плечи опускаются.

         Цель упражнений: овладеть дыхательной координацией.

         Терапевтический эффект: благодаря дыхательным движениям, ритмично изменяющим давление в полости груди и живота, внутренние органы подвергаются мягкому массажу, улучшающему кровообращение в них.

          При выполнении упражнения № 1, стимулируется кровообращение в нижней части живота и тазовой области, где находятся важные сплетения вегетативной нервной системы – солнечное и тазовое сплетение. Они управляют всеми находящимися в этой зоне кровеносными сосудами и органами: кишечником, печенью, почками, надпочечниками, органами половой системы, в свою очередь нормальная работа этих органов обеспечивает хорошее состояние всего организма.

         4. Дыхание для снятия нервного напряжения, при сильном утомлении – сделать несколько зевательных движений, и организм придет в норму.

         5. ИП – основная стойка; руки в стороны на уровне плеч. Отвести руки до предела назад при этом ладони повернуты вперед, пальцы разведены. 1 – движением вперед руки молниеносно скрестить перед грудью, так чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох); 2 – плавно, медленно вернуться в ИП (диафрагмальным вдохом выпятить живот).

         6. ИП – стоя на носках, руки в разведены в стороны. На счет 1 – опуститься на стопы, наклониться вперед. Округлив спину, больно хлестнуть кистями по лопаткам - громкий мощный выдох. На счет 2-3 – руки плавно развести в стороны и снова скрестить перед грудью (3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжая выдох). На счет 4 – вернуться в ИП диафрагмальным вдохом, выпячивая круглый живот.

         7. ИП – стоя на носках, ноги на ширине плеч; руки подняты вверх (пальцы сплетены в замок) и максимально отведены назад. На счет 1 – опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлест руками вперед – вниз - назад (громкий мощный выдох); на счет 2 – плавно вернуться в ИП диафрагмальным вдохом, выпячивая живот.

         Цель упражнений № 5, 6, 7 ‒ укрепить дыхательную мускулатуру и прежде всего мышцы, производящие выдох.

         Терапевтический эффект: очищается слизистая дыхательных путей от патологической микробной флоры, обеспечивая полноценный дренаж бронхов, и таким образом предупреждается развитие острых респираторных заболеваний.

         При выполнении упражнений № 5, 6, 7 нужно обязательно дышать через рот, так как при форсированном дыхании через нос можно занести патологическое содержание носоглотки (если у ребенка насморк) в бронхи. В покое же дышать через нос.

         8. Дети держат руки на уровне губ, имитируют надувание шарика. После выполнения упражнения медленно поднять руки вверх ‒ вдох; опустить руки вниз ‒ выдох.Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул  отдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко… ровно… глубоко.

         Цель: активизировать работу легких.

         Терапевтический эффект: упражнение активизирует деятельность легочных пузырьков.

         Дыхательные упражнения – важная часть общеобразовательного процесса в школе. Они помогают сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Современному учителю необходимы знания для решения задач, связанных с охраной и укреплением здоровья учащихся, для этого важно осознать значение здоровьесберегающих методик, учитывать возрастные психофизиологические особенности школьников. При обучении в системе профессионального образования и системе повышения квалификации работников образования предусматривать подготовку учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010