Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Решение арифметических задач

Автор:
Баймуканова Гюльнар Арифовна

Аннотация:

Конспект

урока математики

в 4 классе

ГБОУ Школа № 567

по теме: «Решение арифметических задач»

 

Данная работа представляет вариант интегрированного урока математики, на котором закрепляются навыки составления и решения арифметических задач. На основе ранее сформированных представлений об окружающем мире воспитывается интерес к учебному предмету – математике. Урок предполагает определённую подготовку на внеклассных и внешкольных  занятиях: экскурсии в зоопарк, беседы, викторины.

Всё это служит социальной адаптации детей с ОВЗ и помогает им применять знания в реальных жизненных ситуациях.

                                                           

Баймуканова Г.А.

Статья:

Тема: «Решение арифметических задач».

Цель: совершенствовать навыки учащихся при решении арифметических задач.

Задачи:

образовательные

- закреплять вычислительные навыки школьников;

- отрабатывать умение решать простые и составные задачи;

- закреплять навык дифференциации геометрических фигур.

коррекционно-развивающие

- развивать и корригировать логическое мышление при решении задач;

- развивать и корригировать внимание и восприятие при работе  с рядом чисел, с индивидуальными цифровыми карточками, с геометрическим материалом;

- развивать и корригировать операции сравнения, анализа и синтеза в ходе работы с геометрическим материалом;

воспитательные

- воспитывать интерес к математике через использование занимательного материала по теме: «Зоопарк»;

- воспитывать самостоятельность в работе;

здоровьесберегающие

- планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата. 

Оборудование:

- карточки с цифрами от 0 до 20;

- индивидуальные наборы карточек с цифрами от 0 до 9;

- задачи – стихи

- геометрический материал для индивидуальной работы;

- тематические карточки с домашним заданием

- компьютер, телевизор: PowerPoint: презентация; музыкальное произведение «В зоопарке» Т. Залужная.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организационный

   этап

Учитель обращается к уч-ся, привлекает их внимание, просит  быть активными и собранными на уроке.

Учащиеся садятся за парты, слушают педагога.

II. Закрепление  

     изученного

 

 

2.1. Проверка 

     домашнего задания

Учитель просит учащихся открыть тетради и осуществляет фронтальную проверку с использованием адресных инструкций: 

 

-Назовите ответы, равные круглым десяткам;

 - Назовите ответ в примере, равный однозначному числу;

- Назовите ответы, в которых количество десятков равно количеству единиц;

- Прочитать пример, который ещё не проверили

 

По ходу ответов учащихся на доске появляются карточки с числами:

70, 30, 40, 6, 22, 11, 37

Учащиеся открывают тетради, внимательно слушают инструкцию, находят в тетрадях нужные ответы, читают соответствующие примеры:

 

90-40+20=70

25:5х8=40

18:3х5=30

36:6х1=6

 

56-45х1=11

72-55+5=22

 30+(63-56)=37

 

2.2. Устный счёт

Учитель объявляет о том, что класс отправляется на математическую экскурсию и ребята должны самостоятельно определить место экскурсии после выполнения задания:

- Расположить числа, данные на доске,  в порядке возрастания.

На экране появляются числа:

6 11 22 30 37 40 70

Учитель спрашивает:

- Числа, которые вы видите, можно назвать числовым рядом?

На экране рядом с числами появляются перевёрнутые буквы разного цвета и величины.

Учитель просит детей прочитать слово.

 

 

 

 

 

Учащиеся называют числа от меньшего к большему.

 

 

 

Дети отвечают:

- Нет нельзя, так как эти числа расположены не по порядку.

 

 

Дети читают слово: ЗООПАРК и определяют место предстоящей виртуальной экскурсии.

2.3. Введение

       в тему урока

Учитель сообщает о том, что урок математики пройдёт в «зоопарке», где ребята уже бывали раньше и, который, в этом году отмечает свой юбилей: 150 лет.

Учитель говорит, что будет интересно, ребята узнают много нового. Покажут, как умеют считать в пределах 100, решать примеры, работать с геометрическим материалом. Но, главное, ребята будут составлять и решать разные задачи.

Учащиеся слушают учителя.

2.4. Устный счёт

Учитель, опираясь на данный ряд чисел

6 11 22 30 37 40 70

 даёт инструкцию:

- Показать и назвать число, стоящее в числовом ряду «ЗА» числом «6»;

 

- …число, которое больше «11» на 1 единицу;

-…число, стоящее в числовом ряду «ПЕРЕД» числом «22»;

-…число, которое меньше «30» на единицу;

- …число, которое меньше «37» на 2

единицы;

-… число, которое больше «40» на 9 единиц;

-… число, которое меньше последнего на 5 единиц.

На экране появляется ряд чисел:

7 12 21 29 35 49 65

Учитель обращает внимание детей на имеющийся ряд чисел и просит назвать числа, которые являются произведением при умножении числа «7» и подтвердить примерами.

 

 

Учитель предлагает задачи в стихотворной форме:

- «Три кошки купили сапожки,

По паре на каждую кошку.

 Сколько у кошек сапожек?»

- «Со двора 16 веток

принес жираф для своих деток.

Положил на пол он их,

Как делить на четверых?”

 

Учащиеся раскладывают перед собой карточки с цифрами от 0 до 9, слушают инструкцию учителя, демонстрируют правильный ответ, называют числа:

7

 

 

12

 

21

 

29

35

 

49

 

65

 

 

 

 

Учащиеся называют числа «7», «21», «35», «49» и подтверждают примерами:

7х1=7

7х3=21

7х5=35

7х7=49

 

Учащиеся слушают задачи-стихи, отвечают на вопросы, решают:

 

2х3=6 (сапожек)

 

 

 

  

16:4=4 (ветки)

 

 

 

2.5. Работа в тетрадях

Учитель просит открыть рабочие тетради, записать число, «Классная работа».

 

Учитель просит учащихся вспомнить, о каком животном говорилось в устной задаче на деление?

Учитель говорит о том, что именно с жирафами мы сейчас «встретимся» в зоопарке. Учитель рассказывает об уникальной и всегда индивидуальной пятнистой раскраске каждого жирафа.

 

Учитель предлагает задачу:

«В зоопарке живут два жирафа: Гоша и Тоша. У Гоши на теле 57 пятен. У Тоши – на 34 пятна больше.»

- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в одно действие.

Учитель вызывает ученика решить задачу на доске.

Учитель контролирует ход решения задачи.

 

Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа».

 

  

- В задаче на деление говорилось о жирафах.

Ученики внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают задачу, повторяют её, анализируют и ставят вопрос:

 

- Сколько пятен у Тоши?

 

Один ученик решает на доске. Остальные – в тетрадях:

57п.+34п.=91п.

Дети выполняют письменное сложение

 (в столбик).

 

Физминутка

Учитель предлагает детям выполнить комплекс гимнастических упражнений под музыку:

«В зоопарке»

(Т. Залужная)

Учащиеся выполняют упражнения под музыку.

 

 

Учитель проводит фронтальную беседу: он просит ребят вспомнить и назвать всех медведей, живущих в Московском зоопарке. Ответить на вопросы: «Какого медведя называют «бамбуковым» и почему?

Чем их кормят в зоопарке?

 

Ученики отвечают на вопросы:

- Белый медведь, бурый, очковый, медведь-губач, панда.

- «Бамбуковым» называют панду, так как он питается только стеблями и ветками бамбука.

- В зоопарке панды едят «Бамбуковое печенье».

 

Учитель предлагает составить и решить задачу по данной схеме.

 

Учащиеся составляют задачу по предложенной схеме и решают её после подробного анализа:

«В зоопарке взрослая панда съедает в день 30 кг бамбукового печенья. А малыш съедает в 6 раз меньше. Сколько всего печенья съедают медведи за день?»

 

Учитель предлагает детям:

- разгадать ребус и прочитать слово;

- отгадать загадку:

- «Прибыла из жарких стран, там жила среди лиан. И за хвост на них повиснув, Уплетала я банан».

 

 

 

Ученики читают слово: «СЛОН»

и отгадывают загадку:

«Обезьяна»

 

 

Учитель предлагает составить задачу по готовому решению:

х 4=12ч

 

Учитель информирует только о том, что «героями» задачи будут слон и обезьяна.

По мере составления задачи, на экране появляются слайды с кратким условием.

 

Ученики видят решение задачи, обращают внимание на наименование чисел, объясняют, что решать будут о времени сна этих животных.

 

 

Учащиеся составляют задачу.

 

Учитель предлагает собрать разрезные картинки в виде геометрических фигур, чтобы получилась фотография животного.

Просит узнать и назвать животного.

Учитель знакомит с Древесным (Японским) зайцем, который живёт на деревьях, спит в дупле, питается листьями, не слезая с дерева.

Дети называют геометрические фигуры,  собирают  фотографию,

пытаются узнать животного.

III. Подведение

       итогов

       и оценка

       деятельности.

Учитель  подводит итог урока, оценивает каждого ученика, ставит отметки.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

 

Приложения

Статья

  1. Статья
  2. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010