Автор:
Баймуканова Гюльнар Арифовна
Конспект
урока математики
в 4 классе
ГБОУ Школа № 567
по теме: «Решение арифметических задач»
Данная работа представляет вариант интегрированного урока математики, на котором закрепляются навыки составления и решения арифметических задач. На основе ранее сформированных представлений об окружающем мире воспитывается интерес к учебному предмету – математике. Урок предполагает определённую подготовку на внеклассных и внешкольных занятиях: экскурсии в зоопарк, беседы, викторины.
Всё это служит социальной адаптации детей с ОВЗ и помогает им применять знания в реальных жизненных ситуациях.
Баймуканова Г.А.
Статья:Тема: «Решение арифметических задач».
Цель: совершенствовать навыки учащихся при решении арифметических задач.
Задачи:
образовательные
- закреплять вычислительные навыки школьников;
- отрабатывать умение решать простые и составные задачи;
- закреплять навык дифференциации геометрических фигур.
коррекционно-развивающие
- развивать и корригировать логическое мышление при решении задач;
- развивать и корригировать внимание и восприятие при работе с рядом чисел, с индивидуальными цифровыми карточками, с геометрическим материалом;
- развивать и корригировать операции сравнения, анализа и синтеза в ходе работы с геометрическим материалом;
воспитательные
- воспитывать интерес к математике через использование занимательного материала по теме: «Зоопарк»;
- воспитывать самостоятельность в работе;
здоровьесберегающие
- планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
- карточки с цифрами от 0 до 20;
- индивидуальные наборы карточек с цифрами от 0 до 9;
- задачи – стихи
- геометрический материал для индивидуальной работы;
- тематические карточки с домашним заданием
- компьютер, телевизор: PowerPoint: презентация; музыкальное произведение «В зоопарке» Т. Залужная.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
I. Организационный этап |
Учитель обращается к уч-ся, привлекает их внимание, просит быть активными и собранными на уроке. |
Учащиеся садятся за парты, слушают педагога. |
II. Закрепление изученного
2.1. Проверка домашнего задания |
Учитель просит учащихся открыть тетради и осуществляет фронтальную проверку с использованием адресных инструкций:
-Назовите ответы, равные круглым десяткам; - Назовите ответ в примере, равный однозначному числу; - Назовите ответы, в которых количество десятков равно количеству единиц; - Прочитать пример, который ещё не проверили
По ходу ответов учащихся на доске появляются карточки с числами: 70, 30, 40, 6, 22, 11, 37 |
Учащиеся открывают тетради, внимательно слушают инструкцию, находят в тетрадях нужные ответы, читают соответствующие примеры:
90-40+20=70 25:5х8=40 18:3х5=30 36:6х1=6
56-45х1=11 72-55+5=22 30+(63-56)=37
|
2.2. Устный счёт |
Учитель объявляет о том, что класс отправляется на математическую экскурсию и ребята должны самостоятельно определить место экскурсии после выполнения задания: - Расположить числа, данные на доске, в порядке возрастания. На экране появляются числа: 6 11 22 30 37 40 70 Учитель спрашивает: - Числа, которые вы видите, можно назвать числовым рядом? На экране рядом с числами появляются перевёрнутые буквы разного цвета и величины. Учитель просит детей прочитать слово. |
Учащиеся называют числа от меньшего к большему.
Дети отвечают: - Нет нельзя, так как эти числа расположены не по порядку.
Дети читают слово: ЗООПАРК и определяют место предстоящей виртуальной экскурсии. |
2.3. Введение в тему урока |
Учитель сообщает о том, что урок математики пройдёт в «зоопарке», где ребята уже бывали раньше и, который, в этом году отмечает свой юбилей: 150 лет. Учитель говорит, что будет интересно, ребята узнают много нового. Покажут, как умеют считать в пределах 100, решать примеры, работать с геометрическим материалом. Но, главное, ребята будут составлять и решать разные задачи. |
Учащиеся слушают учителя. |
2.4. Устный счёт |
Учитель, опираясь на данный ряд чисел 6 11 22 30 37 40 70 даёт инструкцию: - Показать и назвать число, стоящее в числовом ряду «ЗА» числом «6»;
- …число, которое больше «11» на 1 единицу; -…число, стоящее в числовом ряду «ПЕРЕД» числом «22»; -…число, которое меньше «30» на единицу; - …число, которое меньше «37» на 2 единицы; -… число, которое больше «40» на 9 единиц; -… число, которое меньше последнего на 5 единиц. На экране появляется ряд чисел: 7 12 21 29 35 49 65 Учитель обращает внимание детей на имеющийся ряд чисел и просит назвать числа, которые являются произведением при умножении числа «7» и подтвердить примерами.
Учитель предлагает задачи в стихотворной форме: - «Три кошки купили сапожки, По паре на каждую кошку. Сколько у кошек сапожек?» - «Со двора 16 веток принес жираф для своих деток. Положил на пол он их, Как делить на четверых?”
|
Учащиеся раскладывают перед собой карточки с цифрами от 0 до 9, слушают инструкцию учителя, демонстрируют правильный ответ, называют числа: 7
12
21
29 35
49
65
Учащиеся называют числа «7», «21», «35», «49» и подтверждают примерами: 7х1=7 7х3=21 7х5=35 7х7=49
Учащиеся слушают задачи-стихи, отвечают на вопросы, решают:
2х3=6 (сапожек)
16:4=4 (ветки)
|
2.5. Работа в тетрадях |
Учитель просит открыть рабочие тетради, записать число, «Классная работа».
Учитель просит учащихся вспомнить, о каком животном говорилось в устной задаче на деление? Учитель говорит о том, что именно с жирафами мы сейчас «встретимся» в зоопарке. Учитель рассказывает об уникальной и всегда индивидуальной пятнистой раскраске каждого жирафа.
Учитель предлагает задачу: «В зоопарке живут два жирафа: Гоша и Тоша. У Гоши на теле 57 пятен. У Тоши – на 34 пятна больше.» - Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в одно действие. Учитель вызывает ученика решить задачу на доске. Учитель контролирует ход решения задачи.
|
Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа».
- В задаче на деление говорилось о жирафах. Ученики внимательно слушают учителя.
Учащиеся слушают задачу, повторяют её, анализируют и ставят вопрос:
- Сколько пятен у Тоши?
Один ученик решает на доске. Остальные – в тетрадях: 57п.+34п.=91п. Дети выполняют письменное сложение (в столбик).
|
Физминутка |
Учитель предлагает детям выполнить комплекс гимнастических упражнений под музыку: «В зоопарке» (Т. Залужная) |
Учащиеся выполняют упражнения под музыку.
|
|
Учитель проводит фронтальную беседу: он просит ребят вспомнить и назвать всех медведей, живущих в Московском зоопарке. Ответить на вопросы: «Какого медведя называют «бамбуковым» и почему? Чем их кормят в зоопарке?
|
Ученики отвечают на вопросы: - Белый медведь, бурый, очковый, медведь-губач, панда. - «Бамбуковым» называют панду, так как он питается только стеблями и ветками бамбука. - В зоопарке панды едят «Бамбуковое печенье». |
|
Учитель предлагает составить и решить задачу по данной схеме.
|
Учащиеся составляют задачу по предложенной схеме и решают её после подробного анализа: «В зоопарке взрослая панда съедает в день 30 кг бамбукового печенья. А малыш съедает в 6 раз меньше. Сколько всего печенья съедают медведи за день?» |
|
Учитель предлагает детям: - разгадать ребус и прочитать слово; - отгадать загадку: - «Прибыла из жарких стран, там жила среди лиан. И за хвост на них повиснув, Уплетала я банан».
|
Ученики читают слово: «СЛОН» и отгадывают загадку: «Обезьяна»
|
|
Учитель предлагает составить задачу по готовому решению: 3ч х 4=12ч
Учитель информирует только о том, что «героями» задачи будут слон и обезьяна. По мере составления задачи, на экране появляются слайды с кратким условием.
|
Ученики видят решение задачи, обращают внимание на наименование чисел, объясняют, что решать будут о времени сна этих животных.
Учащиеся составляют задачу. |
|
Учитель предлагает собрать разрезные картинки в виде геометрических фигур, чтобы получилась фотография животного. Просит узнать и назвать животного. Учитель знакомит с Древесным (Японским) зайцем, который живёт на деревьях, спит в дупле, питается листьями, не слезая с дерева. |
Дети называют геометрические фигуры, собирают фотографию, пытаются узнать животного. |
III. Подведение итогов и оценка деятельности. |
Учитель подводит итог урока, оценивает каждого ученика, ставит отметки. |
Учащиеся внимательно слушают учителя. |