Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа воспитания и социализации обучающихся как условие формирования высоконравственной личности

Автор:
Поспелова Марина Анатольевна

Аннотация:

Аннотация к статье.

В статье представлена программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области, цель которой - содействовать развитию высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности обучающегося лицея и его индивидуальных способностей, склонностей, интересов, творческого потенциала. Автором статьи раскрыты понятия «воспитание» и «социализация», описаны идеи, заложенные в основу данной программы (идея системного похода в воспитании, обучении и развитии детей, идея дифференциации и индивидуализации образования, идея социализации школьников), задачи, принципы, основные направления воспитательной деятельности, традиционные мероприятия образовательного учреждения, формы социализации, ожидаемые результаты, показатели достижения запланированных результатов, методики изучения эффективности реализации лицеем программы воспитания и социализации, приведены рисунок о сетевом взаимодействии школы с учреждениями города, модель профилактической работы, модели выпускников начальной школы, основной школы, средней школы МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Автором статьи является Поспелова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области.

 

Поспова М.А.

Статья:

Открытый педагогический форум «Новая школа» (Москва, 2016г.).

Направление «Воспитание», модуль «Воспитание школьников».

 

Название статьи:

«Программа воспитания и социализации обучающихся

 как условие формирования высоконравственной личности»

 

 

Автор статьи: Поспелова Марина Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-3191)

 

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, является приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей. Человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством – те духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России. В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Правительству Российской Федерации прописано: «…ребята должны быть готовы стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой…». Об актуальности духовно-нравственного развития и воспитания свидетельствуют следующие кризисные явления современной жизни: угроза терроризма, в том числе международного; политическая и экономическая нестабильность в стране; коррупция; наркомания; криминализация детской среды; недостаточно высокий уровень общественной морали и др. 

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает воспитание как ведущую идею. Понятие «воспитание» в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества,  а понятие «социализация» - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. в ст.2 определено, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Тем же законом в ч.1 ст.3 установлены основные принципы государственной политики в сфере образования: «…воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

В основу программы «Воспитание и социализация» заложены идеи, определенные долгосрочной целевой Программой развития МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» до 2020 года «Потенциал».

Идея системного подхода в воспитании, обучении и развитии детей.

Системный подход – это подход, при котором любая система (любой объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход (ресурсы) и выход (результат как реализованную цель), связь с внешней средой, обратную связь. Школа - это открытая система, зависящая от внешнего окружения. Окружающая среда очень быстро меняется. Преобразованиям подвержены и демографическая ситуация, и образовательные потребности детей и их родителей (законных представителей), и система финансирования, и приоритеты образовательной политики. Школа должна откликаться на вызовы внешней среды. От адекватности и своевременности этих реакций зависит внутренняя среда школы: уровень развития внутренней культуры (система ценностей, традиции, культура общения), состояние материально-технической базы, способность школы к инновациям, профессиональная компетентность учителей и менеджеров, контингент обучающихся (например, на 01.10.2015г. в лицее - 887 учеников, из них 410 мальчиков и 477 девочек, 8 опекаемых детей, 8 детей-инвалидов, 13 детей, состоящих на внутришкольном учете, 2 – на учете в ГДН ОМВД России по г.Мончегорску, КДН и ЗП муниципального образования г.Мончегорск с подведомственной территорией, 1 ребёнок склонен к уходам из дома), контингент родителей обучающихся (например, на 01.10.2015г. ученики лицея воспитываются в 702 семьях, из них 207 – в неполных, 169 – в малообеспеченных, 80 – в многодетных, 4 - переселенцы с Украины, 4 – в семьях социального риска, состоящих на учете в отделе по охране прав детей управления образования администрации г.Мончегорска, 15 – в семьях социального риска, состоящих на внутришкольном учете). В целях организации работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и экстремизма, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» создана модель профилактической работы, представленная в Приложении 1. Среди проблем внешней среды, выявленных в ходе PEST-анализа: экономическая нестабильность, рост темпов инфляции, ухудшение материального положения семей, оптимизация системы образования, возрастание отчетности, негативное отношение к школе со стороны ряда родителей (обиды, жалобы, возмущения) и т.д.

Идея дифференциации и индивидуализации образования.

Дифференциация – разделение, расслоение целого на части. Индивидуализация – обособление, выделение одного лица из ряда других. Дифференциация и индивидуализация образования в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» обеспечены сегодня и отбором содержания образования, и выстроенной системой отслеживания результатов, и организацией внеурочной деятельности (например, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях) и др. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха. В материалах федеральных государственных образовательных стандартов понятие «внеурочная деятельность» характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время на организацию внеурочной деятельности, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации Основной образовательной программы. Сегодня наша задача – найти эти оптимальные формы организации внеурочной деятельности, которые позволяют: персонифицировать обучение; повышать активность обучаемых; помогать самореализации творческого «Я» школьников; повышать мотивацию обучающихся; создавать условия для самостоятельной работы; создавать комфортную среду обучения. Мы уже знаем, что в материалах сопровождения стандартов нового поколения (в частности, в Основных образовательных программах  начального и основного общего образования, разработанных в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова») констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Опыт работы в этом направлении есть в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова». В модели интеллектуально-творческого лифта, разработанной в образовательном учреждении, чётко представлен блок «Организация внеклассной и внеурочной деятельности» по ступеням обучения, куда входят: творческие мастерские, Программы дополнительного образования; факультативы, Программы дополнительного образования; факультативы в рамках предпрофильной подготовки; межшкольный факультатив для учеников 9-х классов; дополнительное образование по договорённости с ВУЗами; элективные курсы. Есть и возможность проявить свои способности в социальной сфере: ученическое самоуправление, тренинговые занятия, ток-шоу, коллективные творческие дела, волонтёрское движение и т.д. В целях формирования гражданской культуры и активной гражданской позиции обучающихся, содействия развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирования умений и навыков самоуправления, подготовки к компетентному и ответственному участию в жизни общества в образовательном учреждении созданы Совет обучающихся и волонтерская группа «Стимул». В рамках городской опорной школы «Детский парламент» реализована идея вовлечения старшеклассников города в соуправление воспитательным процессом и формирования лидерских качеств школьников.

Идея  социализации  школьников.

 Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. Вся атмосфера школьной жизни позволяет освоить те законы, которыми живет взрослый мир. Этому способствует и система ученического самоуправления, включенность обучающихся в управление образовательным учреждением, и система внеурочной внеклассной деятельности МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова». Обучающийся проходит в школе различные этапы становления, начиная с освоения своей роли как школьника к этапу профессионального самоопределения. При этом мы должны учитывать тот факт, что успешность социализации определяется, с одной стороны культурой и психологией общества, а с другой - личностным социальным опытом ребенка. Мерой готовности к жизни в обществе становятся личностные результаты образования школьников: готовность к продолжению образования и самообразованию на протяжении всей жизни. А для этого на выходе ребенок должен овладеть целым рядом компетенций: информационной, коммуникативной и т.д. Как показывают исследования, проводимые в нашем образовательном учреждении, своё будущее старшеклассники не всегда связывают с интересной работой, очень часто на первые места выходит высокая заработная плата, развлечения и дорогие машины - внешние материальные показатели успешности. Поэтому перед школой стоит задача создания такой эмоционально-нравственной атмосферы, такой предметно-развивающей среды, которая обеспечит развитие индивидуальных способностей, склонностей, интересов детей, творческого потенциала лицеистов.

Идея сочетания традиций и инноваций.

Нельзя создать новую обучающую и воспитывающую среду, отвергая и разрушая предшествующий опыт и традиции. Поэтому, сохраняя традиции образования, воспитания, поведения, взаимоотношений, нужно создать такую образовательную среду, которая сформировала бы новое поколение лицеистов, грамотных, компетентных, высоконравственных. А творческим толчком для этого должна стать система инноваций и включенность в этот инновационный творческий процесс всех субъектов образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что «современный, национальный, воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (с.11). Воспитание обучающихся ориентировано на достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В 2010/2011 учебном году разработаны модели выпускников начальной школы, основной школы, средней школы МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» в соответствии с требованиями ФГОС, а в 2014/2015 учебном году внесены изменения и дополнения в разработанные модели выпускников начальной, основной и средней школы МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» в соответствии с требованиями ФГОС (Приложение 2).

 

Цель Программы: содействовать развитию высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности обучающегося лицея и его индивидуальных способностей, склонностей, интересов, творческого потенциала.

Среди задач: формирование положительного имиджа МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова», развитие и укрепление его традиций; обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; создание условий для личностного развития детей и подростков, их социализации, высокого уровня гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушного поведения; развитие лидерских качеств и навыков публичных выступлений обучающихся, содействие воспитанию навыков коллективного и группового взаимодействия; формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый и безопасный образ жизни и самореализацию личности; организация совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) и других объектов социализации; обеспечение активного участия обучающихся и их родителей (законных представителей) в управлении МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»; повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся; вовлечение родителей (законных представителей) в субъектно-субъектные образовательные отношения; повышение квалификации педагогов лицея для обеспечения эффективности воспитательной работы и др.

            Организация деятельности базируется на принципах: успешности (степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество, инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово учителя, его интонация, жесты, мимика); открытости (предполагает наличие в отношениях субъектов образовательного процесса откровенности, правдивости и доверия, все отношения должны быть понятны и прозрачны для партнёров без всяких исключений); сотрудничества (предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скреплённую взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности).

Условиями реализации цели и задач воспитания обучающихсяявляются создание в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» благоприятного психологического микроклимата и атмосферы взаимодействия; организация интересной внеурочной и внеклассной деятельности в соответствии с интересами и склонностями обучающихся; организация ученической системы самоуправления; обеспечение заинтересованности родителей (законных представителей) в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи; развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между обучающимися и учителями, между педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся и др.

Основными направлениями воспитательной деятельностиопределены следующие:

1)гражданско-патриотическое воспитание (формирование чувства патриотизма, воспитание гражданской ответственности и любви к Родине);

2) нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, укрепление авторитета семьи (приобщение к культурам народов РФ, формирование культуры толерантности, активной жизненной позиции);

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству (профориентационные мероприятия, организация повышения мотивации к обучению, организация дополнительного образования в контексте внеурочной деятельности);

4) интеллектуальное воспитание (выявление и развитие молодых талантов, мотивация к научным исследованиям);

5) здоровьесберегающее воспитание (профилактика употребления ПАВ, развитие ЗОЖ и социального здоровья обучающихся, развитие условий для занятий физической культурой и спортом);

6) социокультурное и медиакультурное воспитание, формирование коммуникативной культуры (предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности, интернациональное воспитание, повышение уровня межкультурной коммуникации, развитие школьных СМИ);

7) культуротворческое и эстетическое воспитание (проведение творческих конкурсов, посещение музеев, выставок);

8) правовое воспитание и культура безопасности обучающихся (повышение правовой грамотности обучающихся, деятельность органов ученического самоуправления, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности);

9) экологическое воспитание (повышение уровня экологической культуры обучающихся, развитие школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий).

В каждом вышеназванном направлении представлены традиционные и нетрадиционные дела МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова», а также мероприятия, запланированные совместно с социальными партнёрами: управлением образования, Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие, Центром развития творчества детей и юношества «Полярис», территориальной избирательной комиссией, отделом по делам молодёжи и взаимодействию с общественными объединениями, общественным музеем «Дети войны», отделом культуры, Городским центром культуры, музеем цветного камня имени В.Н.Дава, музеем истории города, Централизованной библиотечной системой, Комитетом по физической культуре и спорту, сектором охраны окружающей среды, Комплексным центром социального обслуживания населения, Центром «Доверие» Кожно-венерологического диспансера, ОМВД России по г.Мончегорску и другими. Сетевое взаимодействие МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» (учреждения города) представлено на рисунке (Приложение 3).

Традиционные мероприятия в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»отражены в Годовом цикле лицейских дел, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в учреждении, и представлены в Приложении 3. Сохранение школьных традиций обеспечивает создание в лицее атмосферы сотрудничества, ответственности, помогает ощутить себя причастным к коллективу, к общему делу.

Формами социализации являются молодёжная общественная организация «Республика сизовцев», молодёжное движение «Возрождение», детское общественное объединение «Трилистник», клуб авторской песни «Роза ветров», хоровая студия «Росинка», кружки «Северные фантазии», «Кудесница», «Читающие дети умнее всех на свете», «Разговор о правильном питании», «Французский язык как второй иностранный язык», изостудия «Палитра», объединения «Сизовцы», «Дорожный патруль», спортивные секции «Общая физическая подготовка», профориентационный клуб «Ориентир», дискуссионный клуб «К барьеру», пресс-центр «Школьные ступени», музей истории школы и др.

Ожидаемые результаты реализации Программы: социализация выпускников МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»;рост удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством образовательных услуг в учреждении; увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внеклассной и внешкольной деятельности;увеличение числа обучающихся, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;сокращение числа обучающихся с асоциальным поведением и семей в социально опасном положении;развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка с учётом его возможностей, предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости; решение проблемы личностного и профессионального самоопределения; формирование индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу;вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в результате чего преодолеваются противоречия между семьёй и школой.

Контроль хода реализации программы «Воспитание и социализация» осуществляет администрация МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова». Результаты контроля выполнения Программы доводятся до сведения всех участников образовательного процесса посредством публичной отчетности.

Показатели достижения запланированных результатов: оптимизация образовательной среды МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» (воспитательная деятельность); динамика развития школьного Центра внеклассной и внеурочной деятельности; реализация модели выпускников начальной, основной и средней (полной) школы МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»; реализация модели по профилактике правонарушений, безнадзорности и экстремизма, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»; динамика развития воспитательной системы и др.

Воспитание – это управление процессом развития личности ребёнка через создание благоприятных для этого условий. А значит и диагностика должна быть направлена на изучение личности ребёнка и создаваемые условия для её развития. Методики изучения эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации,направленные на изучение уровня сформированности познавательного, нравственного, творческого, физического потенциала личности обучающегося; уровня самоактуализированности личности обучающегося; уровня удовлетворённости обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) жизнедеятельностью в образовательном учреждении; уровня сформированности общешкольного коллектива, представлены в Приложении 5.

       В перспективным плане по реализации программы «Воспитание и социализация» до 2020 года отражены мероприятия, направленные на формирование у обучающихся чувства патриотизма, воспитания гражданской ответственности и любви к Родине, гражданской ответственности и любви к Родине; на приобщение обучающихся к культурам народов Российской Федерации, формирование культуры толерантности, активной жизненной позиции, развития школьного библиотечного дела, укрепление традиций лицея и авторитета семьи; на профессиональную ориентацию обучающихся, ознакомление их с деятельностью организаций и предприятий, учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования Мурманской области, организация повышение мотивации к обучению, организацию дополнительного образования в контексте внеурочной деятельности; на выявление и развитие молодых талантов, мотивация к научным исследованиям; на профилактику употребления психоактивных веществ, развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся, развитие условий для занятий физической культурой и спортом; на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности, повышение уровня межкультурной коммуникации, развитие школьных средств массовой информации; на воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, развитие и популяризация детского художественного творчества, выявление и поддержку одарённых детей; на создание культурно-нравственного пространства в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»; на повышение правовой грамотности обучающихся, организацию деятельности органов ученического самоуправления, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности; на повышение уровня экологической культуры обучающихся, развитие познавательного интереса к истории родного города; на обеспечение участия общественности, родителей (законных представителей), учителей, обучающихся в образовательном процессе. Кроме этого, запланировано продолжить работу на базе образовательного учреждения городской инициативной площадки «Возрождение» по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников и городской опорной школы «Детский парламент» по вовлечению старшеклассников города в соуправление воспитательным процессом, формированию лидерских качеств и навыков публичных выступлений школьников.

            Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся, созданная в МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области до 2020 года, способствует формированию высоконравственной личности; организации среды, предоставляющей каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

 

Список литературы:

1.Долгосрочная Программа развития МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова» г.Мончегорска Мурманской области до 2020 года «Потенциал».

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы:А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков.
3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р.

4.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009г. (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег.№15758) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413.

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010