Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка урока в 5 классе по биологии по теме: «Методы исследования в биологии»

Автор:
Русанова Людмила Ивановна

Аннотация:

Методическая разработка урока в 5 классе  по биологии  по теме:

«Методы исследования в биологии»

Русанова Людмила Ивановна.  Код автора: SC-4097

Урок ставит перед учащимися проблему: как можно разобраться во всём многообразии живой природы, как раскрыть тайны природных явлений, как узнать по каким законам живёт природа, как учёные-биологи изучают живые организмы.  Основное внимание уделяется расширению границ мировоззрения учащихся о понимании роли способов познания живой природы для осуществления практической деятельности человека при изучении биологических объектов, охраны жизни и  здоровья  при проведении исследований. 

 

 

Статья:

Русанова Людмила Ивановна, персональный код автора SC-4097

Тема урока: « Методы исследования в биологии (5 класс)»

Тип урока: урок-проект

Цель урока:

сформулировать у учащихся знания о методах исследования в биологии.

Задачи урока

Образовательные

  • сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии;
  • познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;
  • познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.

          Развивающие

  • Продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы);
  • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности);
  • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
  • продолжить формировать умения работы с текстом, схемами  и рисунками учебника, находить сведения для составления таблиц и схем, пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности;
  • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к познанию живой природы;
  • Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения (связь организма со средой обитания, взаимосвязи в природе, единство органического мира);
  • продолжить формирования умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
  • воспитание независимости суждений;
  • воспитание культуры поведения на уроке;
  • продолжить формирование умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
  • показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.

Форма обучения:  групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

метод самостоятельной работы; метод работы с книгой, беседа, рассказ, объяснение,  наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, метод-проекта

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха),
  • познавательные (познавательный интерес, создание проблемной ситуации, развивающая кооперация),
  • волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, оценка деятельности своих товарищей, рефлексия),
  • социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности   метод устного и письменного индивидуального и фронтального контроля.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности.

Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Формируемая область понимания: способы изучения живой природы

Личностная значимость: расширить границы мировоззрения учащихся о понимании роли способов познания живой природы для осуществления практической деятельности при изучении биологических объектов, охраны жизни и здоровья при проведении исследований.

Оборудование: учебник В.В.Пасечник 5 класс «Биология. Бактерии, грибы, растения», рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник 5 класс. «Биология. Бактерии, грибы, лишайники», электронное приложение www.drofa.ru, компьютер, проектор, экран, весы, пробирки, рулетка, щипцы, микроскоп, бинокль, фотоаппарат, секундомер, линейка, мерный цилиндр, пипетка, колба, спиртовка и другие приборы и инструменты биологической лаборатории, листы для изготовления кластеров, клей, фломастеры, маркеры, картинки для изготовления кластеров, стакан, фонарик, вода, соль, ложка, номера групп, задания для групп, оценочные листы.

Демонстрация: приборы и оборудование для биологической лаборатории.

 

Ход урока

  1. I.      Оргмомент

1.1  Проверить явку учащихся

1.2  Проверить готовность класса к уроку

  1. II.    Проверка выполнения домашнего задания

Задания находятся на столах у каждой из 9 групп

 Задание 1

Что изучает биология?

Что называют биосферой?

Что изучает экология?

Задание 2

Какое значение имеет биология?

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Задание 3

Заполните таблицу, используя полученные на предыдущем уроке знания.

 

Название науки

Биология

Экология

Греческие слова, от которых произошло название

 

 

Что изучает?

 

 

Где можно

применить полученные знания?

 

 

       

Задание 4

Составь схему «Биологические дисциплины»

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5

Заполни таблицу

 

 

Использование биологических знаний

 

В медицине

 

 

В окружающей среде

 

 

В сельском хозяйстве

 

 

В производстве продуктов питания

 

 

Задание 6

Подпиши на рисунке оболочки Земли, дай их краткую характеристику, укажи их границы (км).

Определи значение озонового экрана.

 

                   
     
     

1

 
 
 
   

2

 
     
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7

Что изучают перечисленные в задании науки

Вирусология - …

Генетика - …

Эмбриология - …

Зоология - …

Задание 8

Что изучают перечисленные в задании науки

Микология - …

Бактериология - …

Экология - …

Биохимия - …

Задание 9

Что изучают перечисленные в задании науки

Анатомия - …

Цитология - …

Ботаника - …

Физиология -

 

III. Мотивация учебной деятельности

История самых ранних цивилизаций показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной степени стремился постичь устройство Земли и небесных светил,  океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.

Быть человеком – это чувствовать свою ответственность… Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

                                                                    А.де Сент-Экзюпери

 

Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.

                                                                                А. Дистервег

 

Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей...

                                                                        А. Ваксберг

 

Постановка проблемы

Как можно разобраться во всём многообразии живой природы?

Как раскрыть тайны природных явлений?

Как узнать по каким законам живёт природа?

Как учёные-биологи изучают живые организмы?

 

IV. Актуализация знаний

Что вы знаете о живой природе из курса начальной школы?

Что вы делали на уроках, чтобы получить определённые сведения о живой природе?

Вывод: существуют определённые способы изучения окружающей нас природы.

Знания безграничны, и определять «свою» границу познания вы сможете самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.

 

  1. V.    Формирование целей и задач урока

Учитель обозначает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. Проводит корректировку целей и задач урока.

 

VI. Изучение нового материала

  1. Определение творческих заданий по группам. Учитель формирует группы учащихся и предлагает им выполнить задания по инструктивной карточке. Распределяет творческие задания по группам, даёт краткие пояснения к выполнению мини-проектов.

 

Группа № 1

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер. Для ответа используйте текст и рисунки, предоставленные вам в  задании.

Текст

Методы исследования в биологии. Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» — способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.

Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» - являю и «логос» - наука).

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

  1. Что такое метод?
  2. Что означает греческое слово «методос»?
  3. Назовите основные методы, применяемые при изучении биологических объектов и явлений?
  4. Составьте схему «Методы биологии»

 

 

       
     
   
 

 

 

 

 
   

 

 

 

  1. Что такое наблюдение?
  2. Как человек проводит наблюдение?
  3. Что изучает наука фенология?
  4. От каких греческих слов произошло слово фенология? Что означают эти греческие слова?

 

Группа № 2

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.   Для ответа используйте текст, предоставленный вам в  задании.

Текст

Методом наблюдений пользуются учёные  самых разных специальностей. Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.    

Наблюдая, человек давно заметил:

  • чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее;
  • если больше света и тепла – лучше растут растения;
  • ветер с запада приносит дожди, северный ветер приносит похолодание, а южный – зной и засуху.

Последовательность действий при наблюдении

  • Постановка цели – что следует узнать о наблюдаемом объекте или процессах жизнедеятельности, явлении природы.
  • Ход работы – основные этапы наблюдения.
  • Оформление хода и результатов наблюдения: зарисовка объекта и его частей, описание процесса или явления, ответы на поставленные вопросы.
  • Формулировка выводов: умозаключение на основе цели о строении объектов, сущности наблюдаемых процессов. 

     Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты).

 

Задание

  1. Дайте  определение наблюдения.
  2. Как вы думаете, с помощью какого органа чувств мы получаем    наибольшую часть сведений об окружающем нас  мире?
  3. Расскажи о некоторых наблюдениях человека.
  4. Какова последовательность действий при наблюдении?
  5. Почему наблюдений не всегда бывает достаточно?

 

Группа № 3

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер. Для ответа используйте текст, предоставленный вам в  задании.

Текст

Методы исследования в биологии. Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.

Научный факт – тот факт, который можно воспроизвести и повторить.

Измерение – метод изучения природы, определяющий какую-либо величину тела или вещества. При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т. д. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определённые закономерности .

С другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

Задание

  1. Что такое эксперимент?
  2. Приведите пример эксперимента.
  3. Требует ли эксперимент повторной проверки? Ответ поясните.
  4. Что такое научный факт?
  5. Приведите примеры измерений.
  6. Какие методы всегда сопровождают измерения?
  7. Каково значение (почему так важны?) измерений?

 

          Группа № 4

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.  Для ответа используйте текст, предоставленный вам в  задании.

Текст

Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает опыт, проба. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно проходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.  Многие выдающие открытия стали результатом эксперимента. Полученные знания  в результате проведённого эксперимента могут служить основой для установления определённых закономерностей.

С помощью эксперимента можно узнать:

  • Что бывает с телами при нагревании и охлаждении;
  • Как тела притягиваются магнитом;
  • Какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят;
  • Как различные удобрения влияют на рост и развитие растений;
  • Поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.

     Выяснено, например. Что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам. Узнать это помогли очень интересные опыты осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёные изменили направление солнечных лучей, как бы «передвинули» солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу.

     Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому «небу», поворачивались совсем не туда. Это означало. Что они действительно ориентируются по звёздам.

Задание

  1. Что означает слово эксперимент в переводе с латинского языка?
  2. Почему эксперимент следует повторять несколько раз?
  3. Что можно узнать с помощью эксперимента? Приведите примеры.

 

Группа № 5

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.  Для ответа используйте текст, предоставленный вам в  задании.

Текст

Последовательность действий при проведении эксперимента

  • Постановка цели – что следует выяснить с помощью эксперимента.
  • Условия выполнения – воздействие на объект или процесс.
  • Ход работы – основные этапы эксперимента.
  • Оформление хода и  результата эксперимента: составление схемы эксперимента, запись условий его проведения, результатов.
  • Формулировка выводов – умозаключений на основе цели и результатов эксперимента (в отдельных случаях выводы сопровождаются требованием объяснить наблюдаемое на опыте явление, т.е. применить имеющиеся знания при ответе на вопрос).

Задание

  1. Какова последовательность действий при проведении эксперимента?
  2. Практическая часть задания. Проведите простой эксперимент и расскажите о нём одноклассникам.

Попробуйте доказать, что наиболее прозрачна чистая вода.

Для этого налейте воду в стакан из тонкого стекла. Включите  фонарик, возьмите в руку стакан с водой и через него посмотрите на лампочку. Хорошо ли видна лампочка? Положите в воду столовую ложку соли, размешайте. Посмотрите на лампочку. Так ли хорошо видна лампочка, как в первой части опыта? Что доказали вы, проведя этот опыт. Какая вода является наиболее прозрачной? (Доказали, что наиболее прозрачной  является чистая вода.

 

Группа № 6

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер. Используйте текст, предоставленный вам в задании и рисунки   № 4, 5 к § 2 на с. 11-12.

Текст

Приборы и инструменты. В современных биологических лабораториях используются самые различные, иногда очень сложные и дорогие, приборы и инструменты (рис. 4). В школе при проведении наблюдений и экспериментов вы также будете использовать различные приборы, инструменты и оборудование. Многие из них вам хорошо знакомы, с другими вы встретитесь впервые (рис. 5). При проведении лабораторных работ в школьном кабинете биологии важно правильно использовать имеющееся оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.

Задание

  1. Какие приборы и инструменты могут быть использованы при проведении биологических исследований?
  2. Какие приборы вы используете для измерения длины, объёма, веса?
  3. Что можно измерить?
  4. Какой прибор вы будете использовать, чтобы рассмотреть мельчайшие детали объектов, которые не видны простым глазом?
  5. Какой прибор необходим для определения температуры тела?

 

Группа № 7

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер. Для ответа используйте текст, предоставленный вам в  задании и измерительные приборы.

Текст

Измерить можно размеры тел, температуру, давление, скорость движения, время, расстояние, вес тел, объём жидкости.

Существуют различные измерительные приборы: секундомер, рулетка, часы, весы, термометр,  динамометр, мензурка, складной метр, тонометр, телескопы, микроскопы, бинокли, лупы, колбы, банки, термосы.

Используют следующие единицы измерения:

Длина – метр, сантиметр, миллиметр.

Масса – тонны, килограммы,  граммы, миллиграммы.

Температуры – градусы.

Время  – часы, минуты, секунды

Скорость – м/с (метры в секунду)

Давление – мм.рт.ст. (миллиметров ртутного столба)

Объем жидкости – литры, миллилитры.

Задание

  1. Что можно измерить?
  2. Какие измерительные приборы вам известны?
  3. Каковы основные единицы измерения?
  4. Практическое задание. Какие измерительные приборы нужно использовать,  чтобы измерить:

 

  • Вес арбуза;
  • Объём жидкости;
  • Расстояние между партами;
  • Температуру своего тела;
  • Давление  в крови  человека;
  • Количество эритроцитов – красных кровяных телец.

Группа № 8

Выполните практическое задание. Изготовьте кластер. Подготовьте сообщение о проделанной работе. 

 

  1. Внимательно выслушайте выступления  участников других групп. Это поможет вам ответить на последний вопрос задания карточки.
  2. Измерьте рост двух учащихся. Какой прибор из имеющихся в классе вам понадобиться? Кто из учащихся выше. А кто ниже?
  3. Измерьте вес одного учащегося. Какой прибор вам для этого понадобиться? Каков вес одноклассника или одноклассницы?
  4. Отмерьте 100 мл воды. Какой прибор вам для этого понадобиться?
  5. Какой метод вы использовали для проведения исследований?

 

Группа № 9    

Материалы для работы в § 2, с. 13

Подготовьте сообщение, кластер, используя предоставленные вам в учебнике материалы, картинки, и лабораторное оборудование.

Текст

Техника безопасности в биологическом кабинете

  1. В кабинет биологии учащиеся могут зайти только с разрешения учителя.
  2. Без разрешения учителя нельзя трогать приготовленное для работы на уроке лабораторное оборудование и самостоятельно проводить исследования на перемене.
  3. Точно следовать всем указаниям учителя при проведении лабораторной или практической работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  4. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной или практической работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
  5. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
    1. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
    2. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
    3. Во избежание ожогов запрещается брать незащищёнными руками нагретую посуду с жидкостями.
    4. Соблюдать осторожность при обращении с колюще-режущими инструментами, приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
    5.  В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок, предварительно поставив в известность учителя.
    6.  При разливе легковоспламеняющейся жидкости и её загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
    7.  При получении травмы сообщить об этом учителю, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
    8. По окончании работы привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и при необходимости тщательно вымыть руки с мылом.

Задание

Объясните, почему необходимо строго соблюдать правила техники безопасности в биологическом кабинете?

 

  1. Работа в группах и оформление мини-проектов. Учитель предлагает источники информации, консультирует учащихся по мере необходимости, даёт рекомендации по структурированию содержания кластеров. Учащиеся анализируют проблему, обсуждают основное содержание проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовят выступление с использованием наглядности, определяют оформление кластеров.
  2. Проверка и оценка результатов (экспертиза) каждой группы. Учитель организует защиту каждой группы. По ходу защиты формулирует вопросы, предшествующие выступлению групп.
  • Какие методы исследования вы знаете?
  • Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?
  • Почему необходимо строго соблюдать правила техники безопасности в биологическом кабинете? Учащиеся защищают подготовленные мини-проекты. Демонстрируют изготовленные кластеры. 
  1. Знакомство учащихся с проведением фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью. (Рассказ учителя и работа учащихся с учебником, с.14-15)

Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, уме­ло использовать и приумножать её богатства.

Очень важно знать природные условия и растения местности, в ко­торой вы живёте. Эти знания вы приобретёте не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений.

Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помо­гут вам лучше понять особенности развития природы и определить сроки проведения работ в саду, огороде, в поле.

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1.         Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).

2.         Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.

3.         Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

4.         Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы. Результаты необходимо сдать 1 декабря.

Это задание 9 оформляйте в вашей рабочей тетради.

  1. VII.         Физкультминутка.
  2. VIII.       Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний

Работа с электронным приложением к уроку 2

  1. IX.  Подведение итогов занятия

Мы познакомились сегодня с основными методами изучения живой природы. Получили возможность узнать, как на последующих уроках мы будем постигать тайны природы, делать открытия.

 

Рефлексия

 «Самый оригинальный мини-проект»

«Самый интересный мини-проект»

«Самый иллюстрированный мини-проект»

«Самый научный мини-проект»

(вручение медалей группам)

 

  1. X.    Задание на дом

          На повторение

Повторить понятия «живая и неживая природа» признаки живых организмов, разнообразие живых организмов.

          На закрепление

В учебнике изучить § 2 «Методы исследования в биологии».

Ответить на вопросы (устно)

Углубленный уровень

         Выполнить задания, предложенные в конце параграфа.

В рабочей тетради выполнить письменно  задания 9. Срок окончания работы 1 декабря.

Творческий уровень

Использование материалов Интернета и дополнительной литературы

Изготовление кластера «Как растения готовятся к зиме?», «Как животные готовятся к зиме?»

На выработку умений

         В рабочей тетради выполнить задание 7.

На выработку и закрепление навыков

          В рабочей тетради выполнить задание  8.

Литература

  • Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. – М., Дрофа, 2013.  – 184с.
  • Пасечник В.В.  . Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М., Дрофа, 2013, - 141 с.
  • Пасечник В.В. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.,  Дрофа, 2013, - 91 с.
  • Пасечник В.В. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.,  Дрофа, 2013, - 60 с.
  • Пономарёва И.Н. Биология.  5 класс. Методическое пособие . – М. , Вентана-Граф, 2013, - 80 с.
  • Преображенская Н.В.   Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.,  Экзамен, 2013, - 63 с.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010