Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития. Использование штампов и заготовок геометрических фигур на уроках труда.

Авторы:
Киселева Наталия Александровна
Румянцева Ольга Сергеевна

Аннотация:

Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития.

Использование штампов и заготовок геометрических фигур на уроках труда.

 

авторы:          Киселева Наталия Александровна

                        Румянцева Ольга Сергеевна

 

В этой статье авторы анализируют трудности, с которыми сталкиваются дети с двигательными нарушениями, сниженным зрением и интеллектуальной недостаточностью в процессе штампования с использованием различного оборудования.  Предлагаются наиболее удобные виды оборудования и способы работы с ним, делающие данный вид оформительской деятельности доступным для детей с множественными нарушениями развития.

Статья:
 
 

Трудовое обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Использование штампов и заготовок геометрических фигур на уроках труда.

 

авторы:          Киселева Наталия Александровна

                        Румянцева Ольга Сергеевна

 

Продолжая развивать тему трудового обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в третьей статье мы рассмотрим особенности организации и проведения занятий с использованием штампов и готовых геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги, картона или фетра (предыдущие публикации [1,2]).

Штампование – одна из известных оформительских техник, которая  наиболее широко используется в скрапбукинге (вид рукодельного творчества, заключающийся в самостоятельном изготовлении и оформлении личных или семейных фотоальбомов, блокнотов и памятных книг). Видов оттисков и форм самих штампов изготавливается и продается огромное количество. Но далеко не все варианты подходят для ребят с нарушениями моторики рук. При спастических нарушениях детям трудно удерживать штампы в руке и одновременно производить с ними необходимые манипуляции. При динамических нарушениях ребята не могут четко координировать движения руки со штампом и поставить оттиск в задуманном месте. Специфические сложности, связанные с особенностями интеллектуального статуса учеников и нарушениями оптико-пространственных представлений, возникают и при необходимости задумать орнамент или создать целостный образ из частей даже по предоставленному образцу. Причем эти сложности одинаково проявляются как при штамповании, так и при выстраивании орнаментов и образов из готовых геометрических фигур. В связи с этим, работа по формированию необходимых умений и навыков проводится в несколько этапов, на каждом из которых решается  общая задача для обоих  видов деятельности.

 

Подбор удобного оборудования для занятий

 

За последние годы в учебных мастерских НОУ «Странник» мы собрали целую коллекцию штампов (Рисунок 1). Помимо разнообразия оттисков (среди которых как геометрические фигуры, так и более сложные орнаменты и даже готовые образы) эти штампы различаются также и оснасткой, рассчитанной на различные типы схвата и возможности удержания объектов (подробнее о типах схватов [3], стр. 14-20).

 

 

Рисунок 1. Виды штампов

 

Оснастка штампов «а», «б» и «в» предполагает уверенное удержание  объектов кончиками пальцев (концевой схват) с одновременным манипулированием данным объектом. Такой схват практически недоступен детям с нарушениями моторики рук, а потому штампы с данной оснасткой в использовании не удобны. Оснастка «г», «д» и «е» предполагает захват выступающей части целиком, всеми работающими пальцами руки (формообразующий схват) с одновременной фиксацией штампа в ладонной поверхности. Этот тип схвата значительно более доступен детям, и потому в своей работе мы в основном используем оснастку этих видов. Следует отметить, что автоматическая оснастка «д» производит очень сильный шум при нажимании. Это заставляет детей с ДЦП особенно в первое время резко вздрагивать и зажмуривать глаза. В то же время, именно эта оснастка позволяет детям более точно наметить место нанесения штампа, прицелиться перед печатью. Благодаря этому орнаменты, выполненные с помощью штампов в этой оснастке всегда получаются значительно более ровными. Оснастка «ж» захватывается латеральным схватом, который также доступен большинству детей, но вот разворот штампа, захваченного таким образом, представляет для ребят большую сложность. В связи с этим приходится разворачивать штампуемую основу так, чтобы захваченный штамп лег в нужном направлении, и только после этого штамповать.

Штемпельные подушки приходится также подбирать отдельно (только в оснастке «д» предусмотрена вставляющаяся в оснастку подушечка), и при выборе подушки следует учитывать размер и тип используемых штампов (рисунок 2). Для оснасток «а» - «в» удобнее использовать подушки под размер штампов, так как, пытаясь удержать в пальцах оснастку, дети то и дело касаются пальцами подушечки и в результате пачкаются штемпельной краской. Для оснасток «г», «е» - «ж», напротив, удобнее иметь большие по площади подушечки,  работая с которыми детям приходится меньше «прицеливаться». Если предстоит большая работа, подушечки лучше приклеивать к столу на двухсторонний скотч в удобном для ребенка месте.

 

Рисунок 2

 

Этап 1. Отработка элементарных движений в процессе создания образов с помощью штампов и геометрических фигур.

 

Подбор подходящего для моторики детей оборудования и обучение использованию штампов проводится в процессе создания простых образов по подготовленным заранее схемам (рисунки 3, 4). 

                      

Рисунок 3  Клевцов Никита «Кот в лесу»         Рисунок 4 Схема «Кот»

Дети знакомятся со штампами, запоминают названия и выясняют варианты расположения асимметричных геометрических фигур, учатся ставить оттиски, разворачивать руку со штампом и основу под нужным углом.  Создавая образ, ребята стараются так поставить штамп, чтобы отдельные элементы образа соединялись между собой, став единым целым. В процессе работы над образом закрепляются (а иногда и формируются практически «с нуля») представления  о  схеме тела живых существ, строении объектов окружающего мира. Аналогичная работа проводится и с подготовленными педагогом геометрическими фигурами, что позволяет закрепить результаты этой работы (рисунок 5). При приклеивании фигур дети испытывают сложности с намазыванием фигуры клеем, при переворачивании уже намазанной фигуры, а также в удержании образа, который задумывалось составить из этих фигур (например, «кошка» в процессе наклеивания элементов вполне может превратиться в «мышку»). Для упрощения процедуры клей-карандаш в вертикальном положении крепится к столу с помощью двухстороннего скотча. Дети сами касаются выбранным элементом клеевой поверхности, намазывая деталь и приклеивая ее в этом случае без помощи взрослых.

 Рисунок 5 Репина Дарья «Кошка»

 

Этап 2.  Закрепление навыка работы со штампами и геометрическими фигурами в процессе создания орнаментов

 

Закрепление освоенных на предыдущем этапе навыков штампования происходит в процессе изучения простых орнаментов. Орнаментами очень удобно оформлять рамки для работ, выполненных ранее в других техниках. На этом этапе используются простые схемы орнаментов, показанные на рисунке 6.

 

Рисунок 6 Схемы орнаментов с простым смещением элементов [5].

Чередования, даже самые элементарные, даются детям с ДЦП с большим трудом. Ребята не удерживают последовательность, стремясь к  монотонному повторению одного и того же элемента. Поэтому первые орнаменты не отличаются разнообразием (рисунки 7,8). С большим трудом дается ребятам и равномерное смещение, которое необходимо контролировать при переходе от одного элемента к другому. Отдельные элементы орнамента либо располагаются слишком близко друг к другу, либо, наоборот, разносятся слишком далеко. Одни и те же виды орнаментов создаются ребятами как с помощью штампов, так и из заготовленных педагогом геометрических фигур, а также с помощью чередования фигур и штампов. В этом случае сначала создается эскиз будущего орнамента, обсуждаются его элементы и подготавливается необходимое оборудование и заготовки, и только после этого  ребенку предлагается приступить к выполнению задуманного орнамента.

                                

Рисунок 7 Гаврилов Максим                              Рисунок 8 Репина  Дарья

«Самолетик»                                                         «Цветок в вазе»

Чтобы добиться ритмичного чередования без смещения элементов, педагог размечает для детей карандашную «сетку» под будущий орнамент (что также не всегда помогает, потому что у детей без специального обучения нет привычки контролировать внешние опорные схемы). Впоследствии дети учатся самостоятельно размечать такую «сетку», и в этом случае качество работы резко возрастает (рисунок 9).

 

Рисунок 9 Итоговая коллективная работа учебных мастерских НОУ «Странник» за 2012/13 учебный год, оформленная сложной орнаментальной рамкой.

Освоив простые орнаменты с чередованиями и смещениями по горизонтальной и вертикальной осям, дети постарше на следующем этапе могут пробовать выполнять более сложные орнаменты (с разворотом фигур и со смещением элементов относительно друг друга, а также с зеркальным отражением элементов – рисунки 10, 11). Следует отметить, что такие орнаменты доступны для самостоятельного выполнения далеко не всем нашим детям.

                                  

Рисунок 10 Схемы орнаментов                             Рисунок 11 Орнаменты (примеры работ)

Этап 3. Использование освоенных техник при выполнении более сложных художественных работ (в качестве одного из элементов оформления).

 

По мере закрепления навыков, дети сами начинают предлагать знакомую технику для создания образов и оформления работ. Чем больше техник знакомо ребятам, тем разнообразнее и насыщеннее создаваемые ими произведения (рисунки 12, 13).

         

Рисунок 12 Коллективная работа                       Рисунок 13 Фрагмент

(иллюстрация к сказке «Колобок)

На пятый-шестой год обучения наступает момент, когда педагог-руководитель мастерской может сконцентрировать свое внимание на обсуждении с детьми общего замысла работы, сюжета и композиционного решения будущего произведения. А все технические решения ребята предлагают сами. Именно на этом этапе группа, обучающаяся в мастерской, делает первый шаг от статуса «учебного» к статусу «творческого» коллектива.

 

Этап 4. Творческие подходы к штампованию. Художественный «отлип».

 

Помимо специальных штампов на занятиях могут быть использованы и нестандартные объекты для получения оттисков: листья деревьев, срезы овощей, ластики и многое другое. В учебных мастерских ГОУ «Центр «Динамика» была отработана техника оформления шейных платков и салфеток с помощью печати по ткани штампами, вырезанными из сырого картофеля. Картофель можно подбирать по размеру так, чтобы ребенку было удобно удерживать его в руке формообразующим схватом, можно вырезать элементы тех размеров и форм, которые были задуманы для орнамента. Это наименее затратный вариант, позволяющий получить много разнообразных оттисков, не приобретая дорогостоящего оборудования (рисунок 14).

Столь же доступным и разнообразным материалом являются сухие листья деревьев и кустарников. Промазанные гуашью или акриловой краской, сухие листья оставляют неровные, но вполне читаемые отпечатки, из которых также можно создавать образы или составлять композиции по задумке автора (рисунок 15).

                     

Рисунок 14 Процесс работы                               Рисунок 15. Пример работы,

со штампами из картофеля                                  выполненной с отпечатками листьев

 

 

Список литературы:

  1. Киселева Н.А., Румянцева О.С. «Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития (при преимущественном грубом нарушении функционирования опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными и сенсорными нарушениями развития)»/ компакт-диск «Открытый педагогический форум «Новая школа-2011», 2012 г.
  2. Киселева Н.А., Румянцева О.С.  «Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития. Использование техники «изготовление самодельной бумаги» на уроках труда»/ компакт-диск «Открытый педагогический форум «Новая школа-2012», 2013 г.
  3. Система игровых методов для социально-педагогической реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей (методическое пособие). СПб., 2009 г. – 95 стр.
  1. Цукарь А. Уроки развития воображения. М. 2000. 203 стр.

5. Простые узоры и орнаменты/ Серия «Искусство – детям». М., «Мозаика-синтез». 2007

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010