Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок – конференция. Отечественная война 1812 года. Роль личности в истории

Автор:
Сидоренко Людмила Николаевна

Аннотация:

 

Аннотация


Отечественная война 1812 года. Роль личности  в истории

Двести лет прошло с того момента, русский народ разбил и изгнал со своей земли захватчиков, которые сумели подмять под себя почти всю Европу. Эту армию захватчиков возглавлял талантливый полководец Наполеон.

За свою многовековую историю наша страна не раз подвергалась иноземному нашествию. Но всякий раз ее народы, поднявшись как один против захватчиков , побеждали и спасали Отечество. История дает поучительные уроки. Любая армия имеет свои традиции. По словам Н.М.Карамзина: «Традиции есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Традиции русской армии  - не давать неприятелю и пяди родной земли. А какова роль личности в истории? Император Александр, М.И.Кутузов, русский народ или генерал Мороз главные герои?

 

Статья:

Учитель истории и обществознании

МБОУ СОШ№2 г.Вилючинска Камчатского края

Сидоренко Людмила Николаевна

Урок – конференция

10-11 классы

 

Отечественная война 1812 года. Роль личности  в истории

 

Ключевые слова: 1812 год, Отечество, народ, ополчение

Цели и задачи урока: - усвоение знаний по теме «Отечественная война 1812 года»;

- развитие творческого мышления, критическое мышление обучающихся;

- активизировать познавательную деятельность, содействовать формированию гражданского сознания, чувства патриотизма.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», компьютер, проектор, презентация по теме урока, домашнее задание.

Ход урока


  1. I.                Постановка проблемы.

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А.С.Пушкин (« Евгений Онегин»)

С лица земли враги истнились –

Европа спасена от уз.

Хвала тебе, монарх российский!

Хвала муж дивный, Михаил!

Днесь вам не нужны обелиски,

Вас бог бессмертьем наградил.

Дела благие век сияют,

А не благие – никогда;

Наполеона проклинают,

Отныне вам слава навсегда!

К.Ф.Рылеев («На погибель врагов»)

 Так кто же победил Наполеона? Император Александр Павлович? Михаил Илларионович Кутузов? Русский народ? Генерал Мороз?

  1. II.             Вопросы.


  2. Вводная часть.
  3. Александр I:

- «..хвала тебе, монарх российский!»;

-Александр I не герой 1812 года.

3.Л.Н.Толстой: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

4. Михаил Илларионович Кутузов «…хвала муж дивный, Михаил!».

5.Подведение итогов.

 

Ведущий: После Аустерлицкого сражения, когда честолюбие Наполеона довело его до мысли о создании мировой империи, именно в России французской император увидел главное препятствие для ее реализации. В связи с этим С.М.Соловьев писал: «В начале ХIХ в. Европа представляла удивительное на первый взгляд явление, бывшее результатом всей ее истории. Два крайних государства ее на континенте. Россия и Франция, не имевшие, по-видимому, никаких точек соприкосновения, стояли друг перед другом, готовые к борьбе». За свою многовековую историю наша страна не раз подвергалась иноземному нашествию. Но всякий раз ее народы, поднявшись как один против захватчиков, побеждали и спасали Отечество. Наполеон тщательно готовился к войне. В поход он собрал «Великую армию» ценой огромного напряжения материальных и людских ресурсов Франции и порабощенных стран континентальной Европы. Она включала гвардию, 12 пехотных и 4 кавалерийских корпусов, насчитывая свыше 600 тысяч человек и 1372 орудия. За полтора месяца до вторжения Наполеона в беседе с католическим епископом Прадтом утверждал: «Я иду на Москву и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мир». В ночь на 12 июня без объявления войны французская армия начала переправу через Неман и вторглась в пределы России. Так началась война, которую русский народ назвал Отечественной.

Точки зрения участников конференции. Возможна защита точек зрения в группах (участники разбиваются на группы по интересам и дополняют доклады своих товарищей, доказывая оппонентам свою точку зрения).

 

2.Оппонент: Император Александр I Благословенный родился 12-го декабря 1777-ого года. Он являлся старшим сыном  в то время цесаревича, а с 1796 года  Императора Павла Петровича и любимым внуком Екатерины Великой. С 1801 года Александр Павлович встал во главе империи. В 1812 году грянула необыкновенная, грандиозная Отечественная война, эпопея, в которой на героической защите родины от страшного врага соединились Император и последний крестьянин. Современники утверждали, что Александр Павлович показал себя настоящим рыцарем на престоле, столь беспредельны были его самоотверженность, стойкость, упорство в достижении единой цели: не положить оружия до тех пор, пока ни одного предела не останется в пределах русской земли. Никаких переговоров с неприятелем. От Кутузова требовали открытия самых решительных действий против неприятеля. «Вспомните, что вы еще должны отвечать оскорбленному отечеству за потерю Москвы», писал Кутузову император. Всеобщий подъем чувств беспредельной благодарности русского народа нашел себе исход в поднесении Императору Святейшим Синодом, Государственным Советом и Правительствующим Сенатом прошения о принятии Государем наименования Благословенного «тем более приличного скромности и благочестивому смирению Государя Императора, что великие подвиги Его очевидно ознаменованы покровительством Всевышнего Промысла». Одновременно с этим просили разрешить воздвигнуть в Петербурге в его честь памятник. Александр решительно отклонил все эти почести, сказав между прочим: «Да соорудится памятник в чувствах ваших, как оный сооружен в чувствах моих к вам! Да благословляет в сердцах своих народ мой, как в сердцах своих народ мой, как в сердцах моих благословляю оный!». Желание его исполнилось. Император сохранился Благословенным в сердцах его современников и Благословенным перешел в историю.

Оппонент: В отличие от героического самопожертвования народа в Отечественной войну 1812 года отдельные представители правящих дворянских кругов использовали тяжелое время для своего обогащения. Цесаревич Константин Павлович, укрывшись от войны в Петербурге, предложил Екатеринославскому полку купить у него 126 лошадей по 225 рублей (цена по тем временам достаточно высокая). Колебания экономического комитета полка прекратил прямой указ императора, и лошадей пришлось купить, заплатив 23350 рублей. Как оказалось, из 126 лошадей только26 были признаны годными и записаны в полк (стальных Екатеринославский полк продал или уничтожил).

3.Оппонент: Война приближалась к Смоленской земле. В начале июля в Смоленске царь встретился с местным дворянством, которое просило о разрешении вооружиться самому и вооружить крестьян в числе 20 тысяч человек. Одобрив это ходатайство, Александр обратился к смоленскому епископу Иринею с рескриптом, в котором возлагал на него ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались чем только могут, не давали врагам пристанища и наносили им «великий вред и ужас». Этот рескрипт узаконил партизанскую войну. Но крестьяне и без рескрипта покидали свои жилища и уходили в лес, переделывали косы в боевое оружие. Впервые гениальный французский полководец увидел народный гнев. Можно воевать с армиями, можно расставлять шахматы на доске – поле сражения, но нельзя вступать в брань с народом. Э той истины Наполеон никак не мог постичь. В октябре 1812 года маршал Лористон (Наполеон послал маршала к Кутузову послом для переговоров о мире) пожаловался Кутузову на «варварское» отношение русских крестьян к французам. Фельдмаршал пояснил, что крестьяне относятся к французам так, как их предки всегда относились к захватчикам  сравнил французов с монголами, а самого Наполеона с Чингисханом. Отношение русских крестьян к цивилизованным европейским захватчикам: при отступлении грязные, оборванные, голодные солдаты сдавались русским крестьянам с поднятыми руками и словами «Шер амии! (Дорогой друг)», чтобы расположить к себе русских; крестьяне стали называть их «шаромыги» или «шаромыжники».

Привести примеры о крестьянах – партизанах Василисе Кожиной, Герасиме Курине и других.

В самом названии Отечественной войны подчеркивается ее общественный, народный характер. 1812 году, как и 200 лет назад, русское общество вновь взяло, как и во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки.

4.Оппонент: Михаил Илларионович Кутузов. В конце июля у Смоленска армиям Барклая де Толли и Багратиона удалось соединиться. Багратион добровольно уступил Барклаю де Толли общее командование соединившимися армиями. Сражение за Смоленск 4 – 5 августа не выявили победителя, но Барклай в ночь на 6 августа дал приказ отступать. Он считал , что перевес в силах на стороне Наполеона, но время работает не в его пользу. Багратион не скрывал своего недовольства тактикой Барклая. Заговорили об измене. Говорили, что Барклай «ведет гостя в Москву». Постоянное отступление снижало боевой дух армии. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» очень ясно выражены эти настроения:

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали...

Сложившаяся обстановка требовала необходимость назначения опытного и мудрого, уважаемого в армии главнокомандующего. Тем временем в Петербург вернулся М.И.Кутузов, победоносно завершивший войну с Турцией. В ту пору ему шел 67-й год. Ученик А.В.Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, большим жизненным и военным опытом. О Кутузове сразу заговорили как о единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего. Но император недолюбливал Кутузова за его независимость и , наверное, ревновал его популярности.  Московское и Петербургское ополчения избрали Кутузова своим начальником. И среди близких к царю людей были сторонники Михаила Илларионовича. Александр должен был уступить. «Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки».  Александр упрекал главнокомандующего в оставлении Москвы. Но можно ли было не оставлять Москвы? По дороге в армию Кутузов часто повторял: «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве». З Торжком он узнал , что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят» - с огорчением сказал Кутузов, имея в виду, что за Смоленском до самой Москвы русские войска больше не имели опорного пункта. Какой выбор он должен сделать? «Не решен еще вопрос, - писал он в одном из писем, - потерять ли армию или потерять Москву». 17 августа у села Царева Займище Кутузов прибыл в армию, встреченный общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга, а солдаты быстро сложили поговорку «Пришел Кутузов бить французов». «Разве можно с такими молодцами отступать?» - говорил он, осматривая войска. Но затем, разобравшись в обстановке, главнокомандующий (не побоялся вызвать недовольство царя)  приказал далее отступать. При помощи решительных мер Кутузов улучшил снабжение армии, подтянул дисциплину. Большие надежды он возлагал на ополчения, формировавшиеся в разных городах. В конце августа численный перевес был на стороне французов, но Кутузов знал , что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. Общество готово было сделать все для победы. Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина на Новой Смоленской дороге, в 110 км от Москвы. К югу от села, в километрах  в пяти, была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге. На этой земле русская армия преградила неприятелю путь на Москву. 26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Сражение на Бородинском поле длилось целый день и прекратилось только с наступлением темноты. Французы отошли на исходные рубежи, оставив все занятые ими ценой огромных потерь русские позиции. Кутузов вырвал у Наполеона стратегическую инициативу.  «Из всех моих сражений: - говорил Наполеон, - самое ужасное то. Которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Кутузов говорил: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата». У Кутузова хватило мужества и ответственности 1 сентября в деревне Фили под Москвой на военном совете поставить вопрос об оставлении Москвы. Новое сражение за Москву было невозможно (Беннигсен, Дохтуров, Уваров, Коновницын, Ермолов настаивали на сражении). Кутузов: «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна». 2 сентября русская армия вышла из Москвы, 6 октября армия Наполеона отступила из города. Отступление бывшей «Великой армии» превратилось в массовое бегство. При переправе через Березину в ноябре от 600 – тысячной армады осталось 30 тысяч человек. В конце декабря 1812 года русские войска перешли Неман.

М.И.Кутузов, в ком счастливо сочетались лучшие черты русского характера, был выдвинут на свой ответственный пост по воле общественности и стал национальным лидером. Благодаря его военному гению,  в борьбе с иноземными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность. 28 апреля Михаил Илларионович Кутузов , светлейший князь Смоленский, генерал – фельдмаршал, главнокомандующий Российской и Прусской армиями, член Государственного совета, кавалер орденов: св. апостола Андрея с бриллиантами, св. Александра Невского, св. Георгия 1 - й степени, св. Владимира 1-й степени, св. Анны 1 – й степени, св. Иоанна Иерусалимского большого креста, австрийского – Марии Терезы 1 - й степени и прусского – Черного Орла; имевший золотую шпагу с алмазами, был похоронен в Казанском соборе. В пяти верстах от столицы простые люди остановили колесницу и до Казанского собора гроб несли на руках, сменяя друг друга. Так народ выразил свою любовь полководцу.

5.Подводится итог урока. Учитель задает домашнее задание: составить тест на тему: Отечественная война 1812 года (не менее 10 заданий).

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010