Автор:
Раганян Аида Пайлаковна
Урок был проведён в коррекционной школе II вида с использованием технологии проблемного диалога. Изучение натуральных чисел строится на основе практических работ и задач, содержание которых взято из жизни и связано с трудом учащихся. Поэтому формирование каждого нового понятия всегда связывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения.
В соответствии с целью и задачами на уроке использовались различные формы и приёмы работ: подбор примеров, повторение темы с устными ответами по нему, заслушивание ответов учащихся, подготовка к комплексному применению знаний и к обобщающей деятельности, создание проблемной ситуации, элементы занимательности, игра с опорой на жизненный опыт, творческие задания.
Обучение математике на уроке было тесно связано с формированием речи слабослышащих учащихся. Проводимая работа была направлена как на овладение математической терминологией, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи.
При подготовке к уроку был продуман переход от одного вида деятельности к другому, подобран наглядный материал (иллюстрации, картинки). Для недопущения перегрузки на уроке проводилась физкультминутка, была организована игровая деятельность. Примеры игр и игровых упражнений были сгруппированы в соответствии с их дидактическим содержанием.
Работа на уроке была направлена на развитие мышления, памяти, внимания, творческого воображения и наблюдательности. Всё это способствовало развитию логического мышления, умению кратко, ясно и правильно излагать свои мысли.
Урок был проведён с учётом индивидуальных особенностей детей.
Статья:
Предмет: математика
Класс: 1класс
Тип урока: УОСЗ (урок обобщения и систематизации знаний).
Вид урока: урок-путешествие.
Инновационный метод: проблемно - диалогический метод.
Тема урока: Повторение чисел от 1 до 10.
Цель стратегическая урока: развитие мировоззрения учащихся; постижение приёмов синтеза и анализа своих действий, направленных на постановку учебной проблемы и поиск её решения.
Цель тактическая: обеспечениетворческого усвоения учащимися специально организованного учителем побуждающего и подводящего диалога;
развитие логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод;
развитие фразовой речи, диалогической речи, наглядно-действенного мышления и слуха учащихся.
Задачи:
систематизировать, совершенствовать и закрепить ранее полученные знания нумерации и состава чисел от 1 до 10;
выполнять задания поискового характера;
развивать внимание, зрительную память;
учиться проводить самоанализ собственной деятельности и оценивать себя.
Ресурсы:
-основные: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. учебник «Математика» часть 1;
рабочая тетрадь.
-дополнительные: презентация, серия картинок, раздаточный материал, игрушка-самоделка, таблички со словами, конверты с заданием.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Межпредметные связи: окружающий мир, развитие речи.
Технология проведения |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: организовать внимание школьников с помощью вопросов и зада- ний, которые задаются на слух (за экраном) для успешной работы на уроке. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, рабочее состояние слуховых аппаратов. |
Слушают и отвечают на вопросы учителя. |
|
II.Мотивация к учебной деятельности.
Определение темы и цели урока. Постановка проблемы.
Цель этапа: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; определение шагов учебной деятельности. |
Создаёт условия для самостоятельного определения учащимися цели урока и шагов учебной деятельности. -Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? -Какие числа мы уже изучили на уроках математики? -Чему мы научились с вами на уроках?
- Чтобы хорошо считать, не допускать ошибок при сложении и вычитании, что мы делаем? - Как вы думаете, какая сегодня тема урока? - Сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Чтобы узнать, на каком виде транспорта, вы должны будете правильно расставить числа в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква. Если вы правильно выполните задание, сможете прочитать слово. |
Прогнозируют шаги учебной деятельности.
- От 1 до 10.
- Мы научились: складывать, вычитать, решать примеры, решать задачи.
- Мы повторяем.
- Повторение чисел от 1 до 10.
Учащиеся расставляют числа от 7 до 1 и складывают слово «корабль» |
Л. Положительно относиться к учению, желать приобретать новые знания. Р.Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. П. Осознавать познавательную задачу. К.Вступать в диалог с учителем, участвовать в общей беседе, слушать и понимать речь других. |
III.Актуализация знаний. Цель этапа: акцентировать внимание детей на выполнение задания поискового характера.
|
- Сегодня с нами в путешествие поплывёт Клава (игрушка-самоделка). Но она приготовила для вас задания. Если вы правильно их выполните, то сможете отправиться в путь. 1) назовите соседей чисел: .. 5 ..; .. 9 ..; ..3.. ; 2)какое из чисел больше или меньше: 7 9; 3 6; 8 5? 3) к какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 9; - Вы справились с заданиями, которые приготовила Клава. Можем отправляться в плавание. |
Учащиеся выполняют задания и находят правильные ответы.
|
Л. Положительно относиться к учению, желать приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности. Р. Определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя П.Соотносить результаты с реальностью, выполнять задания с большей долей самостоятельности. К.Обмениваться мнениями. Слушать друг друга, извлекать пользу из опыта одноклассников. |
IV.Обобщение и систематизация знаний. Цель этапа: подготовить учащихся к обобщённой деятельности, научить самостоятельно решать проблему.
|
На доске серия картинок-корабликов с примерами. - Посмотрите на картинки. В море плавает много кораблей. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы они не столкнулись? |
-Надо решить примеры на сложение и вычитание и правильно расставить корабли по номерам. Решают примеры, находят правильные ответы и расставляют корабли по номерам.
|
Р.Определять цель учебной деятель-ности самостоятельно или с помощью учителя, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять их. П. Уметь соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала. К.Вступать в учебный диалог с учителем и с классом, организовывать учебное взаимодействие в классе. |
V.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: постановка проблемы и поиск нахождения решения. |
-Мы приплыли на остров «Задачкино» Как вы думаете, кто или что может быть на этом острове? - На этом острове надо решить задачу, чтобы плыть дальше. Вы умеете решать задачи? -Прочитайте запись. На одном корабле было 5 матросов, на другом корабле -4 матроса.
- Это задача? - Почему? - Придумайте вопрос.
-Теперь прочитайте задачу полностью и решите её. - Следующий остров «Сказочный». Как вы думаете, что может быть на этом острове? -Может быть там сказочный домик? -Как вы думаете, состав какого числа мы впишем в пустые окошки этого домика? -У вас на столах конверты. Посмотрите, что в них. -Вы умеете решать такой пример? -Если к данному числу мы прибавим 1, то получим следующее число. |
Высказывают свои мнения.
-Да
Дети читают.
- Нет. - Потому, что нет вопроса. -Сколько всего матросов было на кораблях? Читают задачу полностью и решают её. - Наверно, там живут герои сказок.
- Да. - Так как в доме всего 8 пустых окошек, мы можем вписать туда только состав числа 5. - В конверте лежит пример. 10+1= -Нет. Решают пример. |
Л. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Р.Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять их. П.Находить ответ на интересующий вопрос. К.Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами. |
VI.Конроль усвоения знаний. Цель этапа: выявить понимание учащимися смысловой и темати- ческой направленности урока. |
- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось? Какие трудности вы испытывали на уроке? Домашнее задание. -Придумать пример и решить его. Вписать в пустые окошки состав числа 7. |
Обсуждают допущенные ошибки и их корректирует.
|
Л. Устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом. Р.Выполнять учебные действия в мыслительной и речевой форме, вносить необходимые коррективы. П.Осознавать познавательную задачу, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. К.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
VII. Рефлексия. Цель этапа: выявить самооценку учащихся собственной учебной деятельности. |
Подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Какая была тема урока? Расскажите, чему научились на уроке? Оцените свою работу на уроке.
|
Дети считают количество звёздочек, полученных на уроке и дают оценку собственной деятельности
|
Л.Учиться оценивать свою учебную деятельность. Р.Учиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами. К.Участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости. |