Автор:
Румянцева Елена Анатольевна
Аннотация
Элективный курс для 10 класса « Экспериментальная органическая химия» включает в себя следующие
Цели:
1 Расширить представление учащихся о химическом эксперименте.
2 Способствовать формированию научного мировоззрения.
3 Оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи:
1 Совершенствовать экспериментальные умения.
2 Расширение представлений учащихся о свойствах веществ.
3 Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах
4 Развивать познавательный интерес, мыслительные процессы, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
5 Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
Практическое значение: учащиеся расширяют свои представления о химии, совершенствуют свои умения, развивают компетенции. Курс в разных вариациях используется уже около 5 лет в разных по составу и уровню развития классах, неизменно вызывал успех и интерес у учащихся возможностью «почувствовать» химию руками, глазами, обонянием. Теоретические знания, полученные на уроках, воплощаются в реальные осязаемые результаты – полученные ароматы, окрашенные ткани, сваренное мыло.
Статья:МОУ Степановская СОШ имени Н. К. Иванова
Программа элективного курса по химии 10 класса
«Экспериментальная органическая химия»
Программа составлена учителем химии и биологии
Румянцевой Е. А.
2012
Пояснительная записка:
Программа элективного курса «Экспериментальная органическая химия» предназначена для учащихся 10 класса и носит предметно-ориентированный характер.
На занятиях курса учащиеся познакомятся с методами получения органических веществ, методами качественного анализа, работой лаборанта. В процессе проведения опытов учащиеся расширяют свои представления о веществах, их свойствах, совершенствуют практические умения. Занятия курса позволяют осуществлять профориентационную работу по предмету. Содержание курса базируется на знаниях, приобретенных в 9, 10 классах на уроках химии.
Программа курса рассчитана на 8 часов.
Цели:
1 Расширить представление учащихся о химическом эксперименте.
2 Способствовать формированию научного мировоззрения.
3 Оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи:
1 Совершенствовать экспериментальные умения.
2 Расширение представлений учащихся о свойствах веществ.
3 Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах
4 Развивать познавательный интерес, мыслительные процессы, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
5 Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы в химической лаборатории,
- способы получения и химические свойства основных классов органических веществ,
- методы качественного анализа.
Учащиеся должны уметь:
- проводить химический эксперимент по получению различных веществ, проводить химический эксперимент по качественному определению органических веществ,
- уметь соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.
- оформлять результаты работы.
Будут использованы следующие формы работы:
- лекции
- практические работы
- работа с литературой и интернетом.
Программа:
1 тема Мир запахов – мир органических веществ. 4 часа
Вещества – источники ароматов: спирты, альдегиды, кислоты, сложные эфиры. Ароматические вещества в растениях и у животных. История ароматерапии. Химические аналоги естественных веществ, их преимущества и недостатки.
Практические работы:
- Исследование свойств ароматических веществ: спиртов, альдегидов и кислот.
- Выделение ароматических веществ из природного растительного сырья. Приёмы фиксации летучих веществ
- Синтез искусственных ароматизаторов. Сравнение их с естественными ароматическими веществами.
2 тема Мыло и моющие средства. 2 часа
История мыловарения. Банный щелок. Мыльные растения. Мыло и его изготовление. Виды мыла. Мыло- объект авторского дизайна. Синтетические моющие средства, их свойства и значение. Экологический вред и гигиеническая польза от них.
Практические работы:
- Изготовление банного щелока.
- Исследование свойств мыла. Синтез мыла в лабораторных условиях.
- Исследование свойств СМС, их экологического действия на живые организмы.
3 тема: Мир красок 2 часа
История использования красителей. Природные красители в растениях и животных. Способы окраски тканей природными красителями. Их достоинства и недостатки. Синтетические красители. История получения. Окраска тканей, свойства синтетических красителей.
Практические работы:
- Получение природных красителей из растительного сырья и окраска образцов тканей.
- Окраска тканей синтетическими красителями.
Итоговое занятие – сдача зачета, защита творческих работ
Темы творческих работ учащихся для сдачи зачета:
- Ароматы в природе.
- Ароматерапия.
- Парфюмерия и косметика – основной потребитель ароматов.
- Ароматы в пищевой промышленности.
- Как возникло мыло. История гигиены.
- Моющие средства и ароматы.
- Мыло как объект авторского дизайна.
- Не все стиральные порошки одинаковы.
- Что засыпать в стиральную машину, кроме порошка?
- Красители - история и современность.
- Искусство «Батик».
Календарно- тематическое планирование : Приложение 1 Календарное врем1.docx